Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 8. Несовершеннолетний как субъект административно-правовых и уголовно-правовых отношений

1. Несовершеннолетний как субъект административного права. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

2. Профилактика нарушений прав несовершеннолетних в сфере административной юстиции

3. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

4. Профилактика нарушений прав несовершеннолетних в сфере уголовной юстиции

Профилактика нарушений прав несовершеннолетних в сфере уголовной юстиции

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства по вопросам ювенальной политики, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.

Вопросы административной ответственности несовершеннолетних и родителей должны рассматриваться комплексно, поскольку возникает необходимость определения рамок ответственности каждого из указанных субъектов за нарушения правопорядка несовершеннолетними.

Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве - к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике - к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Комиссии рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП.

К составам, непосредственно направленным на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, относятся следующие статьи КоАП: ст. 6.7 - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения; ст. 6.10 - вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 6.13 - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ст. 20.22 - появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Комиссии в соответствии со ст. 17 Положения могут принимать к производству дело о любом ином антиобщественном поступке несовершеннолетнего.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).

Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).

Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель - восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений.

Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.

Цели административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, в определенной мере обусловливают и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лиц, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем в схожих ситуациях взрослые, совершившие административные правонарушения.

КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, с тем чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.

Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.

Анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, свидетельствует о необходимости совершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям:

выделение норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних, в отдельную главу, в которую необходимо включить понятие административной ответственности несовершеннолетних, виды административных наказаний и порядок их применения к несовершеннолетним; определить специфические меры наказания для подростков, в частности арест на несколько часов при условии его отбывания в помещении органа внутренних дел, а также домашний арест на один-два дня; освобождение от административной ответственности несовершеннолетних; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних;

дополнение ст. 2.3 КоАП "Возраст, по достижении которого наступает ответственность" оговоркой относительно оценки психического состояния несовершеннолетнего, совершившего административно-правовой проступок, указанием о том, что лицо, достигшее возраста, предусмотренного данной статьей, но из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения административного правонарушения не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит административной ответственности;

разработка мер воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетних и включение их в КоАП РФ, т.к. меры, применяемые к несовершеннолетним, должны преследовать, прежде всего, цель исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений и преступлений;

принятие нового Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, т.к. в настоящее время действует документ, принятый 3 июня 1967 г., нуждающийся в новом осмыслении;

расширение полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на применение административных наказаний, предоставление им права применять иные кроме штрафа административные наказания, предусмотренные санкциями нарушенных норм;

разработка гарантий защиты прав несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения;

закрепление в КоАП порядка обжалования незаконных постановлений по делам несовершеннолетних.

По отношению к несовершеннолетнему государственная уголовная политика имеет двоякое содержание: с одной стороны, она, естественно, осуждает противозаконные действия несовершеннолетнего и делает все, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой - обеспечивает его повышенную охрану. Такая охрана осуществляется не только в отношении потерпевшего, но распространяется и на субъект преступления.

Это отнюдь не означает, что Уголовный кодекс не защищает иных субъектов преступлений (независимо от возраста, социального, имущественного положения и т.п.). Защита здесь находит свое выражение в ограничении уголовной репрессии государства в отношении любого лица, совершившего общественно опасное деяние. Однако ее степень применительно к различным категориям субъектов преступления не является одинаковой.

Привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности происходит на общих основаниях. Так, ст. 19 Кодекса имеет прямое указание на признаки лица, способного в соответствии с законом нести уголовную ответственность. В соответствии с ней уголовной ответственности подлежит только физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста.

Первым обязательным признаком субъекта преступления, таким образом, является признак физического лица. По выражению выдающегося отечественного юриста Н.С. Таганцева, принцип уголовной ответственности физических лиц "остается непоколебимым по соображениям как уголовной политики, так и права".

Второй обязательный признак субъекта преступления определен как вменяемость лица. Уголовный кодекс не дает прямого определения вменяемости, но это можно сделать через категорию невменяемости. Вменяемость предполагает обязательное сочетание двух критериев, характеризующих ее с точки зрения различных отраслей знаний: юридического и медицинского. Наличие лишь одного из них не дает достаточных оснований для признания лица невменяемым. Это объясняется тем, что, например, при некоторых пограничных состояниях, которые относятся к психическим заболеваниям, лицо может сохранять способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Юридический (психологический) критерий вменяемости предполагает обязательное наличие у человека двух способностей: а) осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия); б) руководить своими деяниями.

