КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология экономического обоснования развития регионального хозяйства
Планирование регионального развития. Тема 8. Планирование регионального развития. Системы любых, в том числе к региональных экономических обоснований, традиционно включают следующие общие этапы: анализ, планирование, определение эффективных направлений развития, Непосредственное обоснование размеров и определение источников финансирования. Используя метод аналогии, можно систему экономического обоснования территориальной организации народного хозяйства определить как совокупность методов и функций, составляющих сущность общих управленческих действий. К таким действиям, в первую очередь, следует отнести анализ и характеристику достигнутого уровня и тенденций экономического и социального развития и размещения производительных сил на территории каждого конкретного региона как функции управления. Конкретным шагом на базе полученной и систематизированной информации должен явиться процесс комплексного планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона как следующей функции управления. Естественно, этот этап должен начинаться с определения приоритетов в стратегии развития и быть завершенным расчетами эффективности развития. На следующем этапе проводится технико-экономическое обоснование выбранных основных стратегических направлений развития региона и определение возможных объемов и источников финансирования, т.е. принимается окончательное решение по стратегии развития региона. В разделе анализа и оценки достигнутого уровня и тенденций территориальной организации народного хозяйства региона должны оцениваться специализация и рационализация организации его хозяйства в общей структуре экономики страны. Регионализация, в том числе и районирование страны, всегда предусматривала такие территориальные пропорции, которые бы способствовали оптимизации развития всех отраслей и регионов народного хозяйства страны. Отсюда развитие предпринимательства, а затем и общее экономическое развитие каждого региона напрямую зависят от наличия и превалирования, определенных как внутренних, так и внешних факторов. Анализ внутренних и внешних факторов, а следовательно и стартовых условий развития, предполагает подготовку таких методик сбора и обобщения информации за ретроспективный период, которые позволили бы провести объективную характеристику состояния и закономерностей (тенденций) социально-экономического развития региона. Принципиальная схема процессов подготовки и систематизации информации для оценки стартовых позиций социально-экономического развития региона представлена на рисунке 1.
Рис. 1 – Схема оценки возможностей стратегического развития региона По такой схеме можно проводить выяснение причин возникновения региональных поселений, традиционных функций, выполняемых проживающим на данной территории населением поселения, исследовать структурообразующее «ядро» экономики всего региона и его поселений, т.е. комплекс отраслей, образовывавших его или образовавшихся вокруг него. Результатом анализа должно быть выявление и осмысление причинно-следственных связей, обусловивших сегодняшнюю траекторию социально-экономического развития региона. В рамках исследования внешних факторов должна учитываться иерархия региона по уровням государственного управления: федеральный, межрегиональный (федеральные округа), региональный (субъекты РФ), межмуниципальный и местный (муниципальный). Необходимо иметь в виду, что внешние факторы носят двойственный характер: либо выступающие как предпосылки развития, либо носящие ограничительный характер. Именно поэтому их надо не только выявлять, но и систематизировать в кластеры для дальнейшего использования в процессах управления. В результате анализа возможностей региона должны быть также определены интересы субъектов различных уровней управления в самом регионе, их роль в системе регионального территориального разделения труда. Отдельно необходимо также выявлять влияние геополитической и геоэкономической обстановки в стране и за рубежом на различные процессы развития региона. Внутренние факторов наибольшей степени определяют стартовые условия развития региона. К ним относятся: наличие и возможность использования сырьевых, природных и географических ресурсов, демографическая ситуация, экологическая и экономическая ситуация, готовность населения к рыночным преобразованиям. В совокупности определяется влияние факторов на величину эффективности использования социально-экономического потенциала региона, что предопределяет уровень качества жизни населения региона, под которым понимается не только экономическая категория, характеризующая уровень и степень благосостояния человека, но и уровень свобод, социального и духовного его развития. Теперь в числе структурных составляющих качества жизни выделяются показатели продолжительности жизни населения, состояния общественного здоровья, показатели материального, духовного уровня жизни и т.