Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная конкуренция




Понятие конкуренции и ее виды

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ТЕМА 5.

5.1. Понятие конкуренции и ее виды.

5.2. Совершенная конкуренция.

5.3. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

5.3.1 Чистая монополия

5.3.2 Монополистическая конкуренция

5.3.3 Олигополия

5.4 Ценовая дискриминация

 

 

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. Выделяют четыре основных типа конкуренции (табл. 5.1.1)

 

 

Совершенная конкуренция предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, свободные условия входа на рынок, однородный тип продукции. Все фирмы на этом рынке приспосабливаются к общим условиям рынка, цена в этом случае выступает как заданная для каждого производителя, т. е. он выступает в роли ценополучателя. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы абсолютно эластична (рис. 5.2.1).

Рынок совершенной конкуренции появился в XVII – XVIII вв. В качестве основных предпосылок его образования можно отметить однородность товаров и услуг, мобильность ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. В XX веке в связи с развитием и укрупнением производства совершенная конкуренция, как уже отмечалось выше, встречается довольно редко. Можно сказать, что некоторые рынки приближаются к ней. Это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок иностранных валют.

 

 

Таблица 5.1.1

Виды конкуренции

 

Назва-ние типа рынка Количество и размер фирм Условия входа / выхода в отрасль Доступность информации Тип продукции Эластич-ность спроса Пример
1. Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Свобод-ные Сво-бодная Однород-ная Абсо-лютно элас-тичный Рынок сельско-хоз. продук-ции
2. Несовершенная конкуренция
  2.1.Монополия Одна крупная Высокие входные барьеры Информация недоступна Уникаль-ная для данной местности Неэлас-тичный АО "Красно-ярск-энерго"
  2.2.Олигополия Несколько крупных фирм (до 10) захватыва-ют отрасль Высокие входные барьеры Информация недо-ступна Может быть как однород-ной, так и разнород-ной Неэластичный ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти)
  2.3.Моно-полис-тичес-кая конку-ренция   Множество средних фирм (но их меньше, чем при совершенной конкуренции) Нужно предло-жить про-дукцию, имеющую принципи-альное отличие от существу-ющей Отно-ситель-но свобод-на Разнород-ная (дифференцированая) Эластич-ный Рынок косметики

 

К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующие характеристики.

1. Как было отмечено в предыдущей главе, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR=MC=AC=P. Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конкуренции является бесприбыльным, то есть цена для потребителя на этом рынке минимальна.

2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.

3. Производство осуществляется таким образом, что издержки становятся минимальными.

К недостаткам рынка совершенной конкуренции относятся.

1. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.

2. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число мелких фирм не способная обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для финансирования крупномасштабных проектов.

3. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, таких как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

 
 

 


Рис. 5.2.1 Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Современная экономическая теория предполагает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельная выручка равна предельным издержкам (MR=MC). Объем производства, при котором достигается это равенство считается оптимальным. Иллюстрируется это положение с помощью кривых издержек производства.

В условиях совершенной конкуренции фирма может наращивать производство до точки N=k (точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (MC=P). В условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается ей как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Если MC<P, то производство можно увеличивать; если MC>P, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис. 5.2.2 валовой доход , равен площади прямоугольника OGKN. Валовые издержки TC равны площади OHSN, максимум общей прибыли () представляет собой прямоугольник GKSH.

 

 
 

 

 


Рис. 5.2.2 Издержки и прибыль конкурентной фирмы

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Часть кривой предельных издержек, которая расположена правее минимума средних валовых издержек, представляет собой кривую предложения фирмы, или индивидуального предложения. Горизонтальное суммирование таких кривых по отрасли в целом дает уже известную кривую предложения, имеющую положительный наклон: с ростом цены предложение увеличивается.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
В краткосрочном периоде можно выделить четыре типа фирм Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC=P) называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть “на плаву” лишь недолгое время. В случае достаточного повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные) издержки, но и все издержки (средние валовые издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма), где ATC=P.
 
 
 
 
 

В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрыть даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где ACP>P). Если цена больше средних общих издержек (ATC<P), то фирма наряду с нормальной бухгалтерской прибылью получает сверхприбыль.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурсы может не подняться. В этом случае положительная экономическая прибыль типичной фирмы, работающей в данной отрасли, привлекает и другие фирмы. Это ведет к росту предложения и, следовательно, к понижению рыночной цены. Цена может снижаться только до тех пор, пока она покрывает средние издержки. Поэтому для долгосрочного периода помимо универсального равенства P=MC, характеризующего рациональное поведение каждой фирмы, для типичной фирмы отрасли выполняется также равенство цены средним валовым издержкам (P=ATC) (Рис. 5.2.4).

Если спрос на благо меняется под влиянием долгосрочных факторов, то после естественного изменения цены и при отсутствии барьеров для входа в отрасль и выхода из нее устремляются новые фирмы или, наоборот, часть фирм ее покинет. При неизменных технологиях производства это означает, что со временем цена это означает, что со временем цена вернется на прежний уровень, равный минимальным средним издержкам.

 

         
 
 
   
QЕ
 
Q

 

 


Рис. 5.2.4 Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

 

Таким образом, цена, в конечном счете, определяется средними издержками. Однако это бывает не всегда, а только в условиях совершенной конкуренции и при дополнительном условии, что ресурсы, используемые в отрасли, не являются специфическими и изменение отраслевого спроса не ведет к изменениям цен на них. В противоположном случае долгосрочная кривая предложения также становится положительно наклоненной, как и в краткосрочном периоде, а потому спрос будет влиять на уровень цены в долгосрочном периоде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.