КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Франция в 50–90-е годы
В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944–1946 г.), Четвертая республика (1946– 1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.). Временный режим. Вторая мировая война нанесла огром- ный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производ- ства составлял 38%, а сельского хозяйства – 50% от уровня 1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное по- ложение основной массы населения резко ухудшилось. После освобождения Франции от фашистской оккупации власть пе- решла в руки Временного правительства. Его возглавил герой Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства вошли представители партий, активно участвовавших в движе- нии Сопротивления. Был восстановлен демократический строй. К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи из них были казнены. В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное со- брание. Левые силы получили большинство мест. Наиболее влиятельными стали Французская коммунисти- ческая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и партия Народно-республиканское движение (НРП). Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и тру- довое законодательства, принятые в период Народного фрон- та. Проведена национализация банков и страховых компаний. Острая борьба развернулась в ходе выработки новой кон- ституции. Учредительное собрание разработало проект, выра- жавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де Голя, желавшего значительного расширения полномочий пре- зидента. Не встретив понимания у большинства членов Учре- дительного собрания, он ушел в отставку. Проект конституции был утвержден на референдуме. В де- кабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из самых демократических конституций в послевоенной Европе. Франция провозглашалась демократической республикой, в которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось рав- ноправие граждан независимо от пола, расы, национально- сти, политических взглядов, вероисповедания. Провозглаша- лось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и применения силы против свободы других народов. По консти- туции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосова- нием, который избирал президента. Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам создать двухпартийное правительство, однако, те сформирова- ли однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января 1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил пра- вый социалист Рамадье. Как и другие западные страны, Франция присоединилась к «плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. вы- пуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост государственно-монополистического капитализма. Выросла кон- центрация производства. Государство активно вмешивалось в дела экономики, проводя ее программирование, способствовало ее модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции. В годы Четвертой республики возникли современные отрасли промышленности (газо- и нефтедобывающая, нефтеперераба- тывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке. Сложность внутриполитического и экономического разви- тия привела к обострению политической и социальной обста- новки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровож- далось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была про- ведена всеобщая забастовка под руководством ФКП. Блок партий, на сотрудничестве которых была основана Четвертая республика, распался. Возникло движение сторон- ников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции. Трудности усугублялись и острыми проблемами в международ- ных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «хо- лодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ре- милитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индо- китае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, свя- занный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война Франции в Алжире фактически привела к расколу французско- го общества. Все эти острые проблемы внутриполитического развития и внешней политики создавали в стране политиче- скую нестабильность, которая выражалась в частой смене пра- вительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств). В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политиче- ский кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создав- шегося положения правящие круги видели в генерале де Голе, который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согла- сился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все, чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание. Четвертая республика перестала существовать. Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен рефе- рендум, на котором французы одобрили конституцию, разра- ботанную де Голем. В ней содержались кардинальные измене- ния формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республи- кой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой госу- дарства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была значительно расширена, парламента – урезана. В ноябре 1958 г. были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции. Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восста- новить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в эко- номическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продол- жение войны обостряло экономические проблемы, отрица- тельно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмот- ря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным прави- тельством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции. В 60-е годы продолжалась модернизация французской эко- номики. Существенно изменилась ее структура. Проходила ре- конструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быст- рыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 – 1966 г.) объем промышлен- Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельс- кохозяйственной продукции. Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось. Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесто- ронние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае. В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жес- ткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над сту- дентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в ко- торой участвовали около 10 млн. человек. Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум не- популярным законопроектам. Большинство избирателей не под- держали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер. В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена госу- дарственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отно- шения с США. Франция больше не стала препятствовать вступ- лению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г. В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был из- бран Валери Жискар д’Эстен. Голлисты создали свое Объеди- нение в поддержку республики (ОПР), независимые – Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группи- ровки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил. 70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопро- вождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жиз- ненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели актив- ную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли учас- тие 5 млн. человек. В международных отношениях Франция проводила внеш- неэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Замет- ную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеев- ропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с запад- но-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам. Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительны- ми. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и пар- ламентскими выборами обострились все социально-экономиче- ские противоречия. В сложной политической борьбе на прези- дентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав прави- тельства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44. Совместная программа левых сил предусматривала значи- тельные социально-экономические реформы в интересах боль- шинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличи- лись пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение круп- ного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица. С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изме- нениями консерваторами в 1985–1988 г. и правительством со- циалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредит- но-денежной сферы – сначала путем административных зап- ретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег. В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых ком- паний. Один из путей приватизации – выкуп предприятий его работниками. За 1989 – 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек. Десятый план экономического развития на 1989 – 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного об- ращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспо- собности экономики. Во внешней политике усилились проатлантические тен- денции. Значительно активизировались ее связи с США. Фран- ция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Пер- востепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследо- вательными были отношения с СССР. В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые по- лучили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения. Премьер-министром был назначен предста- витель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупно- го поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На пре- зидентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней поли- тике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокра- щать дефицит государственного бюджета до уровня, предус- мотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осу- ществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями пра- вительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, лич- ного потребления. На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП. Левое большинство национального собрания и лидер ФСП Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Фран- ции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем, во Франции активно осуществляется. На рубеже ХХ и ХХI в. Франция входит в группу наиболее развитых государств по всем важнейшим показателям. Она за- нимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е – по удель- ному весу в мировом промышленном производстве. Франция находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многи- ми передовыми технологиями (робототехника, новейшие сред- ства связи, производство новых материалов, биотехнологии, атомная энергетика, микроэлектроника и др.). § 6. Федеративная Республика Германия в 1949 – 1990-е г. Вторая мировая война, развязанная государствами агрес- сивного блока, принесла огромные бедствия и немецкому на- роду. Германия перестала существовать как независимое госу- дарство. Она потеряла 1/4 своей довоенной территории, была разделена на оккупационные зоны. Вопросы, касающиеся всей Германии, решал Контрольный совет, состоящий из четырех главнокомандующих. Производство в начале 1948 г. едва достигало половины уровня 1936 г. Жизненный уровень населения резко упал. От голода немцев спасали поставки продовольствия стран-побе- дительниц. Германия понесла значительные людские потери. Население было деморализовано войной и разрухой. В стране находилось 12 млн. беженцев. Изношенный реальный капитал, разрушенная инфраструктура, подорванная финансовая сис- тема, карточная система еще больше усложняли экономиче- ское и социальное положение в Германии. Союзники по антигитлеровской