Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология экономического обоснования развития регионального хозяйства




Планирование регионального развития.

Тема 8. Планирование регионального развития.

Системы любых, в том числе к региональных экономических обос­нований, традиционно включают следующие общие этапы: анализ, планирование, определение эффективных направлений развития, Непосредственное обоснование размеров и определение источни­ков финансирования. Используя метод аналогии, можно систему экономического обоснования территориальной организации на­родного хозяйства определить как совокупность методов и функ­ций, составляющих сущность общих управленческих действий.

К таким действиям, в первую очередь, следует отнести анализ и характеристику достигнутого уровня и тенденций экономичес­кого и социального развития и размещения производительных сил на территории каждого конкретного региона как функции управления.

Конкретным шагом на базе полученной и систематизированной информации должен явиться процесс комплексного планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона как следующей функции управления. Естественно, этот этап дол­жен начинаться с определения приоритетов в стратегии развития и быть завершенным расчетами эффективности развития.

На следующем этапе проводится технико-экономическое обосно­вание выбранных основных стратегических направлений развития региона и определение возможных объемов и источников финан­сирования, т.е. принимается окончательное решение по стратегии развития региона.

В разделе анализа и оценки достигнутого уровня и тенденций территориальной организации народного хозяйства региона долж­ны оцениваться специализация и рационализация организации его хозяйства в общей структуре экономики страны. Регионализация, в том числе и районирование страны, всегда предусматривала та­кие территориальные пропорции, которые бы способствовали оп­тимизации развития всех отраслей и регионов народного хозяйства страны. Отсюда развитие предпринимательства, а затем и общее экономическое развитие каждого региона напрямую зависят от наличия и превалирования, определенных как внутренних, так и внешних факторов.

Анализ внутренних и внешних факторов, а следовательно и стартовых условий развития, предполагает подготовку таких мето­дик сбора и обобщения информации за ретроспективный период, которые позволили бы провести объективную характеристику со­стояния и закономерностей (тенденций) социально-экономичес­кого развития региона.

Принципиальная схема процессов подготовки и систематизации информации для оценки стартовых позиций социально-экономи­ческого развития региона представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1 – Схема оценки возможностей стратегического развития региона

По такой схеме можно проводить выяснение причин возникно­вения региональных поселений, традиционных функций, выпол­няемых проживающим на данной территории населением посе­ления, исследовать структурообразующее «ядро» экономики всего региона и его поселений, т.е. комплекс отраслей, образовывавших его или образовавшихся вокруг него.

Результатом анализа должно быть выявление и осмысление причинно-следственных связей, обусловивших сегодняшнюю тра­екторию социально-экономического развития региона.

В рамках исследования внешних факторов должна учитывать­ся иерархия региона по уровням государственного управления: федеральный, межрегиональный (федеральные округа), регио­нальный (субъекты РФ), межмуниципальный и местный (муни­ципальный).

Необходимо иметь в виду, что внешние факторы носят двой­ственный характер: либо выступающие как предпосылки развития, либо носящие ограничительный характер. Именно поэтому их надо не только выявлять, но и систематизировать в кластеры для дальнейшего использования в процессах управления.

В результате анализа возможностей региона должны быть также определены интересы субъектов различных уровней управления в самом регионе, их роль в системе регионального территориального разделения труда.

Отдельно необходимо также выявлять влияние геополитичес­кой и геоэкономической обстановки в стране и за рубежом на различные процессы развития региона.

Внутренние факторов наибольшей степени определяют старто­вые условия развития региона. К ним относятся: наличие и возмож­ность использования сырьевых, природных и географических ре­сурсов, демографическая ситуация, экологическая и экономическая ситуация, готовность населения к рыночным преобразованиям.

В совокупности определяется влияние факторов на величину эффективности использования социально-экономического потенциала региона, что предопределяет уровень качества жизни населения региона, под которым понимается не только экономи­ческая категория, характеризующая уровень и степень благосо­стояния человека, но и уровень свобод, социального и духовного его развития.

Теперь в числе структурных составляющих качества жизни выделяются показатели продолжительности жизни населения, состояния общественного здоровья, показатели материального, духовного уровня жизни и т.д., но ко всему этому должен быть подготовлен социально-экономический потенциал региона.

Социально-экономический потенциал региона включает три ос­новные системные, структурные составляющие:

1. система природно-ресурсных потенциалов;

2. система обеспечивающих потенциалов;

3. система потенциалов готовности к развитию.

