Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятость и безработица




Под безработицей понимают несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на него, явление, при котором часть рабочей силы не занято в производстве товаров и услуг.

Безработным, по методологии МОТ, считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников доходов. По закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 " О занятости населения в Российской Федерации " безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить.

Вместе с тем законодательство выделяет категории населения и случаи, когда незанятые граждане не могут быть признаны безработными:

1) граждане, не достигшие 16 - летнего возраста;

2) лица, которым в соответствии пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости, за выслугу лет;

3) лица, отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессию - в случае 2-х отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профподготовка) дважды;

4) не явившегося без уважительных причин в течении 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившихся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Все формы безработицы можно объединить в две группы – естественная безработица и вынужденная.

Естественная безработица (неустранима и сопутствует долговременному равновесию рынка рабочей силы) характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

К вынужденной безработице относятся те формы, которые повышают общий уровень безработицы. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:

- федеральный или общегосударственный;

- субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ);

- местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города).

Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах. Важнейшим шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда стало создание в начале 90-х годов Государственной службы занятости (с 1996 г. – Федеральная служба занятости населения). Федеральная государственная служба занятости населения была образована в соответствии с законом «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991г.

 

Государственное учреждение Центр Занятости населения города Новокузнецка

19 апреля 1991 г. в России на базе ранее существовавшего бюро по трудоустройству населения была образована Федеральная государственная служба занятости. Она стала органом исполнительной власти, непосредственно отвечающим за реализацию государственной политики занятости населения.

Очень много приходилось начинать с нуля: разрабатывать нормативные документы, формировать круг партнеров, искать пути решения возникающих проблем. В результате служба занятости могла найти свою нишу среди городских структур и эффективно влиять на процесс трудоустройства, реабилитации, профессионального обучения и социальной поддержки населения. За прошедшие годы налажен механизм организации работы на рынке труда, созданы оптимальные условия для организации приема граждан, развита система информирования населения и инфраструктура рынка труда, достигнут высокий уровень сотрудничества с социальными партнерами. И на сегодняшний день г. Новокузнецк являет пример достаточно благополучной ситуации на рынке труда: веди здесь, в отличии от других городов области, самый низкий показатель уровня безработицы.

Именно жители г. Новокузнецка одними из первых в Кемеровской области имели возможность опробовать все нововведения, используемые в деятельности государственной службы занятости – ярмарки вакансий и учебных мест. Клуб ищущих работу, презентации молодых специалистов, выпуск собственной газеты и радиопередачи, развитие и поддержка предпринимательской деятельности среди безработных.

Сегодня у службы занятости г.Новокузнецка более тысячи партнеров, в первую очередь – работодателей, начиная от частных предпринимателей и заканчивая градообразующими предприятиями. Десятки учебных заведений помогают службе занятости в вопросе организации профобучения и повышения квалификации по десяткам профессий, востребованных на рынке труда. Не менее важно тесное взаимодействие службы занятости с органами власти, местного самоуправлениями и профсоюзными организациями. Именно оно позволило преодолеть негативные тенденции в сфере занятости во времена реструктуризации и закрытия рабочих мест в угольной и металлургической отраслях, являющихся основой городской экономики.

На сегодняшний день достойной альтернативы государственной службы занятости нет. Поскольку в отличии от других коммерческих структур, она призвана оказывать услуги всем без исключения, кто испытывает в ней потребность. К тому же возможности государственной службы подкреплены финансово, что позволяет решать ряд задач, способствующих трудоустройству. И востребованность службы занятости в нашем городе подтверждается данными статистики: ежегодно в нее обращаются десятки тысяч человек; оказывается порядка ста тысяч консультаций, регистрируется с целью поиска работы 13-15 тыс. человек и каждый второй из них при ее содействии находит работу. А с 2004 года служба занятости г.Новокузнецка г. Новокузнецка приступила к обслуживанию населения и Новокузнецкого района.

И сегодня вопрос о стратегии дальнейшего движения службы вперед становится все более актуальным. И основная перспектива заключена в динамичном развитии, в использовании новых методов работы, в поиске новых путей решения вопросов. Основными задачами остаются: повышение качества услуг, предоставляемых населению и работодателям; дальнейшее развитие системы информационного обслуживания, укрепление и расширение партнерских отношений; совершенствование системы реализации программ активной политики занятости; повышение доступности для населения реально имеющихся или потенциально возможных вакантных рабочих мест.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.