КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В середине 80-х – 90-е г
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы Формально изменения, начавшиеся в Советском Союзе в 1985 г., были одобрены и поддержаны руководством коммунис- тических партий восточноевропейских стран. Были сделаны ана- логичные заявления, приняты соответствующие постановления и решения. Но в действительности советская «перестройка» выз- вала резко негативную реакцию, особенно так называемое «но- вое политическое мышление», тезис о свободе выбора. Как и в Советском Союзе, реальных изменений в политической систе- ме и экономике не произошло. В то же время имело место ослаб- ление Организации Варшавского договора и СЭВ, резкое со- кращение экономической помощи со стороны СССР. В 1989–1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых ком- мунистические партии были отстранены от власти. Они полу- чили два названия: а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (под- разумевается переход от тоталитаризма к демократии). Существует несколько точек зрения на характер событий 1989–1990 г. Наиболее аргументированная и общепринятая зак- лючается в том, что это были массовые народно-демократи- ческие революции. В итоге массовых выступлений (особенно в ГДР, Чехословакии, Румынии) к власти пришли новые поли- тические силы, которые и начали осуществлять перемены ре- волюционного содержания. В Польше, Венгрии, Югославии они хотя и не сопровождались массовыми движениями именно в это время, но явились результатом длительных эволюционных процессов 80-х годов. Эта эволюция произошла под давлением масс и привела к революционным политическим переменам. Обращает на себя внимание масштабность перемен на ру- беже 80-90-х годов. В течение примерно года, с середины 1989 до середины 1990 г., произошла серия революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Имело место невидан- ное в Европе с 1848 г. явление – цепная реакция воздействия одной страны на другие. В июне 1989 г. антисоциалистическая оппозиция победила на парламентских выборах в Польше. В октябре этого же года на съезде Венгерской социалистической рабочей партии победило реформаторское направление, кото- рое реорганизовало ВСРП в социал-демократическую партию и высказалось за рыночную экономику, многообразие форм собственности. В ноябре пленум ЦК Болгарской компартии сме- стил Т.Живкова, а в Чехословакии после студенческих волне- ний КПЧ была отстранена от власти. В ноябре-декабре 1989 г. было сформировано коалиционное правительство в ГДР. Де- кабрь принес свержение режима Чаушеску в Румынии. В январе 1990 г. произошел фактический распад СКЮ, началась дезин- теграция Югославии. В мае 1990 г. всеобщая стачка привела к формированию коалиционного правительства в Албании. Революции 1989–1990 г. в странах региона явились резуль- татом общенациональных кризисов, сочетания внутренних и внешних факторов. Основной внешнеполитической предпосыл- кой явилась «перестройка» в СССР, подготовившая слом пре- жней системы идейно и политически: имеется в виду гласность, новое в идеологии, отказ Москвы от диктата в социалистиче- ском лагере. Анализируя внутренние факторы, следует в первую очередь подчеркнуть, что социализм как путь развития и его сталинская модель были для стран Европы в целом инородны. Ни одна из них не смогла к нему адаптироваться ни через наци- ональную специфику, ни через частичные реформы, ни через кризисы. Консервативная административно-командная система превратилась в тормоз развития: фактическая однопартийность не позволяла учитывать требования времени; монополия на власть вела к политической и моральной деградации руководящего слоя партийно-государственного и хозяйственного аппарата; господ- ствующая идеология оказалась в состоянии стагнации. Необходимо также обратить внимание на то, что в странах региона сохранялись некоторые элементы или остатки граж- данского общества: некоммунистические партии в рамках на- циональных фронтов в Чехословакии, Болгарии и другие не- формальные объединения. Накопились и обострились экономические проблемы. Все вышеуказанное, взятое в комп- лексе, обусловило необходимость радикальных изменений и быстроту краха административно-командной системы в стра- нах Центральной и Юго-Восточной Европы. Содержание революций – радикальная смена политиче- ских сил, находящихся у власти. В некоторых странах (напри- мер, Польше и Чехословакии) власть перешла к явно несоци- алистическим и даже антикоммунистическим движениям. В других (например, в Болгарии, югославских республиках Сер- бии и Черногории) произошла модернизация компартий и их программ, что позволило им в течение некоторого времени сохранить властные полномочия. Общая направленность всех революций однопланова. Их разрушительный аспект был обращен против тоталитаризма, отсутствия или нарушения гражданских прав, против неэффек- тивной административно-командной экономики, коррупции. Созидательная сторона была ориентирована на установление политического плюрализма и реальной демократии, приоритета общечеловеческих ценностей, на развитие экономики по дей- ствующим в высокоразвитых странах законам, на повышение жизненного уровня. Если формулировать положительную направ- ленность революций предельно кратко, то необходимо выделить два главных направления движения – к демократии и рынку. Разрушительный аспект был плодотворным – прежние политические системы погибли очень быстро. С созданием же нового общества дела обстояли не так просто и быстро, осо- бенно медленно осуществляется переход к рыночной эконо- мике. Это объясняется многими причинами. К объективным факторам необходимо отнести архаичную и громоздкую эко- номическую структуру, необходимость огромных капиталовло- жений в производство и социальную сферу, разные стартовые позиции государств. Чехословакия и ГДР несколько условно могут быть отнесены к государствам с довольно высоким уров- нем развития, Польша, Венгрия, Хорватия и Словения – стра- ны среднего развития, а Болгария, Румыния, четыре другие республики бывшей Югославии (Сербия, Черногория, Маке- дония, Босния и Герцеговина), Албания – низкого. Среди субъективных обстоятельств следует отметить сохранение ан- тикапиталистических сил, высокую социальную цену реформ (безработица, инфляция) и различные формы протеста, ут- вердившуюся при социализме психологию уравнительства, от- сутствие необходимого научного обоснования перемен. Для событий 1989–1990 г. была характерна неустойчивость участвовавших в них идейно-политических сил. Их можно обо- значить как антитоталитарные, но более точно – невозможно, так как они были далеки от отчетливого идеологического и со- циально-политического самоопределения. В сущности, это были шаткие коалиции весьма разнообразных в социально-полити- ческом и идейном отношении, неоформившихся течений (на- пример, «Солидарность» в Польше, «Гражданский форум» в Чехословакии). Они были едины только в борьбе против старой власти, поэтому вскоре после победы пестрые объединения рас- пались. В каждой стране действовало большое количество поли- тических партий, которые стремились к власти и которым было трудно найти общий язык. Путь к стабильности был весьма сло- жен вследствие тяжелого, как правило, экономического поло- жения, социальной напряженности, острых политических кон- фронтаций, ностальгии значительной части населения по временам социализма. С социальной точки зрения, основное содержание совре- менного периода проявляется в динамичном расслоении и по- ляризации общества. С одной стороны, появилась небольшая группа богачей, с другой – трудящиеся, лишенные прежней социальной защиты. Расслоение ускоряется по мере складыва- ния рыночных отношений, охватывает все слои населения, но в разной степени. Драматическая социальная проблема номер один – безработица. С позиций геополитики и международных отношений в Европе и мире, революции рубежа 80–90-х годов привели к резкой смене внешнеполитических и экономических ориента- ций стран Центральной и Юго-Восточной Европы. На рубеже 1990–1991 г. была ликвидирована военно-политическая Орга- низация Варшавского договора. СЭВ, введя с 1 января 1991 г. взаиморасчеты в конвертируемой валюте, погиб, что нанесло сильнейший удар по экономике всех восточноевропейских го- сударств. Для подавляющего большинства стран региона (за исключением Сербии и Черногории) с самого начала 90-х го- дов характерно стремление максимально быстро вступить в Европейское сообщество, НАТО и другие западные структуры. Одновременно выяснилось, что их интеграция с Западом бу- дет проходить сложно, долго и болезненно. Расширение НАТО грозило нарушением сложившегося баланса международных сил. Оно встретило сильное противо- действие России и Беларуси, не желавших граничить с госу- дарствами супермощного блока. И тем не менее, процесс дви- жения НАТО на восток начался. Весной 1999 г. в ряды блока была принята первая группа восточноевропейских государств – Чехия, Польша, Венгрия. Во время агрессии стран НАТО про- тив Союзной Республики Югославии (март – июнь 1999 г.) все бывшие социалистические страны Центрально-Восточной Ев- ропы поддержали военные действия против двух югославских республик, предоставили свое воздушное пространство для са- молетов НАТО и т.д. Македония выделила свою территорию для развертывания сухопутных войск блока перед вводом их в Косово. Во время и после антиюгославской агрессии соседние с СРЮ государства (Македония, Болгария, Босния и Герцего- вина) форсировали свое движение в НАТО. В целом этот курс проводят все государства Центрально-Восточной Европы, при частичном исключении Сербии, Черногории, Албании. Дума- ется, что в ближайшее время произойдет дальнейшее расши- рение блока НАТО за счет еще одной группы стран региона. Более сложным и длительным является процесс вступле- ния стран региона в Европейское Сообщество (Евросоюз). С одной стороны, государства Центрально-Восточной Европы хотели бы максимально быстро получить большие выгоды и преимущества от экономического объединения с наиболее раз- витыми странами Европы (капиталовложения в структурную перестройку экономики, прямая финансовая помощь в подня- тии уровня жизни до западноевропейского, единый рынок ра- бочей силы, товаров и капиталов). С другой стороны, страны Евросоюза сознают как необходимость изыскания огромных сумм на подтягивание экономических систем центральноевро- пейских государств до уровня Западной Европы, так и слож- ность, длительность процессов экономической перестройки в бывших странах социализма. Поэтому Европейское Сообщество не форсировало процесс собственного расширения. Лишь на саммите в декабре 2001 г. лидеры государств ЕС приняли реше- ние принять в свои ряды первую группу стран Центральной Европы в 2004 г. и определили список «абитуриентов» из 10 республик. Остальным (в том числе Болгарии и Румынии) было предложено подождать как минимум до 2007 г. Приходится констатировать, что в течение 90-х годов Рос- сия утратила роль центра экономического притяжения для стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Ее место заняли Герма- ния, Италия, Австрия и др. В 1999 г. на страны Евросоюза прихо- дилось до 60% внешнеторгового оборота государств региона. Процесс ликвидации социализма в странах региона в це- лом шел сходными путями. В то же время необходимо обратить внимание и на некоторые национальные особенности как со- бытий 1989–1990 г., так и последующего развития. Польша. На пленуме ЦК ПОРП (январь 1989 г.) сторонни- ки радикальных реформ добились принятия решений о переходе к политическому плюрализму и о диалоге компартии с другими общественно-политическими силами. В феврале – апреле 1989 г. состоялся ряд заседаний «круглого стола» (ПОРП, оппозиция, католическая церковь), на которых стороны договорились о раз- решении оппозиционной деятельности, легализации «Солидар- ности», изменении закона о выборах. На парламентских выборах (июнь 1989 г.) победу одержала оппозиция. В конце 1989 г. в Польше было сформировано коалиционное правительство, ко- торое возглавил представитель «Солидарности» и католической церкви Т.