Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полезность и ее измерение

 

Теоретической предпосылкой современной теории ценообразования является субъективно-психологическая теория полезности (предельной полезности), которая возникла в середине XIX века и разрабатывалась многими известными экономистами разных стран мира. Они предположили, что потребитель способен оценивать потребляемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой этими товарами, причем целью потребления является максимизация полезности. Полезность – это не объективное свойство товаров, а субъективное отношение людей к товарам. Или, другими словами, полезность – это способность блага удовлетворять потребности; удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления блага (или от потребления набора благ).

Полезность одного и того блага для разных людей различна. Даже полезность одинаковых порций одного и того же товара для потребителя может быть различной. Это утверждение можно записать следующим образом:

U = f (Q)

U - полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества блага. Q – количество потребляемых единиц блага в некоторых единицах (штуках, метрах, килограммах и т.п.); отдельное благо; набор благ; конкретное живое существо; свойство блага и, наконец, время.

 

1.1. Функция полезности и ее свойства.

 

U(Q) – функция полезности, - есть уровень удовлетворения или удовольствия, получаемого потребителем от потребления блага или набора благ.

Свойства функции полезности:

1. Значения функции полезности – субъективны. Например, одуванчик приводит ребенка в восторг, вегетарианец признает его полезность в виде салата, а фермер старательно уничтожает, как агрессивный сорняк.

2. Значения функции полезности – случайные величины, определенные на множестве потребителей. Т.е., невозможно точно предсказать степень удовлетворения, которую получит новый потребитель при потреблении блага. Случайная природа значений функции полезности обуславливается наличием огромного числа факторов, которые влияют на ее значения. Это и генетически заложенные биологические особенности человека как личности, и историческое прошлое, и жизненный опыт, и темперамент, другие черты характера.

3. Функция полезности – многомерна. Т.е. большинство благ удовлетворяют одновременно целый комплекс потребностей. Например, подаренная роза – прекрасна, источает нежный аромат, радует как знак внимания и т.п.

4. Свойство аддитивности. Т.е. если, мы потребляем различные блага из некоторого множества {Qi}, полезность потребления всех его элементов может быть равна сумме полезностей отдельных элементов:

U({Qi}) = Σi U (Qi)

1.2. Виды благ.

Герман Госсен в работе «Развитие законов общественного обмена и вытекающих от сюда правил общественной торговли» (1854 г.) умозрительно выдвинул гипотезу «постепенного насыщения потребностей», согласно которой с увеличением количества потребляемого блага его полезность выпукло возрастает. Блага, для которых эта гипотеза верна, называются классическими благами (см. рис.).

U

 

 

Q

Под обычными благами понимаются блага, для которых верна гипотеза оптимального количества: «Для большинства делимых благ конечного потребления, удовлетворяющих преимущественно одну потребность, зависимость полезности от количества блага (кривая полезности) имеет форму колокола (см. рис.).

U

 
 

 


Q

Q opt

 

Под антиблагами понимаются объекты или процессы, приносящие неудовольствие. Такие блага характеризуются кривой отрицательной полезности. Относительно кривой отрицательной полезности выдвинута следующая гипотеза: «Для большинства антиблаг существует предел переносимости (QП)». Например, слишком горькое или соленое. Данная гипотеза распространяется и на труд, приносящий неудовольствие, если под количеством антиблага понимать интенсивность трудового процесса (см. рис.).

 

U

QП

Q

 

 

Еще один характерный вид кривой полезности изображен на следующем рисунке.

 

U

 

Q

Qmax

 

Подобная зависимость получается, если проанализировать, например, предпочтения коллекционера марок. Пока коллекция не велика, ее полезность также не большая. Но, когда коллекция почти полна, ценность любой недостающей марки стремительно растет. Благо соответствующее такой зависимости называется аномальным.

 

2. Теория предельной полезности.

 

Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения:

1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение (полезность), используя свой ограниченный доход.

2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага (ее называют предельной полезностью), меньше полезности предыдущей единицы блага.

Таким образом, предельная полезность – полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага.

Эти предположения находят отражение в законе убывающей предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере того, как вы потребляете все новые единицы одного и того же блага, растет общая полезность, получаемая вами, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность данного товара имеет тенденцию к сокращению.

Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы блага, когда возрастает количество приобретенных единиц этого блага. Каждая последующая партия блага удовлетворяет все менее насущную потребность людей, поэтому ее оценка все меньше.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели эффективности функционирования предприятия | Кривые безразличия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.