КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индия в 1947 – 1990-е г
Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке и во внутреннем положении Ин- дии. Экономика, в особенности сельское хозяйство, пережива- ла кризис. Длительный колониальный гнет привел к нищете и разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колони- альным господством Англии, что вызвало подъем мощного антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объе- динились основные слои населения, а во главе в силу истори- ческих обстоятельств оказалась национальная буржуазия, ин- тересы которой представлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить вы- ступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране раз- вернулось движение протеста против посылки индийских войск в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской на- циональной армии. В начале 1946 г. это движение захватило ар- мию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиоз- ных общин, национальностей и политических течений. Выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания (конец 1945-начало 1946 г.) оказались для англичан неудав- шимся политическим маневром с целью разжечь индусо-му- сульманский конфликт. Однако в результате политики проти- вопоставления религиозных общин и нежелания предоставить Индии полную независимость 1946 г. стал временем кровавых столкновений, и Мусульманская Лига объявила начало «пря- мой борьбы» за Пакистан. С февраля по июнь 1947 г. англичане предложили новую декларацию об Индии и «план передачи власти Индии». После того, как план обрел юридическую силу в качестве Закона о независимости Индии (15 августа 1947 г.), на смену прежней колонии пришли два доминиона – Индийский Союз и Пакис- тан. Разделенные по религиозному признаку, они с самого на- исходило в обстановке обострившейся вражды, жестоких гоне- ний и кровавой бойни, стоившей едва ли не миллионов чело- веческих жизней (только в Пенджабе резня и погромы унесли около 500 тыс. человек). Ситуация была усугублена тем, что кня- жествам (562) давалось право свободы выбора, вследствие чего ряд князей на территории Индии (большинство их были мусуль- манами) выразили желание – вопреки воле населения княже- ства, по преимуществу индуистского – присоединиться к Паки- стану. Это потребовало вооруженного вмешательства правительства Индийского Союза. Раздел вызвал многомилли- онный поток беженцев и взрыв националистических и шовини- стических настроений. Жертвой их стал пытавшийся погасить страсти М.К.Ганди, убитый в 1948 г. членом религиозно-нацио- налистической группировки Хинду Махасабха. Нелегкой задачей была перестройка экономики каждой из частей прежде единого организма: к Пакистану отошли богатые сельскохозяйственные районы, дававшие хлопок и джут для текстильных предприятий Индии. Стране не хватало своего хлеба. Промышленность оказа- лась в зависимости от иностранного оборудования и капитала. 1949 г. прошел под знаменем подготовки конституцион- ных реформ. Они были оформлены Учредительным собранием в качестве конституции новой Индии, вступившей в силу в январе 1950 г. Была провозглашена Республика Индия, которая при этом оказалась членом Британского содружества наций, т.е. сохраняла привычные связи с прежней метрополией. На первых выборах в центральный парламент и законодательные собрания штатов (1951–1952 г.) почти три четверти мест полу- чил ИНК – с тех пор почти бессменная правящая партия. Воз- главил правительство Дж.Неру (1947–1964 г.). Индия развивалась по капиталистическому пути. Цивили- зационный фундамент здесь оказался принципиально небла- гоприятным для экспериментов в марксистско-социалисти- ческом духе, притом, что в Индии есть две влиятельные компартии, одна из которых многие годы провела у руля прав- ления штата Бенгалия. Зато занесенные в Индию англичана- ми демократические традиции хорошо вросли в местную струк- туру. В Индии стала реализовываться рожденная Дж.Неру концепция «общества социалистического образца». Она вклю- чала в себя смешанную экономику при приоритете госсекто- ра, демократическое единство сильного центра и наделенных широкими правами регионов, плановость народного хозяй- ства (пятилетки с 1951 г.), плюрализм общественной мысли. Общая оценка преобразований 50 – начала 90-х годов – это путь к компромиссу, преобразованиям социал-реформистского толка. Все в концепции оказалось жизненным и придало раз- витию Индии устойчивую динамичность. Первой серьезной реформой была аграрная. Суть ее своди- лась к ликвидации слоя посредников-заминдаров и к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Результатом реформы было сокращение доли арендаторов и превращение основной части крестьян в землевладельцев. При поддержке государства шло развитие кооперации, призванной уменьшить в стране влия- ние ростовщиков. В 60–70-е годы аграрные преобразования были дополнены серией передовых агротехнических методов и при- емов, связанных с «зеленой революцией» и имевших целью резко усовершенствовать сельскохозяйственный процесс. С 1978 г. Индия перестала импортировать продовольствие и достигла полного самообеспечения. В наши дни страна в основном справ- ляется с продовольственной проблемой, хотя при этом зна- чительная доля ее населения питается крайне скудно. В основу экономической политики были положены два важнейших принципа: развитие госсектора в промышленности и плановое ведение народного хозяйства. С 70-х годов развива- ется прямое сотрудничество с частным капиталом, происходит сращивание двух секторов. Главными направлениями экономи- ческой политики всех правительств ИНК были: а) усиление государственных капиталовложений в базовые отрасли промыш- ленности; б) ослабление государственного регулирования част- ного сектора; в) упрочение национальной валютной системы и финансов, укрепление национального рынка. В целом к сере- дине 60-х годов объем промышленного производства вырос в 2,5 раза. С 1980 по 1991 г. рост экономики составлял ежегодно 5,4%. Индия вышла в ряд индустриально-аграрных стран. Вмес- те с тем в этом процессе проявились и негативные явления: рост бюрократии, недостаточная эффективность ряда предпри- ятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение острых социальных проблем. Ориентация на капиталистическое развитие гармонично сочеталась в республиканской Индии с генеральными установ- ками в сфере политической и правовой, корнями уходящими в классическую вестминстерскую парламентарно-демократическую систему власти. В соответствии с конституцией Республика Ин- дия – это союз, который включает 25 штатов и 6 союзных тер- риторий. Законодательная власть принадлежит двухпалатному общеиндийскому парламенту, а в штатах – законодательным собраниям; исполнительная власть в руках общеиндийского со- вета министров в Дели и правительств штатов во главе с глав- ными министрами. Формально президент считается верховным главой исполнительной власти страны, фактически власть в руках премьера. Политический процесс в стране основан на состязатель- ности партий с полной свободой для партийных коалиций. Об- щеиндийским языком по-прежнему считается английский. По- пытка сделать таковым в 1965 г. хинди не могла быть осуществлена, ибо этому энергично противодействовал ряд южных штатов, для которых хинди является чужим. Так как большинство людей неграмотны, важную роль в борьбе за из- бирателей играют символы. Для ИНК это изображение священ- ной коровы. Партиям трудно объединить людей вокруг идеоло- гического вопроса, т.к. общество еще расколото по многим признакам. Избирательные кампании свидетельствовали об устойчи- вости симпатий основной массы избирателей: при наличии ком- мунистического левого (с 1964 г. – две компартии с примерно равными силами) и религиозно-коммуналистского правого кры- ла основная доля голосов избирателей приходилась на центр. Он был представлен, прежде всего, ИНК, позже и коалицией оппозиционных ему группировок типа «Джаната парти», нахо- дившейся у власти в 1977–1979 г. Если не считать этого неболь- шого промежутка, все остальные годы во главе Индии стояло правительство ИНК, которое после смерти Неру (1964 г.) воз- главляла его дочь Индира Ганди (1966–1977, 1980–1984 г.), а после ее убийства – ее сын Раджив Ганди (1984–1991 г.). Не- редки были обострения внутриштатных политических проти- воречий на национальной, религиозной или иной основе, для решения или погашения которых Дели обычно вводила прези- дентское правление (за время независимости более 116 раз). В середине 60-х годов нарастает внутренняя нестабильность в стране. Критику вызывает позиция ИНК по социальным воп- росам, усиливается крестьянское движение, активизируются правые группировки в ИНК. Стремясь восстановить популяр- ность Конгресса, И.Ганди выступила за новые реформы: по- ощрение мелкого производства, расширение госсектора, на- ционализация крупных банков и оптовой торговли, ограничение монополий, снижение земельного максимума и др. В 70-е годы прогрессивные реформы были продолжены, однако, вскоре проявилось влияние бюрократии и снижение эффективности госсектора. Политическое развитие было следствием острой экономической депрессии, поляризации классовых сил, поло- винчатости прогрессивной экономической программы, неспо- собности правительства решить основные проблемы страны: сокращение безработицы, наделение крестьян землей, согла- сование интересов государства и окрепшей монополистической буржуазии. Все это поколебало авторитет ИНК и впервые при- вело к поражению в 1977 г. партий консервативного толка. В 1980 г. он восстановил свои позиции и вернулся к руководству в общеиндийском масштабе. В 80-е годы экономическое развитие Индии замедлилось, обнаружились негативные последствия протекционизма, мо- нополизация внутреннего рынка промышленными кланами, инфляция, неконкурентоспособность индийских товаров, бю- рократизация управленческого аппарата, неэффективная ра- бота предприятий госсектора. В 1990 г. внешний долг составил 70 млрд. долларов, приток иностранных капиталов сократился на 59%. Заметные успехи 90-х годов связаны с реализацией с 1991 г. радикальной экономической программы. Основными положениями ее являются либерализация политики в отноше- нии иностранного и национального капитала, реформа гос- сектора. Пик положительных тенденций пришелся на 1995– 1996 г. – темпы роста промышленного производства увеличились на 12,4%. Во второй половине 90-х годов экономические темпы замедляются, продолжается застой капиталов, не решена про- блема низкой производительности труда и реформы госсекто- ра. Правильные экономические решения не дали результатов на микроуровне, поэтому в начале ХХI в. главной целью про- возглашен «экономический рост и справедливость» (вложения в социальную сферу и инфраструктуру). Современная Индия владеет высокими технологиями, яв- ляется крупным производителем и экспортером программного обеспечения – 140 из 500 ведущих компаний мира удовлетво- ряют свои потребности в этом за счет экспорта из Индии. Страна занимает третье место в мире по численности научно-техни- ческих кадров, пятое – по объему сельскохозяйственного про- изводства и по ВВП. В середине 90-х годов заняла второе место в мире по экспорту пшеницы, достигла самообеспечиваемости основными продуктами питания. В 1998 г. стала ядерной держа- вой. Сейчас индийская экономика входит в число 10 самых быстроразвивающихся в мире. В 80-е годы прежняя структура власти уже не соответство- вала новой расстановке социально-классовых сил, все более заметны изъяны в политической жизни (коррупция, наруше- ния демократии), росло влияние радикализма и популизма, поддержку масс получали новые политические партии. В 1989 г. ИНК уступил власть коалиционным правительствам. Это сви- детельствует о появлении в последние 10–15 лет тенденции (пока не завершившейся) создания действительно многопартийной структуры власти вместо доминирования одной партии. В 90-е годы Индия окончательно перешла к коалициям – осенью 1999 г. на выборах в парламент большинство получил правоцентрист- ский Национальный демократический альянс (24 партии). На- чался переход партий от конфронтационной к соревнователь- ной политике. Актуализировалась проблема консолидации общества. Сохранение регионального коммунализма и регио- нализма мешают укреплению патриотизма. Последние годы показали быстрый рост влияния индуистских партий. На развитие современной Индии существенное влияние оказывают сохраняющиеся серьезные проблемы. Важнейшая из внутренних – это религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г., в республике проживают 106 млн. (11,4% населения) мусульман. Большую и влиятельную общину составляют сикхи (2%) и буд- дисты (0,7%). Этнорегиональные конфликты накладываются на давние территориальные споры, перерастая в ожесточенную сепаратистскую и террористическую борьбу. Индо-мусульманские столкновения и борьба сикхского меньшинства вначале за по- литическую автономию, а затем и за собственное независимое государство Халистан (отделение Пенджаба от Индии) являют- ся практически неразрешимыми проблемами. Переход к воору- женной борьбе экстремистских сикхских организаций в 80-е годы привел к убийству ими И.Ганди (31 октября 1984 г.), что вызва- ло новую волну насилия и жертв. Акты террора продолжались и в 90-е годы, несмотря на попытку властей найти политическое решение пенджабского кризиса. Источником политической не- стабильности для всей Индии остается в XXI в. проблема штата Джамму и Кашмир. Сепаратистские группировки добиваются создания здесь независимого государства. Проблема осложняет- ся претензиями на этот штат со стороны Пакистана, в составе которого находится 1/3 его территории. Взаимная неуступчивость и жесткие позиции двух стран делают спор одним из самых опас- ных пограничных конфликтов в мире и не раз ставили соседей может быть добавлена напряженность, которая возникла в 80-е годы на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и других райо- нах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную нестабильность. Проблемы создают и сепаратистские настрое- ния тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималай- ского района. Точного числа сепаратистских группировок не знает никто (в Индии «говорят» на 179 языках и 544 диалектах). Усиле- нию с конца 80-х годов религиозного фанатизма и межпартий- ных распрей способствовала эволюция идеологии национализма. После завоевания независимости Индии в национализме отдель- ных наций уже начали проявляться гипертрофированные наци- ональные амбиции, сепаратизм. Другая группа проблем, внешне менее острая, но чрева- тая далеко идущими последствиями – демографическая. Быст- рый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Наиболее тяжкие его по- следствия, прежде всего, голод были смягчены успехом «зеле- ной революции» и фермерского хозяйства (Пенджаб). Попытки решить ее ускоренными темпами, с административным нажи- мом, результатов не дали, более того, привели И.Ганди к по- ражению в 1977 г. Несмотря на реализацию программы по ог- раничению рождаемости, демографический прирост все возрастает – в ХХI в. Индия вступила миллиардной страной. К числу внутренних относится проблема каст. Государство сделало много для искоренения кастового неравенства: за диск- риминацию на кастовой основе вводилось уголовное преследова- ние, за представителями низших каст забронированы квоты в вузах, госучреждениях (по конституции 1950 г. –– 27% мест). Вме- сте с тем попытка распространить такое проявление социальной справедливости и на промежуточные касты (52% населения) выз- вало массовое недовольство и политический кризис 1989-1990 г. Касты играют ту же роль, что и в прошлом – роль стабилизирую- щего фактора. Однако более значима консервирующая функция касты и общины, явно противостоящая задачам развития страны. Со временем эта функция ослабнет, а развитие возьмет свое. Од- нако остаются вопросы – сумеет ли общинно-кастовая Индия в случае демографического взрыва прокормить страну, явно не ус- певшую превратиться к тому времени в фермерскую? Наиболее сложными проблемами являются чрезвычайная плотность населения, истощение природных ресурсов, безрабо- тица, вопиющие социальные контрасты, нерешенность аграр- ного вопроса (50–55% хозяйств носят деградирующий характер), растущий водный дефицит (80% населения не имеет доступа к питьевой воде), узость «среднего класса» (20 – 25%) при массо- вой бедности, неграмотность населения (48%) и др. Существенным элементом внешней политики Индии в 50– 60-ые годы стали неприсоединение к военным блокам и стрем- ление к консолидации молодых независимых государств. Внеш- неполитическая позиция страны во многом объясняется и гео- политической конфронтацией сил в Азии, в частности, конфронтацией с КНР и ее союзником – Пакистаном. Это при- вело в свое время страну, декларировавшую независимость, нейтралитет и неприсоединение в качестве принципиальных основ политического курса, к тесному союзу с СССР. Их со- трудничество способствовало укреплению государственной эко- номики Индии и заключению важных договоров о мире, друж- бе и сотрудничестве, включая Делийскую декларацию 1986 г. С распадом СССР его место заняла Россия. С 1995 г. возрастает внимание к сотрудничеству с Республикой Беларусь. Внешняя политика в 70–90-е годы преследовала четыре ос- новные цели: укрепление безопасности страны, реализация экс- пансионистских амбиций в Южной Азии (что привело к устойчи- вой конфронтации в системе региональных отношений), усиление влияния среди государств мирового сообщества (становится фор- мирующимся центром мировой политики, но без превращения в супердержаву) и установление оптимальных внешних связей для создания благоприятных условий для модернизации экономики. С середины 90-х годов реализуется новый внешнеполитиче- ский курс – нормализация отношений с большими и малыми стра- нами. В 1995 г. с созданием ассоциации «Индоокеанское кольцо» Индия стремится стать одним из региональных лидеров. После рас- пада военных блоков потеряла смысл позиция неприсоединения к ним. Поэтому особое значение приобрела «свобода принятия само- стоятельных решений» (Дж.Неру). Несмотря на статус доминирую- щей в регионе державы с военно-политическими функциями, Индия неоднократно подтверждала свою роль гаранта политиче- ской стабильности. Хорошо известно миролюбие Индии, завидная для всего развивающегося мира внутренняя стабильность. Индия не знакома ни с политическими переворотами, ни с попытками армии играть политическую роль, ни с чересчур острыми соци- альными конфликтами. За Индию никто и никогда не вел и не ведет борьбу. Это объясняется тем, что здесь никогда не было ваку- ума власти, а государство со стабильным политическим курсом устойчиво и надежно, всегда опиралось на привычные нормы су-
ГЛАВА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |