Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика государства

ЛЕКЦИЯ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись, по полу и возрасту ("уравнительное рапределенuе"). С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство.

Государство - это не только наименование территории, где проживают люди, объединенные языком, культурой, традициями, но и публичная власть, в состав которой входят особые институты: армия, полиция, различные принудительные учреждения, организации, разрабатывающие и принимающие законы, и др.

Все вместе взятое становится «государством» благодаря деятельности людей, наделенных определенными знаниями и опытом. Особенность их деятельности заключается в том, что они выполняют властные функции в обществе и не производят привычных благ (одежды, обуви, продуктов питания). В то же время для осуществления своих функций эти люди должны есть, пить, обуваться, одеваться, платить за средства передвижения и др. Поэтому с возникновением государства появилась необходимость поиска ресурсов для его содержания. Первоначально это были вещественные подати населения, в дальнейшем, с появлением товарно-денежных отношений де-нежные платежи. Совокупность этих денежных ресурсов получила название «государственные финансы».

Термин «финансы» на латыни означает «платеж», «доход». Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии, в дальнейшем он стал применяться для обозначения денежных ресурсов, используемых для содержания государства. Таким образом, своим возникновением «государственные финансы» обязаны образованию государства.

Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе. Каждое государство имеет «свои» особенности и свои финансы. Так, в феодальной Франции государственная власть не отделялась от королевской, а финансы государства являлись финансами короля. На своё содержание французский король Генрих IV (1554-1610 гг.) расходовал около половины доходов. А расходы короля Людвика ХIV (1643-1715 гг.) достигли такого уровня, что он запретил о них говорить, сделал их государственной тайной.

С развитием общества изменяются функции государства, а отсюда – и его роль в жизни общества. На отдельных этапах развития государство может аккумулировать в своих руках до 50-60% всех доходов общества, на других – ограничиться 10-15%. В мире немало примеров, когда государство выполняет не только политические функции, но и является непосредственным организатором экономического развития страны с высокоразвитой экономикой. Такие государства обладают большими финансами.

В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастает, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

Финансы - это система отношений в распределении и использовании фондовых денежных средств (финансовых ресурсов). Вместе с тем, это отношения:

* между государством с одной стороны, юридическими и физическими лицами - с другой;

* между физическими и юридическими лицами;

* между юридическими лицами;

* между отдельными государствами.

Звеньями финансовой системы являются бюджеты различных уровней, фонды социального страхования, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур.

Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет (план доходов и расходов государства). С его помощью государство осуществляет, в основном, территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

Доходную часть российского федерального бюджета составляют (на конец 2005 г.): отчисления по НДС и акцизы - 65,9% доходной части федерального бюджета, налоги на прибыль предприятий и организаций 17,1%, поступления из фонда целевого регулирования - 5,6%, ресурсные платежи - 4,1%, прочие налоги, сборы и поступления - 6,3%.

Доходная часть бюджетов республик в составе Российской Федерации складывается из части НДС и особых республиканских налогов. Доходы местных бюджетов формируются за счет разнообразных местных налогов и сборов (например, курортный сбор).

Расходы федерального бюджета России (на конец 2005г.):

* 24,3% расходной части федерального бюджета Российской Федерации использовались на финансирование народного хозяйства (из них 80% составляли дотации на продукцию, реализуемую по государственным регулируемым ценам, дотации АПК и конверсионным предприятиям);

* 16,1% - государственные централизованные капиталовложения;

* 16,5% - финансирование социально-культурных мероприятий и фундаментальной науки;

* 30% - финансирование обороны, содержание правоохранительных органов, органов управления, обслуживание государственного долга, остальная часть - на финансирование целевых комплексных программ, резервные фонды.

Расходы бюджетов республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов не повторяют расходов федерального бюджета.

Распределение бюджетных средств. В 2006 году заложен следующий принцип определения пропорции распределения бюджетных ресурсов Российской Федерации: всем субъектам федерации устанавливалась единая ставка отчислений в их бюджеты от регулируемых федеральных налогов, а также НДС и акцизов, а именно:

* 20% от НДС, все федеральные акцизы, за исключением акцизов на легковые автомобили;

* 50% акцизов на алкогольные напитки, весь подоходный налог с физических лиц. Но в этих условиях бюджеты 57 субъектов федераций из 88 (64,7%) оказались дотационными.

С середины 2003 года процент отчислений от НДС был дифференцирован: вилка составила от 20 до 30%.

В 2005 году планировалось увеличить эту вилку: в регионах должно было оставаться от 5% до 50%. НДС предполагалось оставлять тем регионам, где ожидались максимальные поступления: Москва и Московская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, Самарская, Свердловская и др. области, где развиты индустрия и торговля.

В России отношения между субъектами федерации по поводу налоговых отчислений в федеральный бюджет и субвенций из него имеют особую ост-роту, связанную в значительной мере с многонациональным устройством РФ. С 1992 года ситуация в этой области крайне обострилась. Некоторые республики в составе Российской Федерации вообще не перечисляют налоги в федеральный бюджет или перечисляют непропорционально мало. К ним относятся Чечня, Татарстан, Башкортостан, Якутия. Понятно, что за счет бюджетов этих республик финансируются очень важные республиканские программы, однако, такая политика ведет к бесконтрольному перераспределению созданного ВНП в пользу конкретной территории.

В то же время крупными получателями субвенций из федерального бюджета Российской Федерации являются: Дагестан, Чечня, Кемеровская область, Алтайский край, Бурятия, Мордовская республика. Эти регионы получили примерно 30% всех дотаций из федерального бюджета. Такое положение нельзя признать нормальным (В.В. Галкин, 2006).

Финансовая система государства воспроизводит все процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Кризисное положение страны в сфере экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и др. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления политики.

Финансовая политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

Основным рычагом политики государства являются изменение налоговых ставок. Проведенuе политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств.

В мировой практике сложились эффективные способы стимулирования экономического развития с помощью налогов и государственных расходов.

Кейнсианский подход к налоговым ставкам. В экономике кейнсианцы ориентируются на спрос, считая, что он создает свое собственное предложение. Поэтому они традиционно считают, что сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть, ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.

«Экономика предложению» о налоговых ставках. Сторонники этого подхода ориентируются на совокупное предложение, полагая, что предложение создает свой собственный спрос. Они считают, что воздействие сокращения налоговых ставок на совокупное предложение приводит к увеличению доходов: населения, а, следовательно, к росту сбережений; предпринимателей, а, следовательно, к росту прибыльности инвестиций, то есть к росту капитала.

Сокращение налогов вызывает рост национального производства и до-хода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налога обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.

Следует заметить, что воздействие налогов на спрос ощущается быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Влияние налогов на совокупное предложение по своей специфике носит долгосрочный характер.

Кто же прав кейнсианцы или сторонники «экономики предложения»? Однозначного ответа пока нет. Экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм современной экономики | Финансирование физической культуры и спорта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.