КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спроса по цене. Крутизна кривой спроса на различные товары неодинакова
Понятие эластичности Крутизна кривой спроса на различные товары неодинакова. У одних товаров она понижается круто, у других — опускается сравнительно плавно. Угол наклона (степень крутизны) изменяется в зависимости оттого, как варьируется величина спроса под влиянием изменения цен. Если под влиянием ценовых сдвигов спрос изменяется быстро, то он эластичен, если медленно — неэластичен (табл. 2).
Понятие «.эластичность спроса» — отношение динамики спроса к динамике цены — широко используется Маршаллом в практике экономического анализа. Каждый товар характеризуется своей кривой спроса. Спрос на пшеницу мало эластичен: сильное понижение цены не вызывает резкого увеличения спроса. Спрос на фрукты и рыбу весьма эластичен: всякое снижение цен увеличивает спрос (и потребление) на эти продукты. На графике кривая эластичности спроса обычно напоминает букву «U» (кривая выпукла к горизонтальной прямой). Когда цена снижается, а товары становятся доступнее для основной массы покупателей, спрос резко увеличивается. Эластичность спроса — инструмент анализа рыночной конъюнктуры. Маршалл различает точечную эластичность (коэффициент эластичности изменчив, поэтому пригоден лишь при незначительных изменениях цены), дуговую эластичность (коэффициент эластичности на данном участке кривой примерно одинаков), перекрестную эластичность (влияние изменения цены одного товара на характер спроса на другой товар). Вводятся понятия цены спроса, которую потребитель готов уплатить за товар, и предельной цены спроса, которую он действительно платит. Последняя служит измерителем предельной полезности товара. Переходя к анализу предложения и производственных издержек, Маршалл различает издержки основные и дополнительные, по современной терминологии — постоянные и переменные. В краткосрочном периоде некоторые издержки остаются постоянными (они не могут быть изменены). На выпуск влияет величина переменных издержек. Оптимальный объем выпуска достигается, когда предельные издержки оказываются равными предельному доходу. Цены складываются в соответствии с предельными издержками. В долгосрочном плане снижение производственных издержек вызывается внутренней и внешней экономией. Эти термины введены Маршаллом. Внутренняя экономия достигается совершенствованием технологии и организации производства. Внешняя экономия обусловливается степенью концентрации, транспортными возможностями, затратами, которые несет все общество. По существу, здесь отражено различие между индивидуальными и общественными затратами на производство. В теорию ценообразования Маршалл ввел фактор времени. Полезность и спрос играют решающую роль в краткосрочном периоде. Реальные издержки имеют преобладающее значение в долгосрочном периоде. Если производитель не возмещает издержки, то это будет вызывать сокращение производства до тех пор, пока не установится равновесие. «Два лезвия ножниц» Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. Когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой». График равновесной цены, предложенной Маршаллом, используется во многих учебниках по экономическим наукам (рис. 3).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |