Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация детского коллектива

Выработка организационных умений и навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью начинается еще до начала урока. Перед каждым занятием на перемене ученики должны вымыть руки, надеть фартуки и нарукавники или халаты. Построившись со звонком у входа в кабинет ручного труда, они входят в класс и спокойно занимают свои постоянные места. Очень важно также воспитать у учащихся привычку ничего не трогать на рабочем месте без разрешения учителя.

Сообщение темы урока. Этот этап занимает одну-две минуты, но он очень важен. Успешное проведение любой работы с данной категорией детей зависит от того, насколько удалось заинтересовать их намеченным делом. Необходимо привлечь внимание детей к работе, показать, что изделие, которое они будут выполнять, красивое и полезное. Не всегда нужно начинать урок с сообщения темы урока. Если, например, учитель планирует сначала повторение правил безопасной работы в режущими инструментами, а затем выполнение объемной коробки из картона, то целесообразнее тему урока сообщить после повторения.

Организация рабочего места. У каждого ученика должно быть определенное рабочее место в кабинете ручного труда. Начиная обучение, учитель объясняет и показывает, как его организовать. Он сообщает учащимся, что инструменты располагаются справа – их берут в правую руку во время работы; материалы и приспособления кладут слева – их удобнее взять левой рукой. Подкладная доска, на которой производятся рабочие операции, находится перед учеником, коробочка для мусора – посередине верхней части стола.

Вначале учитель помогает учащимся подготовить рабочее место к началу занятий, напоминает им правила организации его. В дальнейшем на каждом уроке он проверяет порядок на рабочем месте, привлекает к проверке бригадиров, устраивает взаимную проверку рабочих мест между сидящими рядом учащимися.

В ходе урока также необходимо напомнить ученикам, что инструменты и материалы надо класть на отведенное место.

Сообщение и повторение познавательных сведений. Учебной программой определен объем познавательного материала, который должен быть усвоен учащимися за период обучения ручному труду. Это несложные сведения о свойствах, применении и назначении бумаги и картона, текстильных материалов, пластилина и глины, природных материалов, древесины и т.д. Сюда же отнесены сведения о группах инструментов, правилах безопасной работы ими, санитарно-гигиенические требования при работе с разными материалами.

Познавательные сведения можно сообщать в виде короткого рассказа с обязательной демонстрацией наглядного материала. Это могут быть коллекции ниток, тканей, разных сортов бумаги, наборы инструментов, образцы программных изделий, выполненных учителем или старшеклассниками, и т.д.

В ряде случаев в ходе рассказа или беседы учитель может провести с учащимися короткие лабораторные работы, выполняя которые, ученики узнают некоторые свойства материалов. Например, производя несложные действия, первоклассники могут установить, что бумага легко рвется, мнется, складывается, режется, впитывает влагу. Ученики 3-4 классов, выполняя лабораторную работу, узнают, что древесина ломается, гнется, раскалывается вдоль волокон.

Повторение или сообщение сведений, частично знакомых учащимся, целесообразно проводить в виде беседы с использованием элементов игры.

Рассказы и беседы должны быть доходчивыми и яркими, содержать профессиональные сведения, занимать короткое время.

Ориентировка в задании. На уроках ручного труда учащимся предлагается выполнение изделий по образцу, натуральному предмету, игрушке, рисунку. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному изготовлению указанных объектов.

Это умение развивается у учащихся школы 8 вида при соблюдении определенной последовательности в обучении. Практика показывает, что наиболее эффективным является такой путь, когда оно проходит по нескольким этапам: сначала ученики выслушивают и повторяют анализ, данный учителем, затем участвуют в коллективном анализе простого, позже относительно сложного объекта и, наконец, самостоятельно анализируют несложные изделия.

При анализе образца следует отмечать такие особенности, как назначение предмета, крупные и мелкие части его, детали этих частей, величина, форма, цвет, материал, места прикрепления деталей.

При анализе природного материала учитель должен своими вопросами привлечь внимание детей к тем его свойствам, которые помогут им определить место материала в будущей поделке. Анализ объекта может проходить следующим образом: узнавание и называние природного материала с указанием вида растения; рассматривание внешнего вида – выделение тех признаков целого, которые будут использованы в поделке; вычленение частей целого и их признаков, подсказывающих применение материала; установление сходства материала по выделенным признакам с различными частями натуральных предметов.

Анализ натурального предмета, муляжа, чучела следует проводить избирательно, т.е. отмечать только те детали и свойства предмета, которые будут иметь место в поделке. Например, рассматривая чучело ежа, не следует указывать наличие шерсти на брюшке, количество пальцев на лапках, так как эти детали не могут быть выполнены первоклассниками в поделке «еж» из пластилина и крылаток клена (ясеня).

Необходимо подчеркнуть, что анализируемый предмет ученики должны разглядывать вблизи, иметь возможность взять в руки, потрогать, рассмотреть со всех сторон.

Известно, что дети с нарушением интеллекта, как правило, приступают к работе, не отбирая предварительно необходимых материалов, инструментов и приспособлений, что очень затрудняет правильное выполнение рисунка. Учитель должен из урока в урок воспитывать у детей привычку правильно готовиться к практической работе. Сначала дети по вопросам учителя перечисляют материалы, инструменты и приспособления, заранее разложенные на их рабочих местах или прикрепленные на предметных картах. В дальнейшем они выполняют это задание с большей самостоятельностью: называют необходимые предметы, а затем достают их из конвертов или коробок, лежащих на рабочих местах, отбирают из большого набора только нужные материалы, инструменты и приспособления.

Практические задания расположены в программе по степени постепенного усложнения. Следовательно, изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении учащимися сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам.

Прошлый опыт учащихся привлекается в большей мере при планировании хода работы, в ходе практической деятельности, при оценке качества готовых изделий и т.д.

Планирование выполнения изделия. Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Обучение учащихся планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана.

В начале обучения целесообразно пользоваться методическим приемом, при котором учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ приемов со словесной инструкцией.

В дальнейшем следует требовать от учащихся определения ближайшей операции. Первую операцию учитель называет сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми с помощью учителя указанного этапа им предлагается назвать следующий («Что будете делать дальше?») и проделать его. Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать закреплению сказанного в памяти детей, созданию связи между речевым и практическим компонентами трудовой деятельности.

На следующих ступенях учащиеся учатся составлять план по вопросам учителя. Необходимо подчеркнуть, что вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. В отдельных случаях некоторые пункты плана разбираются более подробно. Например, разметка прямоугольной детали по линейке вызывает затруднение у учащихся. Чтобы они при изготовлении очередного объекта соблюдали правильную последовательность выполнения этого приема, учитель просит рассказать, в каком порядке следует проводить разметку, с помощью каких инструментов. Составленный план повторяется учащимися или записывается на доске.

Постепенно ученики подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделиями.

Значительную помощь в обучении детей планированию окажет учителю применение предметных карт, которые составляются на изделия из любого материала. Далее мы рассмотрим примеры карт на изделие из бумаги и картона, ниток и текстиля. Карты можно использовать уже в первом классе.

На уроках ручного труда в основном применяется предметная карта, отражающая основные операции, - в определенной последовательности прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности. Эти образцы крепятся так, чтобы их можно было снять и разглядеть со всех сторон.

Помимо этого, на предметной карте могут располагаться материалы, инструменты и приспособления, необходимые для изготовления данного объекта. Можно все компоненты карты крепить на одном планшете, но обязательно в линейном порядке с соблюдением логики выполнения изделия. Целесообразнее пользоваться картой, состоящей из нескольких таблиц, где на каждую прикреплен только один образец незаконченного изделия. Инструменты следует группировать с приспособлениями, а материалы располагать на отельном планшете. В некоторых случаях инструменты могут прикрепляться под той деталью, для изготовления которой они необходимы. Карта, состоящая из отдельных таблиц, позволяет значительно разнообразить приемы обучения учащихся планированию.

Известно, что дети с нарушением интеллекта не умеют пользоваться наглядными пособиями, если не обучать этому. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание учащихся к карте, добиваясь точного и полного ответа. Например, спрашивая у ученика ближайшую операцию, педагог просит найти на таблице нужный образец, а затем ответить.

В качестве наглядного пособия при составлении плана по вопросам учителя можно использовать также таблицы с записями отдельных пунктов плана, каждая таблица вывешивается учеником на доске как ответ на вопрос учителя. Помимо этого, таблицы можно применять при самостоятельном составлении плана отвечающими.

Ознакомительные упражнения. На уроках ручного труда учащиеся осваивают некоторые приемы работы. Основные из них: приемы разметки (нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу и картон, разметка с помощью мерочки, шаблона и линейки), приемы обработки материала (вытягивание, скатывание и сплющивание пластилина, прокалывание отверстий, резание), приемы соединения деталей (соединительные швы, примазывание частей из пластилина, склеивание, соединение деталей с помощью палочек, проволоки), приемы контроля (накладывание на глаз, измерение с помощью мерочки или линейки).

Обучение правильным приемам начинается с ознакомительных упражнений. Учащиеся узнают о назначении данного приема, рассматривают инструменты, с помощью которых он осуществляется. Далее учитель показывает, как надо выполнить прием. Он стоит при этом повернувшись левым плечом к учащимся (вполуоборот, чтобы всем было видно). Показ сопровождается инструкцией, обращается внимание учащихся на правильную хватку инструмента и материала, на соблюдение определенной позы при работе, на движение рук и инструментов во время действия.

Затем учащиеся приступают к упражнениям. Учитель наблюдает, как они выполняют прием. Единичные ошибки он помогает исправить индивидуально. Подметив типичные ошибки в позе, положении рук, в рабочих движениях, учитель останавливает работу, предлагает посмотреть, как работает ученик, допустивший ту или иную ошибку. Отмечая его ошибочные действия, учитель дает нужные указания и повторяет сам показ рационального приема. Следует отметить, что учителю нецелесообразно повторять ошибочные действия учащихся.

За несколько минут, отводимых на ознакомительные упражнения, весьма сложно добиться усвоения учащимися показанного приема. Настоящее овладение приемом наступает при изготовление объекта.

Выполнение изделия. На выполнение поделки отводится большая часть времени урока. Как правило, за урок учащиеся успевают изготовить то или иное программное изделие. Тщательно продуманное проведение предыдущих этапов урока в значительной мере способствует успешному осуществлению заданию

В первом классе учащиеся выполняют изделие по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. Неоднократный фронтальный показ и индивидуальная помощь учащимся на этом этапе необходимы.

Во втором – третьем классах учитель постепенно сокращает помощь и подводит учащихся к более самостоятельной работе. Он следит за тем, чтобы ученики придерживались в работе составленного плана и правильно выполняли соответствующие приемы, соблюдали санитарно-гигиенические требования.

Предметные карты, которые рекомендуется изготовить для уроков ручного труда, полезны и на этом этапе. Ученику проще придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражающая последовательность работы.

Программой предполагается выполнение изделий вначале по образцу, затем по натуральному предмету и игрушке, по рисунку, описанию по представлению и, наконец, по замыслу.

Учитель должен помнить, что изготовление поделки по образцу легче, чем, например, по рисунку. Образец (в отличие от рисунка) является хорошим ориентиром при составлении плана и изготовлении объекта. Он сделан из определенных материалов. Имеет соответствующую форму и все нужные детали, на нем видны способы и места соединения. Рисунок, изображающий натуральные предметы, только в некоторой мере помогает предварительному планированию и сборке изделия, Ученик видит изображение предмета, который предстоит воссоздать. Но ни материалов, ни способов соединения рисунок не подсказывает. Он отражает лишь общие очертания формы, строение и пропорции предмета.

Представление объекта, данного в плоскостном изображении, и воплощение сформировавшегося образа в объемной форме требует достаточно развитого умения ориентироваться в пространстве при выполнении изделия. Следовательно, предлагая учащимся вместо образца рисунок, учитель повышает сложность работы для них. При введении в третьем - четвертом классах новых видов труда (работа с древесиной, металлоконструктором) учитель увеличивает помощь учащимся как при сборке изделий, так и при проведении анализа и составлении плана.

Словесный отчет. Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы над однотипным изделием, способствует развитию речи учащихся. Порядок выполнения некоторых объектов может меняться в процессе практической деятельности в связи с поисками рациональных путей их изготовления и возможностью различной последовательности проведения операций. В данной ситуации словесный отчет поможет ученику осознать выбранный им путь осуществления задания.

Учитель сравнив практическую деятельность и отчет о ней, может выяснить, насколько логично действовал ученик, сознательно ли он изменил ход работы.

Обучение словесному отчету следует начинать с первого класса. Вначале по окончании работы учитель задает учащимся отдельные вопросы о том, что они выполняли на уроке, из чего. Постепенно учитель подводит учащихся к составлению более подробного отчета, требующего упоминания каждой операции, Вопросы могут быть следующими: «Что ты сделал на уроке? Из каких материалов? С чего ты начинал работу? Какую деталь выполнял потом? Где прикреплял (руль, колеса)?» и т.д. В дальнейшем учащиеся отчитываются с частичной помощью и самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответствовал порядку произведенных действий. В рассказах учеников должны быть правильно названы действия, материалы, точно указаны места прикрепления деталей.

Оценка качества готовых изделий. Учащиеся с нарушением интеллекта весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача – воспитывать правильное отношение к качеству выполненного изделия.

Начинать эту работу следует с первого урока. Учитель просит ответить, нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя объяснения оценки. В дальнейшем следует просить учащихся уточнить качество поделки, указав ее достоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостатков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Приглашая учащихся сравнить свое изделие с образцом, учитель помогает им критически рассмотреть результаты своего труда.

Важно привлекать учащихся к обсуждению качества не только своих работ, но и работ одноклассников. В данном случае есть возможность сравнить поделки между собой и с образцом. Оценку учащихся подтверждает (или не подтверждает) учитель.

Подведение итогов является последним этапом урока. Учитель отмечает работу всего класса, хорошо работавших учеников, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает изделия на выставку, дает поручения к следующим урокам. Дежурные собирают законченные и аккуратно подготовленные к хранению работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация уроков ручного труда и методика их проведения | Экскурсии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.