коалиции, выполняя ре- шения Крымской и Потсдамской конференций, проводили политику трех «де»: демилитаризацию, денацификацию, демок- ратизацию. Создавались условия для превращения Германии в миролюбивое, демократическое государство. Восстанавливались запрещенные нацистами политические партии и обществен- ные организации. Первыми вышли из подполья коммунисты и социал-демократы. В апреле 1946 г. в советской зоне в результа- те объединения коммунистической (КПГ) и социал-демокра- тической (СДПГ) партий была образована Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). В сентябре 1948 г. был созван Парламентский совет. Он раз- работал конституцию Федеративной Республики Германии, ко- торая вступила в силу 23 мая 1949 г. Конституция провозгласи- ла Западную Германию как демократическое, федеративное государство, закрепила основные гражданские и политические свободы. В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/ ХСС, образовавший с СвДП правительственную коалицию. Правительство возглавил видный политический деятель – хри- стианский демократ Конрад Аденауэр, который был федераль- ным канцлером на протяжении 14 лет. 21 сентября 1949 г. было официально провозглашено создание ФРГ. Столицей страны стал небольшой курортный город Бонн. В восточной зоне оккупации 7 октября 1949 г. была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Ее столица – Восточный Берлин. Совершился раскол Германии, который продолжался 40 лет. В 50 – 60 годы быстрыми темпами развивалась экономика. Незначительные военные расходы, щедрые американские кре- диты по «плану Маршалла», широкое использование дешевой иностранной рабочей силы, поставки новейшего оборудова- ния, высокая доля накопления в национальном доходе спо- собствовали ускоренному возрождению хозяйства страны. С 1950 по 1964 г. валовой национальный продукт вырос в 2 раза. Наи- более высокими темпами развивались разнообразные отрасли машиностроения, производство электроэнергии, химическая и металлургическая промышленности. Глубокие качественные изменения в экономике происходили и под влиянием развер- тывающейся научно-технической революции. Успехи в экономическом развитии позволили быстро на- ращивать экспортный потенциал. Около половины всей произ- водимой продукции шло на европейский и мировой рынки. ФРГ расплатилась с долгами, создала значительные золотовалют- ные резервы. Западногерманская марка стала одной из самых надежных валют мира. Большую роль в восстановлении и развитии экономики сыграло финансовое и кредитное регулирование. В первые пос- левоенные годы правительство оказало помощь в восстановле- нии крупных монополий, обеспечении концернов рабочей си- лой. Это, в свою очередь, вызвало расширение жилищного строительства, быстрый рост прямых государственных капита- ловложений, связанный с восстановлением разрушенного вой- ной жилищного фонда. С начала 50-х годов в структуре капита- ловложений возрастала доля косвенных государственных инве- стиций. Основной акцент был сделан на поддержку базовых отраслей промышленности через государственные кредиты и субсидии. В 60-е годы увеличились государственные капитало- вложения в форме прямых инвестиций в науку и образование. Значительные ассигнования на инфраструктуру способство- вали ускорению темпов экономического роста, качественному развитию социальной сферы. Жизненный уровень населения быстро рос. Успехи социально-экономического развития базировались на основе либеральной рыночной политики, у истоков кото- рой стоял министр экономики Л.Эрхард, впоследствии став- ший канцлером ФРГ. Экономическая реформа, им разработан- ная, осуществлялась под лозунгом «благосостояние для всех». Она способствовала снятию социального напряжения в стране. Важную роль в этом играло и привлечение трудящихся к уп- равлению производством. Еще в 1951 г. в ФРГ в специфических послевоенных усло- виях был издан закон о «соучастии в принятии решений». Он распространялся только на предприятия с числом занятых свы- ше 1 тыс. в угольной и металлургической промышленности. Эти отрасли были особенно важны для первоначальной стадии вос- становления экономики. В 1976 г. в ФРГ был принят новый за- кон о соучастии, распространяющийся на все отрасли (кроме угольной и черной металлургии) и все компании с числом за- нятых свыше 2 тыс. человек. К более низкому уровню участия в ФРГ относится дея- тельность производственных советов, которые избирались на всех предприятиях с числом занятых не менее 5 человек. Совет обладал консультативными полномочиями. В условиях экономического прогресса и относительного классового мира политический радикализм перестал быть за- метным явлением. В 1956 г. была запрещена Коммунистическая партия Германии. Созданная в 1968 г. КПГ так и не стала влия- тельной силой. Попытки реваншистских сил создать массовую правую националистическую партию также не имели успеха. В политической жизни доминировали ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП, которые к концу 60-х годов занимали практически одинаковые позиции по основным вопросам внутренней политики и под- держивали идею развития государства благоденствия. Это спо- собствовало укреплению политического консенсуса, ярким проявлением которого стало существование в 1966–1969 г. «боль- шой» правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ. Во внешней политике ФРГ ориентировалась на ведущие страны Запада. В годы «холодной войны» она стала членом Ев- ропейского Совета. В 1954 г. ей было разрешено иметь армию (бундесвер). В 1955 г. ФРГ стала членом НАТО, затем вошла в ЕЭС, где стала играть ведущую роль. Последовательный атлан- тизм во внешней политике давал ФРГ определенные преиму- щества, но был доведен до абсурда. Непризнание стран Вос- точной Европы, с которыми она находилась в непосредственной близости, делало дипломатию ФРГ негибкой. В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федераль- ным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт (1913–1992) – выдающийся политический деятель, с юноше- ских лет участвовавший в социал-демократическом движении. Произошли изменения во внутреннем развитии. Увеличились социальные льготы для значительной части населения. Возник- ли новые явления в политической жизни. Появились новые массовые движения. Самым значительным было движение в защиту окружающей среды, движение «зеленых». Получили распространение и левацкие организации – анархисты, маои- сты, неотроцкисты. Значительные изменения произошли в международной деятельности ФРГ. Правительство В.