Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система экологического законодательства

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. Предметом экологического законодательства являются экологические отношения, возникающие при взаимодействии общества и природы.

 

Предмет экологического законодательства

 
 

 

 


- земельные; - горные; - водные; - лесные; - по использованию животного мира; - по использованию атмосферного воздуха - земельноохранительные; - водоохранительные; - лесоохранительные; - по охране недр; - по охране животного мира; - по охране атмосферного воздуха; - природозаповедные  

· В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»; другие законодательные и нормативные акты.

Головным законом природоохранительного законодательства является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», который был принят в декабре 1991г. Задачи, преследуемые данным Законом, следующие:

1. сохранение природной среды;

2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Генеральная линия Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду.

Центральная тема Закона – человек, который рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности; как объект такого воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

Закон эффективен только совместно с комплексом определенных организационных, правовых, экономических и воспитательных мер.

· В подсистему природноресурсного законодательства входят:

- Земельный кодекс РФ (1991г.);

- Воздушный кодекс РФ (1997г.);

- Лесной кодекс РФ (1997г.);

- Водный кодекс РФ (1995г.);

- Закон РФ о недрах (1992г.);

- Закон РФ о животном мире (1995г.);

- другие законодательные и нормативные акты.

Природноресурсные законодательные акты регулируют конкретные виды природноресурсных отношений и содержат следующее:

· в них приводится перечень объектов природноресурсовых отношений;

· определяются субъекты этих отношений, их права и обязанности;

· указывается форма собственности на природные ресурсы;

· приводится порядок лицензирования конкретного вида природопользования;

· указываются виды пользования природными ресурсами;

· устанавливаются виды платежей за использование природных ресурсов;

· определяются задачи государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов;

· указывается на обязательность осуществления контроля за использованием и охраной природных ресурсов, а также ведения кадастров конкретных природных ресурсов;

· приводятся виды ответственности за нарушение данных законов; устанавливается возможность разрешения споров по поводу использования и охраны природных ресурсов.

 

4.2. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»

 

Раздел 1. Общие положения.

В данном разделе определяется следующее: задачи природоохранительного законодательства РФ, система природоохранительного законодательства, основные принципы охраны окружающей природной среды, объекты охраны окружающей природной среды, компетенция государственных органов власти различных уровней в области охраны окружающей природной среды.

Система природоохранительного законодательства строится по тому же принципу, что и головной закон.

 

Раздел 2. Право граждан на здоровую благоприятную окружающую среду.

Закрепляется право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью; последствиями аварий, катастроф, стихийных бедствий, которое обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды;

- социальным страхованием граждан;

- предоставлением реальных возможностей для проживания в благоприятных для жизни и здоровья условиях;

- возмещением вреда, причиненного здоровью;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды.

Далее перечисляются права и обязанности граждан и общественных экологических объединений в области охраны природы.

 

Раздел 3. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

В данном разделе раскрывается следующее:

- задачи экономического механизма;

- необходимость ведения кадастров природных ресурсов;

- источники финансирования экологических мероприятий;

- порядок выдачи лицензии на комплексное природопользование;

- лимиты на природопользование (изъятия природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов производства);

- виды платежей за природные ресурсы (за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов);

- механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды (налоговые скидки, отсрочка платежа, льготные кредиты, поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию и т.д.).

 

Раздел 4. Нормирование качества окружающей природной среды.

В разделе приводятся основные требования к нормированию качества окружающей природной среды, дается перечень предельно-допустимых норм воздействия на окружающую природную среду.

 

Раздел 5. Государственная экологическая экспертиза.

В разделе определяется цель проведения государственной экологической экспертизы (проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества), объекты экспертизы, возможность проведения общественной экологической экспертизы.

 

Раздел 6. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

В разделе внимание уделяется необходимости учета экологической безопасности при разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов.

 

Раздел 7. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности.

В разделе приводятся экологические требования отдельно:

- в сельском хозяйстве;

- при мелиоративных работах;

- к энергетическим объектам;

- при реконструкции и строительстве городов и других населенных пунктов;

- при использовании химических веществ;

- к военным и оборонным объектам.

Раздел 8. Чрезвычайные экологические ситуации.

Закон предусматривает выделение двух видов кризисных зон:

1. зоны чрезвычайной экологической ситуации – участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов животных и растений;

2. зоны экологического бедствия – территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение экосистем, деградацию флоры и фауны.

Такие зоны объявляются постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ на основании заключения государственной экологической экспертизы. В России такими зонами признаны следующие: Кузнецкий угольный бассейн Кемеровской области, Нижний Тагил Свердловской области, г. Братск Иркутской области.

Раздел 9. Особо охраняемые природные территории и объекты.

В разделе определяются условия отнесения природных объектов к особо охраняемым, их правовой режим и меры охраны.

Раздел 10. Экологический контроль.

В разделе определяются задачи экологического контроля:

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением;

- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды;

а также уровни проведения экологического контроля:

- государственный;

- производственный;

- общественный.

Раздел 11. Экологическое воспитание, образование, научные исследования.

В разделе говорится о необходимости всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, а также обязательности экологических знаний в учебных заведениях, профилактической экологической подготовки руководителей и специалистов, проведении научных экологических исследований.

Раздел 12. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды.

Закон определяет возможность разрешения споров между юридическими и физическими лицами в судебном порядке.

Раздел 13. Ответственность за экологические правонарушения.

В разделе дается определение экологических правонарушений (виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство), по способам применения санкций выделяется 4 вида эколого-правовой ответственности:

1. дисциплинарная (к физическим лицам) – за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения;

2. материальная (к физическим лицам) – в виде возмещения расходов предприятия, учреждения или организации по устранению вреда, причиненного экологическим правонарушением;

3. административная (к физическим и юридическим лицам) – за совершение экологических правонарушений в виде наложения штрафов;

4. уголовная (к физическим лицам) – за совершение экологического преступления.

 

Раздел 14. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Закон определяет обязательность полного возмещения вреда, порядок его возмещения (добровольно, по решению суда). Вред может быть причинен:

- окружающей среде;

- здоровью;

- имуществу.

 

Раздел 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

В разделе приводятся принципы и виды международного сотрудничества.

 

4.3. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА РФ «О НЕДРАХ»

 

Принят Верховным Советом РСФСР в 1992г. Принят Государственной Думой 8.02.95 г. во второй редакции с изменениями и дополнениями.

 

Раздел 1. Общие положения.

В данном разделе определяются: цели Закона, правовое регулирование отношений недропользования, вопросы собственности на недра, создание государственного фонда недр; разграничиваются права государственных органов власти разных уровней в области недропользования.

Закон регулирует горные отношения – отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей (горные отношения).

Основной задачей регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений людей.

Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра находятся в государственной собственности и не могут быть объектом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Раздел 2. Пользование недрами.

Закон определяет следующие виды пользования недрами:

1. региональное геологическое изучение;

2. геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3. разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4. строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5. образование особо охраняемых геологических объектов;

6. сбор геологических коллекционных материалов.

Участок недр предоставляется в пользование в виде горного отвода -геометризованного блока недр (в случае разработки месторождения с существенным нарушением целостности недр) или геологического отвода (в случае геологического изучения без нарушения целостности недр). Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. Недра предоставляются в пользование:

· на определенный срок:

1. для геологического изучения - на срок до 5 лет;

2. для добычи полезных ископаемых – на срок до 20 лет;

3. при совмещении указанных видов пользования – на срок до 25 лет;

· без ограничения срока:

1. для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

2. для образования особо охраняемых объектов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

В данном разделе определяется порядок предоставления лицензий на пользование недрами, рассматривается государственная система лицензирования, случаи перехода права пользования недрами и переоформления действующей лицензии, основания для прекращения права пользования недрами, основные права и обязанности пользователя недр.

Раздел 3. Рациональное использование и охрана недр.

В данном разделе:

· освещаются основные требования по рациональному использованию и охране недр;

· определяется необходимость геолого-экономической оценки МПИ для определения ценности минеральных ресурсов;

· приводятся требования по безопасному ведению работ, условия застройки площадей залегания полезных ископаемых, условия пользования земельными площадями залегания полезных ископаемых;

· рассматриваются вопросы консервации и ликвидации предприятий;

· дается характеристика геологической информации о недрах;

· дается определение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Раздел 4. Государственное регулирование отношений при недропользовании.

В данном разделе приводится перечень задач государственного регулирования отношений недропользования, дается определение государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр, государственного надзора за безопасным ведением работ.

Раздел 5. Плата при пользовании недрами.

В данном разделе характеризуется система платежей за пользование недрами; приводятся случаи освобождения от платежей за недропользование; приводится перечень платежей за пользование недрами, показывается каким образом происходит их распределение между бюджетами разных уровней, указываются формы внесения платежей в бюджеты; определяется порядок взимания отчислений за воспроизводство минерально-сырьевой базы; приводятся условия предоставления скидок за истощение недр.

Система платежей при пользовании недрами:

· сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

· платежи за пользование недрами;

· отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· акцизы.

Раздел 6. Ответственность при нарушении настоящего Закона.

В разделе приводятся случаи наступления ответственности:

· нарушение установленного законодательством порядка пользования недрами;

· самовольное пользование недр;

· осуществление действий, приводящих к порче МПИ;

· нарушение стандартов по безопасному ведению работ;

· самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;

· систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами; и др.

 

Раздел 7. Междугородние договоры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Доходный (остаточный) метод | Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.