Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франция в 50–90-е годы




В послевоенной истории Франции выделяют три периода:

временный режим (1944–1946 г.), Четвертая республика (1946–

1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.).

Временный режим. Вторая мировая война нанесла огром-

ный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производ-

ства составлял 38%, а сельского хозяйства – 50% от уровня

1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное по-

ложение основной массы населения резко ухудшилось. После

освобождения Франции от фашистской оккупации власть пе-

решла в руки Временного правительства. Его возглавил герой

Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную

роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства

вошли представители партий, активно участвовавших в движе-

нии Сопротивления. Был восстановлен демократический строй.

К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи

из них были казнены.

В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное со-

брание. Левые силы получили большинство мест.

Наиболее влиятельными стали Французская коммунисти-

ческая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и

партия Народно-республиканское движение (НРП).

Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий,

вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и тру-

довое законодательства, принятые в период Народного фрон-

та. Проведена национализация банков и страховых компаний.

Острая борьба развернулась в ходе выработки новой кон-

ституции. Учредительное собрание разработало проект, выра-

жавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де

Голя, желавшего значительного расширения полномочий пре-

зидента. Не встретив понимания у большинства членов Учре-

дительного собрания, он ушел в отставку.

Проект конституции был утвержден на референдуме. В де-

кабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из

самых демократических конституций в послевоенной Европе.

Франция провозглашалась демократической республикой, в

которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось рав-

ноправие граждан независимо от пола, расы, национально-

сти, политических взглядов, вероисповедания. Провозглаша-

лось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и

образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и

применения силы против свободы других народов. По консти-

туции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосова-

нием, который избирал президента.

Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в

коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам

создать двухпартийное правительство, однако, те сформирова-

ли однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января

1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый

социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил пра-

вый социалист Рамадье.

Как и другие западные страны, Франция присоединилась к

«плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е

годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем

в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. вы-

пуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по

сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост

государственно-монополистического капитализма. Выросла кон-

центрация производства. Государство активно вмешивалось в дела

экономики, проводя ее программирование, способствовало ее

модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции.

В годы Четвертой республики возникли современные отрасли

промышленности (газо- и нефтедобывающая, нефтеперераба-

тывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное

внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке.

Сложность внутриполитического и экономического разви-

тия привела к обострению политической и социальной обста-

новки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровож-

далось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и

профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили

материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была про-

ведена всеобщая забастовка под руководством ФКП.

Блок партий, на сотрудничестве которых была основана

Четвертая республика, распался. Возникло движение сторон-

ников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции.

Трудности усугублялись и острыми проблемами в международ-

ных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «хо-

лодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ре-

милитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные

базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индо-

китае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, свя-

занный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война

Франции в Алжире фактически привела к расколу французско-

го общества. Все эти острые проблемы внутриполитического

развития и внешней политики создавали в стране политиче-

скую нестабильность, которая выражалась в частой смене пра-

вительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств).

В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политиче-

ский кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создав-

шегося положения правящие круги видели в генерале де Голе,

который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согла-

сился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные

полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все,

чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание.

Четвертая республика перестала существовать.

Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен рефе-

рендум, на котором французы одобрили конституцию, разра-

ботанную де Голем. В ней содержались кардинальные измене-

ния формы государственного правления. В соответствии с

конституцией Франция становилась президентской республи-

кой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием,

наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой госу-

дарства, главой исполнительной власти и главнокомандующим

вооруженными силами. Власть президента и правительства была

значительно расширена, парламента – урезана. В ноябре 1958 г.

были проведены выборы в парламент. Ведущей политической

партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР).

21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции.

Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восста-

новить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в эко-

номическом отношении государство с независимой внешней

политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он

предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским

колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продол-

жение войны обостряло экономические проблемы, отрица-

тельно сказывалось на уровне жизни большинства французов.

Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмот-

ря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС),

Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным прави-

тельством Алжира о предоставлении Алжиру независимости.

Это означало окончательный распад колониальной империи

Франции.

В 60-е годы продолжалась модернизация французской эко-

номики. Существенно изменилась ее структура. Проходила ре-

конструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быст-

рыми темпами развивались современные отрасли, определяющие

НТП. В целом за десятилетие (1956 – 1966 г.) объем промышлен-

Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция

превращалась в крупного экспортера промышленной и сельс-

кохозяйственной продукции.

Под воздействием НТР изменялась социальная структура

французского общества. Материальное положение французских

трудящихся значительно улучшилось.

Изменения наблюдались и во внешней политике страны.

Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из

военной организации НАТО. Значительно расширились всесто-

ронние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция

осудила действия США в Индокитае.

В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жес-

ткая регламентация государства вызвала недовольство многих

слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались

студенческие демонстрации. После жестокой расправы над сту-

дентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в ко-

торой участвовали около 10 млн. человек.

Эти события резко ослабили режим и личный престиж

президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум не-

популярным законопроектам. Большинство избирателей не под-

держали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку.

Через полтора года он умер.

В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж

Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена госу-

дарственная регламентация социально-экономической жизни,

расширилось социальное законодательство. Укрепились отно-

шения с США. Франция больше не стала препятствовать вступ-

лению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия

вступили в ЕЭС в 1973 г.

В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был из-

бран Валери Жискар д’Эстен. Голлисты создали свое Объеди-

нение в поддержку республики (ОПР), независимые – Союз за

французскую демократию (СФД), социалистические группи-

ровки объединились в рамках Французской социалистической

партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.

70-е годы были очень сложными для экономики Франции.

В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны,

охватил экономический кризис. Падение производства сопро-

вождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жиз-

ненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил

кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и

социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели актив-

ную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в

общественной забастовке рабочих и служащих приняли учас-

тие 5 млн. человек.

В международных отношениях Франция проводила внеш-

неэкономический курс, определившийся при де Голе. Много

позитивного было в советско-французских отношениях. Замет-

ную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеев-

ропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки

международной напряженности. Активно сотрудничала с запад-

но-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание

она уделяла и африканским делам.

Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. во

Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и

дальнейшее экономическое развитие были непродолжительны-

ми. Произошло обострение внутриэкономической обстановки.

Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г.

целые районы. В связи с предстоящими президентскими и пар-

ламентскими выборами обострились все социально-экономиче-

ские противоречия. В сложной политической борьбе на прези-

дентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу

одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа

Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав прави-

тельства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.

Совместная программа левых сил предусматривала значи-

тельные социально-экономические реформы в интересах боль-

шинства французов. Была осуществлена национализация 36

банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение

зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличи-

лись пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение круп-

ного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а

оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить

инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.

С 1983 г. правительство социалистов проводило политику

«жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изме-

нениями консерваторами в 1985–1988 г. и правительством со-

циалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика

«жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов

населения, государственных расходов и регулирования кредит-

но-денежной сферы – сначала путем административных зап-

ретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на

рынках труда, товаров и денег.

В конце 80-х годов французское правительство объявило о

массовой приватизации предприятий, банков и страховых ком-

паний. Один из путей приватизации – выкуп предприятий его

работниками. За 1989 – 1992 г. было выкуплено около четверти

всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.

Десятый план экономического развития на 1989 – 1992 г.

наметил дальнейшее достижение стабильности денежного об-

ращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспо-

собности экономики.

Во внешней политике усилились проатлантические тен-

денции. Значительно активизировались ее связи с США. Фран-

ция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные,

отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Пер-

востепенное внимание Франция уделяла европейским делам,

укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследо-

вательными были отношения с СССР.

В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые по-

лучили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда

еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели

такого поражения. Премьер-министром был назначен предста-

витель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупно-

го поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На пре-

зидентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак,

который заявил, что основными приоритетами внутренней

политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола

общества на благополучных и обездоленных. Во внешней поли-

тике главной целью его деятельности будет вернуть Франции

роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для

всего мира. Новое правительство выразило намерение сокра-

щать дефицит государственного бюджета до уровня, предус-

мотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было

запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В

1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осу-

ществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями пра-

вительства парламент принял ряд законов о поощрительных

выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на

работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В

1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, лич-

ного потребления.

На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП.

Левое большинство национального собрания и лидер ФСП

Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Фран-

ции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и

сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем,

во Франции активно осуществляется.

На рубеже ХХ и ХХI в. Франция входит в группу наиболее

развитых государств по всем важнейшим показателям. Она за-

нимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е – по удель-

ному весу в мировом промышленном производстве. Франция

находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав

ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многи-

ми передовыми технологиями (робототехника, новейшие сред-

ства связи, производство новых материалов, биотехнологии,

атомная энергетика, микроэлектроника и др.).

§ 6. Федеративная Республика Германия в 1949 – 1990-е г.

Вторая мировая война, развязанная государствами агрес-

сивного блока, принесла огромные бедствия и немецкому на-

роду. Германия перестала существовать как независимое госу-

дарство. Она потеряла 1/4 своей довоенной территории, была

разделена на оккупационные зоны. Вопросы, касающиеся всей

Германии, решал Контрольный совет, состоящий из четырех

главнокомандующих.

Производство в начале 1948 г. едва достигало половины

уровня 1936 г. Жизненный уровень населения резко упал. От

голода немцев спасали поставки продовольствия стран-побе-

дительниц. Германия понесла значительные людские потери.

Население было деморализовано войной и разрухой. В стране

находилось 12 млн. беженцев. Изношенный реальный капитал,

разрушенная инфраструктура, подорванная финансовая сис-

тема, карточная система еще больше усложняли экономиче-

ское и социальное положение в Германии.

Союзники по антигитлеровской коалиции, выполняя ре-

шения Крымской и Потсдамской конференций, проводили

политику трех «де»: демилитаризацию, денацификацию, демок-

ратизацию. Создавались условия для превращения Германии в

миролюбивое, демократическое государство. Восстанавливались

запрещенные нацистами политические партии и обществен-

ные организации. Первыми вышли из подполья коммунисты и

социал-демократы. В апреле 1946 г. в советской зоне в результа-

те объединения коммунистической (КПГ) и социал-демокра-

тической (СДПГ) партий была образована Социалистическая

единая партия Германии (СЕПГ).

В сентябре 1948 г. был созван Парламентский совет. Он раз-

работал конституцию Федеративной Республики Германии, ко-

торая вступила в силу 23 мая 1949 г. Конституция провозгласи-

ла Западную Германию как демократическое, федеративное

государство, закрепила основные гражданские и политические

свободы.

В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/

ХСС, образовавший с СвДП правительственную коалицию.

Правительство возглавил видный политический деятель – хри-

стианский демократ Конрад Аденауэр, который был федераль-

ным канцлером на протяжении 14 лет. 21 сентября 1949 г. было

официально провозглашено создание ФРГ. Столицей страны

стал небольшой курортный город Бонн.

В восточной зоне оккупации 7 октября 1949 г. была создана

Германская Демократическая Республика (ГДР). Ее столица –

Восточный Берлин. Совершился раскол Германии, который

продолжался 40 лет.

В 50 – 60 годы быстрыми темпами развивалась экономика.

Незначительные военные расходы, щедрые американские кре-

диты по «плану Маршалла», широкое использование дешевой

иностранной рабочей силы, поставки новейшего оборудова-

ния, высокая доля накопления в национальном доходе спо-

собствовали ускоренному возрождению хозяйства страны. С 1950

по 1964 г. валовой национальный продукт вырос в 2 раза. Наи-

более высокими темпами развивались разнообразные отрасли

машиностроения, производство электроэнергии, химическая

и металлургическая промышленности. Глубокие качественные

изменения в экономике происходили и под влиянием развер-

тывающейся научно-технической революции.

Успехи в экономическом развитии позволили быстро на-

ращивать экспортный потенциал. Около половины всей произ-

водимой продукции шло на европейский и мировой рынки. ФРГ

расплатилась с долгами, создала значительные золотовалют-

ные резервы. Западногерманская марка стала одной из самых

надежных валют мира.

Большую роль в восстановлении и развитии экономики

сыграло финансовое и кредитное регулирование. В первые пос-

левоенные годы правительство оказало помощь в восстановле-

нии крупных монополий, обеспечении концернов рабочей си-

лой. Это, в свою очередь, вызвало расширение жилищного

строительства, быстрый рост прямых государственных капита-

ловложений, связанный с восстановлением разрушенного вой-

ной жилищного фонда. С начала 50-х годов в структуре капита-

ловложений возрастала доля косвенных государственных инве-

стиций. Основной акцент был сделан на поддержку базовых

отраслей промышленности через государственные кредиты и

субсидии. В 60-е годы увеличились государственные капитало-

вложения в форме прямых инвестиций в науку и образование.

Значительные ассигнования на инфраструктуру способство-

вали ускорению темпов экономического роста, качественному

развитию социальной сферы. Жизненный уровень населения

быстро рос.

Успехи социально-экономического развития базировались

на основе либеральной рыночной политики, у истоков кото-

рой стоял министр экономики Л.Эрхард, впоследствии став-

ший канцлером ФРГ. Экономическая реформа, им разработан-

ная, осуществлялась под лозунгом «благосостояние для всех».

Она способствовала снятию социального напряжения в стране.

Важную роль в этом играло и привлечение трудящихся к уп-

равлению производством.

Еще в 1951 г. в ФРГ в специфических послевоенных усло-

виях был издан закон о «соучастии в принятии решений». Он

распространялся только на предприятия с числом занятых свы-

ше 1 тыс. в угольной и металлургической промышленности. Эти

отрасли были особенно важны для первоначальной стадии вос-

становления экономики. В 1976 г. в ФРГ был принят новый за-

кон о соучастии, распространяющийся на все отрасли (кроме

угольной и черной металлургии) и все компании с числом за-

нятых свыше 2 тыс. человек.

К более низкому уровню участия в ФРГ относится дея-

тельность производственных советов, которые избирались на

всех предприятиях с числом занятых не менее 5 человек. Совет

обладал консультативными полномочиями.

В условиях экономического прогресса и относительного

классового мира политический радикализм перестал быть за-

метным явлением. В 1956 г. была запрещена Коммунистическая

партия Германии. Созданная в 1968 г. КПГ так и не стала влия-

тельной силой. Попытки реваншистских сил создать массовую

правую националистическую партию также не имели успеха. В

политической жизни доминировали ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП,

которые к концу 60-х годов занимали практически одинаковые

позиции по основным вопросам внутренней политики и под-

держивали идею развития государства благоденствия. Это спо-

собствовало укреплению политического консенсуса, ярким

проявлением которого стало существование в 1966–1969 г. «боль-

шой» правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ.

Во внешней политике ФРГ ориентировалась на ведущие

страны Запада. В годы «холодной войны» она стала членом Ев-

ропейского Совета. В 1954 г. ей было разрешено иметь армию

(бундесвер). В 1955 г. ФРГ стала членом НАТО, затем вошла в

ЕЭС, где стала играть ведущую роль. Последовательный атлан-

тизм во внешней политике давал ФРГ определенные преиму-

щества, но был доведен до абсурда. Непризнание стран Вос-

точной Европы, с которыми она находилась в непосредственной

близости, делало дипломатию ФРГ негибкой.

В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федераль-

ным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт

(1913–1992) – выдающийся политический деятель, с юноше-

ских лет участвовавший в социал-демократическом движении.

Произошли изменения во внутреннем развитии. Увеличились

социальные льготы для значительной части населения. Возник-

ли новые явления в политической жизни. Появились новые

массовые движения. Самым значительным было движение в

защиту окружающей среды, движение «зеленых». Получили

распространение и левацкие организации – анархисты, маои-

сты, неотроцкисты.

Значительные изменения произошли в международной

деятельности ФРГ. Правительство В.Брандта разработало и ре-

ализовало «новую восточную политику». Были признаны пос-

левоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан

договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать

существующие границы как нерушимые. Аналогичные догово-

ры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были уста-

новлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное при-

знание немецких государств открыло им путь в ООН.

В начале 80-х годов произошла новая перегруппировка по-

литических сил. СвДП поддержала ХДС/ХСС и вышла из коа-

лиции с СДПГ. В 1982 г. Канцлером ФРГ стал христианский

демократ Гельмут Коль. СДПГ оказалась в оппозиции. 4 мая 1983 г.

