КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Центральной и Юго-Восточной Европы
Проблемы выбора путей развития стран Во второй половине 40-х годов в странах Центральной и Юго- Восточной Европы происходили при активном и усиливавшемся воздействии СССР преобразования общедемократического содер- жания, которые в то же время создавали определенную основу для движения к социализму. В 1944–1945 г. во всех государствах региона была решена первостепенная общенациональная задача – освобождение от фашизма, восстановление национальной независимости. Пе- ред народами открылась возможность демократического разви- тия. Следует иметь в виду, что в целом для них был характерен большой объем нерешенных общедемократических задач. По уровню экономического, социального, политического и куль- турного развития они отставали от Западной Европы. Несколь- ко выделялись Чехословакия и Восточная Германия, где была развита промышленность, практически отсутствовала неграмот- ность. Среднеразвитыми были Польша и Венгрия. На низком уровне развития находились Болгария, Румыния и остальные страны. Аграрные реформы не были завершены ни в одном государстве. Социальная структура общества соответствовала отсталой структуре экономики. Невысокой была и политиче- ская культура основной массы населения. Вторая мировая война с ее огромными бедствиями еще более увеличила объем необходимых преобразований и способ- ствовала росту политической активности людей. Необходимо было восстановить и развить национальную экономику, иско- ренить фашизм, провести демократизацию общества. Опыт борь- бы с фашизмом подсказывал и оптимальный путь решения общенациональных демократических задач – согласование ин- тересов различных слоев населения, формирование правящей коалиции из различных политических партий. Поиск и дости- жение национального согласия нашли в годы войны выраже- ние в деятельности национальных (народных, отечественных) фронтов, которые объединяли разнородные политические и социальные силы. После освобождения региона от фашизма власть сосредо- тачивается в руках национальных фронтов, выражением чего явилось формирование первых коалиционных правительств. Коммунисты входили в состав правительств всех стран, но сна- чала не возглавляли большинство из них (Болгария, Венгрия, Чехословакия). Министерские портфели получили социал-де- мократы, представители крестьянских и других мелкобуржуаз- ных партий, деятели эмиграции. В ряде правительств коммуни- сты не имели большинства мест, что отражало реальное соотношение сил. Исключение составляли только Югославия и Албания, где власть сразу сосредоточилась в руках компартий. Наблюдалось сложное размежевание классово-политиче- ских сил. Буржуазия была допущена к власти, исключая Юго- славию и Албанию. Во многих странах весьма сильными были крестьянские партии, особенно в Болгарии, Польше, Венгрии. В то же время определенная часть буржуазии, интеллигенции, служащих была скомпрометирована сотрудничеством с фаши- стами. Численность компартий быстро росла. Сразу после войны правительства народных фронтов осу- ществили демократизацию внутриполитической жизни. Была зап- рещена деятельность фашистских партий и организаций, вос- становлены парламенты, демократические конституции. Были созданы новые органы самоуправления, опиравшиеся на на- родный фронт. В странах, где ранее существовали монархии, они были ликвидированы по результатам референдумов (1945 г. – в Югославии, 1946 г. – в Болгарии, 1947 г. – в Румынии). Сложившееся после освобождения соотношение поли- тических сил сохранялось недолго. В конце 1945-1946 г. ком- мунисты добиваются победы на парламентских выборах в большинстве стран, возглавляют национальные правитель- ства. Так, в результате выборов (май 1946 г.) Компартия Че- хословакии в блоке с социал-демократами получила свыше половины мест в Национальном собрании, а ее лидер К.Гот- вальд занял пост премьер-министра. Болгарское правитель- ство Отечественного фронта (март 1946 г.) возглавил Геор- гий Димитров, отказавшийся предоставить министерские портфели деятелям оппозиции. В Румынии, где существовало коалиционное правительство, компартия добилась еще в 1945 г. преобладания в правительстве. Программы национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капитализма (частной собственности, буржуазии как класса), но предусматривали проведение соци- ально-экономических преобразований, которые могли явиться первыми шагами в этом направлении (конфискация собствен- ности у коллаборантов, создание государственного сектора экономики, уничтожение помещичьего землевладения). Огромное значение имела аграрная реформа, которая рез- ко ограничила капиталистические отношения в деревне и про- водилась по принципу «земля тем, кто ее обрабатывает». Поме- щичье землевладение ликвидировалось, устанавливались верхние пределы частного владения землей (от 20 га в Болга- рии до 100 га в Польше). В одних странах (Югославия, Венгрия, Болгария) реформа реализовывалась единовременно, в других (Чехословакия, Польша, Румыния) проводилась поэтапно и завершилась только в 1947–1948 г. Земля также изымалась у всех немецких собственников (особенно много их было в Польше, Чехословакии) и лиц, сотрудничавших с фашистами. Землей по принципу уравнительного землепользования наделялись безземельные и малоземельные крестьяне, сельс- кохозяйственные рабочие, а в некоторых случаях и середняки. В среднем наделы не превышали 7–14 гектаров. Новые хозяева не имели права купли-продажи земли. Начали создаваться сель- скохозяйственные производственные кооперативы. Значитель- ная часть земли была национализирована. Против проводимой модели аграрной реформы выступали буржуазные партии и правые течения в крестьянских партиях, считавшие необходи- мым сохранение и развитие крупных частных хозяйств. Но ком- партии при поддержке левого течения в крестьянском движе- нии не допустили пересмотра концепции аграрной реформы и тем самым добились существенного усиления своих позиций в среде крестьянства. В 1944–1945 г. был создан и значительный государствен- ный сектор экономики. Была национализирована собственность, принадлежавшая немецкому капиталу и той части собственной буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Затем компар- тии выступили за продолжение и форсирование национализа- ции, переход крупной и средней частной собственности (про- мышленных предприятий, банков, транспорта, средств связи) в руки государства. Раньше других эта установка была реализо- вана в Югославии, где принятая 31 января 1946 г. конституция предусматривала преобладание и господство всенародной (го- сударственной) формы собственности. В Польше, где буржуа- зия была лишена собственности оккупантами, коммунисты не допустили возврата предприятий бывшим владельцам. Здесь сначала было установлено временное государственное управ- ление, а в начале 1946 г. национализирована крупная и средняя промышленность. В Чехословакии был первоначально установ- лен рабочий контроль на предприятиях, а национализация про- мышленности проходила поэтапно, затронув в 1945 г. лишь круп- ные предприятия. В странах – бывших сателлитах Германии (Болгария, Венгрия, Румыния), в которых контроль за поли- тической и экономической жизнью осуществляли Союзные контрольные комиссии, первым этапом наступления на капи- тал явилось установление государственного и рабочего конт- роля над частнокапиталистическими предприятиями. Во всех странах коммунисты настаивали на продолжении и углублении национализации, что вызывало острую политическую борьбу в обществе, резкое противодействие даже партий-соратников по народным фронтам. В целом осуществление политических и социально-эконо- мических реформ привело в 1945-1946 г. к формированию новой организации общества, которая получила название «строй на- родной демократии». Основными его чертами являлись: а) мно- гопартийность при руководящей роли коммунистических и ра- бочих партий; б) государственный сектор экономики при сохранении частной и кооперативной собственности; в) ликви- дация класса помещиков, ослабление экономических позиций буржуазии, рост рабочего класса. Формирование народной демократии было бы невозмож- ным без экономической и политической, культурной и воен- ной помощи СССР, его прямого и косвенного воздействия на процессы в соседнем с ним регионе Европы. Авторитет и роль Советского Союза в странах Центральной и Юго-Восточной Европы были велики. Во-первых, именно его армия освободи- ла эти государства. Во-вторых, войска СССР оставались на тер- ритории ряда стран и после их освобождения. В-третьих, в конце второй мировой войны Запад фактически признал приоритет Советского Союза в этой части Европы, отдав предпочтение народным фронтам во главе с компартиями перед буржуазной эмиграцией. В-четвертых, СССР имел более сильные позиции, чем США и Англия, в Союзных контрольных комиссиях, ко- торые осуществляли общее руководство в странах – бывших союзниках Германии до подписания с ними мирных договоров. Наконец, Советский Союз был заинтересован в утверждении дружественных ему режимов в соседних странах. Между всеми странами Центральной и Юго-Восточной Европы и Советским Союзом были подписаны договоры о друж- бе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге в этой части Европы сложилась новая система международных отношений, которая базировалась на военно-политическом и экономиче- ском сотрудничестве с Советским Союзом. В первые послево- енные годы руководящая и координирующая роль Москвы осу- ществлялась через двусторонние связи руководителей ВКП(б) и национальных коммунистических (рабочих) партий. В сен- тябре 1947 г. на совещании компартий в Польше был создан специальный руководящий орган – Информбюро коммунис- тических и рабочих партий. В 1946-1947 г. обострились противоречия внутри народных фронтов по вопросам стратегии дальнейшего развития. Сфор- мировались следующие основные позиции: а) компартии рас- сматривали строй народной демократии лишь как фундамент для построения социализма; б) буржуазные и мелкобуржуаз- ные силы выступали за буржуазную демократию с внешнепо- литической ориентацией на Запад; в) левый фланг крестьян- ского движения (особенно сильного в Польше и Болгарии) ратовал за так называемый «третий путь», предполагавший сосуществование элементов капитализма и социализма. Следует подчеркнуть, что в первые послевоенные годы применительно к странам Центральной и Юго-Восточной Ев- ропы считался возможным и наиболее реальным отличный от Советской России вариант перехода к социализму – без дикта- туры пролетариата и гражданской войны, мирно и даже эво- люционно. Руководители национальных компартий неоднократ- но подчеркивали, что народная демократия дает возможность перейти к социализму без социальных потрясений, учитывая специфику каждой страны и используя возможности классо- вых союзов. До середины 1947 года их позицию в целом разде- ляла и поддерживала Москва. Социал-демократы разделяли позицию коммунистов в воп- росе о мирном и постепенном переходе к социализму. В то же время они акцентировали внимание на следующих моментах: а) построение социализма – сложный процесс, для которого необходим длительный переходный период; б) в течение этого периода должны сосуществовать государственная, частная и кооперативная собственность; в) власть должна принадлежать коалиции левых партий. Но 1947 г. наглядно продемонстрировал невозможность сохранения реальной коалиционной власти. Во многом это объяснялось внешнеполитическими факторами. США предло- жили свой план помощи странам Европы, получивший назва- ние «план Маршалла». Некоторые восточноевропейские госу- дарства были готовы его принять, что привело бы к развитию рыночной экономики в этих странах, их ориентации на капи- талистический мир. Советский Союз вынудил своих соседей отказаться от американской помощи и принял решение еще более усилить свои позиции в регионе. На заседании Информ- бюро в сентябре 1947 г. глава делегации ВКП(б) Жданов впер- вые выдвинул идею двух противоположных лагерей – импери- алистического и социалистического. Экспансию империализма в восточной части Европы необходимо было остановить. С этой целью секретари ЦК ВКП(б) Жданов и Маленков сформули- ровали принципиально новый тезис о том, что в странах на- родной демократии сложились все необходимые условия и пред- посылки для перехода к построению социализма по советско- му образцу. Руководители компартий без каких-либо дискуссий приняли установку на форсированный переход к социализму и советскую модель со всеми ее деформациями. Коммунисты, которые и ранее нетерпимо относились к сво- им партнерам по национальным фронтам, в 1947 г. начинают целенаправленно вытеснять их из властных структур и полити- ческой жизни. Стандартными стали обвинения в шпионаже, за- говорщицкой деятельности. Преследованиям подвергались как буржуазные, так и мелкобуржуазные, крестьянские партии. Во всех странах прошли громкие судебные процессы над руководи- телями партий и движений, не разделявших концепцию форси- рованного перехода к социализму. В результате многопартийность, коалиционность власти приобрела формальный характер или исчезла вообще. В сфере экономики коммунистические власти приняли законы о национализации и ликвидировали собствен- ность не только средней, но и большей части мелкой буржуа- зии, устранили буржуазию как класс. В целом 1947 г. привел к установлению в странах Централь- ной и Юго-Восточной Европы новых экономических и поли- тических структур. Буржуазные и мелкобуржуазные союзники компартий по национальным фронтам были вытеснены на вто- рой план или ликвидированы. В органах власти стали домини- ровать представители коммунистических и социалистических партий. В экономике преобладающим и господствующим стал государственный сектор. Считается, что хронологически завершением этапа народ- но-демократических преобразований в регионе явился полити- ческий кризис в Чехословакии (февраль 1948 г.). Здесь резко обострились противоречия между коммунистами, которых возглавлял премьер-министр К.Готвальд, и антисоциалисти- ческими силами, которые в определенной мере представлял президент Чехословакии Э.Бенеш. В ответ на требование КПЧ национализировать внешнюю и оптовую торговлю, средние предприятия буржуазные партии при поддержке социал-демок- ратов попытались сменить кабинет министров, создав прави- тельственный кризис (12 министров из 26 подали в отставку). Коммунисты отказались пойти на этот шаг, организовали мас- совые митинги в Праге и других городах, создали отряды на- родной милиции. Армия не вмешивалась в события, а органы безопасности арестовали ряд лидеров оппозиции «за подго- товку вооруженного мятежа». 25 февраля 1948 г. президент Бе- неш был вынужден принять отставку «мятежных» министров, хотя оппозиция надеялась на смену всего кабинета, и согла- ситься на занятие освободившихся постов коммунистами и их союзниками. Таким образом, в 1947–1948 г. во всех странах региона устанавливается полная монополия коммунистических партий на власть. В ряде стран (Югославия, Венгрия, Румыния, Албания) она существовала в виде однопартийных режимов, а в других (Польша, ГДР, Чехословакия, Болгария) была замаскирована сохранением многопартийных систем. Самостоятельность ос- тавшихся в этих странах партий была весьма относительной, они признавали руководящую роль компартий и не пытались бороться с ними за власть. Национальные фронты утратили реальный политический вес, превратились в ширму однопар- тийности. Так, главной задачей Отечественного фронта в Бол- гарии было объявлено «воспитание болгарского народа в духе идей социализма». Переход стран к строительству социализма был централи- зованным. Фактически он осуществлялся по команде Москвы, передаваемой через специально созданное Информбюро. Фор- мально же он представлял собой волеизъявление большинства народа, выраженное в установках съездов руководящих комму- нистических партий 1948–1949 г. Так был начат поворот к созданию в этих странах тотали- тарных систем по советскому образцу. Переход к полному отка- зу от учета какой-либо национальной специфики завершился в связи с конфликтом между СССР и компартией Югославии. Советско-югославский конфликт 1948 г. С одной стороны, в первые послевоенные годы между СССР и Югославией разви- валось теснейшее сотрудничество. Руководство КПЮ образцом с самого начала считало опыт Советского Союза. Конституция Югославии (январь 1946 г. базировалась на государственно-пра- вовых нормах советской Конституции 1936 г.). Югославская фе- дерация копировала устройство СССР. В 1947 г. был принят пер- вый пятилетний план, который ориентировал на построение основ социализма. Имели место самые высокие в регионе темпы национализации. С другой стороны, складывались предпосылки для ухудшения советско-югославских отношений. Во-первых, формирование и усиление культа личности И.Броз Тито, что не уживалось с культом личности Сталина в коммунистическом движении. Во-вторых, стремление югославского руководства к некоторой (весьма ограниченной) самостоятельности во внут- ренней и внешней политике, что рассматривалось Москвой как попытка выйти из сферы ее влияния. Конфликт разразился в 1948 г. в связи с действиями Юго- славии, направленными на создание федерации балканских го- сударств (заключение югославо-болгарского пакта). Сталин рас- ценил это как попытку отнять у СССР часть зоны его влияния. Под давлением Москвы Югославия согласилась впредь коорди- нировать свою внешнюю политику с Советским Союзом, но решительно отказалась от послушания Москве во всех иных воп- росах, считая, что Югославия будет идти собственным путем. Советское руководство настаивало на смене верхушки КПЮ, что было категорически отвергнуто югославской стороной. Ру- ководители всех компартий Восточной Европы в этом конфлик- те поддержали Сталина. Югославия оказалась в изоляции. Конфликт формально прекратился в 1953 г. после смерти Сталина. Фактическая нормализация отношений между СССР и Югославией произошла в 1955–1956 г. Начало строительства социализма. Советско-югославский конфликт имел очень тяжелые последствия для всего региона. Во-первых, странам было категорически отказано в праве на учет национальных особенностей в процессе строительства со- циализма. В декабре 1948 г. по требованию Сталина в доклад Г.Димитрова на съезде БКП было включено положение о том, что народная демократия и советский строй представляют со- бой две формы диктатуры пролетариата. Чуть позже этот тезис был принят другими компартиями. Это означало, что строи- тельство социализма будет осуществляться исключительно по советскому образцу. Во-вторых, руководству стран Централь- ной и Юго-Восточной Европы была навязана сталинская кон- цепция обострения классовой борьбы по мере движения к со- циализму. С помощью Москвы были созданы собственные карательные системы. Во всех странах на рубеже 40–50-х годов прошли массовые репрессии, которым подвергались как партий- ные и государственные деятели (в первую очередь, противни- ки сталинской линии), так и простые люди. Преследовалась церковь, особенно в католических странах (Польша, Чехосло- вакия, Венгрия). В условиях борьбы против различного рода «ук- лонов» форсированно создавался административно-бюрокра- тический социализм. Коммунистические партии быстро сращивались с государ- ственным аппаратом, определяли всю государственную поли- тику и проводили ее в жизнь. Во всех странах начали склады- ваться культы собственных «вождей» – М.Ракоши (Венгрия), Б.Берута (Польша), Э.Ходжи (Албания) и др., которые сосре- доточили в своих руках огромную власть. В соответствии с советской моделью для построения основ социализма необходимо было завершить национализацию, осу- ществить индустриализацию, провести коллективизацию сель- ского хозяйства и культурную революцию. В первую очередь, была доведена до конца национализация промышленности, торговли. К концу 40-х годов государственный сектор стал по- чти безраздельно господствовать во всех сферах экономики. Задача индустриализации была объективно назревшей для подавляющего большинства стран региона, за исключением имевших довольно развитую промышленность Чехословакии и ГДР. По примеру Советского Союза индустриализация предус- матривала первоочередное создание или реконструкцию тяже- лой промышленности, вела к свертыванию и отставанию тра- диционных отраслей (легкой, пищевой), наносила ущерб сельскому хозяйству и социальной сфере. В осуществлении ин- дустриализации огромная помощь была оказана Советским Союзом. Возникли новые отрасли промышленности (приборо- строение в Чехословакии и Венгрии, судостроение в Польше, фармацевтика в Болгарии). Особенно высокими были темпы роста промышленного производства в начале 50-х годов – свы- ше 30% в год. К середине 50-х годов в странах региона был создан значительный экономический потенциал, но с серьез- ными диспропорциями: доминировала тяжелая промышлен- ность, незначительно развивалось производство товаров потреб- ления и сельского хозяйства, невысоким был уровень жизни населения. Средства для индустриализации изымались из сельского хозяйства, где в 1949 году начался процесс коллективизации. Как и в Советском Союзе, он сопровождался насилием над крестьянами, принуждением их к отказу от индивидуального хозяйства. Темпы коллективизации были высокими, но в це- лом ниже советских. Натолкнувшись на сопротивление значи- тельной части крестьянства, правящие партии были вынужде- ны ориентироваться на производственное кооперирование деревни, уже не за 2-3 года, как планировалось сначала, а ми- нимум за пятилетку. Определенное исключение составили лишь отдельные государства. В 1951 г. в Югославии отказались от на- сильственной коллективизации, в конце 1956 г. аналогичные решения были приняты в Польше. Во всех остальных странах процесс коллективизации деревни завершился на рубеже 50– 60-х годов. Культурная революция также наталкивалась на серьезные трудности. Динамично развивалась система образования, увели- чивались ряды интеллигенции. Но быстро обеспечить безраздель- ное господство марксистско-ленинской идеологии не удалось, особенно в странах с сильным влиянием католической церкви. В среде крестьянства, мелкой буржуазии и интеллигенции не было широкой поддержки идеи и перспективы построения социализ- ма. Но с течением времени позиции коммунистической идеоло- гии усиливались в результате ее насильственного насаждения, становления принципа «или-или» (за социализм или против), урбанизации значительной части сельского населения, опреде- ленных успехов на путях строительства социализма. Самоуправленческий социализм в Югославии. Советско-юго- славский конфликт, фактическая изоляция ФНРЮ обуслови- ли значительную специфику социалистического строительства в Югославии. Здесь была поставлена задача максимальной мо- билизации внутренних резервов страны и расширения сотруд- ничества с западными государствами без каких-либо полити- ческих уступок со стороны ФНРЮ. Поэтому в 40-50-е годы в Югославии развернулся активный поиск более соответствую- щих национальным условиям и менее отталкивающих для За- пада форм организации общества и государства. В 1950 г. был принят закон об изменении системы управле- ния государственными предприятиями. Формально заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передава- лись в управление трудовым коллективам. Вводилась выборность директоров предприятий, которые за свою деятельность отве- чали перед рабочим советом и перед местным выборным орга- ном власти – общинной скупщиной. Община наделялась функ- циями первичной административно-территориальной единицы. Практика показала, что контроль КПЮ за деятельностью предприятий сохранялся и осуществлялся через заводские парторганизации и что ограничение полномочий руководите- лей было чисто номинальным. В конце 40 – начале 50-х годов произошла и некоторая де- централизация государственного управления экономикой. Вме- сто пятилетнего вводилось годовое планирование. Большинство федеральных министерств было ликвидировано, их аналоги были созданы на уровне республик. В итоге заметно усилилась роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строи- тельством социализма на основе самоуправления трудящихся. VI съезд КПЮ (1952 г.) переименовал компартию в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало са- мостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, объединивший КПЮ, Союз молоде- жи, профсоюзы и другие общественные организации, получил новое название – Социалистический союз трудового народа Югославии. В 1955 г. был принят закон об устройстве общин и райо- нов, направленный на дальнейшее развитие системы самоуп- равления. Общины (коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории. Ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти. Следует отметить, что в 1963 г. была утверждена новая кон- ституция, которая закрепила другое название страны – Соци- алистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Вводился принцип сменяемости (ротации) выборных должно- стных лиц и депутатов через каждые два года. Создавался кон- ституционный суд страны. В текст конституции позже (в 1967, 1968 и 1971 г.) были внесены существенные поправки. В частности, создавался Пре- зидиум СФРЮ, выполнявший функции коллективного руко- водящего органа. В его состав входили по три представителя от каждой из шести республик (Сербии, Черногории, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины) и по два чело- века от двух автономных краев (Косово, Воеводины). Респуб- лики и автономии получали еще большую экономическую и политическую самостоятельность за счет центра. Трудовые кол- лективы стали называться организациями объединенного тру- да (ООТ). У предприятий после всех отчислений в государствен- ные фонды оставалась 2/3 чистой прибыли. В 1965 г. началась новая социально-экономическая реформа, ставившая задачу перехода к интенсивной модели хозяйствова- ния, имевшей элементы рыночной экономики. Отменялась мо- нополия государства на внешнюю торговлю, вводились льготы для предприятий, которые модернизировали производство. Лик- видировались государственные дотации нерентабельным пред- приятиям. Сокращались федеральные капиталовложения в сла- боразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Юго- славии, получали право на свободный выезд из страны. В ходе реализации реформы выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства, возросла про- изводительность труда и рентабельность предприятий, модер- низировалось их оборудование. В то же время рост потребления и значительное увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Быстро стала расти внешняя задолженность Юго- славии. С начала 70-х годов наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан СФРЮ выехали на заработки за границу. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития республик и автономных краев страны. Создание основных организационных структур социалисти- ческого лагеря. С конца 40-х годов началось организационное оформление формирующегося лагеря социализма во главе с СССР. Были созданы новые межгосударственные структуры, позволившие еще более усилить роль Советского Союза в реги- оне. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который замкнул внешнеэкономические связи госу- дарств на СССР. В мае 1955 г. страны Центральной и Юго-Вос- точной Европы подписали Варшавский договор о дружбе, со- трудничестве и взаимопомощи. Организация Варшавского договора (ОВД) представляла собой военно-политический союз под руководством Советского Союза, противостоявший блоку НАТО. Во главе объединенных вооруженных сил государств- участников договора стоял представитель СССР. Югославия имела лишь статус наблюдателя в СЭВ и не входила в ОВД. Она явилась одним из создателей и лидеров движения неприсоединения к военно-политическим блокам.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |