КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория
Поясните, как происходит осознание проблемы, поиск информации и оценка вариантов при принятии решения о покупке потребителем (конкретного потребителя и продукт выберите самостоятельно). Определите, каким раздражителем вызвана проблема, выявите степень несоответствия состояния потребителя; определите вид проблемы (простая, ограниченная, расширенная); охарактеризуйте внутренние и внешние источники, направленность и интенсивность поиска информации; выявите оценочные критерии при выборе вариантов; поясните механизм оценки альтернатив потребителем (по свойствам продукта, их значимости и функции полезности каждого свойства); поясните действие факторов, влияющих на принятие окончательного решения. Процесс принятия решения о покупке можно разделить на пять стадий:
1 стадия: осознание возникшей проблемы, которое инициирует процесс покупки то 2 стадия: поиск информации, способствующей более полному решению проблемы и осуществлению наиболее подходящей покупки; 3 стадия: оценка возможных альтернативных вариантов покупки; 4 стадия: принятие решения о покупке; 5 стадия: ответная реакция на покупку. Теоретически потребитель должен пройти все перечисленные этапы. Однако на практике он пропускает некоторые стадии или меняет их местами в зависимости от ряда факторов. Первая стадия: осознание проблемы. Итак, покупатель осознает проблему или нужду, которую ему нужно удовлетворить. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Нужда может быть возбуждена и внешними раздражителями. Но при всех имеющих место раздражителях осознание проблемы потребителем - это воспринимаемое несоответствие между его реальным и желаемым состоянием. Существует пороговое значение несоответствия желаемого и реального состояния - см. рис 5.
Рис. 5. Процесс осознания проблемы
Рассмотрим варианты проблем, которые различаются по степени сложности. 1. Простые проблемы решаются привычно и без особых усилий. При решении простых проблем процесс принятия решения - минимален (сокращается практически до двух стадий - осознание проблемы и решение о 2. Ограниченные проблемы содержат элемент новизны и неопределенности в 3. Расширенные проблемы отличаются высокой сложностью в силу своей новизны и высокой неопределенности решения. Итак, осознав проблему, потребитель приступает к поиску информации, связанной с решением проблемы. Вторая стадия: поиск информации. Поиск информации может быть проведен посредством, во-первых, активации знаний, хранимых в памяти - внутренний поиск, во-вторых, выявления информации из внешней среды - внешний поиск. При внутреннем поиске потребитель обращается к своей долгосрочной памяти, подбирая самое привычное решение возникшей проблемы К внешнему поиску потребитель обращается в случае недостатка внутренней информации. Источниками внешней информации могут быть: • Личные контакты (в семье, с друзьями, знакомыми, коллегами); • Средства массовой информации (реклама на радио, телевидении, в газетах, брошюрах и т.п.) • Маркетинговая деятельность по позиционированию продукта производителями и • Практический опыт самого потребителя (осмотр, изучение, использование товара). Чем ближе проблема к расширенному типу, тем более значимы внешние источники информации. Кроме того, если покупатель совершает покупку впервые, или если продукт часто претерпевает изменения (по характеристикам, по точкам продажи), то и в этих случаях внешний поиск будет значим. Большую часть информации потребитель получает из маркетинговых источников. Но наиболее эффективно воздействие личных источников (особенно по приобретению услуг). Таким образом, необходимо выявлять как источники информации, которыми пользуются потребители, так и степень значимости каждого из используемых источников. Кроме того, на данной стадии необходимо изучать такие параметры как направленность и интенсивность информационного поиска. Направленность означает, каким характеристикам продукта уделяется большее внимание при поиске информации: цене, качеству или и тому, и другому одновременно. Интенсивность поиска означает продолжительность поиска во времени, т.е. сколько времени требуется потребителю для накопления необходимой информации. Маркетологу необходимо учитывать все рассмотренные особенности данного этапа. Третья стадия: оценка вариантов. Оценка вариантов происходит на основе взвешенного анализа информации. Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя полный комплект марок, из которых производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернатив, каким образом потребитель оценивает информацию? Для этого потребитель должен оценить ряд критериев, свойственных товару. Оценочные критерии – это показатели (или атрибуты) продукта, используемые при выборе покупки. Наиболее распространенными критериями являются цена, марочное название, страна-изготовитель продукта. Цена - один из важнейших критериев оценки потребительского выбора. Во многих случаях этот критерий ограничивает, либо расширяет свободу выбора. Марочное название продукта служит во многих случаях индикатором качества и престижа. Значение названия марки зависит от того, насколько потребитель способен оценить качество продукта. Страна (место) происхождения - еще один важный критерий, характеризующий качество продукта (например, автомобиль БМВ, собранный в Баварии, оценивается как более качественный, чем собранный в Калининграде). Мы рассмотрели не столько основные, но наиболее распространенные критерии оценки продукта при осуществлении выбора потребителем. Количество оцениваемых критериев различно для разных продуктов. Т.е. чем ближе покупка к простому виду, тем меньшее количество критериев используется для оценки альтернатив, и чем ближе покупка к расширенному типу, тем большее количество критериев необходимо для оценки вариантов. Кроме того, для разных потребителей имеют значение различные критерии. Так, при покупке автомобиля для одного потребителя важны безопасность и надежность, для другого - цена и расход топлива. Т.е. выбор альтернатив по критериям зависит и от индивидуальных, а также ситуационных факторов (например, если болит голова, то основными критериями будут месторасположение аптеки - ближайшая - и качество товара). Каков же механизм оценки альтернативных вариантов потребителем?
· Во-вторых, потребитель оценивает значимость этих свойств. Разные потребители придают различные весовые показатели значимости свойствам в зависимости от их актуальности для самого потребителя. При этом следует различать важность того или иного свойства и его характерность (заметность). Характерные свойства - это те, которые в первую очередь приходят на ум потребителю, когда речь идет о конкретном продукте. Но товар может обладать и более важными свойствами, о которых потребитель просто не знает. В-третьих, потребитель оценивает функцию полезности каждого свойства. Функция полезности описывает степень ожидаемой удовлетворенности каждым отдельным свойством (вспоминаем процессуальную теорию ожиданий В.Врума - валентность). Итак, потребитель оценил характеристики товара, его свойства, степень значимости и функции полезности этих свойств. Таким образом, в результате выбора вариантов у потребителя формируется намерение совершить покупку. Особый интерес на обозначенном этапе представляют факторы, влияющие на принятие окончательного решения (см. рис.6): отношение других людей и непредвиденные факторы обстановки.
Рис.6. Факторы, влияющие на принятие окончательного решения. Рассмотрим эти факторы. • Первый фактор - отношение других людей. Степень влияния зависит от двух элементов: 1) интенсивности негативного или позитивного отношения другого лица к отобранному потребителем варианту предстоящей покупки и 2) готовности потребителя принять пожелания другого лица. · Второй фактор - воздействие непредвиденных факторов обстановки. Непредвиденные факторы могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот момент, когда потребитель прошел все предыдущие этапы и готов был совершить покупку. · Выбор из альтернативных вариантов осуществляется согласно правилам решений. Они (правила) могут быть простые («Куплю ту же марку, что и в прошлый раз» или «Куплю самое дешевое») и сложные. Сложные правила делятся на компенсационные и некомпенсационные. Компенсационные правила — базируются на реализации принципа компенсации товара. Выделяют два вида компенсационных правил: • Простое сложение (складываются оценки по критериям альтернативных товаров, выбирается тот товар, который имеет максимальную сумму оценок); • Взвешенное сложение (учитывается относительная значимость каждого из критериев; это достигается путем установления различных весов для каждого критерия). Некомпенсационные правила - не допускают компенсации низких оценок по одному критерию высокими оценками по другому. Выделяют четыре вида некомпенсационных правил: • Совместное правило устанавливает минимальный уровень оценки продукта по • Раздельное правило - устанавливает минимальные требования только по отдельным значимым для потребителя критериям без учета остальных. • Правило элиминирования по аспектам - означает ранжирование критериев по их значимости и установление минимальных оценок по каждому из критериев. То есть порядок выбора здесь таков: все продукты рассматриваются по наиболее значимому критерию, при этом устанавливается минимальные требования к этому критерию. Если это испытание проходят несколько продуктов, то они оцениваются по второму важному критерию (также при минимальных требованиях). Этот процесс продолжается до выбора одного продукта. Если ни один из продуктов не выбирается, то либо пересматриваются оценки важности по каждому из критериев, либо используется другое правило, либо выбор откладывается. • Лексиграфическое правило - аналогично правилу элиминирования по аспектам, но ранжирование критериев происходит при максимальных требованиях по критериям.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |