Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение. Основные проблемы рыночной организации производства – Что производить?




Спрос.

 

Основные проблемы рыночной организации производства – Что производить? Как производить? Для кого производить? – решаются через механизм спроса и предложения.

Спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя. Спрос характеризует поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Так как, потребность в определенном товаре может быть удовлетворена только через оплату этого товара, то размер этой оплаты (цена) влияет и на выбор приобретаемого товара, и на его количество. Отсюда следует «Закон спроса» (впервые математически был сформулирован А. Курно в 1838 г.).

«Закон спроса»: между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено и наоборот.

Графически закон спроса изображается в виде кривой спроса D. По вертикальной оси откладывается цена товара (Р) в денежных единицах, по горизонтальной – величина спроса (Q – количество покупаемого товара).

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного периода времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

В случае изменения факторов, влияющих на величину спроса (Q) могут меняться взаимоотношения между Q и Р (см. рис).

 

 

P D2 D D1

 

P2

P1 A B

P3

 

 

Q

Q1 Q2

Пусть потребители приобретают некий товар по цене Р1 в количестве Q1 (точка А). При возросшем доходе потребители могут купить по цене Р1 уже больше товара – Q2 (точка В). Аналогично и при цене Р2 и Р3 (они будут приобретать большее количество товара). В этом случае говорят о сдвиге кривой вправо (кривая D1) – увеличение спроса. Если под влиянием изменения какого-то фактора происходит снижение спроса при каждом значении цены, то кривая спроса сместится влево (кривая D2) – уменьшение спроса. Таким образом, спрос на товар определяется всей кривой спроса.

!!! Следует различать:

- «изменение в спросе» – выражается в сдвиге кривой спроса влево или вправо и означает, что спрос меняется при той же цене;

- «изменение величины спроса» – выражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз, при этом сам спрос не меняется, а соответственно уменьшается или увеличивается количество товара, на которое предъявляется спрос при той или иной цене.

 

1.1. Факторы, смещающие кривую спроса (влияющие на изменение в спросе):

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного товара изменение вкусов, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастет при каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтении потребителей вызовут уменьшение спроса.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышение спроса, и наоборот – уменьшение покупателей – понижение спроса.

3. Доход покупателей. Для большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. В связи с этим различают:

1) товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами;

2) товары, спрос на которые изменяется в противоположенном доходу направлении (т.е. возрастает при снижении доходов), называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары (товары-заменители). Изменение цен на продукты-заменители приводит к повышению или снижению спроса на рассматриваемый товар (например, масло и маргарин – товары являющиеся взаимозаменяемыми).

5. Потребительские ожидания. Если потребители узнают о предстоящем изменении цены на продукт, они отвечают на это известие изменением количества покупок этого продукта.

 

1.2. Спрос и теория предельной полезности.

Поведение функции кривой спроса во многом определяется теорией предельной полезности. Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса отдельного индивида. Человек дает ту или иную оценку вещи в зависимости от того, какую пользу она ему приносит.

Закон убывающей предельной полезности помогает объяснить закон убывающего спроса. Дело в том, что линия спроса совпадает с кривой предельной полезности. С увеличением количества предлагаемого товара цены на каждую единицу падают. Это объясняется тем, что каждая добавляемая порция товара удовлетворяет все менее настоятельную потребность и ценится меньше, чем предыдущие. Отсюда следует необходимость понижения цены, для того чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.

 

 

Предложение – количество товаров, реализуемое производителем на рынке. Предложение характеризует поведение продавцов на рынке.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

Графически предложение представляется в виде кривой предложения (S). По вертикальной оси откладывается цена товара (Р) в денежных единицах, по горизонтальной – величина предложения (Q) (см. рис.).

Кривая предложения – кривая, показывающая количества товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного периода.

 

P

 

 


S2

S

S1

 

Q

По аналогии со сдвигом кривой спроса, можно отметить, что под влиянием факторов, воздействующих на объем предлагаемого на рынке товара, происходит увеличение предлагаемого товара при каждом значении цены Р. В результате чего кривая предложения сместится вправо (кривая S1 – расширение предложения). Уменьшение QS при каждом значении Р вызовет сдвиг кривой влево (кривая S2 – снижение предложения).

!!! Следует различать:

- «изменение в предложение» выражается в сдвиге кривой S вправо или влево и означает, что предложение меняется при той же цене;

- «изменение величины предложения» выражается в перемещении по кривой S вверх или вниз и означает, что цена товара растет или снижается, а предложение не меняется.

 

2.1. Факторы, смещающие кривую предложения (влияющие на предложение):

 

1. Изменение в себестоимости производства. Это может происходить за счет изменения цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, внедрение достижений науки и техники. Снижение себестоимости производства позволяет производителю выбросить на рынок больше товара. Рост себестоимости приводит к противоположенному результату, – предложение снижается.

2. Изменение цен на другие товары.

3. Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительного роста цен в будущем, производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене. И наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не понести убытки в будущем.

4. Количество товаропроизводителей. Этот фактор непосредственно воздействует на предложение, т.к. чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение, и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

5. Технология производства. Внедрение новой технологии позволяет увеличить число выпускаемой продукции, а следовательно, увеличить предложение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.