Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное хозяйство и принципы его




ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший хо­зяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм и объеди­ненных единым понятием «рынок». Любая экономическая система постоянно сталкивается с вопросами:

1. Что производить и в каком количестве?

2. Как производить и с какими затратами?

3. Для кого производить и как распределять произведенное?

Если в централизованной плановой экономике ответы на все три вопроса находятся в компетенции центральных органов управления, то в рыночной эко­номике государство участвует лишь в решении третьей задачи. На все другие вопросы отвечает рынок, в котором цены, стимулы, прибыли, потери опреде­ляют что, как и для кого производить. Упрощенно это выглядит так: фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход (что?), используя те технологии, которые требуют наименьших затрат (как?), а потребители сообразуют свои покупки с ценами товаров и своими доходами (для кого?).

 

1.1. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект

 

Фирма как хозяйствующий субъект обладает обусловленной законода­тельством административной и экономической самостоятельностью, т.е. права­ми юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности. Как юридическое лицо фирма имеет в распоряжении обо­собленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Основными признаками, позволяющими считать тот или иной субъект юридическим лицом, являются:

• право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими и физическими лицами;

• право защищать свои имущественные права, интересы в судебных и других органах государственной власти и управления;

• полная имущественная ответственность перед контрагентами в преде­лах имущества, числящегося на балансе (находящегося в собственности);

• наличие требуемого законодательством регистрационного свидетель­ства, в специально оговоренных случаях лицензии на право осуществлять те или иные виды деятельности;

• наличие утвержденного устава или учредительного договора;

• наличие фирменного наименования, печати, расчетного счета в банке;

• ведение полного бухгалтерского учета с составлением баланса и определением прибылей и убытков.

Фирмы могут быть коммерческими и некоммерческими.

Порядок образования и ликвидации предприятий (фирм) регулируется Гражданским кодексом РФ.

Фирма считается созданной с момента ее государственной регистрации.

Фирма действует на основании устава и учредительного договора либо только учредительного договора. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками). Фирма может иметь свои филиалы и представительства.

Организация управления фирмой зависит от ее размеров и специфики, функции управления может осуществлять либо единолично предприниматель, либо наемный управляющий менеджер.

В состав фирмы может войти несколько предприятий.

Предприятие – про­изводственная единица, функционирующая в разных сферах народного хозяйства.

 

1.2. Основные цели и результаты деятельности предприятия (фирмы)

 

Основной целью деятельности коммерческой фирмы является получение прибыли.

Получение прибыли – результат большой и напряженной деятельно­сти фирмы по организации производства и реализации товаров или оказания услуг. Продукция фирмы может быть выражена в форме продукта (товара), ус­луг (работ) и представляет производственный результат деятельности, прибыль – финансовый результат деятельности.

Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются в нату­ральных (физических) или условно-натуральных единицах.

Услуги – вид деятельности, результат которой не имеет конкретной нату­рально-вещественной формы. Услуги могут быть производственного (ремонт оборудования, зданий и т.п.) и непроизводственного (консультационные, бан­ковские) характера.

Объем продукции может быть измерен в натуральном и стоимостном вы­ражении. Денежные измерители по конкретным видам продукции (услуг) могут быть представлены себестоимостью продукции или ценой. Используют сле­дующие виды цен:

• фактически действующие в данном периоде;

• оптовые цены производителя;

• цены оптовой торговли;

• цены розничной торговли;

• цены, принятые при составлении планов;

• сопоставимые цены.

Фирма проводит ценовые решения самостоятельно.

 

1.2. Фирма в системе рыночного хозяйства

 

Под рынком понимают упорядоченную структуру, посредством которой взаимодействуют покупатели и продавцы товара, чтобы определить его цену и количество.

Основные институты рынка: банки, биржи, фонды.

Основные виды рынков: рынок факторов производства (труда, капиталов и ценных бумаг; средств труда и предметов труда); потребительские рынки (рынок товаров и услуг), интеллектуальный рынок (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, технические идеи).

Условия функционирования рыночной экономики:

• частная собственность;

• свобода предпринимательства;

• свобода выбора;

• личный интерес как главный мотив поведения;

• конкуренция;

• опора на систему цен как рыночную систему;

• ограничительная роль правительства (государства).

Место фирмы в рыночном хозяйстве показано на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Место фирмы в системе рыночного хозяйства


 

 

Рисунок 1.2

Хозяйственная деятельность фирмы требует и выдает множество данных, как это показано на рис. 1.2.

Успех предприятия (фирмы) определяется знанием потребностей рынка и плодотворностью предпринимательской инициативы со стороны персонала и руководителей. Для достижения поставленной цели предприниматель осущест­вляет комплексный анализ внутреннего потенциала предприятия (фирмы) и со­стояния внешней среды, в которой оно действует и, прежде всего:

• физического и морального износа основных фондов и структуры производственных мощностей;

• персонала и его квалификации;

• финансов предприятия и возможностей привлечения стороннего капитала;

• конъюнктуры интересующих предприятие сегментов рынка.

Доминирующая цель производственных предприятий (фирм) – получение и наращивание дохода, так как только при наличии финансовых и материаль­ных ресурсов, извлекаемых из дохода, фирма решает все другие задачи, вклю­чая наращивание выпуска продукции, ее систематическое обновление и улуч­шение качества, снижение себестоимости, завоевание доли рынка и др.

На выбор целей фирмы оказывают влияние главным образом факторы:

• наличие и объем спроса на продукцию;

• уровень рентабельности продукции;

• капиталоемкость продукции;

• наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования);

• наличие инженерных решений для изготовления новой или модифи­цированной продукции;

• наличие квалифицированных кадров.

 

Выводы:

Производственные предприятия составляют основу рыночной экономики.

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и денежные средства. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги).

Внешняя среда – это прежде всего потребители продукции, поставщики произ­водственных компонентов (трудовых ресурсов, сырья, материалов, капитала), законы и органы государственной и местной власти, конкуренты; народонасе­ление, технологии, общее состояние экономики, международное окружение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.