Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование рынка труда


Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

Рынок труда в странах с рыночной экономикой регулируется государством по следующим направлениям:

1. Поддержание и развитие социального партнерства.

2. Реализация программ по стимулированию роста занятости и увеличению чис­ла рабочих мест в государственном секторе, в сфере малого и среднего бизнеса.

3. Осуществление программ по подготовке и переподготовке кадров.

4. Принятие программ содействия найму рабочей силы.

5. Выделение средств на программы по социальному страхованию от безрабо­тицы.

На первое место ставится социальное партнерство (снятие социальных напря­жений, защита прав работников), поскольку роль государства в урегулировании социальных конфликтов между работодателем и наемными работниками особенно неоценима

Принятием закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. и других нормативных актов Российское государство положило начало реализации принципа социального партнерства, как особой формы соци­ально-трудовых отношений в условиях функционирования рынка труда, представ­ляющей собой такой тип и систему отношений между работодателями и работника­ми, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важ­нейших социально-трудовых интересов.

Другой программой, поддерживающей и развивающей принципы социального партнерства, является заключение Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объедине­ниями профсоюзов и общероссийскими объединениями предпринимателей, на от­раслевом уровне — отраслевых (тарифных) соглашений, на уровне территорий — специальных соглашений, на уровне предприятий, учреждений и организаций — коллективных договоров.

Обращаясь к российской практике применения коллективных соглашений и до­говоров можно утверждать, что, несмотря на обязательность их заключения, реаль­ная отдача от них существенно "девальвирована" и носит формальный характер. Это можно видеть на примере гарантируемого государством минимального разме­ра оплаты труда в России. МРОТ фактически означает отказ Государства от каких-либо требований к работодателю по уровню заработной платы работников и пере­нос всей тяжести решения этой проблемы на уровень предприятия. В 1992 г. МРОТ была включена в Генеральное соглашение между правительством, работодателями и профсоюзами на 1993 г. К 2000 г. ситуация осталась такой же как в 1992 г., а именно: отношение МРОТ к прожиточному минимуму находится на уровне 10-15%.



Принципы социального партнерства развиваются в России с использованием мирового опыта, накопленного Международной организацией труда. Ее основные постулаты:

— установление всеобщего и прочного общественного мира на основе социальной справедливости;

— предоставление работникам нормальных условий труда;

— признание и гарантия права на объединение;

— право всех людей на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства и равных возможностей.

Не совпадающие интересы работодателей и работников возникают из-за изме­нения пропорций в распределении доходов на потребление и развитие производ­ства, определение источников создания фондов социальной защиты и их недостаточность. В свою очередь, это ведет к растущей социальной напряженности, кото­рую призваны снимать профсоюзы, выступающие как рабочая сторона в системе социального партнерства.

В системе социального партнерства государство исполняет роль независимого регулятора социально-трудовых отношений, гаранта основополагающих прав и сво­бод, организатора и координатора переговоров, арбитра при разрешении трудовых конфликтов. С этой целью оно формирует законодательную базу социального парт­нерства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сегментация рынка труда | Специфические черты современного рынка труда в России

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.