Система природно-ресурсных потенциалов показывает воз­можности развития региона за счет рационального использования всех полезных ископаемых, земельных, природно-климатических, лесных, рельефно-ландшафтных, водных ресурсов региона и его экономико-географических факторов.

При этом природные ресурсы анализируются и планируются к использованию с целью определения точек роста (направлений) развития региона. Классифицируют их по разным признакам. Например:

1 по использованию подразделяют ресурсы на произ­водственные (промышленные и сельскохозяйственные), здравоох­ранительные, научные, эстетические и другие;

2 по исчерпаемости ресурсы делят на неисчерпаемые (энергия солнца, вода, воздух) и исчерпаемые (возобновляемые) — мир живых организмов; относи­тельно-возобновляемые — почва, древесина и не возобновляемые(ископаемое сырье).

Недра в границах территории РФ включают подземные про­странства и содержащиеся в недрах полезные ископаемые. Энер­гетические и иные ресурсы являются государственной собствен­ностью, но вопросы владения, использования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

К особым относятся проблемы управления земельными ресурса­ми, где регион в рамках градостроительных мероприятий должен определиться и в отношении их категорий (земли сельхоз назначения, населенных пунктов, отраслей, лесного фонда, водного фонда, природоохранных, рекреационных и т.д.), и в отношении форм собственности (государственная, частная, коллективно-долевая и др.)

Важнейшим видом ресурсов являются водные объекты, которые могут быть используемы как для питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения, так и для промышленности, сельского хозяйства, транспорта, для целей рекреации, но запасы их тоже ограничены.

Природно-климатический потенциал обеспечивает надежность показателей развития не только отраслей, зависимых от климата, но и предопределяет особенности, как всей отраслевой структуры, так и отраслей сельского хозяйства, промышленности и других конкретных отраслей инфраструктуры региона.

Рельефно-ландшафтный потенциал при умелом использовании со­здает благоприятную и комфортную среду проживания не только населения, но и животного и растительного мира, что увеличивает ве­личину и надежность всего природно-климатического потенциала.

Особым эффектом суммирования обладает экономико-географи­ческий потенциал, который включает резервы и факторы развития региона за счет эффективного использования транспортно-географического положения (рациональность путей сообщения, близость к продовольственным, сырьевым и ресурсным базам); климатических и ландшафтных условий (возможности отдыха, организации санаторно-курортного лечения, туризма); размещения нового или расширения существующего производства (определяется наличием свободных площадей, степенью развития производственной и социальной ин­фраструктуры, условиями экологического характера и т.п.).

Группа системы обеспечивающих потенциалов развития объеди­няет внутренние локальные потенциалы региона, способствуя ре­ализации всей системы базовых ресурсных потенциалов.

Так, трудовой потенциал характеризует возможность развития региона за счет подготовки и рационального использования кадров (определяется образовательным, квалификационным, профессио­нальным составом кадров, занятостью их в отраслях и сферах хо­зяйства и т.д.). Необходимо учитывать, что обеспечение занятости населения дает возможность решать демографические проблемы и улучшать качество населения (определяются показателями об­щей численности, его половозрастным составом, динамикой роста (убыли), миграционными процессами и т.п.).

Коммерческий потенциал базируется на результатах реализации произведенной конкурентоспособной продукции, пользующихся спросом работах и услугах, составляющих производственный по­тенциал региона. Он определяется развитостью институтов рыноч­ного хозяйства, его инфраструктуры (транспортного и складско­го хозяйств), специальных институтов рынка (товарно-сырьевых бирж, торговых палат, лизинговых компаний и т.д.).

Конкурентоспособность коммерческого потенциала обеспе­чивает научно-инновационный потенциал, который определяется развитым уровнем образования, системой подготовки и перепод­готовки кадров и необходимой для этого сети образовательных и научных учреждений, их конкретной продуктивностью до серии инновационных продуктов в разнообразных сферах жизнедеятель­ности человека. Новшества должны в первую очередь быть в сфере образования и науки. Ибо здесь закладывается и оправдывается закономерность опережающего развития науки и инноваций в области знаний и инновационных отраслей (корпораций).

Социальный потенциал показывает резервы и факторы региона в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, транс­портного и жилищно-коммунального обслуживания населения на основе расширения номенклатуры и повышения качества ус­луг, обеспечения их доступности для населения. Это способствует укреплению физического и морального здоровья населения, его возможности к самосовершенствованию.

Бюджетно-региональный потенциал характеризует государствен­ные финансовые возможности к управлению совокупным соци­ально-экономическим потенциалом региона.

Экспортно-импортный потенциал — возможность стимулирова­ния предпринимательской деятельности в регионе за счет обеспе­чения конкурентоспособности занятия сегмента в международных торгово-экономических связях, обеспечения надежности и анти­кризисной устойчивости региона.

Система потенциалов готовности региона к развитию определен­ным образом зависит от разработанной нормативно-правовой базы управления регионом в целом и его составляющими поселениями. Это прежде всего разделение прав собственности и определения прав на потенциальные возможности к развитию.

Научно-методический потенциал — это наработки, передовой опыт в области современного регионального менеджмента, бази­рующегося на отечественных и зарубежных исследованиях ученых, доведенных до уровня методик, наработки в прогнозировании, планировании, организации, контроле и стимулировании развития региона и его структурных составляющих.

Организационно-управленческий потенциал представляет собой необходимые структуры управления для эффективного управления. Все виды прогнозов и концепций развития страны и регионов подлежат опубликованию, ибо они включают коли­чественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, науч­но-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жиз­ни, экологической обстановки, социальной структуры, а также развития систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

В программах социально-экономического развития Российской Федерации отражается система целевых ориентиров. Перечень основных разделов комплексной программы включает:

• оценку итогов социально-экономического развития России за предыдущий период и характеристику состояния ее экономики;

• концепцию программы на среднесрочную перспективу;

• макроэкономическую политику;

• институциональные преобразования;

• инвестиционную и структурную политику;

• аграрную политику;

• социальную политику;

• региональную экономическую политику;

• внешнеэкономическую политику.

Различаются межгосударственные и государственные(феде­ральные и региональные) комплексные и щелевые программы(по узкоспециализированному признаку).

Программы разрабатываются исходя из прогнозов, концепций и положений, содержащихся в ежегодном послании Президента РФ. Порядок разработки программы социально-экономического развития страны периодически определяется Правительством РФ.

Комплексная программа социально-экономического развития страны включает целевые, узкоспециализированные программы (например, «Модернизация транспортной системы России (2002— 2010 годы)», «Антитеррор (2005-2007 годы)», «Жилище (2002-2010 годы)», и др.).

Региональная система планирования и прогнозирования исходит из необходимости выполнения федеральной системы планов и осуществляет разработку собственной системы по методологии, совместимой с федеральной.

В частности, их можно классифицировать, например:

· по статусу: часть межгосударственной, государственной программы и (или) самостоятельная, региональная;

· по источнику финансирования: федеральный бюджет и (или) из бюджета субъекта РФ, из местных бюджетов, прочие источники;

· по масштабности: комплексная, целевая;

· по функциональной принадлежности: социально-экономическая, инвестиционная, научно-техническая (инновационная), экологическая и т.д.;

· по отраслевой направленности: отраслевая, межотраслевая;

· по периоду планирования: долгосрочные, среднесрочные и
краткосрочные и прочие признаки.

Состав и структура комплексной программы социально-эконо­мического развития региона представляет собой перечень и такое рассмотрение разделов, которые отражают содержательную и фун­кциональную характеристики принятых к реализации планов.

Каждое программное задание и программы решения в целом оцениваются еще системой количественных и качественных пока­зателей. Они могут рассчитываться по разделам плана и в целом, оценивая эффективность осуществления поставленных целей и задач.

В значительной части регионов планирование социального и экономического развития заключается в формировании целей и за­дач, исходя из траектории повышения уровня жизни населения.

Исходным этапом в планировании по этому принципу является определение реальных потребностей населения в товарах, услугах, социально-бытовых объектах в разрезе регионов и поселений: го­родов, поселков и других поселений.

В основу определения потребности берутся нормы научно-обос­нованного уровня потребления населением различных материальных благ и услуг культурно-бытового назначения, т.е. определяется пот­ребительская корзина, состоящая из:

• продовольственной корзины — нормы потребления различных продуктов питания с учетом физиологической сбалансированности питания по калориям, белкам, углеводам и т.п.;

• непродовольственной корзины — нормы потребления предметов быта, одежды, обуви, предметов культуры и т.п.;

• услуг — нормы социально-бытового назначения.

На основании вышеназванных норм определяется нормативная потребительская корзина, которая сопоставляется со среднестатис­тической фактической. Исходя из обеспеченности населения, оп­ределяемой сопоставлением фактической и нормативной корзины, устанавливается потребность в товарных ресурсах для достижения планируемой корзины на определенной территории, по группам населения.

Эта расчетная потребность кладется в расчеты планов эконо­мического и социального развития регионов, планов по произ­водству, завозу продукции для населения и вывозу ее за пределы региона, в том числе и за рубеж.

Разработанные в настоящее время методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных соци­ально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации содержат:

1. принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, не­обходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

2. подходы к учету субъектами РФ при определении потреби­тельской корзины природно-климатических условий, националь­ных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

3. примерные минимальные наборы продуктов питания, не­продовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для ос­новных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.

Этим обеспечивается единый методический подход к опреде­лению потребительской корзины как в целом по стране, так и в субъектах РФ.

Косновным социально-демографическим группам населения в методике отнесены:

1. трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключе­нием неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;

2. пен­сионеры-мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;

3. дети в возрасте 0—15 лет.

При определении потребительской корзины в целом по Рос­сийской Федерации пользуются принципами формирования ми­нимального набора продуктов питания необходимых для сохра­нения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, приняты:

1. удовлетворение потребности основных социально-демогра­фических групп населения в пищевых веществах, исходя из хими­ческого состава и энергетической ценности продуктов питания;

2. сложившаяся структура питания с учетом фактического пот­ребления продуктов в малоимущих семьях;

3. выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое пи­сание при минимальных затратах.

При формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в РФ нормы физиологических потреб­ностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Расчет химического состава и энергетической ценности продук­тов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке.

Основным принципом формирования минимального набора непродовольственных товаров являются:

1. удовлетворение потребности населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта;

2. сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих;

3. минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных то­варов.

Набор формируется из товаров индивидуального и общесемейного пользования.

К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся одежда и обувь, а также школьно-письменные товары для детей. При формировании набора учитываются количествен­ное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиоло­гическими особенностями их организма, необходимость более частой обновляемое товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма.

Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования включает постельное белье, предметы первой необ­ходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения в расчете на среднестатистическую семью.

Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

1. удовлетворение потребности основных социально-демогра­фических групп населения в жилье, организации быта, передви­жения;

2. сложившийся уровень пользования транспортными услу­гами;

3. платный характер оказания услуг.

Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги и другие виды услуг.

К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отоплением, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение.

В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учиты­вается в соответствии с установленным законодательством Рос­сийской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек.

При формировании объема транспортных услуг учитываются:

1. большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта;

2. льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров и детей.

Другие виды услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и т.д.) включаются в минимальный набор услуг в процентах к об­щей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований.

Минимальные наборы продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации методикой, рекомендуется формировать на основе зонирования территории Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением продуктов питания, не­продовольственных товаров и услуг.

Минимальный набор продуктов питания в субъектах Рос­сийской Федерации методикой рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации по 16 зонам (приложение 6). В основу зонирования территории Российской Федерации для формирования минимального набора продуктов питания положены следующие факторы:

1. природно-климатические и экономические условия;

2. особенности производства продуктов питания;

3. национальные традиции и местные особенности в питании
населения;

4. сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;

5. необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

6. более высокая энергетическая ценность минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера.

Основным фактором, влияющим на формирование мини­мального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда, обувь), в субъектах РФ являются природно-климатические условия. Поэтому минимальный набор непродо­вольственных товаров индивидуального пользования рекоменду­ется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации по 3 зонам (приложение 7):

• с холодным и резко континентальным климатом;

• с умеренным климатом;

• с теплым климатом.

Количество непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитывается с учетом температурного режима, количества осадков и солнечных дней в течение года.

Минимальный набор непродовольственных товаров общесе­мейного пользования не зависит от природно-климатических ус­ловий, поэтому его формирование рекомендуется осуществлять исходя из минимального набора в целом по РФ.

Пользуясь описанными методическими рекомендациями, каж­дый регион разрабатывает свою методику определения потреби­тельской корзины и проводит расчеты нормативного и фактичес­кого потребительского бюджета по основным демографическим группам населения и в целом на 1 человека по региону.

Пользуясь расчетами в качестве исходных данных, можно опре­делить потребность в товарных ресурсах для достижения заданной нормы потребительского бюджета в плановом периоде. Далее про­рабатываются варианты эффективного обеспечения этой задачи путем задействования имеющихся мощностей производства и пла­на ввоза и вывоза продукции, работ и услуг. Об эффективности планирования в регионах можно судить по их рейтингу показателя среднего дохода на душу населения (приложение 8).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.