Канцлер Г.Коль сделал правительственное заявление, в кото-

ром изложил 7 тезисов, или программу консерваторов на бли-

жайшую перспективу: 1) личная свобода, творческий труд, бла-

госостояние для всех и социальная уверенность должны быть

достигнуты благодаря духу и силе социального рыночного хозяй-

ства; 2) мы хотим общества с человеческим лицом; 3) за форми-

рование современного общества, идущего в ногу с научно-

техническим прогрессом; 4) возвратить государство к сути сво-

их задач – стоять на страже справедливости и следить за вы-

полнением обязанностей граждан; 5) мы принадлежим к За-

паду; 6) за политический союз Европы; 7) немецкая нация

продолжает существовать, необходимо добиваться немецкого

единства. Правительство Г.Коля начало осуществлять меропри-

ятия, сходные с теми, которые уже начали проводить М.Тэт-

чер в Великобритании и Р.Рейган в США. Были сокращены

налоги и упорядочены государственные расходы, приняты меры

по уменьшению государственной регламентации бизнеса, по

стимулированию конкуренции. Начавшийся экономический

подъем способствовал закреплению позиций правящей коали-

ции на выборах в бундестаг в 1983 и 1987 г.

В декабре 1987 г. правительство приняло специальную про-

грамму стимулирования экономики на 1988–1990 г. Она предус-

матривала значительное сокращение подоходного налога и на-

лога с корпораций, стимулирование инвестиционной

деятельности. Планировалось выделение льготных кредитов на

сумму 21 млрд. марок. Эти средства предназначались для рекон-

струкции городов и защиты окружающей среды. На цели субси-

дирования ставок по кредитам из государственного бюджета

выделялось ежегодно 200 млн. марок. Правительство рассчитыва-

ло, что новая программа позволит стимулировать капиталовло-

жения на общую сумму приблизительно в 40 млрд. марок.

В 1989 г. в ГДР началась революция. Была восстановлена де-

мократия. 9 ноября после вынужденной отставки Э.Хоннекера и

его правительства была разрушена берлинская стена. Перегово-

ры об объединении обеих частей Германии успешно заверши-

лись. 3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого

германского государства. На внеочередных выборах в бундестаг в

декабре 1990 г. правящая коалиция вновь одержала победу.

1990 г. стал особым годом для Германии. Объединение двух

Германий остро поставило проблему преодоления отсталости

бывшей ГДР.

Рыночные преобразования в Восточной части Германии

финансировались в основном за счет Западной. В 1990 – 1992 г.

перевод средств из Западной в Восточную Германию превысил

200 млрд. марок. В 1994 г. в Германии проходили выборы на всех

уровнях. Коалиция христианских демократов и либералов по-

прежнему осталась у власти. Начиная с 1982 г., осуществляется

либерально-консервативный политический курс. СДПГ осталась

ведущей оппозиционной партией. «Союз 90/зеленые» улучшил

свои позиции. Правые экстремисты вновь оказались за бортом

политической жизни. Результаты выборов 1994 г. еще раз дока-

зали стабильность партийно-политической системы Германии

и опровергли некоторые политологические прогнозы о кризи-

се «партийной демократии».

Несмотря на то, что темпы развития экономики в 1992–

1995 г. не столь высоки, как ранее, ФРГ является одной из ве-

дущих экономических держав мира. В стране осуществляется

сильная государственная социальная политика. Граждане ФРГ

чувствуют себя достаточно защищенными. Однако их беспоко-

ит высокая устойчивая безработица. В январе 1997 г. число без-

работных в Германии достигло 4,7 млн. человек, что составило

11,3% трудоспособного населения. Это рекордный показатель

безработицы за всю историю ФРГ.

27 сентября 1998 г. в ФРГ состоялись очередные парламент-

ские выборы. Победу одержала СДПГ. Главный лозунг Избира-

тельной кампании – «обновление и справедливость». В союзе с

СДПГ выступила партия «Союз 90/зеленые» и было сформиро-

вано «красно-зеленое» коалиционное правительство.

Правительство Герхарда Шрёдера осуществляет глубокое

реформирование экономики и социальной сферы: создание

наиболее благоприятных условий для предприятий, поддержка

малого и среднего бизнеса, что приводит к сокращению безра-

ботицы. Идет перестройка финансовой системы, начато рефор-

мирование пенсионной системы, перестраивается медицинс-

кое и социальное страхование.

На рубеже столетий Германия добилась ощутимых резуль-

татов в социально-экономическом и научно-технологическом

развитии. Германия обладает самым мощным экономическим

потенциалом в Европе и занимает третье место в мире после

США и Японии по объему ВВП.

Налицо успехи Германии в социальном и культурном от-

ношении. Все это создает новое качество жизни, отвечающее

вызовам XXI века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.265 сек.