Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятость и безработица




1. Причины и виды безработицы.

2. Оценка безработицы с позицией экономического роста. Закон Оукена.

3. Направление стабилизации рынка труда.

 

 

Причины и виды безработицы.

 

Безработным считается тот, кто хочет и моет работать, находится в поиски рабочего места, но пока не может его найти.

Временно выпавший из состава рабочей силы – не хочет работать.

Пенсионеры, дети – нетрудоспособное население.

Виды безработицы:

1)естественное – она держится на уровне 5-6%, существует в любой экономике и не устраняется;

2)вынужденное – безработица, в которой сталкиваются работники, оставшиеся без работы не по своей вине.

 

Типы безработицы:

1)фрикционная – естественная безработица – кто в настоящее время находится в состоянии между работы (смена места жительства, поиск работы с более высокой заработной платы);

2)структурная – естественная безработица – она связана с изменениями в структуре экономики страны или структуре народного хозяйства, которая обусловлена отмиранием профессии или даже целых отраслей, перестройки, изменением технологий и тд. (ямщик переквалифицировался в таксиста);

3)циклическая – вынужденная безработица- она связана с фазами спада производства, возникает период спада, депрессии;

4)скрытая - вынужденная безработица – люди формальна работают, получают деньги, но благ не создают, то есть фактически занимают лишние рабочие места;

5)частичная - вынужденная безработица – она охватывает работников, которые вынуждено заняты неполное рабочее время.

 

Для характеристики безработицы используют следующие экономические показатели:

1)уровень безработицы - Уровень безработицы = количество безработных/численность трудоспособного населения *100%

(18…пенсии – временно выбывших)

2)естественный уровень безработицы – «нормальный» минимально возможный уровень безработицы в стране, при котором существует только естественная безработица (фрикционная и структурная). Характерен сбалансированному ранку рабочей силы. Ес.ур. без. Переодически пересматривается.

3)полная занятость- это ситуация в обществе когда безработица не превышает своего естественного уровня. И соблюдает условие: количество безработных = количеству вакансий.

 

 

Оценка безработицы с позиции экономического роста.

Уровень безработицы напрямую влияет на наш валовый продукт.

Один из показателей оценки экономического роста – объём производимого ВНП. В случае безработицы мы не дополучаем продукцию и не используем весь потенциал, в результате безработицы в основном возникают негативные последствия, которые можно разделить на две группы:

1)экономические:

- недополучения ВНП, в результате неп олного использования рабочей силы;

- отставание реального ВНП от потенциально возможной;

- неравномерность влияния безработицы на различные слои населения;

- зависимость между уровнем безработицы и реальный ВНП выявил Оукен.

Закон Оукена – превышение естественного уровня безработицы на 1% вызывает недополучение ВНП на уровне 2,5%. Есть следствие из этого закона:

1)ежегодный прирост ВНП на 2,7%(тк растёт население) позволяет удерживать безработицу на постоянном уровне;

2)каждый 2,5% прироста ВНП вызывают сокращение безработицы на 1%

2)социальные:

-потеря квалификации;

- разрушение моральных устоев общества;

-распад семейных отношений;

- рост преступности;

- потеря чувства личного достоинства.

 

Есть два уровня в области занятости: локальный и региональный

Общая политика вырабатывается на региональном уровне.

На федеральном уровне:

1)определение государственной политики в области занятости;

2)принятие закона, регулирующего занятость;

3)обоснование пороговых уровней безработицы;

4)международное сотрудничество в области занятости.

 

На региональном уровне:

Инструменты государственного регулирования в области труда:

Прямые и косвенные:

 

Прямые:

1)программа подготовки и переподготовки рабочей силы;

2)увеличение числа рабочих мест в рабочем государственном секторе;

3)Выработка программ содействия найма рабочей силы;

4)программы по выплате пособий и социальной поддержки безработицы.

 

Косвенные:

1)налоговая политика;

2)кредитно-денежное регулирование;

3)законодательство и конституционные меры.

 

Осуществление двумя способами:

1)через биржу труда (регистрация безработных), регистрация, тестирование, переподготовка кадров, оплата пособий;

2) через фирмы – проводит анализ рабочих мест, планирование карьеры, подготовка (переподготовка кадров, предоставление рабочих мест).

 

 

Лекция №5 14.03

Перераспределение доходов и социальная политика.

 

I. Структура доходов населения и уровня жизни.

 

II. Социальная политика государства.

 

I. Доход – это сумма денежных поступлений и всех источников.

Выделяют три основных вида доходов:

1)номинальный – то, что начислено;

2)располагаемый – доход за вычетом налогов;

3)реальный – номинальный доход за вычетом налогов и направлений на инфляцию.

 

Пример:

Начислено – 100 тысяч рублей располагаемый доход – 100 тысяч – 13%= 87т.р.

Подоходный налог – 13%

Инфляция – 8%

Номинальный доход – 100 тысяч

Реальный доход – 100 тысяч – 13% - 8% = 79 тысяч рублей.

 

 

Кривая Лоренса

 
 


доходов

100 В


75

 

50

40%

25 С

Область неравномерности распределения доходов

20

 

А

О 50 75 100 семей

 

 

Если треугольник ОАВ, значит в экономике всё плохо.

 

Коэффициент Джинни – определяется как отношение площади фигуры ОВС/площадь тр-ка ОАВ.

Чем меньше этот коэффициент, тем лучше для общества, тем равномерней распределяется доход.

Причина неравенства доходов.

1)Неравные физические и интеллектуальные способности;

2)возможности получения образования и проф. Подготовки;

3)условия работы;

4)престижность работы;

5)степень риска, угроза здоровья;

6) удача;

7)личные связи;

8) размер собственности

 

Для оценки равномерности распределения доходов и социальной обеспеченности имеется ряд экономических показателей:

1)Валовый доход на душу населения;

2)Индекс развития человеческого потенциала – комплексный показатель в него входит: продолжительность жизни; уровень образования; уровень доходов и др.

 

Лекция №6 15.03

 

Потребления. Сбережения. Инвестиции.

1.Потребления и сбережения.

2.Инвестиции. Мультипликатор инвестиции.

 

1.потребление C

100

50

Сбережения S

C

 
 


доллар

10

доход после уплаты налогов

10 50 100

Она показывает ситуацию, когда весь получаемый доход тратится на потребление.

На практике случается ситуация, когда часть денег используют на сбережения, тогда кривая будет более пологой.

 

Для характеристики потребления используют показатель. Средняя склонность к потреблению и среднюю склонность к сбережению.

 

Средняя склонность к потреблению показывает, какую долю доходов индивидуум использует на потребление.

 

 

 

Средняя склонность к сбережению показывает, сколько люди сберегают

APC+APS =1 (100%)

 

Существуют также показатели: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

Предельная склонность к потреблению показывает изменение потребления при изменении дохода.

Предельная склонность к сбережению показывает, как изменяется сбережение при изменении доходов.

Факторы, влияющие на размер потребления и сбережения:

1)уровень доходов после уплаты налогов;

2)уровень цен;

3)от налогов;

4)от количества источников дохода;

5)потребительская задолженность.

 

II. Инвестиции – один их элементов чистых расходов. Инвестиции расходуются на расширение бизнеса.

 

Факторы, влияющие на размер инвестиций:

1)норма прибыли отложений;

2)ставка банковского процента (чем выше банковский процент, тем меньше инвестиций).

 

 

банковский процент

 
 

 


J

 

Факторы, влияющие на инвестиционный процесс:

1)ожидание инвесторов;

2)затраты на приобретение и эксплуатации оборудований;

3)величина налогов;

4)технологическая составляющая.

(какая технологическая причина?)

 

Мультипликатор инвестиций

Зависит от предельной склонности к сбережению.

 

 

При помощи мультипликатора инвестиций можно определить объём изменения ЧНП и ВНП. При изменении объёма инвестиций

 

 

 

 

Финансы и налогообложения.

1.Финансы современного общества.

2.Бюджетный дефицит и государственный долг.

3.Налоги и налогообложения.

4.Фискальная политика государства.

 

1 .Финансы – это денежные отношения, которые возникают между субъектами рынка и отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

 

Функции финансов:

1)распределительная;

2)контрольная;

3)стимулирующая;

4)фискальная;

 

1)Государство собирает налоги и направляет их на решение задач и проблем – на это направляется это функция.

2)Финансы позволяют оценить процесс воспроизводства, его различность в фазах.

3)Стимулирование позволяет изм-я условия налогообложения, государство создаёт благоприятные условия для развития производства, научного прогресса.

4)Государство при помощи налогов изымает часть средств предприятий, домохозяйств и перенаправляет их на содержание государственного аппарата, обороны и другие организаций, не имеющих собственных источников дохода или финансирующих себя в недостаточной степени.

 

Рассмотрим структуру финансовой системы государства

 

 
 

 


Государственные финансы включают в себя государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Финансы местного бюджета, внебюджетный фонд, фондов целевого финансирования, фонд кредитных ресурсов.

Финансы субъектов хозяйствования бывают: коммерческие, некоммерческие и финансы общественных объединений.

Страхование – социальное, имущественное, личностное, ответственности и предпринимательских рисков.

 

 

Выделяют три основных вида финансирования рынков:

1)валюта;

2)золото;

3)капитал.

 

Рынок капитала доминирует.

 

2 .Бюджет – подробное описание доходов и расходов, а также финансовых планов.

 

Государственный бюджет – это государственный документ, представляющий собой источники образования и расхода денежных средств для обеспечения финансирований органов государственной власти.

 

Функции государственного бюджета:

1)распределительная;

2)контрольная.

 

Государственный бюджет состоит из двух частей:

1)доходная – 90% (налоги, государственный займы);

2)расходная – оборона, образование, медицина, энергетика, обслуживание государственного долга.

 

Если расходы превышают доходы, то возникает бюджетный дефицит.

Причины бюджетного дефицита:

1)спад производства;

2)неконтролируемая денежная эмиссия;

3)неоправданная социальная программа;

4)военно-промышленный комплекс;

5)численность государственного аппарата;

6)хищение денежных средств.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

1)государственные займы:

2)ужесточение системы налогообложения;

3)денежная эмиссия;

4) продажа золота - валютных резервов;

5)увеличение внешней торговли;

6)продажа объектов государственной собственности.

 

3. Налоги.

 

Налог – это обязательный взнос в бюджет, соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиком в порядке на условиях, определяемых законодательными актами.

Совокупность налогов, пошлин и других платежей образуют налоговую систему.

 

Субъект налогообложений – лицо, которое обязано уплатить налог.

 

Носитель налога – это лицо, которое фактически уплачивает налог.

 

Объект налогообложений – доход или имущество, с которого осуществляется налог.

 

Ставка налога – величина налоговых исчислений за единицу измерения объекта налога.

Чистый налог – сумма, которую предприниматели выплачивают правительству после учёта величины всех компенсаций и выплат, получаемых от правительства.

Принцип налогообложения:

1) Всеобщность (налоги платят все, кто получает какой-либо доход);

2) Принцип уплаты по возможностям;

3) Принцип доступности исчислений (методика исчисления должна быть понятной);

4) Стабильность налоговых ставок и налогов во времени;

5) Обязательность;

6) Принцип социальной справедливости (налоги соответствуют получаемым доходом);

7) Налоги не должны отбивать интерес предпринимательством, а так же не должны сильно снижать налоги населения.

 

Функции налогообложения:

1) Перераспределительная;

2) Фискальная (формирования бюджета);

3) Стимулирующая;

 

Виды налогов:

1) Прямые – уплачивает сам субъект налогообложения (т.е. носитель и субъект налога совпадает);

2) Косвенные – они накладываются на одно лицо, а платит на другое (субъект налогообложения и носитель – не совпадает).

По территориальному признаку:

1) Федеральные;

2) Региональные;

3) Местные.

По способу исчисления:

1) пропорциональные – все платят не зависимо от дохода;

2) регрессивные - чем выше доход, тем больше налогов платят;

3) прогрессивные – чем больше получаем доход, тем больше платим налог.

 

Закономерность между ставкой налогообложения и поступления в государственный бюджет выявил Лафер (или Лефер, или Лэфер).

% налогообложения

 
 

 


 

 
 


max Поступления в бюджет

 

поступления в бюджет 100%

100

 

50

 

 

0 50% 100% % налогообложение

 

Лафер выявил закономерность как снижения, так и увеличения налоговой ставки – приведёт к уменьшения поступления в бюджет.

Эмпирическим путём было установлено, что наибольшая собираемость налогов будет наблюдаться при ставки примерно 50%.

 

Фискальная политика – это действия в область налогообложения в государственных расходов государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости социальной политики и предотвращения инфляционных процессов.

В зависимости от влияния на распределения зависимости в экономики, фискальная политика бывает:

1) Сдерживающая – связаны с избыточным способом. Она повышает налоги и понижает государственные расходы.

2) Стимулирующая – направлена на создание стимулирующего дефицита в экономике. Для этого наоборот снижают налоги и повышают государственные налоги.

Фискальная политика, которая предусматривает сознательное манипулирование бюджетом с целью изменения национального объёма производства и занятости, контроль над инфляцией и ускорение экономического роста, называется дискреционной фискальной политикой.

Дискрет - множество.

Инструменты дискреционной фискальной политики:

1)общественная работа (в период спада, расходы общественной работы должны увеличиваться для того, чтобы увеличить совокупный спрос, в период подъёма, расходы должны уменьшаться);

2)изменение размеров трансфертной выплаты.

3)изменение системы налогообложений (в период спада мы должны понижать налоги).

 

Политика автоматических или встроенных автоматизациях – это механизмы в экономике действия которых, создают саморегулирование между размером ВНП и изменением совокупного спроса без вмешательства государства:

Автоматизация:

1)изменение налоговых поступлений – в период спада доходы понижаются это вызывает снижение налоговых поступлений, это в свою очередь сократит бюджет;

2)пособие по безработицы – при высокой занятости налоговые поступления растут, пособия увеличиваются;

3) поддержка незащищённых отраслей;

4) в период спада домохозяйства и предприятия начинают тратить сбережения – совокупный спрос возрастает.

 

Лекция№7 28.03

Существует несколько направлений:

1)налоговые поступления в период спада дохода понижаются, это вызывает налоговые поступления, налоговые поступления сокращают бюджет;

2)пособие по безработице. При высокой занятости налогов поступления растут, а пособия увеличиваются;

3) поддержка незащищённых отраслей (сельского хозяйство датируют). В период спада домашнее хозяйство и предприятия начинают тратить сбережения, совокупный спрос растёт.

Кредитно-денежное регулирование

1)Предложение и спрос на деньги.

2) Банковская система.

3)Депозитная операция банков. Денежный мультипликатор.

4) Кредитно-денежная политика государства.

 

1)Есть несколько предложений денег:

 

Для сделок: (кривая предложения)

ставка % Sm

 

 
 


Dm

M/p(реальные денежные запасы)

Деньги для сделок определяются ВНП. Это те деньги, которые у нас есть в реальном выражении.

 

Кредиты: (кривая спроса)

 

P(%ставка) D1 P

Реальное денежное значение.

 

D2

Q D1 Q

Если экономика равновесна, то спрос равен предложению. Спрос тоже зависит от ВНП.

Чем меньше ставка процента тем чаще будут брать кредит. Предложение денег (спрос на реальный денежный запас) D2, то есть общий спрос на деньги получится суммированием Dm=D1+D2 (Вторая кривая показывает сколько денег мы понесём в банк)

Общий спрос на деньги, получится в результате суммирования:

Sm

 

r равнов.

 

Dm

 
 

 

 


Если равновесное предложение изменяется в экономике, то изменяется процентная ставка. В результате взаимодействия спроса и предложения на деньги образуется равновесная процентная ставка.

Dm = D1 + D2

2. Банковская система.

В мире получили распространение две схемы банковских систем. Наиболее популярное двухуровневое:

1 уровень -Центральный банк страны

2 уровень - Коммерческие банки.

 

 

Второе распространение трёхуровневая:

1 – Центральный банк

2- Коммерческие банки

3- Федеральная регерное хранение.

 

В нашей стране существует федеральный стабилизационный фонд. Куда идут излишки.

 

Функции центрального банка:

1)денежная эмиссия;

2)обслуживание счетов правительства;

3)выдача кредитов правительству и правительством других стран;

4)контроль деятельности коммерческих банков;

5)хранение резервных средств коммерческих;

6) устанавливают ставку рефинансирования (ставка по которым центр банк дают деньги коммерческим банкам);

7)выдача кредитов коммерческим банкам;

8)стабилизация и поддержание курса валюты в долгосрочной перспективе.

 

 
 


max

     
 
 
 

 

 


 

 

Коммерческий банк.

Функции:

1)создание депозитов (принимает денежные средства под проценты);

2) выдача кредитов, ссуд под проценты;

Два гос. Банка – Россельхоз банк и втб 24

3)покупка и продажа валюты;

4) покупка- продажа ценных бумаг;

5) проведение аудита предприятий;

6) лизинг – долгосрочная аренда;

7)факторинг – покупка долгов;

8) клиринг (прояснение) – это организация системы взаиморасчётов между организациями;

 

Операции коммерческих банков делятся на активные и пассивные.

Активные – это то, что лежит: акции и депозиты. Это использование денежных средств, с целью какой-то выгоды. К ним относятся: наличные средства банка, резервы, ссуды, недвижимость (собственность банка).

Особенность банковской системы состоит в том, что она может создавать так называемые банковские или новые деньги.

Норма обязательного резерва

депозит

Банк

 

 
 


кредит

 
 


депозит

 

кредит

3)Максимальный прирост денежной массы называется денежным мультипликатором

Dm=1/Норма обязательного резерва(номер банковского резерва)

Dm=1/0,2=5

Рд= 80*5=400 руб.

∑депоз= 400+100=500руб.

4)Основные инструменты государственно-денежной политики:

1)восстановление минимальных резервных требований;

2)политика учётной ставки;

3)операции на открытом рынке.

 

Центробанк обязывается хранить определённую долю средств на своих счетах в качестве депозитов, то есть установить минимум резервных требований. Они варьируются от 5 до 20%. Для изменения объёма денежной массы государство изменяет величину нормы обязательных резервов. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше объём денежной массы.

 

Политика учётной ставки.

Учетная ставка – это процент, под который Центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Процесс получения денежных средств у Центробанка называется рефинансированием.

Поэтому эта учётная ставка называется ставка рефинансирования. Коммерческие банки стремятся получить рефинансирование, так как это является одним из основных источников образования.

Центробанк выдаёт кредиты коммерческим банкам различными методами. Наибольшее распространение получил метод переучёта векселей (долговое обязательство). Коммерческие банки выпускают векселя, которые покупает Центробанк. На векселе указаны срок и сумма, которая будет получена. Изначально Центробанк покупал вексель по цене меньшей, чем указана в векселе на момент возврата суммы.

Коммерческий банк будет стараться компенсировать потери, связанные с выплатой процентов, поэтому будет повышать ставки по выдаваемым кредитам. Высокие ставки уменьшат количество заёмщиков и масса денег в экономике уменьшится.

Ставка рефинансирования уменьшается, тогда масса денег начинает расти.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа ценных бумаг. Они покупают векселя, обязательства и тд. За счёт операций на открытом рынке Центробанк регулирует объём собственных средств коммерческих банков. При покупки ценных бумаг они увеличиваются, а при продаже уменьшаются. Также операции на открытом рынке влияют на стоимость кредита, который влечёт изменение спроса на деньги. Наибольшей популярностью пользуются операции, связанные с приобретением краткосрочных обязательств. В различных странах существуют различные тенденции, например, в Америке предпочитают работать с казначейскими бумагами, а в Японии и Франции предпочтение отдают негосударственному обязательству. Наибольшее распространение эти операции имеют в США. Данный инструмент широко используется в Японии, Франции, Испании. Также этот инструмент приобретает популярность в Германии и Великобритании.

 

Лекция №8 29.03

Государство в рыночной экономике

1)Границы вмешательства государства в экономику.

2)Общественные товары и их свойства.

3)Внешние эффекты и необходимость их регулирования.

4)Методы государственного регулирования экономики.

 

1)Провалы или фиаско рынка - ситуация, когда конкуренция и свободная цена образования неуместны. Он не достигают цели или не дают решений экономических и социальных проблем.

Меркантилисты: «в основе экономики лежат драгоценные металлы и, чем больше драгоценных металлов, тем богаче государство» (15-18вв)

С середины 18 века возникает классическое течение, в связи с промышленной революции, и в 1776 выходит книга Адама Смита «Исследование о природе и причины богатства народа».

В этих условия возникла идея о том, что рынок должен саморегулироваться. Таким образом, государство не должно вмешиваться в развитие рынка.

В 36-м году Кейнц написал книгу «Общая теория занятости процента и денег» - в этой работе впервые говорится необходимость государственного вмешательство в экономику.

Кейнц говорил о необходимости стимулирования совокупного спроса, чтобы он соответствовал совокупному предложению. Для этого предлагалось использовать гос. финансирование. Как раз Кейнц предложил использовать общественные работы и людям, которые были на них заняты выплачивать зарплату из гос. фонда (чтобы они могли стимулировать совокупный спрос).

Поэтому Кейнца считают как основателем макроэкономики, так и основателем …чего-то там

Стагфляция – когда инфляция возросла до 15% и параллельно с инфляцией начала расти безработица.

На смену кейнцимлянцам пришли неоклассики. Они строили свою теорию на конкуренции, рынке и гибкости цен («три кита»). Из лозунг был – «Конкуренция – везде где можно, а регулирование – где необходимо». Они в отличие от кейнсианцев предлагает регулировать экономику не только в период кризиса, а выступали за строгое регулирование, по средствам контроля денежной массы, вне зависимости от ситуации. Они так же говорили о том, что не надо допускать бюджетного дефицита.

снижение налогов (для того, чтобы предприниматели выпускали больше продукции и было больше рабочих мест);

система мер гос. регулирования экономики:

1)минимальная (обязательные функции гос-ва):

- обеспечение правовой базы и общественной атмосферы - он способствует эффективному функционированию рыночной экономике, то есть правило игры, в рамках этого направления гос-во осуществляет контроль за хозяйской деятельностью и, опираясь на законодательство, выполняет роль арбитра, при разрешении проблем, возникающих между различными субъектами рыночных отношений. Правовая защита интересов как производителей, так и потребителей является одной из основополагающих функций государства. В рамках этого направления государство гарантирует соблюдение контрактов и договоров (для предпринимателей это очень важно). Но слабость правоохранительных органов – некорректная законодательная база, отсутствие чёткого механизма системы исполнения судов и наказаний по экономическим вопросам являются основными причинами криминализации общества;

- производство общественных благ – государство берёт на сея развитие таких сфер товаров и услуг, которыми пользуются все и они являются общедоступными, поэтому они финансируются из государственного бюджета. К общественным товарам относятся: оборона; национальная безопасность; образование; здравоохранение; социальная инфраструктура и тд. Так же к общественным товарам относится фундаментальная научная сфера, которая окупается через 20-25 лет и они обычно бизнесом не финансируются, бизнес предпочитает прикладные исследования которые окупаются через 3-5 лет.

 

- учёт внешних эффектов – это нейтрализация отрицательных внешних эффектов и стимулирование положительные. Отрицательное – загрязнение окружающей среды. Положительный внешний эффект - можно стимулировать за счёт частичного финансирования, либо за счёт нало говых выплат;

2)максимальная (необязательные) –

1) защита конкуренции и формирование эффективной рыночной среды- основное направление это антимонопольное регулирование. Даже, если государство участвует в создании естественной монополии (водоснабжение, газ, электричество), то оно обязано контролировать качество услуг и уровень цен;

2) обеспечение полной занятости трудовых ресурсов – любое правительство проводит политику, направленную на полную занятость. С этой целью создаются службы занятости, программы направленны на подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

3) антиинфляционная политика – она бывает двух видов (адаптированная, направленная на адаптацию субъектов рынков, вторая антиинфляционная или активная, которая направлена на подавление инфляция) и целью антиинфляционной политики является достижение ползучий инфляции, которая не превышает 2-3% в год;

4) антициклическое регулирование – она направлена на сглаживание волн цикла, политика встроенных стабилизаторов. В период спада снижаем налоги, норма обязательных резервов, ставку рефинансирования и увеличиваем государственный заказ или государственные расходы, а в период экономического подъёма всё наоборот;

5)минимизация трансакционных издержек – издержки которые не связаны с производством, а связаны с обменом. В первую очередь это обмен информации, для этого гос-во вводит стандарты, в первую очередь стандарты качества; обязывают маркировать продукцию; контролируют соблюдение стандартов, нормативов, норм и тд. Противостоят фальсификации продукции, препятствуют возникновение ложной информации, вводящую в заблуждение рекламу и тд;

6)социальная политика– направлена на снижение дифференциации налогов населения, обеспечения социальных гарантий и защиту нуждающихся, по средствам перераспределения доходов и материальных благ;

7) государственное регулирование экономического роста- гос. регулирование механического роста, путём изменения первого и второго, гос-во создаёт благоприятный климат;

8) государственная реализация мировой экономики - политика, направленная на привлечение иностранных инвестиций, решение проблем бегства капитала за рубеж, миграционная и торговая политики;

9) региональная политика – это целевые действия государства, направленные на сбалансирование условие деятельности регионов и повышении эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, это приоритеты развития регионов и тд;

10) отраслевая политика - основывается на финансовых стимулах и государственных инвестициях, которые обеспечивают развитие отдельных отраслей, приоритетные отрасли развиваются.

Общественные товары и их свойства.

1)основное направление – это антимонопольное регулирование, то есть создание малого и среднего бизнеса, и ограничение власти монополии, даже если государство участвует в создании естественной монополии, то оно обязано контролировать качество услуг и уровень цен, объём.

2)любое правительство проводит политику, направленную на полную занятость, с этой целью создаются службы занятости, программы направленные на подготовку и переподготовку и повышение квалификации.

3)она бывает двух видов:

-адаптированная;

- активная, направленная на подавление инфляции. Целью является достижение ползучей инфляции, которая не превышает 2-3% в год.

 

4)антицикличное регулирование – направлено на сглаживание волн цикла. В период спада снижает налоги, норму обязательного резерв., ставку рефинансирования и увеличивает государственные расходы. А в период экономического подъема – всё наоборот.

 

5)это издержки, которые не связаны с производством, а связаны с обменом, в первую очередь, это обмен информации. Для этого государство вводит стандарты, в первую очередь, стандарт качества, обязывает маркировать продукцию, контролировать соблюдение стандартов, нормативов, тех условий, противостоявших классификаций продукции, препятствовать распространению ложной информации, вводящей в заблуждение рекламы и тд.

 

6)направление на снижение дифференциации доходов населения, обеспечение социальных гарантий и защита нуждающимся посредством перераспределения доходов и материальных благ.

 

7)государственное регулирование экономического роста, основные факторы экономического роста – совокупный спрос и предложение, поэтому путём изменения 1 и 2, государство создаёт благоприятный инвестиционный климат, поддерживает инновационные проекты.

 

8)это политика, направленная на привлечение иностранных инвестиций, решение проблемы бегства капитала за рубеж, миграционная политика.

9)целевые действия государства, направленные сбалансирование условий деятельности регионов и повышение эффективности использует совокупный регион ресурсов и возможностей.

 

10)основываясь на финансовых стимулах и государственных инвестициях, которые обеспечивают условия для развития отдельных отраслей.

 

2. экономическое благо.

 

Благо:

Конкурентные блага – это блага, когда получения выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом, делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношение от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектам. (апельсин)

Неконкурентные блага – это блага получения выгод от потребления, которых данным экономическим субъектам, содержит возможность получения таких же выгод в том же самом направлении для других экономических субъектах. (регулировщик)

 

Исключаемые блага – исключаемы из потребления являются блага обладания правом использования которыми означает невозможность его потребления в том же самом отношении другими экономическими субъектами (продукты питания).

Основная проблема: проблема их распределения.

неисключаемые блага – это блага, которые могут многократно потреблять несколько экономических субъектов.

Основная проблема: проблема обеспечения ими всех нуждающихся.

 

Таким образом, можно разделить на 4 класса:

 

неконкурентные и исключаемые – исключаемые общественные (информационные таблички, объявления) 1. Конкурентное и исключаемые (наибольший спрос)- они максимально приспособлены для обращения в рыночном круговороте. (частные блага)
2. Неконкурентные и неисключаемые – общественные блага - определяют в себе низкую вплоть до нулевой конкурентностью с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Предельные издержки предоставления данного блага каждому последующему потребителю после первого равны нулю.   3. Конкурентные и неисключаемые - высокая конкурентность и низкая исключаемость порождает, так называемый, общный. Это блага используется по принципу: первый пришёл и первый занял (парта в аудитории)  

 

 

При обеспечении общественного блага, существует проблема безбилетника или неплательщика. Когда кто-то один заплатил, а остальные начинают этим благом пользоваться.

Таким образом, потребность в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы:

1)как достичь экономически эффективного объёма производства таких благ

2) как обеспечить их производство при наличии безбилетников. (для безбилетника характерен высокий уровень положительных внешних эффектов)

 

Рассмотрим формирование спроса на общественные блага.

Объём потребления блага будет определятся объёмом спроса.

Спрос на общественное блага будет формироваться из суммы спроса каждого отдельного общества.

 

P

 

 
 

 


P

 
 


Dобщ.

P

P

D2

D1

Q

Q

 

Предельная полезность общественного блага.

 

MSB=MB1+MB2+…MBn = ∑MBi

 

P=∑Pi

 

Цена по которой можно производить. оптимальный объём общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность ресурсов определяется по формуле определяется: MSB =MC

P

 
 

 


MC

 

 

P

MSB

Q Q

 

Для эффективного возмещения благ в экономике, оно должно выпускаться до такого количества, пока общественная или суммарная готовность оплатит это количество, не станет равным предельным издержкам.

Для точного определения объёма потребления блага, необходимо чётко знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.

Перегрузка блага – как перегрузили блага, так оно стало конкурентным.

Клубные блага – объединение какое-то количество блага в сообщества или клубы.

В некоторых случаях, общественные блага могут производиться и продаваться в частном секторе. И при этом одно блага может увязываться с другим, который обладает исключаемостью. Такая ситуация называется пакетированием или увязыванием. Впервые это явление возникло в 17 веке в Англии, когда вышел закон, разрешающий частное владение маяками, и в порте по прибытии корабля с него взималось маячная пошлина.

Теория общественного выбора.

Действует правило большинства голосов и среднего избирателя.

Логроллинг – ситуация взаимной поддержки.

3) Внешние эффекты и необходимость их регулировать.

Частные издержки (внутренние) - все внутренние затраты производителя данного блага. Обозначаются они как: PC

Внешние эффекты – они характеризуют затраты третьих лиц, вызванные производством или потреблением благ. EC

Социальные или общественные издержки - они объединяют совокупные затраты, как производителей, так и третьих лиц, связанные производством или потреблением благ. SC

SC=PC+EC

C TSC

TPC

 

TEC

РРРРРРРРРРРРР

Q

MPC(предельные издержки) = ∆TPC/∆Q

MEC= ∆EC/∆Q

MSC = ∆SC/∆Q= MPC+MEC

Частная или внутренняя выгода PB – она характеризует рост благосостояния непосредственных потребителей данного блага.

Внешняя выгода EB – она характеризует увеличение благосостояния всех третьих лиц, связанных производством потребления данного блага.

Социальная или общественная выгода SB – показывает совокупную внутреннюю и внешнюю выгоду, связанную с производством, потреблением данного товара.

 

SB=PB+EB

P(В) SB

PB

 

 

EB

0 Q

 

Предельная частная - MPB=∆PB/∆Q

Предельная внешняя– MEB= ∆EB/∆Q

Предельная общая – MSB=∆SB/∆Q=MPB+MEB

 

Внешние эффекты или экстерналии - влияние действий экономических субъектов, участвующих в данной сделки на третьих лиц.

В целом внешние эффекты имеют негативное влияние на экономику, потому что не позволяют оптимально разместить благо из-за отсутствия возможности учёта или полного выявления экстерналии.

Внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными. Отрицательные имеют отрицательное последствие для третьих лиц, а положительные – положительное.

Негативные экстерналии (отрицательные) – негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц.

MSC

P P невозможное MPC

 
 


Ps

Pp фактический объём

MSB

 

Qs Qp Q

Условие максимизации прибыли: предельный доход = предельным издержкам.

 

Так как получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключение завершения сделок с данным товаром, то их выгода учитывается, а издержки нет. Поэтому рыночная цена отличается от той цены, которая могла бы установиться на рынке и, мы наблюдаем перепроизводство или перевыпуск данного блага.

В данной ситуации мы имеем перерасход ресурсов для производства данного блага.

При негативе цена блага возрастает, за счёт того, что третья сторона также растёт издержки.

При экстерналии – когда третьи лица получают некоторую выгоду от сделки.

P

MSC

PS

PB MSB

 

MPB

 
 


QB QS Q

 

При положительных эффектах, возникает состояние при котором происходит использование блага без его оплаты. Третьи лица никаким образом не учитываются при определении выгоды от сделки, поэтому в данной ситуации возникает недопроизводство и занижение цены на благо.

Проблема внешних эффектов- сущность проблем внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и в следствие этого, расхождение объёмов и стоимости производства благ. Причина этому является разница частных и социальных издержек, а также частной и общественной выгоды. Условие решения проблемы внешних эффектов выглядит как равенство MSC=MSB

MSC >MSB – отрицательные

MSB>MSC – положительные

Процесс перемещения затрат называется транзакционные издержки.

Теорема Коуза - при нулевых транзакционных издержках и чётком установлении прав собственности, независимо от того как эти права собственности будут распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны.

Инструменты государственного регулирования внешних эффектов можно разделить на несколько групп:

1)административное регулирование - прямые запреты или рекомендации экономическим субъектам вовлечённые в определённое действие.

2) корректирующие налоги и субсидии – например, корректирующий налог Пигу направлен на компенсацию разницы между предельными общими и предельными частными издержками. T=MEC

MSC

T

MPC

 

MSB

 

 

3)Создание рынка прав стоимости с целью компенсации негативных внешних эффектов

MSC

G (субсидии)

 

MSB

 

MPB

 

 

Гос. регулирование экономики – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениям и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей специально экономической системой к изменяющимся условиям.

Классификация методов государственного регулирования:

- по объектам воздействия

1)по ресурсам - ресурсы, процессы воспроизводства, финансы.

2)по уровню – федеральные, региональный.

Принципы (стратегии) государственного регулирования:

1)при прочих равных условиях, предпочтение отдаётся рыночным формам организации экономики (где бизнес не привлекается);

2)государство должно не конкурировать, а помогать развития частного бизнеса;

3) государственная политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

4) государство при своём вмешательстве в экономику должно следовать законам рынка;

5) усиление государственного регулирования должно происходить в период общехозяйственных кризисов, а также кризисных явлений в сфере межгосударственных экономических отношений.

Цели государственного регулирования:

1)минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

2)создание предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

3)обеспечение социальной защитой всех слоёв населения.

Методы государственного управления:

1)прямые – административно-правовые (запреты, законы, ограничения и тд);

2)косвенные –они, в отличие о прямых, дают дополнительные свободы, а не ограничения. В основном они дополнительно финансовые и кредитно-денежные системы.

Инструменты государственного регулирования:

1)административно-правовые (кодекс);

2)фискальная политика – налоги;

3)кредитно-денежная политика;

4) государственная собственность;

5)государственный заказ.

6)инструменты внешнеэкономического регулирования – использует ресурсы из нашей страны.

 

 

Лекция №9 Экономические циклы. Экономический рост. 18.04

1)Понятие экономического цикла. Виды циклы. Экономический кризис.

2)экономический рост и его факторы. Типы экономического роста.

Экономический цикл – это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики.

Экономический цикл – движение от одного экономического кризиса до начала другого.

деловая активность тренд

ВВП

 

 

 
 

 


Т время

 

 

пик оживление (подъём)

спад

нижняя точка спада

 

первый экономист, который глубоко начал исследовать экономический цикл был Карл Маркс. На западе экономисты пытались опровергнуть учение Карла Маркса. Теорией циклов всерьёз начали заниматься только период великой депрессии, а великая депрессия – 30 годы 20 века. Началась заниматься англичанин Джон Кейнс.

Маркс считал, что капитализму присуще противоречие между общественным характером производства и частным присвоением его результата. В итоге возникает противоречие между собственникам средств производства и производителем (трудовыми ресурсами), как следствие противоречия меду совокупным спросом и совокупным предложением, что является первой причиной кризиса.

Одни экономисты, в качестве кризиса принимают, недопотребление товаров, другие считают, что причинами выступают внешние условия.

 

 

Особенности современных экономических циклов (современные кризисы) 25.04

1)кризисы стали наступать чаще, стали короче 5-7 лет (жизнь ускоряется, потому чаще наступают, быстрее проходят);

2)глобализация - фазы цикла во всём мире начинаются почти одновременно. Экспорт кризиса (цепная реакция);

3) государство наработало опыт и механизмы борьбы с кризисами, поэтому оно готово вести активную антикризисную политику. Как следствие, это размытость границ между фазами циклов. Начали выпадать целые фазы.

Начиная с 60-х годов 20 века, циклические кризисы сопровождаются стагфляцией (падение и рост безработицы). Чем больше безработицы, тем меньше уровень стагфляции. В 30-е годы впервые начали появляться.

Причины стагфляции:

1)чрезмерные расходы государства, которые покрываются за счёт денежной эмиссии и вызывают разрушение денежного обращения;

2) монополистическое ценообразование – необоснованно высокие цены и малые объёмы производства;

3) ступенчатый характер кризиса

 

Классификация кризисов и циклов

Кризисы в зависимости от глубины и степени охвата бывают:

- циклические (самое страшное) – охватывает все сферы отрасли экономики, нарушается существующее равновесие и возникает новое.

- промежуточные – он не является столько продолжительным и глубоким, как циклический и обычно выступает в качестве реакции на какую-нибудь дискомфорцию, возникшую в экономике. При правильном регулировании, он позволяет смягчить циклический кризис.

- частичные – он затрагивает какую-либо одну сферу.

- отраслевые – он охватывает смежные отрасли (например, в том году удобрение подорожала на 5% из-за повышения цен на препараты, значит в этом году – повышение цен на продукцию )

- структурные – в него входит несколько экономических кризисов и обычно он связан с необходимостью преобразования структур производства и технического и технологического его перевооружения.

Циклы (классификация):

- краткосрочные (цикла Китчина) - 3-5 лет;

- средние (промежуточные) - до 8-12 лет;

- длинные (длинные волны Кондратьева) – в среднем 30-35 лет. До 60 лет.

Антикризисное регулирование экономики.

Главная задача – предотвращение или смягчение последствий экономического кризиса.

Борются инструментами кредитно-денежной политики и бюджетно-налоговой политики.

 

Экономический рост

1) интенсивный – экономический рост, который происходит за счёт более эффективного использования всех имеющихся ресурсов;

2 ) экстенсивный – экономический рост, который происходит за счёт вовлечения дополнительных факторов производства.

Ресурсы:

Для интенсивного - научно-технический прогресс

 
 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.664 сек.