Мазовецкий и в котором было только четыре мини- стра-коммуниста. После этого ускорился процесс формирования новых по- литических и экономических структур. Изменилось даже назва- ние государства: Речь Посполита Польска (Республика Польша) вместо ПНР. Президентом на выборах 1991 г. был избран быв- ший лидер «Солидарности» Л.Валенса. «Солидарность» раско- лолась, а значительная часть членов этого профсоюза-партии перешли в оппозицию к правительству и президенту. ПОРП в январе 1990 г. была преобразована в Социал-демократию Рес- публики Польша, поддерживающую многопартийность и ры- ночную экономику. В стране действует свыше 50 партий, среди которых много католических. Перевод экономики на законы рынка проходил под руко- водством министра финансов Л.Бальцеровича и осуществлял- ся методом «шоковой терапии». Сразу были введены свободные цены, открыты границы для иностранных товаров, начата при- ватизация государственной собственности. Рынок стабилизи- ровался, но польская промышленность более-менее приспосо- билась к новым условиям лишь в середине 90-х годов. Безработица была и остается массовой. Серьезные экономиче- ские проблемы сохраняются, несмотря на большую помощь За- пада (инвестиции, «списание» половины внешнего долга). Внутриполитическая жизнь в 90-е годы отличалась неста- бильностью. Правительства часто менялись. Президент Валенса постоянно конфликтовал с парламентом. С ноября 1995 г. пре- зидентом Польши является лидер Социал-демократии Алек- сандр Квасьневский. Восточная Германия. Летом 1989 г. эмиграция граждан ГДР в ФРГ приобрела массовый характер – до конца года свыше 200 тысяч переселились в Западную Германию. Во многих городах проходили массовые манифестации с требованием немедленно начать политические и экономические реформы. В октябре 1989 г. Э.Хонеккер был вынужден уйти с высших постов в партии и государстве. Парламент исключил из конституции статью о ру- ководящей роли компартии, сформировал коалиционное пра- вительство. Была открыта граница с Западным Берлином. СЕПГ признала свои ошибки и злоупотребления, изменила свое на- звание на Партию демократического социализма (ПДС). На парламентских выборах (март 1990 г.) ПДС потерпела поражение. Начался процесс подготовки к объединению Вос- точной и Западной Германии. Был разрушен символ «желез- ного занавеса» – Берлинская стена. По решению парламентов ГДР и ФРГ с 1 июля 1990 г. начал действовать договор об экономическом и валютном союзе двух частей Германии. 3 октября 1990 г. ГДР прекратила свое существование, вместо нее появились пять новых федеральных земель ФРГ. Две части Германии объединились. Чехословакия. Осенью 1989 г. проходят манифестации оппо- зиции, которая консолидируется, начинает возглавлять массы и требует перехода к многопартийности и рыночной экономике. После разгона 17 ноября 1989 г. демонстрации пражских студен- тов наблюдается рост протеста. Оппозиция создала обществен- но-политическое объединение «Гражданский форум», руково- дителем которого стал Вацлав Гавел. Оно возглавило массовые выступления под лозунгами возврата к демократии и гуманизму. В декабре 1989 г. КПЧ по существу капитулировала, согла- сившись с решением парламента об отмене конституционной статьи о руководящей роли компартии. Федеральное собрание избрало своим председателем А.Дубчека, президентом страны – В.Гавела, сформировала многопартийное правительство. В 1990- 1991 г. страна получила название Чешской и Словацкой Феде- ративной Республики. Началась денационализация, было зак- лючено соглашение о выводе советских войск. Перестройка экономики протекала без особых социальных потрясений. Был принят закон о люстрациях, запрещающий бывшим функцио- нерам КПЧ и работникам госбезопасности занимать любые руководящие должности. На парламентских выборах (июнь 1992 г.) и в Чехии, и в Словакии победили партии, лидеры которых сразу объявили о скором, но цивилизованном «разводе» двух республик. На июль- ских (1992 г.) выборах президента в Федеральном собрании не был избран В.Гавел, сторонник единого государства чехов и словаков. Погиб в автокатастрофе стоящий на этих же позици- ях А.Дубчек. В конце ноября 1992 г. парламент незначительным большинством голосов утвердил ликвидацию ЧСФР. В ночь на 1 января 1993 г. на политической карте появились новые госу- дарства – республики Чехия и Словакия. Президентом Чехии является В.Гавел (в январе 1998 г. он был избран на второй пятилетний срок). До конца 1997 г. пра- вительство страны состояло из представителей правых полити- ческих сил, а премьер-министром являлся лидер Гражданской демократической партии В.Клаус. С 1998 г. социально-экономи- ческие мероприятия в стране проводит «левое» правительство, возглавляемое лидером чешских социал-демократов Милошем Земаном. Стратегическое направление всей внутренней политики номер один в Чехии остается неизменным на протяжении су- ществования республики – активный переход к рынку и граж- данскому обществу, но без шоковой терапии. Реформирование экономики протекает весьма успешно, с лучшими среди быв- ших социалистических стран показателями. С 1999 г. Чехия является членом блока НАТО. Она входит в состав группы стран, прием которых в Евросоюз намечен на 2004 г. Крупнейшим торговым партнером Чехии является ФРГ (примерно 1/3 импорта и экспорта). В Словакии реформы проходят несколько медленнее, но с неплохими результатами. С конца 90-х годов у власти находится коалиция правых и центристских сил (президент Рудольф Шустер, правительство М.Дзуринды). Болгария. Радикальные реформы в этой стране были нача- ты «сверху» – новым коммунистическим руководством. Ком- партия на некоторое время сохранила власть, а затем продол- жала занимать довольно сильные политические позиции в стране. Крах болгарской «перестройки» привел в ноябре 1989 г. к отстранению Т.Живкова. Генеральным секретарем ЦК БКП был избран министр иностранных дел Петр Младенов, который вскоре занял и учрежденный пост президента Болгарии. В янва- ре 1990 г. на внеочередном съезде БКП приняла «Манифест о демократическом социализме» (признание деформаций соци- ализма, осуждение национальной политики Т.Живкова, отказ от руководящей роли, курс на радикальное обновление социа- лизма в Болгарии). Вскоре после съезда БКП была переимено- вана в Болгарскую социалистическую партию (БСП). Был создан Союз демократических сил (СДС), который объединил 16 антикоммунистических партий. Это движение и стало основной оппозиционной силой. Возглавил его философ Желю Желев. В июне 1990 г. состоялись парламентские выборы, на кото- рых БСП получила небольшой перевес над оппозицией. Но в августе 1990 г. Великое Народное собрание избрало президен- том Ж.Желева, а в конце года сформировало первое коалици- онное правительство, в котором социалисты имели более по- ловины портфелей. Ж.Желев был президентом Болгарии до конца 1996 г. В 1997– 2001 г. главой государства являлся Петр Стоянов – представи- тель антисоциалистических сил. В ноябре 2001 г. президентом на пятилетний срок был избран лидер Социалистической партии Георгий Пырванов. Правительство страны поочередно составляли то социа- листы, то правые партии. С лета 2001 г. премьер-министром Болгарии является бывший монарх страны Симеон II. Румыния. В декабре 1989 г. в небольшом городке Тимишоа- ре состоялась мирная демонстрация с антидиктаторскими ло- зунгами. Она была жестоко подавлена силами безопасности и войсками. На расправу рабочие города ответили общей забас- товкой, которая явилась началом демократической революции. Волнения охватили многие города. В Бухаресте они приняли характер столкновения с правительственными войсками. По приказу Чаушеску спецчасти открыли огонь по митингующим, но армия в целом заявила о своем нейтралитете, а позже пере- шла на сторону восставших. Манифестантами было захвачено здание ЦК РКП. В тече- ние нескольких дней в столице шли бои со спецподразделени- ями, верными диктатору. Сопротивление вскоре было подавле- но, а власть перешла к Фронту национального спасения. Н.Чаушеску и его жена Елена были схвачены и по приговору военного суда расстреляны. Югославия. В январе 1990 г. на XIV (чрезвычайном) съезде Союза коммунистов начинается распад федеративного государ- ства. Делегации Словении и Хорватии покинули его после от- каза принять их предложения о проведении уже в 1990 г. много- партийных выборов и о превращении республиканских СК в самостоятельные партии. В результате произошел фактический раскол СКЮ, началась социал-демократизация республикан- ских компартий, появились многочисленные новые партии и движения, быстро и широко распространялись идеи национа- лизма и антикоммунизма. В 1990 г. состоялись выборы в республиканские скупщины (парламенты), на которых бывшие коммунистические партии потерпели поражение в Хорватии и Словении, не получили большинства в Македонии, Боснии и Герцеговине, но сохра- нили власть в Сербии и Черногории. После выборов начинает- ся реальная дезинтеграция СФРЮ, чему способствовала утеря интегрирующего фактора в лице СКЮ, усиление центробеж- ных тенденций, большие социально-экономические и культур- ные различия между республиками. Во второй половине 1990-ых годов Словения и Хорватия провозгласили свой государственный суверенитет и начали формировать основные институты государства (армию в пер- вую очередь). Федеральные власти и Сербия выступили против выхода республик из многонационального государства. В мае 1991 г. начались военные действия против Хорватии и Слове- нии, которые продолжались до 1 марта 1992 г. Они были пре- кращены под влиянием следующих факторов: а) признание Западом независимости Словении, Хорватии и других югослав- ских республик; б) развитие процесса дезинтеграции (выделе- ние из федерации Боснии и Герцеговины, Македонии); в) силь- ное давление международного сообщества (ООН, Запад, Россия). Военные столкновения были наиболее ожесточенны- ми на территории Хорватии. В сентябре 1991 г. в Македонии был проведен референдум, по результатам которого была провозглашена новая суверен- ная республика. Югославская армия была выведена из нее без вооруженных столкновений. В апреле 1992 г. Сербия и Черногория объединились в Со- юзную Республику Югославия (так называемую «малую Юго- славию»). Безусловно, главенствовала в ней до конца 90-х го- дов, определяла внешнюю и внутреннюю политику Сербия и ее лидер Слободан Милошевич. Наиболее трагический характер имели события первой половины 90-х годов в Боснии и Герцеговине, известные под названием «боснийский кризис». Здесь в 1992 – 1995 г. проходи- ла гражданская война с межэтническим характером. Население Боснии и Герцеговины многонационально – 40% мусульман («босняков»), 32% сербов, 18% хорватов. В 1990–1991 г. здесь происходила резкая поляризация населения и политиче- ских партий по национальному признаку. Мусульмане и хорваты выступали за суверенитет республики, сербы – против. В январе 1992 г. Скупщина Боснии и Герцеговины большинством голосов (хорваты и мусульмане) утвердила меморандум о суверенитете и избрала президентом лидера мусульманской общины. Серб- ская фракция покинула парламент, а сербские районы заявили о своей автономии и неподчинении решению Скупщины. В апреле 1992 г. в соответствии с меморандумом Босния и Герцеговина провозглашается независимой и сразу признается ЕС. В этом же месяце в Боснии начинается гражданская война. В конце апреля была самопровозглашена «Сербская республика Боснии и Герцеговины». В июне 1992 г. федеральная армия была выведена, и с этого времени война продолжалась между фор- мированиями трех общин. В июне 1992 г. решением Совета Безопасности ООН были введены жесткие экономические санкции против Союзной Рес- публики Югославии и боснийских сербов, субъективно при- знанных агрессорами, единственными виновниками войны в Боснии и Герцеговине. С 1992 г. на территории бывшей Югославии находились ми- ротворческие силы ООН («голубые каски»), выполняющие сле- дующие функции: разъединение воюющих сторон, контроль за соблюдением перемирий, охрана гуманитарных конвоев. Между- народное сообщество также разработало и попыталось реализо- вать несколько планов мирного урегулирования боснийского кри- зиса, но они в силу разных причин не были претворены в жизнь. С августа 1995 г. силы НАТО начали наносить массирован- ные удары по военным объектам боснийских сербов, тем са- мым поддерживая крупномасштабное наступление мусульман и хорватов. Сербы потерпели поражение и потеряли значитель- ную часть территории. Успех этой объединенной операции про- тив Республики Сербской предопределил будущие соглашения по Боснии и Герцеговине. В октябре 1995 г. наступило перемирие, а в конце октяб- ря – середине ноября на американской авиабазе в Дейтоне про- ходили переговоры делегаций Хорватии, мусульман Боснии и Герцеговины, Сербии (представляла интересы боснийских сер- бов). 14 декабря 1995 г. в Париже состоялось торжественное под- писание мирного договора, на котором присутствовали руко- водители государств-гарантов его соблюдения (США, Англии, Франции, Германии, России). Основные положения дейтон- ских соглашений могут быть сведены к следующему: а) Босния и Герцеговина – единое (внешне) государство, имеющее пре- зидента, парламент, правительство; б) оно состоит из двух частей – Хорвато-мусульманской федерации (51% территории) и Сербской республики (49%); в) раздел земель, соблюдение договора и поддержание мира обеспечивают так называемые многонациональные силы (преимущественно из стран НАТО и под командованием этого блока), которые заменяют миротвор- ческие батальоны ООН; г) санкции против Союзной Республи- ки Югославии постепенно снимаются. Во второй половине 90-х годов ситуация в Боснии и Герцеговине внешне нормализова- лась, но она по-прежнему не существует как единое государ- ство. Многонациональные силы продолжают оставаться, явля- ясь единственным гарантом сохранения мира на боснийских землях. В конце 90-х важные события произошли в Сербии и Со- юзной Республике Югославии, а также вокруг них. В Сербии сформировалась и активно действовала антисоциалистическая оппозиция, противостоящая в первую очередь президенту рес- публики, лидеру соцпартии Слободану Милошевичу. В 1997 г. С.Милошевич, опасаясь поражения на выборах в Сербии, до- бился собственного избрания на пост президента СРЮ. 1999 г. – апогей косовского кризиса. Напомним, что Косо- во – автономный край в составе Сербии, минимум 90% насе- ления которого в конце ХХ века составляли албанцы. С конца 40-х годов здесь проводится активная деятельность по отделе- нию области от Сербии и Югославии. В 1990 г. была принята «Декларация независимости Косово». В 1997 г. была сформиро- вана албанская Армия освобождения Косово, которая вскоре объявила открытую войну Белграду под лозунгом полной неза- висимости и присоединения к Албании. С весны 1998 г. в реги- оне началась настоящая гражданская война с этническим ха- рактером и многочисленными жертвами. Запад обвинил Сербию и СРЮ в геноциде против ко- совских албанцев и предложил подписать договор, факти- чески отторгавший Косово от Сербии через несколько лет. Отказ югославской делегации подписать унизительный до- кумент послужил поводом для агрессии НАТО против Со- юзной Республики Югославии (март – июнь 1999 г.). В ней участвовали 19 развитых стран мира с экономическим по- тенциалом, равным 679 югославским. Она проходила без санкции ООН. Было совершено свыше 25 тысяч авианале- тов, выпущено более 1 тысячи крылатых ракет и 31 тысячи снарядов с обедненным ураном. Руководство СРЮ (С.Милошевич) и Сербии было вынуж- дено капитулировать. В Косово были введены многонациональ- ные вооруженные силы, в которых доминировали войска НАТО. С конца 1999 г. происходит постепенная суверенизация края (в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН о террито- риальной целостности СРЮ) и вытеснение из него остатков сербов и черногорцев. В 2000 г. С.Милошевич проиграл президентские выборы в СРЮ Воиславу Коштунице. В 2001 г. новый премьер Сербии Зоран Джинджич распорядился о выдаче С.Милошевича Меж- дународному трибуналу по расследованию военных преступле- ний в бывшей Югославии (Гаага).
