Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мотивов, сознательные и бессознательные мотивы





Психологические теории мотивации.

Структура и особенности мотивации.

Понятие мотива и мотивации поведения человека.

Формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив.

МОТИВ – это проявление потребности, побуждение, направляющее деятельность и придающее ей смысл.

ПОТРЕБНОСТЬ – предпосылка деятельности, но сама по себе она не придает деятельности определенную направленность. Реальную направленность деятельности придает мотив.

Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительныйхарактер, а другие – притягательный.

 

Побудительные мотивы: Притягательные мотивы:

- влечения, - интересы,

- желания, - мечты,

- установки - идеалы,

- убеждения

 

ВИДЫ МОТИВОВ:

 

Неосознаваемы мотивы: Осознаваемые мотивы:

 

Установки, влечения Желания, интересы, мечты

инстинкты идеалы, убеждения,

мировоззрение

 

УСТАНОВКА – неосознаваемое человеком состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которого может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка – это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом. Исследовал установки Д.Н.Узнадзе. Он показал процесс формирования фиксированных установок, определяющих поведение человека.

Примеры установок: предвзятость, стандартизированность, стереотипы.

Установки могут быть: - позитивные, негативные.

В структуре установки выделены 3 составляющие (подструктуры):

1) когнитивная – образ того, что готов познать и воспринять человек;

2) эмоционально-оценочная – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

3) поведенческая – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки.

 

ВЛЕЧЕНИЯопределяются как неопредмеченное побуждение. Влечение _ это недифференцированное, неосознанное или недостаточно осознанное осознание потребности. Влечение является преходящим состоянием: по мере того как оно осознается или находит предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно переходит в желание. Влечение может переходить и в стремления, намерения.



 

ЖЕЛАНИЯ -переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять. Желания характеризуются отчетливой осознанностью предмета потребности и возможных путей ее удовлетворения. Желания имеют цель и способны осуществляться в соответствии с построенным планом.

 

ИНТЕРЕС -форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его. Интерес – это желание познакомиться. Потребность – это желание иметь. Потребности и интересы могут не совпадать.

Классификация интересов:

1) По содержанию (что интересует: история, психология, техника и т.д.)

2) По широте: широкие, узкие.

3) По степени устойчивости: длительные, кратковременные.

 

Интересы зависят от:

- нервной деятельности человека;

- воспитания;

- возраста;

- знаний человека;

- практической деятельности;

- зависят от эмоционального состояния человека.

 

Для характеристики личности имеет значение:

1. Содержание и характер интересов

2. Устойчивость и легкая переключаемость интересов

3. Многогранность интересов.

 

МЕЧТА -это отсроченное желание. Это образ желаемого, созданный в представлении. Мечта выражает потребность человека в предметах или условиях существования, которые в данной ситуации отсутствуют, но которые могут быть созданы в результате деятельности. Мечта направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.

 

ИДЕАЛЫ -это образы, которые создаются человеком на основе многих других образов и становятся путеводной звездой в деятельности человека. Идеалы – это образы. которыми руководствуется личность. Идеалы создаются в результате мысленного обобщения всего того, что с точки зрения человека является передовым, лучшим и что определяет перспективу развития личности. В идеале человек ценит то, что ему недостает, Это субъективный образ. Это то, каким человек хотел бы быть. У каждого человека свой идеал (может соответствовать действительности, а может и не соответствовать). Идеалы могут быть положительными или отрицательными. Отрицательные идеалы возникают в результате неправильного понимания смысла жизни. ИДЕАЛ – высший мотив поведения, который определяет личность в будущем, может вызвать как страстнодеятельное, так и пассивное состояние.

УБЕЖДЕНИЯ -осознаваемый и прочувствованный взгляд, выработанный в течении жизни человека, является главным мотивом в поведении человека. Убеждения – осознаваемая потребность личности, побуждающая ее действовать со своими ценностными ориентациями и идеалами. Это глубокая, обоснованная вера человека в принципы, идеалы, правила, которым он следует в жизни.

Формула убежденности:

ЗНАНИЯ + ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЯМ + ВЗГЛЯД + ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ =это и есть УБЕЖДЕНИЕ.

Психологические механизмы развития убеждения:

1. Учитель должен иметь базу знаний, соответствующих формированию определенных убеждений.

2. Должен выявить отношение субъекта к этим знаниям.

3. Самому быть убежденным.

4. Задеть эмоции и чувства ученика.

5. Учесть жизненный опыт.

В результате процесса интериоризации знания, личный опыт, эмоциональные впечатления «перерастают» в убеждения.

Уровни развития убеждения:

Низкий уровень - человек дает оценку (предложить аргументировать эту оценку: если не может выдвинуть убедительные аргументы – значит низкий уровень).

Средний уровень – человек пытается убедить другого в чем-то. При этом предоставляет конкретные аргументы, доказательства. Слово должно соответствовать делу. Надо знать в 1000 раз больше.

Высокий уровень – когда человек намечает позицию и пути борьбы за свои убеждения.

 

Виды убеждений: нравственные, научные, эстетические, политические.



Убеждения могут быть: ложные и достоверные.

Убеждения формируются в мировоззрение.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов человека на природу, общество, на явления жизни общества и природы. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Мировоззрение – это осознаваемый мотив. Он складывается на протяжении жизни человека и имеет свои особенности:

1. Определяется целостностью (и на природу, и на общество, и на человека).

2. Научность мировоззрения (если взгляды соответствуют реальности).

3. Мировоззрение должно быть убежденностью (должна быть степень осознанности, а для осознания нужны знания).

4. Мировоззрение связано с деятельностью человека, его поведением.

5. Мировоззрение исторически обусловлено.

6. Двойственность мировоззрения проявляется на этапе его формирования.

 

Мировоззрение включает несколько компонентов:

- мироощущение;

- миропредставление;

- миропонимание;

- мироотношение.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7270; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.