КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция: ее сущность,виды и роль. Несовершенная конкуренция
Вопрос 18 Рынок и государственное регулирование экономики Вопрос 17. Конкуренция (от лат. «столкновение») – соперничество меду участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товара. Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за более выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборство с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция имеет большое значение в жизни общества - стимулирует деят-ть самостоятельных единиц. Совершеннаяконкуренция – соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: Наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производительного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли – продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. Совершенная, или свободная конкуренция в экономике разных стран была характерна до середины 19 века. Во второй половине 19 века и в начале 20 века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий на государства. Существует несколько моделей несовершенной конкуренции: - Монополия, для которой характерны: 1. единственный продавец (одна фирма или отрасль является производителем данного продукта, или единственным поставщиком услуг). 2. Отсутствие близких продуктов- заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать у монополиста или обходиться без него, т.е.нет приемлемых альтернатив) 3. Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано - Монополистическая конкуренция, ее отличительные признаки: 1. Существует достаточно большое число фирм, это ограничивает контроль каждой над ценой 2. Отсутствует взаимосвязанность и практически невозможен сговор 3. Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и не похожими условиями продажи 4. Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию 5. Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долгосрочном периоде 6. Тип продукта дифференцирован. Неценовая конкуренция значит упор на рекламу. торговые знаки, торговые марки и т. д. - Олигополия, для которой характерны: 1. Наличие нескольких фирм 2. Тип продукта (стандартизированный или дифференцированный), контроль над ценой 3. Наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль 4. неценовая конкуренция особенно при дифференциации цен. Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта. Методы конкурентной борьбы. 1. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относят такие экономические методы как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупки патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и изделий и т. д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийство опасных конкурентов, шпионаж, гос. перевороты… 2. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относят применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях: демпинговые, бросовые). 3. Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продаж. Конкуренцияпопродукту – стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Конкуренция по условиям продажи – использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товару. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке для постоянных покупателей. Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку и лизинг
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |