Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия




 

Фридман «Капитализм и свобода»: «Имеются три основных источника монополии: «технические» соображения; прямая или косвенная правительственная поддержка; частный сговор»… «Монополия наличествует тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным».

 

3.1. Классификация монополий.

 

1. Естественная монополия – формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства.

2. Искусственная монополия – возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

3. Случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.

Случайная монополия может перерасти в искусственную монополию, если:

- движение экономики не подчиняется естественным законам рынка;

- данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.

 

 

3.2. Причины и цели монополии.

Концентрация производства – главная причина возникновения монополий. Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направления:

- горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;

- вертикальная интеграция – комбинация разно отраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;

- диверсификация – комбинация разно отраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

Средство достижения целимонопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке (см. рис.).

Процесс установления равновесия на монопольном рынке.

 

Цена

R

 

Р1 L

 

Р2 M N

 

Объем производства

0 Q1

Р1 – монопольная цена; Р2 – цена совершенной конкуренции;

RN – кривая спроса на товар;

RM – кривая предельной выручки;

Р2N – уровень издержек производства;

Р1LМР2 – дополнительная или монопольная прибыль.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя контроль над ценами.

 

Методы контроля над ценами:

1. Лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют.

2. Соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен.

3. Традиционное положение. Назначение цен или установление доли влияния на рынке может основываться на длительно существующем положении, ставшем уже традицией.

 

Барьеры, препятствующие проникновению новых конкурентов на монопольный рынок:

- высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли (например, автомобильная промышленность);

- патентная защита производства товаров. Для того, чтобы выйти на рынок, необходимо купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную.

 

Графическая иллюстрация ущерба наносимого монополией.

Цена

R

 

Р1 L

 

Р2 M N

 

Объем производства

О Q1 Q2

Р1 – монопольная цена; Р2 – цена совершенной конкуренции;

ОР2NQ2 – нормальный доход;

2N – дополнительная потребительская выгода, которая складывается в условиях совершенной конкуренции;

Р1LМР2 – потери потребителя при установлении монопольной цены;

LMN – чистый убыток общества.

 

3.3. Факторы, противодействующие монополизации рынка.

 

Вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению общественного богатства в ее пользу.

Факторы, противодействующие монополизации рынка делятся на экономические и административные.

Экономические факторы (свойственные самому рынку):

- появление товаров-субститутов (товаров-заменителей);

- частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТР;

- интернационализация рынка.

Административные меры (применяемые правительствами стран):

- антитрестовское (антимонопольное) законодательство, препятствующее тайному сговору, направленному на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением (признается незаконным и уголовно наказуемым);

- принудительная демонополизация;

- налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены.

 

3.4. Демонополизация в России.

 

Основным нормативным актом является «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности в 1991 году создан Антимонопольный комитет РФ.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ.

1. Контроль над соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

2. Контроль над крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%).

3. Предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйственных субъектов, впервые вступающих на данный рынок.

4. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйственных субъектов.

5. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

 

В РФ принят закон «О конкуренции». Он предусматривает дополнительные меры, противодействующие антиконкурентной практике предпринимательских фирм, в частности, признаются незаконными такие действия:

- изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров с целью создания искусственного дефицита;

- предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен;

- соглашение о территориальном делении рынков или делении рынков по потребителям, а также установлении квот на производство и реализацию товаров;

- приобретение фирмой акций предприятий выпускающих аналогичные товары, если она уже выпускает 30% таких товаров. Однако не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке.

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое конкуренция? Каково ее место в рыночной экономике?

2. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной конкуренции? Каковы причины смены чистой конкуренции современной конкурентной рыночной системой?

3. Какие элементы включает в себя неценовая конкуренция?

4. На какие виды подразделяется несовершенная конкуренция?

5. Какие факторы обусловили появление первых монополий?

6. Какие организационные формы монополий вы знаете?

7. Опишите процесс возникновения естественной монополии.

8. Какими методами монополии осуществляют контроль над ценами?

9. При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную монополию?

10. Охарактеризуйте наиболее важные барьеры для вступления в отрасль.

11. Используя графики установления монопольного равновесия на рынке и ущерба, наносимого монополией, объясните, может ли регулирование цены, например, государственными органами, улучшить экономическое положение в монополизированной отрасли?

12. Какие факторы противодействуют монополизации рынка? Как вы думаете, какие из них наиболее эффективны?

13. Назовите основные направления демонополизации российской экономики.

 

Тема 9: Доходы населения. Заработная плата. Распределение доходов.

 

1. Заработная плата.

 

Заработная плата или ставка заработной платы – это цена, выплачиваемая за использование труда.

В общей сумме доходов и прибыли главной составной частью является заработная плата. Для основной массы населения заработная плата является единственным источником существования.

1.1. Рынки труда и ставка заработной платы.

Подобно рынкам товаров и услуг, рынки труда могут быть конкурентными и монопольными.

Конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами:

1) большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;

2) многочисленные квалифицированные рабочие независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда;

3) ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы, таким образом, ставка заработной платы формируется под воздействием спроса на труд и предложением труда.

Монопольный рынок труда (модель монопсонии – т.е. если на рынке господствует только один покупатель рабочей силы) характеризуется следующими чертами:

1) количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда;

2) данный вид труда является относительно не мобильным либо в географическом смысле, либо в невозможности найти альтернативное применение;

3) фирма диктует заработную плату.

Монополист – наниматель считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставки зарплаты и сократить издержки.

 

1.2. Основные формы и системы заработной платы.

 

Прежде всего, говоря о заработной плате необходимо различать:

Номинальная заработная плата – денежная сумма, получаемая работником за выполнение работы.

Реальная заработная плата – сумма товаров и услуг, которые могут быть приобретены работником на его номинальную заработную плату.

Номинальная заработная плата

Реальная заработная плата = -----------------------------------

I (индекс цен)

 

Наибольшее распространение получили две формы оплаты труда:

- повременная (почасовая, понедельная, помесячная, погодовая) – оплата за отработанное время;

- сдельная - оплата за каждую единицу продукции или выполненный объем работ.

Эти формы заработной платы можно представить следующими системами:

- сдельно-прогрессивная – труд оплачивается по сдельным расценкам в пределах выполнения норм, а при выработке сверх норм – по повышенным расценкам;

- сдельно-премиальная – рабочий получает оплату своего труда по сдельным расценкам и дополнительно получает премию за выполнение и перевыполнение ряда показателей;

- аккордная – расценка устанавливается за весь объем работ;

- повременно-премиальная – заработная плата за отработанное время + премия;

- многофакторная (бестарифная) – наиболее прогрессивная система оплаты труда – заработок работника зависит от ряда факторов:

- квалификационного уровня работников все работники предприятия от директора до уборщиц распределяются по десяти квалификационным группам, и для каждой из групп устанавливается свой квалификационный балл;

- коэффициента трудового участия (КТУ) – выставляется всем работникам, включая директора, и утверждается советом трудового коллектива;

- фактически отработанного времени.

Среди различных групп работников существует значительная дифференциация заработной платы.

Причины дифференциации заработной платы.

 

1. Неоднородность работников по способностям и уровню образования;

2. Дифференциация видов работ по привлекательности;

3. Несовершенная конкуренция на рынках труда.

Таким образом, основными критериями дифференциации заработной платы являются: квалификационные, отраслевые, территориальные, национальные.

 

1.3. Задачи профсоюзов.

 

Для защиты интересов работников созданы профессиональные союзы. Профсоюзы поддерживают законодательство, которое сокращает детский труд, поддерживает обязательный уход на пенсию, способствует сокращению рабочей недели и т.п.

Цель деятельности профсоюзов – улучшение условий труда, повышение заработной платы, обеспечение социальных гарантий работающим и безработным.

Основной способ достижения цели: заключение договора с администрацией на предприятии и соглашение с правительством на уровне страны и региона.

Подписанию такого соглашения предшествуют переговоры. Так как интересы работодателя (вложив как можно меньше средств, получить как можно большую отдачу) и наемного работника (получать как можно более высокую заработную плату) как правило, не совпадают. Таким образом, для проведения переговоров профсоюзные работники должны быть хорошо подготовлены: знать необходимые законы, дела предприятия и т.д. если стороны приходят к соглашению, то они подписывают договор, гарантирующий права трудящихся. Но, может случиться, что администрация откажется, вести переговоры или не заключит договор, либо будет нарушать подписанное ранее соглашение. В этом случае профсоюз использует свое законное право обратиться в суд. Но процесс может длиться долго, и тогда на повестку дня встает вопрос о коллективных действиях. Они могут быть в форме митингов, пикетов, забастовок.

 

Итак, на современном предприятии в рыночных условиях отношения работников с администрацией формируются с помощью коллективных договоров. Коллективные договора заключаются при активном участии профсоюзов в результате переговоров, целью которых является выработка взаимно подходящих условий занятости.

В России законодательством определены правила и процедура ведения переговоров и заключения коллективных договоров (Закон РФ от 11.03.1992г.). Текст коллективного договора должен обязательно включать в числе других следующие разделы:

- кадровая политика организации (найм и увольнение, повышение квалификации, гарантии занятости работников);

- оплата труда работников предприятия;

- рабочее время, время отдыха работников;

- организация работы по социальному страхованию работников;

- проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;

- социально-бытовые условия труда работников организации.

Кроме того, в коллективный договор может включаться обязательство администрации об индексировании заработной платы в соответствии с ростом цен, а также оговариваться порядок обжалования решений администрации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.