КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономическое развитие. С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС
С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и сме- ны социально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала со- циалистической системы – укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей. В поисках выхода из кризиса новое советское руководство большие надежды возлагало на развитие инициативы и само- деятельности масс, активизацию «человеческого фактора». Од- нако действия в этом направлении не отличались последова- тельностью, были противоречивы. В 1985 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкого- лизма». В течение 1985-1986 г. производство алкогольных напит- ков в стране сократилось вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988 г. около 67 млрд. рублей. Повсеместно резко вырос- ло самогоноварение. В конце концов в 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «пере- стройки» (модернизации) страны. Термин «перестройка» озна- чал осуществляемый сверху переход к демократизации поли- тического строя и допуск рыночных отношений в экономику. Курс на перестройку был понят далеко не всеми и не сра- зу. Трижды переносился Пленум ЦК КПСС, посвященный кад- ровой политике. Он состоялся в январе 1987 г. и имел важное значение в обеспечении поддержки перестройки на местах. Принятие в 1987 г. «Закона о государственном предприя- тии» сочеталось с введением госзаказа, госприемки. Закон о трудовых коллективах предусматривал создание на промыш- ленных предприятиях советов трудовых коллективов, которые наделялись правом избирать руководителей, регулировать за- работную плату и отчисления на социальные нужды. Тем са- мым власти как бы обращались к народу, стремились опереть- ся на него. Однако на практике реализация закона привела к дезорганизации производства, на многих предприятиях деятель- ность администрации оказалась парализованной. Постепенно зрело понимание действительной глубины социально-полити- ческого кризиса и его причин, путей выхода из него. Знамена- телен в этом отношении доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева на юбилейном заседании, посвященном 70-летию Октября. Правда, в руководстве партии и страны были разные мнения о положении в стране, разные подходы к ре- шению острых проблем современности. Важным завоеванием перестройки стала гласность, благодаря которой к активной политической жизни приобщились миллионы советских людей. Гласность способствовала критическому осмыслению достиже- ний советского общества, путей преодоления кризиса. В поисках выхода из кризиса советскому руководству при- шлось решать ряд беспрецедентных задач. Многие пороки эко- номической системы были порождены высокой степенью мо- нополизма и, как следствие, практическим отсутствием конкуренции. В условиях тотального огосударствления (95% средств производства), укрепления административно-команд- ной системы были утрачены экономические стимулы к произ- водительному труду, распространилась бесхозяйственность. Углубление социально-экономического кризиса подтолк- нуло руководство страны к радикально-экономической рефор- ме. Ее главная цель – перевод хозяйства на рельсы рыночной экономики, всемерное развитие товарно-денежных отношений, экономическое стимулирование труда. В своеобразных условиях Советского Союза это означало, прежде всего, разгосударств- ление и формирование в экономике различных укладов хозяй- ства, основанных на многообразии форм собственности. Взаи- моотношения между ними должен регулировать рынок. Новую ситуацию в экономике страны начали создавать арендная, ко- оперативная, частная, коллективная и прочие формы собствен- ности. Определенные надежды возлагались на привлечение ино- странного капитала. Сложные противоречивые процессы породила конверсия – перевод предприятий оборонной отрас- ли на выпуск мирной продукции. Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике. Итоги развития народного хозяйства в 1986 г. выглядели несколько лучше, чем в предыдущем. Однако ускоренного развития машиностроения не получилось. Несмотря на сообщения о росте производства, в стране усилился товар- ный голод. Дефицит государственного бюджета в 1985 г. соста- вил 17-18 млрд. рублей, а в 1986 г. он вырос в три раза. Горбачев объяснял образование бюджетного дефицита глав- ным образом просчетами прежнего руководства и недооцен- кой масштаба кризиса, в котором оказалась страна, тем, что в результате снижения цен на сырую нефть на мировом рынке в 1985-1986 г. доходы от экспорта нефти упали на одну треть. Но главной причиной все-таки были неправильно выбранные при- оритеты. Сказались также огромные затраты на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. 