Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория




Поясните, как происходит осознание проблемы, поиск информации и оценка вариантов при принятии решения о покупке потребителем (конкретного потребителя и продукт выберите самостоятельно).

Определите, каким раздражителем вызвана проблема, выявите степень несоответствия состояния потребителя; определите вид проблемы (простая, ограниченная, расширенная); охарактеризуйте внутренние и внешние источники, направленность и интенсивность поиска информации; выявите оценочные критерии при выборе вариантов; поясните механизм оценки альтернатив потребителем (по свойствам продукта, их значимости и функции полезности каждого свойства); поясните действие факторов, влияющих на принятие окончательного решения.

Процесс принятия решения о покупке можно разделить на пять стадий:

 

1. Осознание проблемы   2. Поиск информации   3. Оценка вариантов   4. Решение о покупке   5. Реакция на покупку
             

1 стадия: осознание возникшей проблемы, которое инициирует процесс покупки то­
вара;

2 стадия: поиск информации, способствующей более полному решению проблемы и осуществлению наиболее подходящей покупки;

3 стадия: оценка возможных альтернативных вариантов покупки;

4 стадия: принятие решения о покупке;

5 стадия: ответная реакция на покупку.

Теоретически потребитель должен пройти все перечисленные этапы. Однако на практике он пропускает некоторые стадии или меняет их местами в зависимости от ряда факторов.

Первая стадия: осознание проблемы.

Итак, покупатель осознает проблему или нужду, которую ему нужно удовле­творить. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Нужда может быть возбуждена и внешними раздра­жителями.

Но при всех имеющих место раздражителях осознание проблемы потреби­телем - это воспринимаемое несоответствие между его реальным и желаемым состоянием. Существует пороговое значение несоответст­вия желаемого и реального состояния - см. рис 5.

 

 

 

 


Рис. 5. Процесс осознания проблемы

 

Рассмотрим варианты проблем, которые различаются по степени сложности.

1. Простые проблемы решаются привычно и без особых усилий. При решении простых проблем процесс принятия решения - минимален (со­кращается практически до двух стадий - осознание проблемы и решение о
приобретении).

2. Ограниченные проблемы содержат элемент новизны и неопределенности в
течение некоторого периода времени. В
процессе принятия решения присутствуют все стадии, но этапы поиска ин­
формации, оценки альтернатив и послепокупочной реакции сокращены.

3. Расширенные проблемы отличаются высокой сложностью в силу своей но­визны и высокой неопределенности решения.

Итак, осознав проблему, потребитель приступает к поиску информации, связан­ной с решением проблемы.

Вторая стадия: поиск информации.

Поиск информации может быть проведен посредством, во-первых, активации знаний, хранимых в памяти - внутренний поиск, во-вторых, выявления информа­ции из внешней среды - внешний поиск.

При внутреннем поиске потребитель обращается к своей долгосрочной памя­ти, подбирая самое привычное решение возникшей проблемы

К внешнему поиску потребитель обращается в случае недостатка внутренней информации.

Источниками внешней информации могут быть:

• Личные контакты (в семье, с друзьями, знакомыми, коллегами);

• Средства массовой информации (реклама на радио, телевидении, в газетах, бро­шюрах и т.п.)

• Маркетинговая деятельность по позиционированию продукта производителями и
продавцами (реклама в торговых залах, на витринах, консультирование со сторо­ны торгового персонала, презентации, выставки, упаковка)

• Практический опыт самого потребителя (осмотр, изучение, использование това­ра).

Чем ближе проблема к расширенному типу, тем более значимы внешние источ­ники информации.

Кроме того, если покупатель совершает покупку впервые, или если продукт час­то претерпевает изменения (по характеристикам, по точкам продажи), то и в этих случаях внешний поиск будет значим.

Большую часть информации потребитель получает из маркетинговых источни­ков.

Но наиболее эффективно воздействие личных источников (особенно по приоб­ретению услуг). Таким образом, необходимо выявлять как источники информации, которыми пользуются потребители, так и степень значимости каждого из исполь­зуемых источников.

Кроме того, на данной стадии необходимо изучать такие параметры как направ­ленность и интенсивность информационного поиска. Направленность означает, ка­ким характеристикам продукта уделяется большее внимание при поиске информа­ции: цене, качеству или и тому, и другому одновременно. Интенсивность поиска означает продолжительность поиска во времени, т.е. сколько времени требуется потребите­лю для накопления необходимой информации.

Маркетологу необходимо учитывать все рассмотренные особенности данного этапа.

Третья стадия: оценка вариантов.

Оценка вариантов происходит на основе взвешенного анализа информации. По­требитель использует информацию для того, чтобы составить для себя полный ком­плект марок, из которых производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернатив, каким образом потребитель оценивает информацию? Для этого потребитель должен оценить ряд критериев, свойственных товару.

Оценочные критерии – это показатели (или атрибуты) продукта, используемые при выборе покупки. Наиболее распространенными критериями являются цена, марочное название, страна-изготовитель продукта.

Цена - один из важнейших критериев оценки потребительского выбора. Во мно­гих случаях этот критерий ограничивает, либо расширяет свободу выбора. Мароч­ное название продукта служит во многих случаях индикатором качества и прести­жа. Значение названия марки зависит от того, насколько потребитель способен оце­нить качество продукта. Страна (ме­сто) происхождения - еще один важный критерий, характеризующий качество про­дукта (например, автомобиль БМВ, собранный в Баварии, оценивается как более ка­чественный, чем собранный в Калининграде).

Мы рассмотрели не столько основные, но наиболее распространенные критерии оценки продукта при осуществлении выбора потребителем. Количество оценивае­мых критериев различно для разных продуктов. Т.е. чем ближе покупка к просто­му виду, тем меньшее количество критериев используется для оценки альтер­натив, и чем ближе покупка к расширенному типу, тем большее количество критериев необходимо для оценки вариантов.

Кроме того, для разных потребителей имеют значение различные критерии. Так, при покупке автомобиля для одного потребителя важны безопасность и надежность, для другого - цена и расход топлива. Т.е. выбор альтернатив по критериям зави­сит и от индивидуальных, а также ситуационных факторов (например, если болит голова, то основными критериями будут месторасположение аптеки - бли­жайшая - и качество товара).

Каков же механизм оценки альтернативных вариантов потребителем?

  • Во-первых, оцениваются свойства товара. Потребитель рассматривает любой товар как определенный набор свойств, которые его удовлетворяют. Он покупает на рынке не товар, а лишь его полезные свойства, т.е. способность свойств удовлетворить возникшую потребность.

· Во-вторых, потребитель оценивает значимость этих свойств. Разные потребите­ли придают различные весовые показатели значимости свойствам в зависимости от их актуальности для самого потребителя. При этом следует различать важ­ность того или иного свойства и его характерность (заметность). Характерные свойства - это те, которые в первую очередь приходят на ум потребителю, когда речь идет о конкретном продукте. Но товар может обладать и более важными свойствами, о которых потребитель просто не знает.

В-третьих, потребитель оценивает функцию полезности каждого свойства. Функция полезности описывает степень ожидаемой удовлетворенности каждым отдельным свойством (вспоминаем процессуальную теорию ожиданий В.Врума - валентность).

Итак, потребитель оценил характеристики товара, его свойства, степень значимо­сти и функции полезности этих свойств. Таким образом, в результате выбора вари­антов у потребителя формируется намерение совершить покупку. Особый интерес на обозначенном этапе представляют факторы, влияющие на принятие оконча­тельного решения (см. рис.6): отношение других людей и непредвиденные факто­ры обстановки.

 

 

 

 


Рис.6. Факторы, влияющие на принятие оконча­тельного решения.

Рассмотрим эти факторы.

• Первый фактор - отношение других людей. Степень влияния зависит от двух элементов: 1) интенсивности негативного или позитивного отношения другого лица к отобранному потребителем варианту предстоящей покупки и 2) готовности потребителя принять пожелания другого лица.

· Второй фактор - воздействие непредвиденных факторов обстановки. Непредвиденные факторы могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот мо­мент, когда потребитель прошел все предыдущие этапы и готов был совершить покупку.

· Выбор из альтернативных вариантов осуществляется согласно правилам реше­ний. Они (правила) могут быть простые («Куплю ту же марку, что и в прошлый раз» или «Куплю самое дешевое») и сложные.

Сложные правила делятся на компенсаци­онные и некомпенсационные.

Компенсационные правила — базируются на реализации принципа компенсации товара. Выделяют два вида компенсационных правил:

Простое сложение (складываются оценки по критериям альтернативных това­ров, выбирается тот товар, который имеет максимальную сумму оценок);

Взвешенное сложение (учитывается относительная значимость каждого из кри­териев; это достигается путем установления различных весов для каждого крите­рия).

Некомпенсационные правила - не допускают компенсации низких оценок по одному критерию высокими оценками по другому.

Выделяют четыре вида некомпенсационных правил:

Совместное правило устанавливает минимальный уровень оценки продукта по
каждому критерию. То есть при покупке важны все критерии, но предъявляемые
требования - минимальны. Характерно для низкововлеченных покупок.

Раздельное правило - устанавливает минимальные требования только по отдель­ным значимым для потребителя критериям без учета остальных.

Правило элиминирования по аспектам - означает ранжирование критериев по их значимости и установление минимальных оценок по каждому из критериев. То есть порядок выбора здесь таков: все продукты рассматриваются по наиболее значимому критерию, при этом устанавливается минимальные требования к это­му критерию. Если это испытание проходят несколько продуктов, то они оцени­ваются по второму важному критерию (также при минимальных требованиях). Этот процесс продолжается до выбора одного продукта. Если ни один из продуктов не выбирается, то либо пересматриваются оценки важности по каждому из критериев, либо используется другое правило, либо выбор откладывается.

Лексиграфическое правило - аналогично правилу элиминирования по аспектам, но ранжирование критериев происходит при максимальных требованиях по кри­териям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.