ГЛАВА 6. СТРАНЫ ВОСТОКА В 1945 г. – 1990-е г. § 1. Китайская Народная Республика в 1949–1990-е г. К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и ос- вобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории стра- ны). Несмотря на переговоры (август 1945 – январь 1946 г.), военные действия между ними продолжались, что создало уг- розу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 г.), однако, они были сорваны руководителями гоминьда- на, начавшего с весны 1946 г. наступление в Северо-Восточ- ном Китае. В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьданов- ского режима, проявился его антинациональный характер, воз- росло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобож- денные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободитель- ная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе вой- ны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947–1948 г. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьданов- ской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народно- го демократического фронта из различных классов. В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточ- ном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 – январь 1949 г.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свы- ше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные терри- тории. В апреле 1949 г. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Запад- ный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической ре- волюции. Она создала предпосылки для укрепления независи- мости страны и завершения буржуазно-демократических преоб- разований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта, руководимого КПК. В новых условиях (1949–1957 г.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась – он считал, что пришло время для осуществления целей комму- нистического движения, для реализации по сути дела комму- нистической казарменной утопии. Однако многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) выска- зались за использование концепции «новой демократии», рас- считанной на обновление Китая в течение довольно длитель- ного времени. Революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в юж- ных и западных районах и на островах, борьба с контрреволю- ционными бандами и создание аппарата новой государствен- ной власти. К середине 1950 г. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 г. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань. Восстановление хозяйства КНР происходило в русле ры- ночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоук- ладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в ре- зультате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хо- зяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 г. началась перестройка структуры экономики (производ- ство средств производства составляло 40%). Политика в отно- шении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 – 1953 г.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано вли- яние кулаков, началось развитие кооперации. Успехи в восстановлении народного хозяйства были исполь- зованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантю- ристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалис- тической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к со- циализму (1953–1967 г.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли. Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борь- бе привела к принципиальным переменам в социально-эконо- мической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: вве- дены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функциониро- вания народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В 1955 г. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического контроля за крестьянством. К концу 1956 г. в кооперативы было вовлечено 96,3% хо- зяйств (по плану – 33%), в том числе высшего типа – 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 г. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фак- тически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу 1956 г. составляла лишь 3%. Таким образом, в масштабах всей страны произошли радикальные социально-экономические перемены – была ликвидирована частная собственность и рез- ко ограничены рыночные отношения. Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преоб- разований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кад- ров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего поли- тического развития КНР было все возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипу- лирования, проводятся кампании перевоспитания интеллиген- ции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно- политических тенденций – умеренно-прагматической и ради- кально-утопической. Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внеш- ней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной пере- даче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восста- новлении народного хозяйства. В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экс- периментов Мао для форсированного развития социалистиче- ских процессов. Первым из них был «большой скачок в про- мышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее – опе- редить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране разви- тую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казармен- ных форм существования и при крайней степени официализа- ции жизни. В «народных коммунах» совмещались промышлен- ность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распре- деление доходов, ликвидировался принцип материальной за- интересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудя- щихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда – десять тысяч лет счастья». Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще более остро в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не толь- ко в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей. Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем мире. В 1959 г. начались инциденты на китайско-индийской гра- нице, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказа- лась от дружбы с СССР (в 1960 г. отозваны советские специа- листы), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и воз- можности предотвращения мировой войны. На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагмати- ки») сумела несколько исправить положение в стране. Но конф- ликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половине 60-х г. развернулась борьба за армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы. К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли боль- шой остроты. Они касались методов, целей и перспектив раз- вития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к «культурной революции», под знаменем которой прошло деся- тилетие – последнее в жизни Мао (1966–1976 г.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению по- считаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных орга- нов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красно- гвардейцев – хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно испол- няли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, ут- верждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реаль- ная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису. Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внеш- ней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напря- женность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном мас- штабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 г.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «уг- розе с Севера». Проявлялся великодержавный, националисти- ческий характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конф- ликт с Индией (1962 г.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 г.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Ки- тай пошел на сближение с США (1976 г.), выдвинул цель – создание «широкого международного фронта» против СССР. Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и сво- бод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень со- циальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутри- партийной борьбы в КПК – боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились от- крытыми. Однако эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной. Перед преемниками Мао в 1976 – 1978 г. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укрепля- лись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в необходимости глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом – «прак- тика – единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (де- кабрь 1978 г.) был полной победой сторонников Дэна, он сан- кционировал реформы. В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реаби- литацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответствен- ности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое ру- ководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на де- идеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики. Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция офи- циально легализирована. С 1984 г. реформа охватила город: сильно ограничены роль госплана и центрального регулирования, со- зданы возможности для развития кооперативно-коллективно- го и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, пер- вые три года (1979–1981) были объявлены годами реконструк- ции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнова- ния на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать пере- стройке экономики. Существенно ограничены полномочия ад- министративных органов, включая парткомы. Результаты реформ сказались столь быстро, что это удиви- ло весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 г. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизнен- ный стандарт крестьянства вырос в 2–3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Про- мышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изме- нился и общий стандарт поведения людей: они стали свобод- нее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства. Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негатив- ные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотреб- ления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в дерев- не). Однако на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 г. темпы экономического роста составляли 12–18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддержи- вали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществ- ленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологи- чески он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, при- чем социализма с китайской спецификой. Считалось, что имен- но этому соответствует избранная модель развития со значи- тельным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели стра- ну к высоким достижениям. Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 г. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяе- мости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансиро- ванное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 г. В попытке решения задач руководство стра- ны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. Однако коммуни- сты не могли активно поддержать процесс становления част- ного капитала. С 1989 г. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми тем- пами обретавшего состояние нестабильности. Кроме того, они ощущали, что любое послабление в социально-политической и идеологической сфере означало бы курс не только на деста- билизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести. Таким образом, авторитарный режим и командно-адми- нистративные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по ры- ночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунисти- ческие руководители, связанные со старым режимом, не хоте- ли углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла. «Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислуши- вались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). Однако у Генсеков КПК не было всей власти – реальная власть продолжала оставаться в руках формально ото- шедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических ре- форм разумно и справедливо. Но он сознавал и другое – согла- сие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуе- мыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 г. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на пло- щади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли комму- нистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они – сторонники буржуазного либерализма, что соответство- вало действительности (в начале 90-х годов этот термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического дви- жения надолго снял вопрос о проведении политических ре- форм и демократизации политической структуры. После 1989 г. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохране- ния и усовершенствования «социализма с китайской специфи- кой». После крушения СССР коммунистические верхи поздра- вили друг друга с выбором 1989 г. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции – ра- дикалы (сторонники скачкообразного развития) и консервато- ры (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция – это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркива- ние своей специфики – это камуфляж для того, чтобы выиг- рать время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций. В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирова- ния» (1989–1991 г.) намечены следующие направления экономи- ческой реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акци- онерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 г.) осуществили решительный поворот к рынку, для кото- рого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача со- здания «социалистической рыночной экономики» вместо про- тиворечивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 г. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Под- черкивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 – 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структу- ры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерно- вых, мяса, хлопка, угля, цемента, хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производ- ство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увели- чивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие ин- фраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации – ВВП составил 8,3% (2000 г.), среднедушевые доходы горожан – 760 долл., кресть- ян – 273. Поставлена задача к 2010 г. удвоить ВВП за счет рест- руктуризации народного хозяйства в соответствии с требовани- ями рынка и реформирования предприятий госсектора. Во внутренней политике отвергается парламентская мно- гопартийная система и существование независимых политиче- ских партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль обществен- ной собственности, концепция о продолжении классовой борь- бы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к ре- шению 1987 г. о проведении политической реформы. Она вы- сказалась только за реформу аппарата управления, приспособ- ление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что рефор- мы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Со- циальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. Поэтому ре- формам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процве- тание. Но логика современного экономического развития тре- бует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, все более несов- местимых с тоталитарным политическим механизмом. В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лиде- ров – преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь – генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 г.). Сейчас у руководства КПК все праг- матики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопро- сы – для кого реформы и в каком темпе? В политических пре- образованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический конт- роль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права че- ловека и реализация политических свобод, коррупция в выс- ших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной диффе- ренциации. С 1995 г. обострилась проблема реформы госпредп- риятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40–50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике). В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной между- народной обстановке, которая потребовалась для осуществле- ния экономических реформ. В 80–90 годы Китай руководству- ется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику по- литики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с мак- симально возможным числом государств, появились утвержде- ния о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидео- логизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 г. полностью нормализованы советско-китайские отношения, началось их уравновешивание с США, Западная Европа рас- сматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 г. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии». В основе отношений с СССР и Россией лежат универсаль- ные принципы: уважение суверенитета и территориальной це- лостности, ненападение и невмешательство, равенство и вза- имная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в ХХІ в. (весна 1997 г.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 г. в 4 раза. В 1992 г. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово- экономического сотрудничества. В 1997 г. завершилось объедине- ние Гонконга с Китаем по формуле «одно государство – две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимо- сти двух экономик. В 1999 г. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайва- нем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |