КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совокупный спрос AD. Кривая AD
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕМА 9. 9.1.Совокупный спрос AD. Кривая AD. 9.2.Совокупное предложение AS: классический, неоклассический и кейнсианский подходы. 9.3.Равновесие в модели AD-AS: кратко- и долгосрочный периоды. Шоки спроса и предложения и стабилизационная политика государства.
Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в национальной экономике, их причин и последствий. При этом важнейшим вопросом будет выяснение следующего обстоятельства: обладает ли рыночный механизм способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости? Классическая, неоклассическая и кейнсианская теория отвечают на этот вопрос по-разному. В практике хозяйствования используются различные варианты экономической политики государства, которые могут быть описаны с помощью рассматриваемой в данной теме модели.
Совокупный спрос AD представляет собой сумму расходов на конечные товары и услуги при различных уровнях цен. Это суммарный спрос всех макроэкономических агентов. В структуре AD можно выделить четыре компонента: - спрос на потребительские товары С (субъектами расходов являются потребители, сектор домохозяйств); - инвестиционные расходы I (субъект- предпринимательский сектор); - государственные закупки G (субъект- государство); - чистый экспорт XN (субъект- заграница). Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны (например, С), другие - подвижны и оказывают сильное влияние на ход экономических циклов (например I). Формула совокупного спроса имеет вид: AD=C+I+G+ XN Похожая на формулу ВНП по расходам, она отличается от нее тем, что представляет собой не сумму фактических расходов макросубъектов, а расходы, которые намерены сделать данные субъекты. Величины этих расходов зависят прежде всего от уровня цен Р, поэтому AD рассматривают как связь между объемом ВНП, который хотят и могут купить макросубъекты и уровнем цен в экономике. Иллюстрацией этой связи служит кривая AD (рис.1), где на оси абцисс указывается реальный объем производства (реальный ВНП) У в денежном выражении, а на оси ординат уровень цен Р в относительных величинах. Оговариваем допущение: кривая AD строится при условии фиксированных предложении денег и скорости их обращения.
Рис.1. Кривая AD: графическая зависимость величины совокупного спроса от уровня цен Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон, который принято связывать с тремя важнейшими эффектами рыночного хозяйства¹: - эффектом процентной ставки; - эффектом реального богатства; - эффектом импортных закупок. Эффект процентной ставки, называемый еще эффектом Кейнса, состоит в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает номинальный спрос на деньги. При нашем допущении о неизменности денежной массы это ведет к росту процентной ставки, а следовательно, к снижению объема AD, во-первых, из-за уменьшения величины инвестиционного спроса (обратная связь объема I и процентной ставки рассмотрена в теме «Рынки факторов производства: формирование цен на ресурсы»); во-вторых, из-за сокращения расходов домохозяйств, особенно на покупку товаров длительного пользования (рост процентной ставки уменьшает потребительский кредит). Эффект реального богатства (эффект Пигу) можно понять, если учесть, что богатство домохозяйств в значительной мере представлено в виде финансовых активов: денег и неденежных финансовых активов с фиксированной номинальной стоимостью (облигации, срочные депозиты и т.п.). В случае повышения или понижения уровня цен дешевеют или дорожают финансовые активы (достаточно вспомнить, от чего зависит курс ценных бумаг), то есть меняется реальное богатство, что приводит к обратному, чем уровень цен, изменению потребительских расходов как элемента AD. Эффект импортных закупок связан с тем, что рост уровня цен внутри страны приводит, с одной стороны, к снижению экспорта (товары становятся дороже для заграницы), в тоже время импортные товары для населения данной страны становятся относительно более дешевыми. Поэтому расходы на импорт увеличиваются, а в целом чистый экспорт XN сокращается, уменьшая и объем совокупного спроса. Снижение уровня цен повышает XN, а значит и величину AD. Следовательно, зависимость между уровнем цен и величиной AD обратная, поэтому кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Неценовые (экзогенные) факторы изменяют совокупный спрос. Важнейшие из них: - ожидания макросубъектов (ожидание изменения доходов, налогов, ожидание инфляции и т.п.); - макроэкономическая политика государства (изменения налогов, государственных расходов, денежной массы и т.п.); - изменения внешней среды (рост или снижение мировых цен на зерно, нефть и т.п.). Графически изменение совокупного спроса показывают с помощью сдвига кривой AD. На рис.2 приведена иллюстрация роста совокупного спроса, например, из-за увеличения Центральным банком предложения денег (инструменты такой политики мы будем изучать позже). Рост денежного предложения приведет к падению процентной ставки и будет стимулировать рост инвестиций и потребительских расходов при каждом заданном уровне цен и кривая AD0 сдвинется вправо в положение AD1.
AD1
AD0
У
Рис.2. Изменение совокупного спроса
Модель совокупного спроса выглядит простой и понятной, но следует иметь в виду, что непосредственное воздействие неценовых факторов, изменяющих AD, ведет к сложным результатам. Например, увеличение правительством госзакупок приведет к росту совокупного спроса, но если эти расходы финансировались за счет продажи государственных ценных бумаг, то нужен дополнительный анализ для оценки итогового эффекта (могут сократиться инвестиции и потребительские расходы, так как вырастет процентная ставка).
9.2.Совокупное предложение AS: классический, неоклассический и кейнсианский подходы
Обратимся теперь ко второй части модели - анализу совокупного предложения. Это позволит нам не только проанализировать еще одну зависимость между Р и У, но и определить равновесные значения уровня цен и объема выпуска. Совокупное предложение AS - это реальный национальный продукт ВНП, который предлагают к продаже все производители (предпринимательский и государственный секторы) при всех уровнях цен. Зависимость между объемом ВНП, который намерены произвести в национальной экономике, и уровнем цен описывают с помощью кривой AS. Кривая AS показывает изменение реального объема выпуска, обусловленное изменением уровня цен, но наклон кривой AS у классиков, неоклассиков и Дж.Кейнса различный, так как это иллюстрация разного подхода к трактовке степени гибкости цен и способности рынка к восстановлению равновесия у представителей разных школ, во-первых; и учет различий кратко- и долгосрочного периодов на макроэкономическом уровне, во-вторых. Основы классической модели AS заложены еще в работах экономистов XVIII-XIXвв А.Смита, Ж.Б.Сэя, Д.Рикардо и др. Эта модель описывает поведение субъектов исходя из следующих условий: - экономика представляет собой два независимых сектора: реальный и денежный (это принцип классической дихотомии). По классикам, изменения в денежном секторе ведут лишь к отклонению номинальных величин от реальных, но не влияют на ситуацию в реальном секторе (объема выпуска); - все рынки (труда, капитала, товарный) функционируют в условиях совершенной конкуренции, а субъекты данных рынков - ценополучатели, не обладающие рыночной властью; - цены на товары и ресурсы гибкие; - экономика эффективная, то есть объем выпуска равен потенциальному ВНП. Кривая AS при данных предпосылках вертикальна (см.рис.3а)
AS Р AS0 AS1
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |