Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенные органы (Таможенный комитет РФ)

Налоги сборы не должны препятствовать свободному перемещению в пределах территории РФ товаров (работ, услуг). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (права свободно избирать место жительства).

Пример реализации этого принципа: постановлением КС признаны несоответствующими конституции акты ряда субъектов федерации, которые предусматривали взимание пошлины (сборов) за регистрацию по месту жительства, т.к. они ограничивали реализацию гражданами их конституционного права на свободный выбор места жительства.

Субъекты налогового права и

участники налоговых отношений

В праве традиционно разграничиваются понятия «субъект права» и «участник правоотношений».

Субъектами НП права являются:

1) организации

2) физические лица

3) государственные органы и органы местного самоуправления

4) сами публичные территориальные образования как таковые (РФ и субъекты РФ).

Понятие «налогоплательщик» характеризует участника налоговых отношений.

Физические лица как субъекты НП

НК использует понятие «физическое лицо», а не «гражданин» и т.п.

Такой подход не является случайным. Гражданство не имеет решающего значения для определения порядка налогообложения (решающим является критерий резидентства).

Понятие «физическое лицо» объединяет граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Им охватывается также и понятие «индивидуальный предприниматель». Понятие ИП содержится в ст.11 НК РФ. ИП понимается аналогично ст.2 ГК РФ.

НК содержит более широкое (по отношению к ГК РФ) понятие: к индивидуальным предпринимателям ст.11 НК в целях налогообложения таких лиц приравнивает таких лиц, которые с точки зрения других отраслей права таковыми не являются:

ü частные нотариусы

ü адвокаты, учредившие адвокатский кабинет.

Понятие ИП в силу ст.23 ГК распространяется и на главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Организация как субъект НП

В НК используется понятие «организация», а не «юридическое лицо» - это не случайно. Понятие организации является более широким; НК вводит его для того, чтобы охватить им некоторых коллективных субъектов, не обладающих статусом юридического лица. Например:

1) филиалы и представительства иностранных юр. лиц

2) филиалы и представительства международных организаций

По смыслу ст.55 ГК у них отсутствуют признаки юр. лица.

Это продиктовано необходимостью обособленного налогообложения этих структурных подразделений, т.к. налоговые органы не обладают возможностью оценить результаты деятельности всего юр. лица.

3) иностранные корпоративные образования, не обладающие статусом юридического лица, но обладающие гражданской правоспособностью (ст.11 НК).

Государственные органы и органы местного самоуправления

как субъекты НП

Перечень гос. органов и органов местного самоупр-я достаточно обширен.

Все участники перечислены в ст.9 НК. Среди прочих законодатель выделил:

1) Министерство по налогам и сборам РФ и его территориальные подразделения (согласно ст.30 НК это налоговые органы)

Их статус определяется как ст.30, 31, 32 и др. НК, так и специальным законом РФ «О налоговых органах» (ранее был закон «О государственной налоговой службе РФ»).

Налоговый орган является одним из основных участников налоговых отношений.

2) органы внебюджетных фондов:

ü Пенсионный фонд РФ

ü Фонд обязательного социального страхования

ü фонды обязательного медицинского страхования

Если налоговый орган является одним из основных участников налоговых отношений, то роль этих органов ограничена.

Случаи участия данных органов в налоговых отношениях:

1) при принятии решения об изменении сроков уплаты налоговых платежей

2) эти органы наделены некоторыми полномочиями в сфере контроля и взыскания тех налогов и сборов, которые осуществляются в эти фонды.

Обладает всей полнотой полномочий налоговых органов в отношении только тех налогов и сборов, которые взимаются при пересечении границ РФ (налоговые пошлины,

частично – НДС и акцизы).

В налоговых отношениях участвуют и иные органы исполнительной власти. В частности сборщики налогов. Под сборщиками налогов понимаются гос. органы и органы местного самоупр-я, осуществляющие приём денежных средств в качестве уплаты налогов и сборов (это узкая трактовка). Согласно широкой трактовке (вытекающей из ст.9 НК): под сборщиками налогов понимаются гос. органы и органы местного самоупр-я, осуществляющие приём денежных средств в качестве уплаты налогов и сборов, а также те, которые осуществляют контроль.

Сборщиками налогов являются гос-венные или иные уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие приём средств у налогоплательщиков и перечисляющие их в бюджет. Правовой статус сборщиков налогов определяется соответствующими ФЗ-ми (ст.25 НК). Ранее этот термин использовался в обиходе для обозначения налоговых агентов, настоящий НК вкладывает совершенно иное содержание в это понятие.

Высшие органы гос. власти также участвуют в налоговых отношениях. Согласно ст.59 НК Правительство обладает полномочиями в части списания безнадёжных долгов по налогам и сборам, а в ряде случаев – также и нормотворческими полномочиями.

Определёнными правами наделены региональные и местные финансовые органы (полномочия в части принятия решения об изменении сроков уплаты).

В прежней редакции НК субъектом называлась также налоговая полиция, в настоящее время она упразднена и её полномочия переданы органам внутренних дел (полномочия – проверка действий налогоплательщиков с целью выявления в них признаков уголовно-правовых деяний. Органы внутренних дел руководствуются законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и УИК). Органы внутренних дел не являются субъектом.

Некоторые субъекты в ст.9 НК не называются участниками налоговых отношений, но фактически признаются таковыми в тексте НК – это представительные органы власти.

НК до конца не регулирует принятие налоговых законов – только в части определения элементов налогообложения, которые определены в ст.17 НК.

Отдельная категория субъектов НП – публичные территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)

Их участие в налоговых отношениях заключаются в том, что они выступают как получатель налогов и сборов.

Налог зачисляется на бюджетные счета, которые ведутся федеральным казначейством.

НК выделяет несколько основных участников налоговых отношений (назначает типичные роли субъектов):

1) налогоплательщики

2) налоговые агенты

3) сборщики налогов

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип единства налоговой системы и принцип налогового федерализма | Налогоплательщики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.