д., но ко всему этому должен быть подготовлен социально-экономический потенциал региона. Социально-экономический потенциал региона включает три основные системные, структурные составляющие: 1. система природно-ресурсных потенциалов; 2. система обеспечивающих потенциалов; 3. система потенциалов готовности к развитию. Система природно-ресурсных потенциалов показывает возможности развития региона за счет рационального использования всех полезных ископаемых, земельных, природно-климатических, лесных, рельефно-ландшафтных, водных ресурсов региона и его экономико-географических факторов. При этом природные ресурсы анализируются и планируются к использованию с целью определения точек роста (направлений) развития региона. Классифицируют их по разным признакам. Например: 1 по использованию подразделяют ресурсы на производственные (промышленные и сельскохозяйственные), здравоохранительные, научные, эстетические и другие; 2 по исчерпаемости ресурсы делят на неисчерпаемые (энергия солнца, вода, воздух) и исчерпаемые (возобновляемые) — мир живых организмов; относительно-возобновляемые — почва, древесина и не возобновляемые(ископаемое сырье). Недра в границах территории РФ включают подземные пространства и содержащиеся в недрах полезные ископаемые. Энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью, но вопросы владения, использования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. К особым относятся проблемы управления земельными ресурсами, где регион в рамках градостроительных мероприятий должен определиться и в отношении их категорий (земли сельхоз назначения, населенных пунктов, отраслей, лесного фонда, водного фонда, природоохранных, рекреационных и т.д.), и в отношении форм собственности (государственная, частная, коллективно-долевая и др.) Важнейшим видом ресурсов являются водные объекты, которые могут быть используемы как для питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения, так и для промышленности, сельского хозяйства, транспорта, для целей рекреации, но запасы их тоже ограничены. Природно-климатический потенциал обеспечивает надежность показателей развития не только отраслей, зависимых от климата, но и предопределяет особенности, как всей отраслевой структуры, так и отраслей сельского хозяйства, промышленности и других конкретных отраслей инфраструктуры региона. Рельефно-ландшафтный потенциал при умелом использовании создает благоприятную и комфортную среду проживания не только населения, но и животного и растительного мира, что увеличивает величину и надежность всего природно-климатического потенциала. Особым эффектом суммирования обладает экономико-географический потенциал, который включает резервы и факторы развития региона за счет эффективного использования транспортно-географического положения (рациональность путей сообщения, близость к продовольственным, сырьевым и ресурсным базам); климатических и ландшафтных условий (возможности отдыха, организации санаторно-курортного лечения, туризма); размещения нового или расширения существующего производства (определяется наличием свободных площадей, степенью развития производственной и социальной инфраструктуры, условиями экологического характера и т.п.). Группа системы обеспечивающих потенциалов развития объединяет внутренние локальные потенциалы региона, способствуя реализации всей системы базовых ресурсных потенциалов. Так, трудовой потенциал характеризует возможность развития региона за счет подготовки и рационального использования кадров (определяется образовательным, квалификационным, профессиональным составом кадров, занятостью их в отраслях и сферах хозяйства и т.д.). Необходимо учитывать, что обеспечение занятости населения дает возможность решать демографические проблемы и улучшать качество населения (определяются показателями общей численности, его половозрастным составом, динамикой роста (убыли), миграционными процессами и т.п.). Коммерческий потенциал базируется на результатах реализации произведенной конкурентоспособной продукции, пользующихся спросом работах и услугах, составляющих производственный потенциал региона. Он определяется развитостью институтов рыночного хозяйства, его инфраструктуры (транспортного и складского хозяйств), специальных институтов рынка (товарно-сырьевых бирж, торговых палат, лизинговых компаний и т.д.). Конкурентоспособность коммерческого потенциала обеспечивает научно-инновационный потенциал, который определяется развитым уровнем образования, системой подготовки и переподготовки кадров и необходимой для этого сети образовательных и научных учреждений, их конкретной продуктивностью до серии инновационных продуктов в разнообразных сферах жизнедеятельности человека. Новшества должны в первую очередь быть в сфере образования и науки. Ибо здесь закладывается и оправдывается закономерность опережающего развития науки и инноваций в области знаний и инновационных отраслей (корпораций). Социальный потенциал показывает резервы и факторы региона в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, транспортного и жилищно-коммунального обслуживания населения на основе расширения номенклатуры и повышения качества услуг, обеспечения их доступности для населения. Это способствует укреплению физического и морального здоровья населения, его возможности к самосовершенствованию. Бюджетно-региональный потенциал характеризует государственные финансовые возможности к управлению совокупным социально-экономическим потенциалом региона. Экспортно-импортный потенциал — возможность стимулирования предпринимательской деятельности в регионе за счет обеспечения конкурентоспособности занятия сегмента в международных торгово-экономических связях, обеспечения надежности и антикризисной устойчивости региона. Система потенциалов готовности региона к развитию определенным образом зависит от разработанной нормативно-правовой базы управления регионом в целом и его составляющими поселениями. Это прежде всего разделение прав собственности и определения прав на потенциальные возможности к развитию. Научно-методический потенциал — это наработки, передовой опыт в области современного регионального менеджмента, базирующегося на отечественных и зарубежных исследованиях ученых, доведенных до уровня методик, наработки в прогнозировании, планировании, организации, контроле и стимулировании развития региона и его структурных составляющих. Организационно-управленческий потенциал представляет собой необходимые структуры управления для эффективного управления. Все виды прогнозов и концепций развития страны и регионов подлежат опубликованию, ибо они включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также развития систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. В программах социально-экономического развития Российской Федерации отражается система целевых ориентиров. Перечень основных разделов комплексной программы включает: • оценку итогов социально-экономического развития России за предыдущий период и характеристику состояния ее экономики; • концепцию программы на среднесрочную перспективу; • макроэкономическую политику; • институциональные преобразования; • инвестиционную и структурную политику; • аграрную политику; • социальную политику; • региональную экономическую политику; • внешнеэкономическую политику. Различаются межгосударственные и государственные(федеральные и региональные) комплексные и щелевые программы(по узкоспециализированному признаку). Программы разрабатываются исходя из прогнозов, концепций и положений, содержащихся в ежегодном послании Президента РФ. Порядок разработки программы социально-экономического развития страны периодически определяется Правительством РФ. Комплексная программа социально-экономического развития страны включает целевые, узкоспециализированные программы (например, «Модернизация транспортной системы России (2002— 2010 годы)», «Антитеррор (2005-2007 годы)», «Жилище (2002-2010 годы)», и др.). Региональная система планирования и прогнозирования исходит из необходимости выполнения федеральной системы планов и осуществляет разработку собственной системы по методологии, совместимой с федеральной. В частности, их можно классифицировать, например: · по статусу: часть межгосударственной, государственной программы и (или) самостоятельная, региональная; · по источнику финансирования: федеральный бюджет и (или) из бюджета субъекта РФ, из местных бюджетов, прочие источники; · по масштабности: комплексная, целевая; · по функциональной принадлежности: социально-экономическая, инвестиционная, научно-техническая (инновационная), экологическая и т.д.; · по отраслевой направленности: отраслевая, межотраслевая; · по периоду планирования: долгосрочные, среднесрочные и Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляет собой перечень и такое рассмотрение разделов, которые отражают содержательную и функциональную характеристики принятых к реализации планов. Каждое программное задание и программы решения в целом оцениваются еще системой количественных и качественных показателей. Они могут рассчитываться по разделам плана и в целом, оценивая эффективность осуществления поставленных целей и задач. В значительной части регионов планирование социального и экономического развития заключается в формировании целей и задач, исходя из траектории повышения уровня жизни населения. Исходным этапом в планировании по этому принципу является определение реальных потребностей населения в товарах, услугах, социально-бытовых объектах в разрезе регионов и поселений: городов, поселков и других поселений. В основу определения потребности берутся нормы научно-обоснованного уровня потребления населением различных материальных благ и услуг культурно-бытового назначения, т.е. определяется потребительская корзина, состоящая из: • продовольственной корзины — нормы потребления различных продуктов питания с учетом физиологической сбалансированности питания по калориям, белкам, углеводам и т.п.; • непродовольственной корзины — нормы потребления предметов быта, одежды, обуви, предметов культуры и т.п.; • услуг — нормы социально-бытового назначения. На основании вышеназванных норм определяется нормативная потребительская корзина, которая сопоставляется со среднестатистической фактической. Исходя из обеспеченности населения, определяемой сопоставлением фактической и нормативной корзины, устанавливается потребность в товарных ресурсах для достижения планируемой корзины на определенной территории, по группам населения. Эта расчетная потребность кладется в расчеты планов экономического и социального развития регионов, планов по производству, завозу продукции для населения и вывозу ее за пределы региона, в том числе и за рубеж. Разработанные в настоящее время методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации содержат: 1. принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; 2. подходы к учету субъектами РФ при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 3. примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ. Этим обеспечивается единый методический подход к определению потребительской корзины как в целом по стране, так и в субъектах РФ. Косновным социально-демографическим группам населения в методике отнесены: 1. трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста; 2. пенсионеры-мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности; 3. дети в возрасте 0—15 лет. При определении потребительской корзины в целом по Российской Федерации пользуются принципами формирования минимального набора продуктов питания необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, приняты: 1. удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; 2. сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях; 3. выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое писание при минимальных затратах. При формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в РФ нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Расчет химического состава и энергетической ценности продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке. Основным принципом формирования минимального набора непродовольственных товаров являются: 1. удовлетворение потребности населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта; 2. сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих; 3. минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных товаров. Набор формируется из товаров индивидуального и общесемейного пользования. К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся одежда и обувь, а также школьно-письменные товары для детей. При формировании набора учитываются количественное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма, необходимость более частой обновляемое товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования включает постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения в расчете на среднестатистическую семью. Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются: 1. удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижения; 2. сложившийся уровень пользования транспортными услугами; 3. платный характер оказания услуг. Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги и другие виды услуг. К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отоплением, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение. В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек. При формировании объема транспортных услуг учитываются: 1. большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта; 2. льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров и детей. Другие виды услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и т.д.) включаются в минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований. Минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации методикой, рекомендуется формировать на основе зонирования территории Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор продуктов питания в субъектах Российской Федерации методикой рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации по 16 зонам (приложение 6). В основу зонирования территории Российской Федерации для формирования минимального набора продуктов питания положены следующие факторы: 1. природно-климатические и экономические условия; 2. особенности производства продуктов питания; 3. национальные традиции и местные особенности в питании 4. сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях; 5. необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; 6. более высокая энергетическая ценность минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера. Основным фактором, влияющим на формирование минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда, обувь), в субъектах РФ являются природно-климатические условия. Поэтому минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации по 3 зонам (приложение 7): • с холодным и резко континентальным климатом; • с умеренным климатом; • с теплым климатом. Количество непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитывается с учетом температурного режима, количества осадков и солнечных дней в течение года. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования не зависит от природно-климатических условий, поэтому его формирование рекомендуется осуществлять исходя из минимального набора в целом по РФ. Пользуясь описанными методическими рекомендациями, каждый регион разрабатывает свою методику определения потребительской корзины и проводит расчеты нормативного и фактического потребительского бюджета по основным демографическим группам населения и в целом на 1 человека по региону. Пользуясь расчетами в качестве исходных данных, можно определить потребность в товарных ресурсах для достижения заданной нормы потребительского бюджета в плановом периоде. Далее прорабатываются варианты эффективного обеспечения этой задачи путем задействования имеющихся мощностей производства и плана ввоза и вывоза продукции, работ и услуг. Об эффективности планирования в регионах можно судить по их рейтингу показателя среднего дохода на душу населения (приложение 8).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |