Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и виды чувств и эмоций

Эмоциональные переживания, представляя собой группу очень сложных и многообразных психических явлений. В психологии нет общепризнанной классификации эмоций. В зависимости от влияния, которое оказывают эмоции на жизнедеятельность человека можно выделить два вида – стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма, астенические эмоции угнетают и подавляют все жизненные процессы, происходящие в организме.

Другая классификация предполагает деление эмоций в зависимости от длительности и интенсивности психического переживания, а так же содержания эмоционального переживания: настроение, аффекты, страсти, стресс, конкретные эмоции и чувства.

Настроениепродолжительное, устойчивое эмоциональное состояние, относительно слабо выраженное, медленно развивается и переживается в течение длительного периода.

Для данного эмоционального состояния характерна неясность, «безотчетность». Человек слабо сознает причины, его вызвавшие, не всегда может объяснить, связать с определенными объектами. Когда человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро проходит. Настроение имеет своеобразный диффузный характер, т.е. накладывает отпечаток на мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Важно научиться управлять своим настроением. Для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые вызывают то или другое настроение. Причины разделяются на следующие группы:

1. различные органические процессы и состояния (болезненное состояние);

2. особенности окружающей человека внешней среды, в которой ему приходится жить и работать (чистота или грязь, шум или тишина, воздух, окраска стен и т.д.);

3. особенности взаимоотношений между людьми (настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно передается нам);

4. эмоционально окрашенные мысли и представления, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами деятельности, отношением к нам;

5. суеверие (например, вера в приведения вызывает пассивность, страх).

С.Л.Рубинштейн выделил две основные черты, которые характеризуют настроение:

1) настроение лично (человек не просто рад чему-то, а ему радостно);

2) настроение не специальное переживание, относящееся к какому-то событию, а разлитое общее состояние.

 

Аффектсильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примерами аффектов могут быть неожиданные переживания – большой радости, взрыв гнева, страх. В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга. И.П.Павлов указывал на то, что человек в состоянии аффекта, превышающего силу тормозной функции коры, говорит и делает то, чего не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем жалеет, когда пройдет состояние аффекта.

Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Развивается аффект, если человек не может найти адекватный выход из опасных, неожиданных ситуаций. Повторение опасных ситуаций ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в аффективном взрыве. При аффекте сознание человека сужено, становится арефлексивным. Человек, выйдя из состояния аффекта, иногда не может вспомнить события. Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.

Преодолеть аффект можно на стадии его возникновения, препятствуя его возникновению при условии:

- если человек избегает ситуаций, вызывающих аффект;

- если выполняет отвлекающие действия.

 

Страстьсильное, стойкое, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, характеризующееся волевой направленностью человека на единую цель. Страсть возникает под воздействием различных причин, свойственна только человеку. Страсть – это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг одного предмета или деятельности, имеет избирательных характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах. В форме настойчивости. Страсти бывают положительные и отрицательные. Даже положительная страсть. Если она мешает деятельности, обучению, становится негативной. Когда человек. Увлекаясь чтением или спортом, пропускает занятия, недосыпает, то само по себе чтение книг из положительного действия превращается в негативное занятие. Страсть к алкоголю, курению и т.п. губительно отражается на работе и жизни человека.

 

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, под влиянием сильных воздействий, когда требуется принять быстрое и ответственное решение, т.е. в необычайно трудной, экстремальной ситуации.

Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Г.Селье). Стресс требует от человека мобилизации нервно-психических сил. Умеренный стресс может быть даже полезным (например, у спортсменов перед соревнованиями, у студентов перед экзаменами). Стресс полезен, когда он дает человеку силу и смелость. Когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает воздействие на психику и психическое здоровье человека. Положительное влияние стресса ведет к адаптации организма при изменении условий. Отрицательное – ведет к эмоциональным сдвигам, нарушения двигательного и речевого поведения.

Г.Селье – основатель учения о стрессах считает, что стресс проходит в своем развитии 3 стадии:

1) «реакция тревоги», во время которой, мобилизуются защитные силы организма;

2) «стадия сопротивления» отражает полную адаптацию к стрессору;

3) «стадия истощения» возникает тогда, когда стрессор сильный и действует долго на человека, ведет к дистрессу.

Конкретные эмоции – более длительные и менее интенсивные состояния. Имеют ситуативный характер – выражают оценочное отношение к ситуации. Имеют идеаторный характер – способны предвосхитить ситуации и события (эмоция предвосхищения свойственна только человеку). Конкретные эмоции способны к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека шире, чем его индивидуальный опыт переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми. Конкретные эмоции всегда предметны: обращены на что-то или кого-то, в результате мы гордимся, радуемся или огорчаемся; могут быть приятными или тягостными. Предмет эмоций может быть реальным, объективным, но может быть и идеальным, воображаемым.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции эмоций. Эмоции и чувства представляют собой особый пласт человеческой субъективности и по своим функциям отличаются и от познавательных процессов и от мотивационной | Характеристика высших чувств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.