КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 1. На каких принципах основана структурная перестройка экономики? 2. Что позволяет осуществить структурная перестройка экономики? Под административно-правовым управлением в данной области подразумевается и прямое государственное регулирование и контроль. Эти действия осуществляются при помощи различных требований и ограничений, зафиксированных в законодательных и нормативных актах, нарушение которых приводит к применению различных санкций: штрафам, привлечению к правовой ответственности, отказу выдачи документов на право пользования природными ресурсами или системами, запрещение природопользовательной деятельностью. Основы административно-правового управление, в прочем, как и экономического, являются кадастры природных ресурсов, правовые требования, экологическое нормирование, мониторинг, экологическая экспертиза. Установив нормативы влияния хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечив надежный контроль за ее состоянием, применяя различные меры к нарушителям, административно-правовое управление гарантирует соответствующие качества природной среды или ее компонентов. Но такая практика не стимулирует предприятие снижать нарушение природной среды ниже установленных для него норм, увеличивает природоохранные затраты предприятий, не дает развиваться другим предприятиям на близлежащей территории. Еще одним из способов государственного управления является финансировани е природоохранных программ за счет средств бюджетов органов местного самоуправления, собственных средств предприятий и учреждений, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов других источников. В экономических методах управления охраной природной среды, исходя из зарубежного опыта, можно выделить три основные направление: - прямое директивное; - косвенное экономическое; - рыночное. Под прямым директивным экономическим управлением подразумевается прямое государственное вмешательство в процессы, нарушающие природную среду посредством наложения платежей и штрафных санкций. Характер применения директивных санкций – обязательность выплаты в срок, возможность наказания за ее неуплату в судебном порядке, - подчеркивает их административно-правовую направленность. Однако различные способы установления штрафных сумм стимулируют заинтересованность хозяйственного субъекта в проведении природоохранных мероприятий. Например, штрафы могут налагаться прямо пропорционально степени превышения установленных охранных нормативов или по отношению к общей величине наложенного ранее штрафа, или в случае повторного несоблюдения правовых предписаний. К методам косвенного экономического управления относятся дотации, налоговые льготы, субсидии, гранты, премии, выплаты, ускоренная амортизация, ценовые инструменты, обязательное страхование и экологический аудит, которые стимулируют и облегчают природоохранную деятельность. Сущность рыночного механизма экономического управления заключается в первоначальной продаже (первоначальном распределении) государственными органами прав на допустимое загрязнение природной среды различными и на количество допустимого использования природных ресурсов различным природопользователям с последующей свободной продажей и покупкой этих прав на рынке по стихийно устанавливающимся ценам. Государственные или местные органы выпускают на рынок определенное количество разрешений в пределах объема, концентрации и времени. Такая природоохранная политика позволяет достичь региональных стандартов качества природной среды с меньшими природными затратами, поскольку предприятие, нашедшее эффективные методы снижения загрязнения и использования природных ресурсов могут осуществлять свою деятельность ниже купленных им прав и продавать их излишки на рынке. Преимуществом этого метода является быстрое достижение экологических стандартов с помощью научно-технических и экономических решений, выдвигаемых самими предприятиями, стимулирование сотрудничества между ними, снижение государственных затрат на природоохранные мероприятия. В настоящее время в области охраны природной среды преобладает административное управление в сочетании с рыночными методами. Выбор наиболее эффективных способов этого сочетания зависит от состояния природной среды, величины временного интервала, в течение которого нужно добиться улучшения качества природной среды или стабилизации ее состояния, величины финансовых средств, выделяемых государством, уровня развития систем контроля и правового обеспечения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |