Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы и методы планирования

Планирование базируется на соблюдении основных принципов:

1. Научная обоснованность планов – планы должны базироваться на знании и сознательном использовании основных экономических законов. В планах должны быть отражены новейшие достижения науки и техники. Они должны быть увязаны с доходами населения, с наличием сырьевых ресурсов и материально – технической базой отрасли.

2. Комплексность в планировании означает взаимосвязь планов ПОП различных уровней управления. Планы ОП должны быть согласованы с планами других отраслей (пищевой промышленности, сельского хозяйства и т.д.)

3. Непрерывность в планировании предполагает увязку по длительности плановых периодов. Долгосрочные планы должны быть увязаны с текущими планами и среднесрочными.

При планировании ОП широко используются следующие методы:

1. Балансовый,

2. Нормативный,

3. Расчетно–аналитический,

4. Экономико–математический,

5. Экономико–статистический,

6. Оптимизация плановых решений.

1. Балансовый метод планирования – его сущность в том, что путем построения соответствующих балансов (баланс доходов и расходов, энергетический и т.д.) достигается увязка между имеющимися в наличии ресурсами и потребностями в них. Баланс разрабатывается в виде двухсторонней таблицы: ресурсы и использование ресурсов.

В ОП при планировании используют следующие виды балансов:

· Материальные балансы – с их помощью устанавливается правильное соотношение между товарными ресурсами и потребностями в этих ресурсах. Они разрабатываются по каждому виду товарных ресурсов в натуральном или денежном измерении.

· Стоимостные балансы – денежные балансы, где отражаются ресурсы денежных средств и потребность в них предприятия (баланс денежных доходов и расходов)

· Баланс трудовых ресурсов.

2.Нормативный метод – суть в том, что при расчете необходимых экономических показателей используются заранее установленные нормы и нормативы.

Они могут быть:

· Отраслевые (нормы расхода сырья и товаров, нормы оснащенности посудой, приборами и т.д.)

· Нормы, на которые предприятия не влияют никак (нормы налогов, амортизации, норматив минимальной зарплаты); а так же действующие на ПОП нормы выработки, нормы списания посуды, нормативы товарных запасов.

Этот метод широко используется при расчете доходов, расходов, прибыли.

3.Расчетно – аналитический метод – суть в том, что при планировании экономических показателей часто возникает необходимость разбить эти показатели на составные части, запланировать их по частям, а затем – свести в совокупность.

4.Экономико – математические методы – основаны на факторном анализе экономических показателей. Применение их требует описания экономической задачи с помощью различных формул, неравенств в математической задаче, создав при этом экономико – математическую модель. Применение их требует разработки специальных программ (на ЭВМ).

Широко используются многофакторные корреляционные регрессионные модели для прогнозирования товарооборота, размещения сети и т.д.

5.Экономико – статистические методы основаны на использовании при планировании экономических показателей, различных статистических методов и приемов (таблицы, диаграммы, динамические ряды).

6.Метод оптимизации. При планировании экономических показателей рассчитывают несколько вариантов плановых решений при различных исходных данных, а потом выбирают наилучший (оптимальный) по специальным критериям оптимальности.

Кроме этих методов используется программно – целевой метод, который используется при разработке крупных проблем планирования, долгосрочного планирования отрасли.

 

3.Система показателей плана и виды плана.

Содержание планов в отрасли характеризуется определенной системой показателей, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических заданий и необходимых расчетов к ним.

Система плановых показателей является единой и обязательной для всех уровней управления отраслью, что позволяет обеспечить сопоставимость данных и, при необходимости, свести эти данные в единый план.

Система этих показателей постоянно уточняется и совершенствуется.

Согласно этой системы все показатели развития ОП делятся на группы:

1. показатели количественные и качественные;

2. стоимостные и натуральные;

3. директивные и расчетные;

4. абсолютные и относительные.

1. Количественные показатели – (объем товарооборота, число работников, количество мест) выражают численную сущность какого – либо явления.

Качественные показатели – характеризуют эффективность работы предприятия (рентабельность и др.)

2. Стоимостные – выражены в денежном измерении.

Натуральные – выражены в натуральных физических единицах (л, кг, блюда, стаканы и т.д.)

3. Директивные – показатели, утвержденные вышестоящими органами управления или правительством (ставки налогов, заработной платы и т.д.)

Расчетные – рассчитываются самими предприятиями (расходы).

4. Абсолютные - показывают абсолютную величину.

Относительные – показывают отношение, т.е. выражаются в процентах, коэффициентах, долях единицы.

Планы в ОП делятся по двум основным признакам:

1. По длительности плановых периодов – планы бывают:

а)долгосрочные (10-15 лет);

б)среднесрочные (разрабатываются при внедрении новых форм обслуживания, на 5 лет);

в)текущие, т.е. на отчетный период:

· Месячные,

· Квартальные,

· Годовые.

Разновидностью этих являются сезонные планы – планы по заготовке овощей, фруктов.

г)оперативные – на каждый день (план-меню).

2. По объектам планирования планы бывают:

а) планы, разрабатываемые в территориальном разрезе (по республике, областям, городам, районом);

б) планы, разрабатываемые в системном разрезе, т.е. по торговым системам (система минторга, система потребкооперации, военторга и т.д.)

 

4.Бизнес – план и его содержание.

Основными звеньями управления в настоящее время являются объединения, комбинаты, акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью, фирмы и крупные предприятия. Они характеризуются единством производственной и торговой деятельности и располагают всеми необходимыми ресурсами для этой деятельности.

В условиях рыночных отношений деятельность предприятий осуществляется на основе бизнес-планирования.

Бизнес-план – письменный документ, который описывает все основные моменты деятельности предприятия, анализирует проблемы, с которыми сталкивается предприятие и определяет основные способы решения этих проблем.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентирована, он может иметь 6-12 разделов. Бизнес-план должен быть простым, понятным, доступным для пользования всего коллектива работников.

Выполнение бизнес-плана контролируется руководством, так же его распространение, так как он может содержать какую-либо конфиденциальную информацию.

Основные задачи, решаемые при разработке бизнес-плана:

1. оценка возможностей предприятия,

2. формулировка основных целей,

3. изучение рынков деятельности предприятия и степени его конкурентоспособности, проведение маркетинговых исследований,

4. обоснование ценовой политики,

5. выбор наиболее оптимальных вариантов хозяйствования предприятия.

Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, состоящий из 9 разделов:

1 Раздел: Резюме – бизнес-план в миниатюре, т.е. отражается цель деятельности, характеристика продукции, услуг, пути достижения цели, сроки их осуществления, затраты, связанные с достижением этих целей и финансовый результат, т.е. – прибыль.

2 Раздел: Характеристика отрасли и предприятия – чем занимается, какие услуги оказывает, анализ хозяйственной деятельности, влияние внешней среды на хозяйственную деятельность. Внешняя среда предприятия – все те, кто связан с ним по роду его деятельности (информация, налоги, поставщики, банки, изменение цен и т.д.)

3 Раздел: Анализ и оценка рынка деятельности предприятия. Здесь определяется доля предприятия на рынке, емкость рынка, изучают конъюнктуру рынка.

4 Раздел: Маркетинговые исследования. Описывают ассортимент продукции, ценовую политику, описываются методы закупки сырья и товаров, варианты товародвижения, рекламная деятельность, перечень дополнительных услуг.

5 Раздел: Организация управления и кадры. Дается структура управления предприятием, краткая характеристика руководящего состава, штатное расписание, уровень подготовки персонала, вопросы юридического характера.

6 Раздел: Календарный план (деловое расписание). Этот раздел разрабатывается на вновь открывшихся предприятиях. Если недовершено строительство, то указывается довершение строительства, реконструкции, начало работы, поступление платежей, поступление прибыли.

7 Раздел: Финансовый план. Прогнозируют реализацию (товарооборот), доходы, расходы, прибыль, разрабатывается бухгалтерский баланс, производится расчет точки безубыточности (когда расходы покроются доходами).

 

8 Раздел: Стратегия финансирования. Указывается объем инвестиций, источники финансирования, сроки возврата кредитов, проценты за кредиты и т.д.

9 Раздел: Оценка риска и страхование предприятия. Каждое предприятие должно оценивать риски. Это важно, т.к. снижаются общие потери предприятия. Предприятие оценивает свою деятельность по рискам и страхованию самостоятельно. Страхование может быть:

· Самострахование, т.е. когда предприятие самостоятельно создает фонд риска,

· Страхование в специальных страховых компаниях.

Бизнес-план составляется на несколько лет с разбивкой по годам, кварталами месяцам. Он может корректироваться в сторону изменения каких-либо показателей.

Методика составления бизнес-плана должна учитывать специфику отрасли и предприятия.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и основные задачи планирования | Понятие и факторы, определяющие производственную мощность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.