26 апреля 1986 г. взор- вался один из реакторов Чернобыльской атомной электростан- ции. Тысячи квадратных километров территории нескольких областей Украины, Белоруссии и Российской Федерации ока- зались зараженными. Десятки тысяч людей подверглись радио- активному облучению. Сотни военнослужащих и пожарников, принимавших участие в ликвидации последствий страшной ава- рии, погибли от лучевой болезни. Затраты государства состави- ли десятки миллиардов рублей. Процессы демократизации, начавшиеся в многонацио- нальном государстве, неизбежно вели к необходимости со- вершенствования межнациональных отношений. Далеко не все проживающие в СССР народы получили национальную госу- дарственность. Более 50 млн. советских людей проживали вне своих национально-государственных образований. В условиях углубляющейся интеграции народного хозяйства не всегда учитывались интересы республик, возможности и потребнос- ти народов. Господство административно-командной системы ущемляло права и самостоятельность республик, подчиняя их интересам центра. Нараставшие политические процессы все более ослабляли центральную власть. Еще в декабре 1986 г. в Казахстане про- изошло крупное столкновение на национальной почве. Весной 1988 г. вспыхнул армяно-азербайджанский конфликт в Караба- хе. Национальные проблемы становились все напряженнее. В союзных республиках были созданы народные фронты, кото- рые стали проводить курс на выход из СССР. Первыми о выхо- де заявили в 1990 г. Прибалтийские республики. К началу 1991 г. во всех республиках у власти или рядом с властью находились силы, стремившиеся к самостоятельности, дезинтеграционные процессы нарастали. Сформированная в 1990 г. в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР группа «Союз» (на основе которой образовалось всесоюзное политическое объединение «Союз»), лидеры Н.Петрушенко, В.Алкснис и др., обвинили Горбачева в развале страны, ликвидации Варшавского догово- ра, высмеивали его идею «общеевропейского дома», доказывая, что СССР в этот дом на равных условиях никогда не пустят. Высказывались также обвинения в неспособности погасить оча- ги межнациональных конфликтов, в отказе от защиты русских. В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, на- чало разгосударствления собственности. Но Президентский Совет и Совет Федераций посчитали, что в условиях падения доверия к союзным ведомствам со стороны республик и насе- ления эта программа не осуществится. 31 июля 1990 г. состоялась встреча М.Горбачева и Б.Ельци- на, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С.Шаталина и заместителя Председа- теля Совмина РСФСР Г.Явлинского. Это была программа «500 дней». Она нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быст- рую приватизацию. Горбачев отдал предпочтение программе правительства, которая, не отрицая необходимость перехода к рынку, стремилась растянуть этот процесс на длительный срок и оставить значительный государственный сектор в экономике. Ре- ализация правительственной реформы началась в январе 1991 г. с обмена купюр в 50 и 100 рублей в целях изъятия денег. Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило от этой операции менее 10 млрд. 2 апреля в 2 – 4 раза правительство повысило цены на продовольственные товары, транспорт, ком- мунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня на- селения. По данным ООН, к середине 1991 г. СССР по этому показателю стал занимать 82-е место в мире. Итоги перестройки подвела вторая половина 1991 г. Летом серьезно обострился экономический кризис – отсутствие про- дуктов стало всеобщим. Б.Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может са- мостоятельно приступить к радикальной реформе с соответ- ствующим разделом бюджета, собственности, армии, воору- жений, таможни и др. Борьба за экономический суверенитет России и СССР становилась бескомпромиссной. Вновь инте- ресы народа были принесены в жертву борьбы за власть, а экономика стала заложницей политики – все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Эконо- мический кризис углублялся. Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предостав- лении еще больших прав и экономических возможностей регио- нам в решении на местах экономических и социальных проблем. Это нашло отражение в борьбе союзного и республиканских парламентов. Но вместо поиска путей выхода из кризиса, созда- ния законодательной базы неквалифицированные депутаты за- нимались деструктивной политической деятельностью, направ- ленной на противостояние центра и регионов. Этому способствовали разразившиеся политические кризисы в Азер- байджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступления- ми населения и кровавыми столкновениями. На повестку дня был поставлен вопрос о подготовке нового союзного договора, в котором должно найти отражение расширение прав союзных республик. Предоставление самостоятельности национально-государ- ственным образованиям СССР диктовало необходимость совер- шенствования устройства Советского государства как федера- ции республик. Настоятельно выдвигалось требование в интересах сохранения единого государства перейти к конфедерации как форме национально-государственного устройства, отвечающей задачам сегодняшнего дня. Нежелание центральных властных структур учитывать остро протекавшие процессы, неспособность к гибкому решению сложных межнациональных проблем приве- ли к распаду Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1991 г. Заключив между собой правительственные согла- шения, Россия, Беларусь и Украина образовали Содружество Независимых Государств.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |