Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции. Оптимум потребителя

Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ.

Итак, кривая безразличия – это кривая, каждая точка которой представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова (см. рис. 3.2)

 

Рис. 3.2 Кривые безразличия

 

Таким образом, все наборы лежащие на кривой U1 имеют одинаковую полезность для потребителя. Совокупность множества кривых безразличия называется картой безразличия.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала ординат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.

Если предположить, что товар Х это булочки, а товар Y яблоки, то движение по кривой безразличия показывает нам, от какого количества яблок мы может отказаться в пользу булочек. Таким образом, возникает понятие предельной нормы замещения (MRS), которая показывает на какое количество должно быть сокращено потребление товара Y для увеличения потребления количества блага X на единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

= -

При этом, минус перед дробью делает значение нормы замещения положительным, так как отношение по определению отрицательно.

Замещение одного товара другим происходит под действием «эффекта замещения» и «эффекта дохода».

«Эффект замещения» проявляется в том, что снижение цены блага увеличивает его относительную привлекательность и заставляет потребителя заменять “подешевевшим” благом относительно более дорогие товары. Тем самым меняется структура потребления. Например, снижение цены на мясо курицы делает его более привлекательным для потребителя, чем мясо говядины или свинины, при их неизменных ценах, в результате чего потребитель заменяет курятиной относительно подорожавшую говядину или свинину.

«Эффект дохода» проявляется в том, что снижение цены блага увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество данного товара. Например, при доходе в 1000 рублей можно купить 5 кг. свинины по цене 200 руб., однако, при снижении цены до 150 руб. за кг. на тот же доход можно купить уже 6,6 кг данного вида мяса.

Кривые безразличия позволяет выявить предпочтения потребителя и возможность замены одного блага другим. Но они не показывают, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее предпочтительным.

Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, расположенный на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, но при этом он ограничен в своих средствах. Поэтому не всякий товарный набор будет доступен потребителю.

Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия (рис. 3.3).

 

X

 

Рис. 3.3. Линия бюджетного ограничения

 

Все товарные наборы, соответствующие точкам на линии бюджетного ограничения по стоимости равны доходу в 1 ден. ед. и поэтому являются доступными для потребителя.

Бюджетное ограничение имеет следующий вид:

= +

Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов.

Перенесем бюджетное ограничение на карту безразличия (см. рис. 3.4). Потребитель выберет товарный набор, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать.

Рис. 3.4 Оптимум потребителя

 

Точки А и В потребитель не выберет, так как они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия. Таким образом, в точке Е наклоны кривой безразличии (MRS) и линии бюджетного ограничения (Px/Py) совпадают. Поэтому в этой точке выполняется равенство

=, являющееся условием оптимума потребителя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие общей и предельной полезности блага | Изменение оптимума потребителя при изменении его дохода и цены одного из потребляемых благ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.