Интеллектуальный признак юридического критерия вменяемости определяется как способность, возможность осознавать фактический характер совершаемого им деяния и его общественную опасность. Иначе говоря, интеллектуальный признак определяется способностью лица "вызывать взаимодействие сознания и поступающей информации, способность синтезировать и анализировать, вникать и сопоставлять, т.е. сознательно перерабатывать поступающую извне информацию на основе накопленного социального опыта, знаний". Отсутствие адекватного восприятия лицом сути фактической стороны своего деяния означает, как правило, непонимание им причинной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Волевой признак юридического критерия вменяемости заключается в способности лица руководить своими поступками, действовать по своей воле со знанием дела. Состояние волевой активности характеризуется сознательной и избирательной направленностью. Об интеллектуальном признаке нельзя говорить как о компоненте волевого, но воля также немыслима без сознания.

В соответствии со ст. 21 УК РФ для признания лица невменяемым необходимо установить, что оно не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие какого-либо психического заболевания.

Состояние невменяемости отсутствует в случае совершения преступления несовершеннолетним, когда он был не способен отдавать отчет в своих действиях или руководить ими под влиянием дефектов воспитания, обучения, сформированных потребностей и т.д. "Дефекты социализации личности не тождественны дефектам психической деятельности, вызванным психическими болезнями".

Поскольку причиной невменяемости является болезнь, последовательно проходящая в своем развитии несколько стадий, правомерна постановка вопроса об ограниченной (уменьшенной, частичной, усеченной, пограничной и т.д.) вменяемости.

Третьим обязательным признаком, характеризующим субъект преступления, является определенный возраст.

Начальный возраст уголовной ответственности представляет собой яркий показатель законности, социальной справедливости и гуманизма. Большинство авторов, занимавшихся проблемами установления минимального возраста уголовной ответственности, полагают, что за основу должны быть взяты:

определенная степень социализации личности как показатель достижения лицом интеллектуальной и волевой зрелости в сфере отношений, регулируемых уголовным правом;

способность несовершеннолетнего к виновной ответственности;

способность к адекватному восприятию наказания.

При определении минимального возраста уголовной ответственности используются следующие принципы:

во внимание не берутся возрастные группы, заведомо не способные нести уголовную ответственность;

акценты расставлены на тех возрастных группах, для которых типичен достаточный уровень развития, при этом доминирующей является социально-психологическая оценка личности несовершеннолетнего;

предположение о совпадении факта достижения минимального возраста субъекта преступления, указанного в законе, и способности к виновной ответственности опровержимо;

в некоторых случаях для несения ответственности необходимо наличие возможности приобретения лицом определенного социального статуса и выполнения им конкретных социально-ролевых функций.

Определение возраста, соответствующего достижению качественного уровня приобщения несовершеннолетнего к общественным ценностям, должно всегда производиться с учетом этапов социализации, принимая во внимание условия развития, воспитания, обучения несовершеннолетних и т.п.

В статье 20 УК РФ законодателем установлены две минимальные возрастные границы ответственности: общая - в 16 лет и, в качестве исключения, пониженная - с 14 лет за четко очерченный круг преступлений (их 20), предусмотренных 18 полными статьями и двумя частями статей. Перечень составов, по которым возможно привлечение к ответственности с 14 лет, является исчерпывающим.

В числе зарегистрированных преступлений несовершеннолетних доля насильственных составляет более 11%, а наиболее распространенными являются корыстные (около 75%).

Относительно установления возраста Пленум ВС РФ в своем постановлении "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" разъяснил, что согласно ст. 392 УПК РСФСР (ныне - ст. 421 УПК РФ) установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Согласно этому несовершеннолетний (малолетний) считается достигшим возраста уголовной ответственности не в день своего рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с 0 часов следующих суток.

Одной из важнейших, с точки зрения уголовного законодательства, особенностей несовершеннолетних является то, что, обладая формально равным календарным возрастом, они в значительной мере могут отличаться друг от друга по уровню психического развития. В этой связи важным моментом в защите ребенка от объективного вменения стало введение в ст. 20 УК РФ части 3, позволяющей освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии даже по достижении им соответствующего возраста.

