Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая мысль Западной Европы в период раннего и позднего средневековья




Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274). Этот итальянский мо­нах доминиканского происхождения считается наиболее автори­тетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на по­зднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-эконо­мического устройства общества существенно разнятся с положе­ниями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней шко­лы канонистов, Августина Блаженного (353—430). При этом на пер­вый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же прин­ципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквива­лентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теоло­гии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявления­ми признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товар­но-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов про­грессирующий рост городского ремесленного производства, круп­ных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не харак­теризует отныне как исключительно греховные явления и не требу­ет их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Сум­мы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Од­нако если последние придерживались принципа неоспоримой ав­торитарности текстов священного писания и трудов церковных те­оретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий Средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной Трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умствен­ный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но tee отделяли эти виды друг от друга с учетом их илияния на достоинство человека-в связи с занимаемым положени­ем в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, боже­ственным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вто­рых, естественными причинами, которые определили, то, что раз-Личные люди склонны к различным профессиям...».

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ран­ними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по пово­ду трактовки таких экономических категорий, как богатство, об­мен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщи­ческий процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого при­менительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прила­гаемым для этого трудом. В соответствии с этим постулатом бесчестнoe приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответсвовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинату, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорццонален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, пре-вращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене веществеными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

«Справедливая цена» — это категория, которая в экономиче­ском учении канонистов подменяла категории «стоимость» (цен­ность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» счи­тает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мыс­ли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответству­ющее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни.

Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам Древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою привержен­ность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценнссти монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, призыавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой — вве­ряя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определен­ными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф. Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необхомимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслу­женной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные из­держки и даже за риск.

Как видим, «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениям, к которым при­бегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, казалось бы, взаимоисключающим теоретическим по­ложениям. Сказанное в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего ка­нонизма.

  Ранние канонисты (святой Августин) Поздние канонисты (Аквинат)
Разделение труда Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе. Деление людей по профессиям сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей.
Богатство Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое на­копление последних («искусствен­ного богатства») является грехом. Золото и серебро рассматрива­ются как источник приумножения частной собственности и «умерен­ного» богатства.
Обмен Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и яиляется актом свободного воле­изъявления людей. Обмен как субъективный про­цесс не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу од­ному и в ущерб другому».
Справедливая цена Ценность товара должна уста­навливаться в соответствии с тру­довыми и материальными затра­тами в процессе его производства по принципу «справедливой цены». Затратный принцип установле­ния «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу со­ответствующего его положению в обществе количества денег и на­нести ущерб
Деньги Деньги являются искусствен­ным изобретением людей и необ­ходимы для облегчения и ускоре­ния меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты. Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна уста­навливаться не по весу содержа­щегося в них металла, а по усмот­рению государства.
Торговая прибыль и ростовщичес-кий процент Торговая прибыль и ростовщи­ческий процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных опе­раций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные и грешные яв­ления. Крупные доходы купцов и ро­стовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и про­чими издержками, а также рис­ком, имеющим место в благопри­стойной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.