Брандта разработало и ре- ализовало «новую восточную политику». Были признаны пос- левоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать существующие границы как нерушимые. Аналогичные догово- ры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были уста- новлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное при- знание немецких государств открыло им путь в ООН. В начале 80-х годов произошла новая перегруппировка по- литических сил. СвДП поддержала ХДС/ХСС и вышла из коа- лиции с СДПГ. В 1982 г. Канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. СДПГ оказалась в оппозиции. 4 мая 1983 г. Канцлер Г.Коль сделал правительственное заявление, в кото- ром изложил 7 тезисов, или программу консерваторов на бли- жайшую перспективу: 1) личная свобода, творческий труд, бла- госостояние для всех и социальная уверенность должны быть достигнуты благодаря духу и силе социального рыночного хозяй- ства; 2) мы хотим общества с человеческим лицом; 3) за форми- рование современного общества, идущего в ногу с научно- техническим прогрессом; 4) возвратить государство к сути сво- их задач – стоять на страже справедливости и следить за вы- полнением обязанностей граждан; 5) мы принадлежим к За- паду; 6) за политический союз Европы; 7) немецкая нация продолжает существовать, необходимо добиваться немецкого единства. Правительство Г.Коля начало осуществлять меропри- ятия, сходные с теми, которые уже начали проводить М.Тэт- чер в Великобритании и Р.Рейган в США. Были сокращены налоги и упорядочены государственные расходы, приняты меры по уменьшению государственной регламентации бизнеса, по стимулированию конкуренции. Начавшийся экономический подъем способствовал закреплению позиций правящей коали- ции на выборах в бундестаг в 1983 и 1987 г. В декабре 1987 г. правительство приняло специальную про- грамму стимулирования экономики на 1988–1990 г. Она предус- матривала значительное сокращение подоходного налога и на- лога с корпораций, стимулирование инвестиционной деятельности. Планировалось выделение льготных кредитов на сумму 21 млрд. марок. Эти средства предназначались для рекон- струкции городов и защиты окружающей среды. На цели субси- дирования ставок по кредитам из государственного бюджета выделялось ежегодно 200 млн. марок. Правительство рассчитыва- ло, что новая программа позволит стимулировать капиталовло- жения на общую сумму приблизительно в 40 млрд. марок. В 1989 г. в ГДР началась революция. Была восстановлена де- мократия. 9 ноября после вынужденной отставки Э.Хоннекера и его правительства была разрушена берлинская стена. Перегово- ры об объединении обеих частей Германии успешно заверши- лись. 3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого германского государства. На внеочередных выборах в бундестаг в декабре 1990 г. правящая коалиция вновь одержала победу. 1990 г. стал особым годом для Германии. Объединение двух Германий остро поставило проблему преодоления отсталости бывшей ГДР. Рыночные преобразования в Восточной части Германии финансировались в основном за счет Западной. В 1990 – 1992 г. перевод средств из Западной в Восточную Германию превысил 200 млрд. марок. В 1994 г. в Германии проходили выборы на всех уровнях. Коалиция христианских демократов и либералов по- прежнему осталась у власти. Начиная с 1982 г., осуществляется либерально-консервативный политический курс. СДПГ осталась ведущей оппозиционной партией. «Союз 90/зеленые» улучшил свои позиции. Правые экстремисты вновь оказались за бортом политической жизни. Результаты выборов 1994 г. еще раз дока- зали стабильность партийно-политической системы Германии и опровергли некоторые политологические прогнозы о кризи- се «партийной демократии». Несмотря на то, что темпы развития экономики в 1992– 1995 г. не столь высоки, как ранее, ФРГ является одной из ве- дущих экономических держав мира. В стране осуществляется сильная государственная социальная политика. Граждане ФРГ чувствуют себя достаточно защищенными. Однако их беспоко- ит высокая устойчивая безработица. В январе 1997 г. число без- работных в Германии достигло 4,7 млн. человек, что составило 11,3% трудоспособного населения. Это рекордный показатель безработицы за всю историю ФРГ. 27 сентября 1998 г. в ФРГ состоялись очередные парламент- ские выборы. Победу одержала СДПГ. Главный лозунг Избира- тельной кампании – «обновление и справедливость». В союзе с СДПГ выступила партия «Союз 90/зеленые» и было сформиро- вано «красно-зеленое» коалиционное правительство. Правительство Герхарда Шрёдера осуществляет глубокое реформирование экономики и социальной сферы: создание наиболее благоприятных условий для предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса, что приводит к сокращению безра- ботицы. Идет перестройка финансовой системы, начато рефор- мирование пенсионной системы, перестраивается медицинс- кое и социальное страхование. На рубеже столетий Германия добилась ощутимых резуль- татов в социально-экономическом и научно-технологическом развитии. Германия обладает самым мощным экономическим потенциалом в Европе и занимает третье место в мире после США и Японии по объему ВВП. Налицо успехи Германии в социальном и культурном от- ношении. Все это создает новое качество жизни, отвечающее вызовам XXI века.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |