КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система экологического законодательства
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. Предметом экологического законодательства являются экологические отношения, возникающие при взаимодействии общества и природы.
Предмет экологического законодательства
· В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»; другие законодательные и нормативные акты. Головным законом природоохранительного законодательства является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», который был принят в декабре 1991г. Задачи, преследуемые данным Законом, следующие: 1. сохранение природной среды; 2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; 3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Генеральная линия Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду. Центральная тема Закона – человек, который рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности; как объект такого воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда. Закон эффективен только совместно с комплексом определенных организационных, правовых, экономических и воспитательных мер. · В подсистему природноресурсного законодательства входят: - Земельный кодекс РФ (1991г.); - Воздушный кодекс РФ (1997г.); - Лесной кодекс РФ (1997г.); - Водный кодекс РФ (1995г.); - Закон РФ о недрах (1992г.); - Закон РФ о животном мире (1995г.); - другие законодательные и нормативные акты. Природноресурсные законодательные акты регулируют конкретные виды природноресурсных отношений и содержат следующее: · в них приводится перечень объектов природноресурсовых отношений; · определяются субъекты этих отношений, их права и обязанности; · указывается форма собственности на природные ресурсы; · приводится порядок лицензирования конкретного вида природопользования; · указываются виды пользования природными ресурсами; · устанавливаются виды платежей за использование природных ресурсов; · определяются задачи государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов; · указывается на обязательность осуществления контроля за использованием и охраной природных ресурсов, а также ведения кадастров конкретных природных ресурсов; · приводятся виды ответственности за нарушение данных законов; устанавливается возможность разрешения споров по поводу использования и охраны природных ресурсов.
4.2. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
Раздел 1. Общие положения. В данном разделе определяется следующее: задачи природоохранительного законодательства РФ, система природоохранительного законодательства, основные принципы охраны окружающей природной среды, объекты охраны окружающей природной среды, компетенция государственных органов власти различных уровней в области охраны окружающей природной среды. Система природоохранительного законодательства строится по тому же принципу, что и головной закон.
Раздел 2. Право граждан на здоровую благоприятную окружающую среду. Закрепляется право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью; последствиями аварий, катастроф, стихийных бедствий, которое обеспечивается: - планированием и нормированием качества окружающей природной среды; - социальным страхованием граждан; - предоставлением реальных возможностей для проживания в благоприятных для жизни и здоровья условиях; - возмещением вреда, причиненного здоровью; - государственным контролем за состоянием окружающей природной среды. Далее перечисляются права и обязанности граждан и общественных экологических объединений в области охраны природы.
Раздел 3. Экономический механизм охраны окружающей природной среды. В данном разделе раскрывается следующее: - задачи экономического механизма; - необходимость ведения кадастров природных ресурсов; - источники финансирования экологических мероприятий; - порядок выдачи лицензии на комплексное природопользование; - лимиты на природопользование (изъятия природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов производства); - виды платежей за природные ресурсы (за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов); - механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды (налоговые скидки, отсрочка платежа, льготные кредиты, поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию и т.д.).
Раздел 4. Нормирование качества окружающей природной среды. В разделе приводятся основные требования к нормированию качества окружающей природной среды, дается перечень предельно-допустимых норм воздействия на окружающую природную среду.
Раздел 5. Государственная экологическая экспертиза. В разделе определяется цель проведения государственной экологической экспертизы (проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества), объекты экспертизы, возможность проведения общественной экологической экспертизы.
Раздел 6. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. В разделе внимание уделяется необходимости учета экологической безопасности при разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов.
Раздел 7. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности. В разделе приводятся экологические требования отдельно: - в сельском хозяйстве; - при мелиоративных работах; - к энергетическим объектам; - при реконструкции и строительстве городов и других населенных пунктов; - при использовании химических веществ; - к военным и оборонным объектам. Раздел 8. Чрезвычайные экологические ситуации. Закон предусматривает выделение двух видов кризисных зон: 1. зоны чрезвычайной экологической ситуации – участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов животных и растений; 2. зоны экологического бедствия – территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение экосистем, деградацию флоры и фауны. Такие зоны объявляются постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ на основании заключения государственной экологической экспертизы. В России такими зонами признаны следующие: Кузнецкий угольный бассейн Кемеровской области, Нижний Тагил Свердловской области, г. Братск Иркутской области. Раздел 9. Особо охраняемые природные территории и объекты. В разделе определяются условия отнесения природных объектов к особо охраняемым, их правовой режим и меры охраны. Раздел 10. Экологический контроль. В разделе определяются задачи экологического контроля: - наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением; - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды; а также уровни проведения экологического контроля: - государственный; - производственный; - общественный. Раздел 11. Экологическое воспитание, образование, научные исследования. В разделе говорится о необходимости всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, а также обязательности экологических знаний в учебных заведениях, профилактической экологической подготовки руководителей и специалистов, проведении научных экологических исследований. Раздел 12. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды. Закон определяет возможность разрешения споров между юридическими и физическими лицами в судебном порядке. Раздел 13. Ответственность за экологические правонарушения. В разделе дается определение экологических правонарушений (виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство), по способам применения санкций выделяется 4 вида эколого-правовой ответственности: 1. дисциплинарная (к физическим лицам) – за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения; 2. материальная (к физическим лицам) – в виде возмещения расходов предприятия, учреждения или организации по устранению вреда, причиненного экологическим правонарушением; 3. административная (к физическим и юридическим лицам) – за совершение экологических правонарушений в виде наложения штрафов; 4. уголовная (к физическим лицам) – за совершение экологического преступления.
Раздел 14. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон определяет обязательность полного возмещения вреда, порядок его возмещения (добровольно, по решению суда). Вред может быть причинен: - окружающей среде; - здоровью; - имуществу.
Раздел 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. В разделе приводятся принципы и виды международного сотрудничества.
4.3. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА РФ «О НЕДРАХ»
Принят Верховным Советом РСФСР в 1992г. Принят Государственной Думой 8.02.95 г. во второй редакции с изменениями и дополнениями.
Раздел 1. Общие положения. В данном разделе определяются: цели Закона, правовое регулирование отношений недропользования, вопросы собственности на недра, создание государственного фонда недр; разграничиваются права государственных органов власти разных уровней в области недропользования. Закон регулирует горные отношения – отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей (горные отношения). Основной задачей регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений людей. Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра находятся в государственной собственности и не могут быть объектом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности. Раздел 2. Пользование недрами. Закон определяет следующие виды пользования недрами: 1. региональное геологическое изучение; 2. геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; 3. разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 4. строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5. образование особо охраняемых геологических объектов; 6. сбор геологических коллекционных материалов. Участок недр предоставляется в пользование в виде горного отвода -геометризованного блока недр (в случае разработки месторождения с существенным нарушением целостности недр) или геологического отвода (в случае геологического изучения без нарушения целостности недр). Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. Недра предоставляются в пользование: · на определенный срок: 1. для геологического изучения - на срок до 5 лет; 2. для добычи полезных ископаемых – на срок до 20 лет; 3. при совмещении указанных видов пользования – на срок до 25 лет; · без ограничения срока: 1. для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 2. для образования особо охраняемых объектов. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В данном разделе определяется порядок предоставления лицензий на пользование недрами, рассматривается государственная система лицензирования, случаи перехода права пользования недрами и переоформления действующей лицензии, основания для прекращения права пользования недрами, основные права и обязанности пользователя недр. Раздел 3. Рациональное использование и охрана недр. В данном разделе: · освещаются основные требования по рациональному использованию и охране недр; · определяется необходимость геолого-экономической оценки МПИ для определения ценности минеральных ресурсов; · приводятся требования по безопасному ведению работ, условия застройки площадей залегания полезных ископаемых, условия пользования земельными площадями залегания полезных ископаемых; · рассматриваются вопросы консервации и ликвидации предприятий; · дается характеристика геологической информации о недрах; · дается определение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых. Раздел 4. Государственное регулирование отношений при недропользовании. В данном разделе приводится перечень задач государственного регулирования отношений недропользования, дается определение государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр, государственного надзора за безопасным ведением работ. Раздел 5. Плата при пользовании недрами. В данном разделе характеризуется система платежей за пользование недрами; приводятся случаи освобождения от платежей за недропользование; приводится перечень платежей за пользование недрами, показывается каким образом происходит их распределение между бюджетами разных уровней, указываются формы внесения платежей в бюджеты; определяется порядок взимания отчислений за воспроизводство минерально-сырьевой базы; приводятся условия предоставления скидок за истощение недр. Система платежей при пользовании недрами: · сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; · платежи за пользование недрами; · отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы; · акцизы. Раздел 6. Ответственность при нарушении настоящего Закона. В разделе приводятся случаи наступления ответственности: · нарушение установленного законодательством порядка пользования недрами; · самовольное пользование недр; · осуществление действий, приводящих к порче МПИ; · нарушение стандартов по безопасному ведению работ; · самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; · систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами; и др.
Раздел 7. Междугородние договоры.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |