Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Человеческий капитал – это совокупность осуществленных вложений в образование, подготовку, приобретение производственных навыков

Трудовые ресурсы

Человеческий капитал – это совокупность осуществленных вложений в образование, подготовку, приобретение производственных навыков

Трудовые ресурсы - трудоспособное население в рабочем возрасте (как участвующие так и не участвующие в общественном производстве).

Персонал предприятия (организации) личный состав предприятия, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев

Руководители как категория персонала предприятия – это высшие менеджеры предприятия и его ведущие специалисты, осуществляющие функции общего управления

Рабочие как категория персонала предприятия – это лица, которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера

Другие служащие (технические исполнители) как категория персонала предприятия – это лица, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание

Специалисты как категория персонала предприятия - это лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и др. функции на предприятии

Компетенция персонала организации это рациональное сочетание знаний, навыков, способностей, рассматриваемых в определенный период, которыми обладает ее работники для реализации стратегии организации

Определение понятия «профессия» - род деятельности человека, владеющего определенными теоретическими знаниями и практическими навыками, полученными в результате профессиональной подготовки

Понятие «специальность» - специализация работника в рамках профессии

Мастерство как этап профессионального развития – это творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора, способов достижения цели

Профессиональная переподготовка это приобретение базовых знаний, свойственных другой профессии, специальности, а также развитие навыков их применения в производственной деятельности

Повышение квалификации персонала это обучение, обусловленное изменением и содержанием труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний

Лекция как метод обучения это средство изложения большого учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течении одного занятия, сделать необходимые акценты

Инструктаж как метод обучения персонала представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником давно выполняющим данные функции, так и инструктором

Ротация как метод обучения персонала представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков

Наставничество на предприятии традиционный метод индивидуального обучения на производственном предприятии, когда от обучающего требуется особая подготовка и склад характера

Кейсы (практические ситуации) как метод обучения персонала предполагают анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и др.

Деловые игры как метод обучения персонала являются моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия

Видеотренинг как метод обучения персонала – это активная форма обучения с использованием видеозаписи практических упражнений, что позволяет участникам увидеть себя со стороны, скорректировать индивидуальный стиль делового поведения

Трудовая дисциплина – это необходимое условие любого коллективного труда, предполагает соблюдение персоналом установленных правил внутреннего трудового распорядка, норм поведения на предприятии

Плановая дисциплина предполагает порядок составления планов, их согласования, утверждения и выполнения

Производственная дисциплина это своевременное выполнение производственных заданий, бережное отношение к оборудованию и другим материальным ценностям, точное выполнение распоряжений и указаний руководителей, соблюдение производственных и должностных инструкций, правил техники безопасности и охраны труда

Технологическая дисциплина это неукоснительное соблюдение работниками технологических процессов, внедрении мероприятий, направленных на обеспечение технологической подготовки производств.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяется системой государственных законодательных актов. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16-59 лет включительно и у женщин 16-54 года.

Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных, измеряется по отношению к обследуемому периоду.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения экономически активного населения.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии.

От демографических характеристик трудоспособного населения (половозрастной структуры, здоровья, уровня занятости) и показателей демографического развития (динамики рождаемости и смертности населения) зависит величина совокупного национального дохода. Это также связано с тем, что демографический фактор параллельно с другими социально- экономическими факторами воздействуют на уровень трудовой активности населения.

Естественной основой трудовых ресурсов является народонаселение. Население - это совокупность поколений людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в конкретных исторических условиях и на конкретной территории. Важнейшим признаком населения является его способность, как к количественному, так и качественному воспроизводству.

Население характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и др. Изучение динамики этих показателей во взаимосвязи с особенностями социально-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения.

Важнейшими характеристиками качественного состава населения, и особенно его трудоспособной части, являются образовательный уро­вень и профессиональное мастерство. Человек приводит в действие средства производства, с их помощью создает материальные блага. Чем выше уровень развития личностного фактора, тем быстрее совер­шенствуется и более производительно используется вещественный фактор.

Потребности общества в ресурсах труда и функционирующей рабочей силе можно рассматривать в трех направлениях: производст­венном, воспроизводственном и личностном. Производственное направление нацелено на увязку соотношения между числом имею­щихся рабочих мест, требующих определенной профессионально-ква­лификационной специализации, и фактической численностью работ­ников соответствующего профиля. Воспроизводственное направление предполагает достижение равновесия между приростом числа рабочих мест и дополнительной, вновь вовлекаемой в производство рабочей силой соответствующего профессионально-квалификационного про­филя. Личностное направление предусматривает обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, отвечающими растущим потребностям работников.

Эффективное развитие трудовых ресурсов является стратегической задачей российского общества, условием устойчивого экономического роста и повышения благосостояния людей. В настоящее время качество трудовых ресурсов в значительной степени определяется возрастно-половым составом населения, уровнем смертности и рождаемости, национальностью, занятостью населения по сферам в экономике, уровнем образованности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стимулирование работников к труду | Основные понятия. Рынок труда и его регулирование государством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.