По этому основанию не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста 16 (14) лет, если он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством.

Специфика несовершеннолетнего нашла свое отражение в ч. 7 упомянутого выше постановления Пленума ВС РФ. В нем указывается, что для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии должна назначаться комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Она назначается в основном тогда, когда требуется одновременное разрешение судебно-психиатрических и судебно-психологических вопросов. Первым решается вопрос о вменяемости подэкспертного, что входит в компетенцию судебного психиатра. Соответственно, судебный психолог решает психологические вопросы только в случае установления психиатрами вменяемости испытуемого.

Исчерпывающий перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним, дан в ст. 88 УК РФ. В него входят:

штраф;

лишение права заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

арест;

лишение свободы на определенный срок.

Виды и размеры наказаний, применение которых целесообразно к несовершеннолетним, должны определяться, прежде всего, степенью эффективности каждого из них и их системы (подсистемы, применяемой в отношении несовершеннолетних) в целом. Эффективность наказания, в свою очередь, проявляется в степени достижения целей наказания.

В число наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетним, формально входит арест. Однако из-за отсутствия структур, на которые будет возложена обязанность его исполнения, согласно ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 2001 г. N 4-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" соответствующие положения об этом виде наказания будут вводиться по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2006 года.

Обязательные работы впервые были введены в российскую систему наказаний. Согласно ст. 49, 88 УК РФ они заключаются в выполнении несовершеннолетним в свободное от основной работы или учебы время посильных для него общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Этот вид наказания состоит в выполнении лицом работ, не требующих специальной квалификации, опыта, знаний (например, благоустройство населенных пунктов, доставка почты, уход за животными, осуществление иных общественно полезных функций). Свободное от основной работы или учебы время не должно включать в себя период, необходимый для самоподготовки несовершеннолетнего к занятиям, посещения им секций, кружков и т.п. Обязательные работы должны назначаться несовершеннолетнему для их выполнения преимущественно по месту жительства. При выполнении лицом, не достигшим 18 лет, данного вида работ должны быть учтены также нормы трудового законодательства.

Продолжительность исполнения обязательных работ лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день (ч. 3 ст. 88 УК), а лицами в возрасте от 16 до 18 лет - четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК).

Арест также относится к сравнительно новому для отечественного уголовного права виду наказания, хотя упоминание о нем мы находим в тексте Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 30), Уголовного уложения 1903 г. (ст. 21).

В соответствии со ст. 54 действующего Уголовного кодекса арест заключается в содержании осужденного несовершеннолетнего в условиях строгой изоляции от общества. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах, где несовершеннолетние содержатся в условиях строгой изоляции. На арестантов распространяются условия содержания, установленные для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме.

Частью 5 ст. 88 Кодекса установлено, что несовершеннолетнему арест может быть назначен на срок от одного до четырех месяцев. В соответствии с ч. 2 ст. 54 арест не применяется в отношении лиц, не достигших к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста. Устанавливая такое ограничение в применении ареста, законодатель, по всей видимости, стремился оградить лицо младше 16 лет от влияния суровых мер государственного принуждения. Однако такое ограничение применения этого вида наказания, по нашему мнению, способно в определенных случаях ухудшить положение несовершеннолетнего. Прежде всего это относится к тем составам преступлений, в которых альтернативой аресту (для несовершеннолетних) является только лишение свободы (например, ч. 1 ст. 112 УК и др.).

Штраф назначается несовершеннолетнему как при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от 1000 до 50 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев (ч. 2 ст. 88 УК РФ). Пленум ВС РФ в своем постановлении "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" обратил внимание судов на то, что согласно ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную ответственность за причиненный вред. Вред, причиненный несовершеннолетним, возмещается его родителями полностью или частично, когда у несовершеннолетнего нет достаточных для возмещения вреда доходов или имущества.

Штраф в соответствии с принципом действия уголовного закона во времени должен применяться к лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, по правилам ст. 88 УК РФ вне зависимости от времени вынесения приговора (то же самое относится и к другим видам наказания, применяемым к несовершеннолетним). Об этом свидетельствует и судебная практика.

Лишение права заниматься определенной деятельностью как вид наказания (ст. 47 УК), очевидно, может быть назначено несовершеннолетнему лишь в случае занятия им определенным контролируемым со стороны государства видом деятельности (например, предпринимательской).

Исправительные работы заключаются в привлечении несовершеннолетнего, не имеющего основного места работы, к труду и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. При этом определенная часть его заработка (от 5 до 20%) высчитывается в доход государства. Часть 4 ст. 88 УК устанавливает лишь одно исключение в применении данного вида наказания для несовершеннолетних: максимальный срок исправительных работ сокращен наполовину (до одного года). Хотя минимальный срок ст. 88 не оговорен, исходя из общей нормы ст. 50 УК РФ он составляет два месяца.

В соответствии со ст. 42 УИК РФ срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, копии соответствующего судебного решения и других документов.

Часть 1 ст. 92 установила возможность освобождения несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. При осуждении несовершеннолетнего к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления он может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, если исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних заключаются также в значительном сокращении реальных сроков для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, сроков давности и погашения судимости (ст. 93-95 УК РФ).

Общие основания условно-досрочного освобождения от наказания закреплены ст. 79 УК РФ. Условно-досрочное освобождение применяется при отбывании несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ и лишения свободы на определенный срок, поскольку наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части в отношении него не применяется.

Льготные основания условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания выражаются в сокращении сроков (в сравнении со взрослыми), по истечении которых несовершеннолетний может быть условно освобожден. В соответствии со ст. 93 УК РФ несовершеннолетний может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания при условии фактического отбытия им:

не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

В случае, если несовершеннолетний понес наказание сразу за несколько совершенных преступлений, минимальный срок, по истечении которого возможно условно-досрочное освобождение, определяется исходя из наиболее тяжкого из совершенных деяний.

Фактически отбытый несовершеннолетним срок, назначенный в виде лишения свободы, для применения условно-досрочного освобождения, по общему правилу, не может быть менее 6 месяцев. Эта норма, закрепленная ст. 79 УК, не учитывает, по нашему мнению, особенностей несовершеннолетних. Они помимо прочего выражаются в том, что ребенок в сравнении со взрослым намного легче поддается воспитательному воздействию и пребывание его в течение полугода в местах лишения свободы зачастую может быть необязательным.

Контроль за поведением несовершеннолетнего, освобожденного условно-досрочно, возлагается на уполномоченный специализированный государственный орган. В случае, если в течение срока оставшейся не отбытой части наказания несовершеннолетний совершит нарушение общественного порядка, за которое на него будет наложено административное взыскание, или новое преступление, суд решает вопрос об отмене условно-досрочного освобождения по правилам, закрепленным ч. 7 ст. 79 УК РФ. Однако при этом также подлежат учету особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Так, например, наказание ребенка в виде лишения свободы, назначенное по совокупности приговоров, не может превышать 10 лет.

Проявляя гуманное отношение к несовершеннолетним, Уголовный кодекс предусмотрел сокращение для них сроков давности, предусмотренных ст. 78 и 83. Чем больше проходит времени между преступлением и наказанием, тем менее целесообразным становится применение этой меры уголовно-правового принуждения к ребенку с позиции достижения целей наказания. Течение указанных сроков начинается с момента совершения преступления или осуждения за него и составляет: один год - за преступление небольшой тяжести; три года - за преступление средней тяжести; пять лет - за тяжкое преступление; семь лет и шесть месяцев - за особо тяжкое преступление. В отношении несовершеннолетних действует обычный порядок исчисления и приостановления сроков давности, предусмотренный ч. 2, 3 ст. 78 УК, а также ч. 2 ст. 83.

Статья 95 УК РФ впервые ввела правило, согласно которому сроки погашения судимости, предусмотренные для взрослых ст. 86, в отношении несовершеннолетних подлежат сокращению и равны после отбытия лишения свободы за преступления: небольшой или средней тяжести - одному году; тяжкое или особо тяжкое - три года. Иные положения, регламентирующие общий порядок учета, погашения и снятия судимости, предусмотренный ст. 86, распространяются и на несовершеннолетних.

Согласно п. "б" ч. 4 ст. 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений.

Подводя итог, следует отметить, что гл. 14 УК РФ определяет особое положение ребенка - субъекта преступления в уголовном законе, что предопределяет его привилегированное положение в системе уголовно-правовых норм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 6. Трудовые и жилищные права несовершеннолетних и профилактика их нарушения | Тема № 9. Судопроизводство в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетний в уголовно-исполнительной системе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.