Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания




Главная роль в возникновении сознания, значит и самого человека принадлежит труду.

Предпосылки возникновения труда стали биологические виды изменения, которые произошли у предков человека в результате:

1.перехода обезьяны от обитания на деревьях и общению на землю, это переход к освобождению передних конечностей и переходу к прямохождению.

2.это переход от растительной к мясо – растительной пище, что привело к развитию головного мозга.

3.использование огня, что привело к ускорению процесса усвоения мясной пищи.

Главную роль в возникновении человеческого сознания сыграл труд. Труд начался с изготовления орудия труда. Роль труда в возникновении человеческого сознания раскрыл Энгельс в своей работе «Работа труда в процессе развития обезьяны в человека»

Труд и его воздействие: головной мозг (абстрактное мышление)

органы чувств

рука

речь

Сначала труд а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными, самыми важными факторами позволившими превратить мозг обезьяны в мозг человека.

Функции языка:

1.Язык - это функции выражения мысли;

2.Язык – это средство закрепления мысли и накопление знаний;

3.Язык – это средство передачи мыслей;

Развитие языка непосредственно связано с развитием трудовой деятельности с расширением знания о мире.

Диалектика и ее принципы

Одна из важнейших функций философии это методологическая.

Метод – совокупность приемов и способов, теоретической и практической преобраз. Деятельности людей.

Существует 2 метода общефилософских исследований:

  1. Диалектика, как наука о развитии, изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
  2. Диалектика, как метод позноват. деятельности, рассматривает вещи и явления в их всеобщей связи и зависимости и используется в получении новых знаний о мире.

Диалектика включает в себя:

1.Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы, общества. Она выражает объективные процессы происходящие в природе и обществе.

2.Субъективная диалектика – это отражение объектов диалектики в сознании человека.

Иными словами объективная диалектика, царит в природе, а субъективная - есть отражение в сознании человека, господствующий природе объективной диалектики.

Диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика природы Диалектика идей

 

Понятии о законах истории

Категории – это основное понятие, в котором выражается существенные стороны всеобщей связи развития.

Задача познания – исследовать природу и общество, как закономерный процесс развития, т.е подметить общее существование характерное для больших групп людей.

Закон – это общее необходимое существовано -устойчивое повторяющееся внутренне присущие предложения и явления связи и ………..

Развитие вещей и явлений происходит по законам диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, как саморазвития и отвечает на вопрос, что является причиной развития.

2.Закон перехода количества в качество ………….. раскрывает механизм развития и отвечает на вопрос, каким путем количество изменений происходят изменение качеств.

3.Закон отрицания отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос, как происходит движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон Ленин не назвал социумом диалектики, потому что он раскрывает источник развития, как саморазвитие. источник движения, как самодержавие. З.е.и б.п.раскрывается через следующие категории: тождество, различие, противоположность, противоречие, конфликт.

Все предметы в мире существуют в состоянии относительной устойчивости и отражает категории тождества.

Гегель характеризовал общество, как равнозначность «вещи самой себе».

Будущее тождеств. при самому себе, предмет в то же время находится в постоянном изменении фик-ся категории раз..

Различие есть относительное неравенство предметов.

Каждый предмет тождественен себе и различен одновременно, т.к оставались сами собой (……………….)он в тоже время постоянно изменяется.

Различие имеет свои степени: существенные и несущественные.

ЛЕКЦИЯ 8

Предельным случаем различия является противоположность.

Различие и противоположность – это ступени различные противоречен.

Различие – это начальная стадия раздвоения на противоположности. В мире нет развивающего объекта в котором не было бы противоположность стороны (например: «+» и «-», вдох и выдох, ассимиляция и диссемиляция, раб и рабовладелец) взаимоотношения между противоположностями, называют противоречием.

Противоположности взаимно предполагают и исключают друг друга это значит, что противоположности обязательно разнокачественные, т.к. однокачественные элементы в составе целого просто не взаимодействуют (н: день и ночь, черное и белое, вдох и выдох).

Противоположности взаимно предполагают друг друга, что означает, что одна противоположность не может существовать без другой (н: вдох и выдох).

Взаимодействие противоположностей предполагает их единство, то есть их взаимообусловленность.

Этапы развития противоречий:

1.Развитие развертывание противоречий;

2.разрешение противоречия, в результате конфликта между противоположностями.

Разрешение противоречия в результате конфликта между противоположностями приводит к уничтожению данного тождества и возникновению нового, с характерными только для него противоположностями.

Единство противоположности носит относительный релятивный переходящий характер.

Борьба противоположностей носит абсолютный характер, поскольку протекает не только в период существования данного тождества (предмета, явления) но и в период перехода от одного тождества к другому).

Итак, единство противоположностей относительно релятивно, переходящее. Оно имеет место только пока существует данное тождество (предмет, явление). Борьба противоположностей абсолютна, она постоянна, как постоянно само движение.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.

Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.

Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.

Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.

Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.

Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.

Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).

Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.

Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?

Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.

Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.

Мера разных предметов различна.

За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.

Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.

Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.

Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.

Формы скачка:

  1. форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.
  2. форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).

Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.

Действие закона позволяет ответить на вопросы:

1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.

2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.

Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.

Содержание закона отрицания отрицания раскрывается через категории отрицания, диалектического отрицания и отрицания отрицания.

Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.

Метафизическое отрицание – отрицание, как простое уничтожение.

Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал: «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).

Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».

В диалектике отрицать, говорил Энгельс, «не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»

Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»

Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:

1.оно есть условие и момент развития;

2.оно есть момент связи нового со старым.

Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..

Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».

Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.

В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.

Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям, но и сохраняет положительное, содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.

Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития.Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.

Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.

Основные проблемы в теории познания:

Познание, как отражение действительности.

Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?

Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.

На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.

2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.

3.непонимаемым активности познающего субъекта.

4.не понимаем ранг практики познания.

В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:

1. основа процессопознания, и исходный

2.как критерии истины.

Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.

Виды практики:1. материальное производство;

2.социально- преобразующая деятельность;

3.научн. дисперемент.

Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.

  1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.
  2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.
  3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)

Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.

Что является объектом познания?

С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………

С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.

С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.

Что является субъектом познания?

Субъект познания, т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.

Диалектический характер процесса познания.

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.

Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,

Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.

Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.

С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.

Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Логическое

  1. понятие
  2. суждение
  3. умозаключение

чувства ______________________________

формы чувств познания, сознания:

1.ощущение

2.восприятие

3.представление

4.воображение

Формы чувственной стороны познания:

Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).

Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон (круглое, красное сладкое яблоко).

Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.

Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности (змей – Горыныч, баба Яга).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.