Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индия в 1947 – 1990-е г

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в

международной обстановке и во внутреннем положении Ин-

дии. Экономика, в особенности сельское хозяйство, пережива-

ла кризис. Длительный колониальный гнет привел к нищете и

разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между

тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колони-

альным господством Англии, что вызвало подъем мощного

антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объе-

динились основные слои населения, а во главе в силу истори-

ческих обстоятельств оказалась национальная буржуазия, ин-

тересы которой представлял Индийский национальный

конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить вы-

ступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране раз-

вернулось движение протеста против посылки индийских войск

в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской на-

циональной армии. В начале 1946 г. это движение захватило ар-

мию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиоз-

ных общин, национальностей и политических течений. Выборы

в Центральное и провинциальные законодательные собрания

(конец 1945-начало 1946 г.) оказались для англичан неудав-

шимся политическим маневром с целью разжечь индусо-му-

сульманский конфликт. Однако в результате политики проти-

вопоставления религиозных общин и нежелания предоставить

Индии полную независимость 1946 г. стал временем кровавых

столкновений, и Мусульманская Лига объявила начало «пря-

мой борьбы» за Пакистан.

С февраля по июнь 1947 г. англичане предложили новую

декларацию об Индии и «план передачи власти Индии». После

того, как план обрел юридическую силу в качестве Закона о

независимости Индии (15 августа 1947 г.), на смену прежней

колонии пришли два доминиона – Индийский Союз и Пакис-

тан. Разделенные по религиозному признаку, они с самого на-

исходило в обстановке обострившейся вражды, жестоких гоне-

ний и кровавой бойни, стоившей едва ли не миллионов чело-

веческих жизней (только в Пенджабе резня и погромы унесли

около 500 тыс. человек). Ситуация была усугублена тем, что кня-

жествам (562) давалось право свободы выбора, вследствие чего

ряд князей на территории Индии (большинство их были мусуль-

манами) выразили желание – вопреки воле населения княже-

ства, по преимуществу индуистского – присоединиться к Паки-

стану. Это потребовало вооруженного вмешательства

правительства Индийского Союза. Раздел вызвал многомилли-

онный поток беженцев и взрыв националистических и шовини-

стических настроений. Жертвой их стал пытавшийся погасить

страсти М.К.Ганди, убитый в 1948 г. членом религиозно-нацио-

налистической группировки Хинду Махасабха. Нелегкой задачей

была перестройка экономики каждой из частей прежде единого

организма: к Пакистану отошли богатые сельскохозяйственные

районы, дававшие хлопок и джут для текстильных предприятий

Индии. Стране не хватало своего хлеба. Промышленность оказа-

лась в зависимости от иностранного оборудования и капитала.

1949 г. прошел под знаменем подготовки конституцион-

ных реформ. Они были оформлены Учредительным собранием

в качестве конституции новой Индии, вступившей в силу в

январе 1950 г. Была провозглашена Республика Индия, которая

при этом оказалась членом Британского содружества наций,

т.е. сохраняла привычные связи с прежней метрополией. На

первых выборах в центральный парламент и законодательные

собрания штатов (1951–1952 г.) почти три четверти мест полу-

чил ИНК – с тех пор почти бессменная правящая партия. Воз-

главил правительство Дж.Неру (1947–1964 г.).

Индия развивалась по капиталистическому пути. Цивили-

зационный фундамент здесь оказался принципиально небла-

гоприятным для экспериментов в марксистско-социалисти-

ческом духе, притом, что в Индии есть две влиятельные

компартии, одна из которых многие годы провела у руля прав-

ления штата Бенгалия. Зато занесенные в Индию англичана-

ми демократические традиции хорошо вросли в местную струк-

туру. В Индии стала реализовываться рожденная Дж.Неру

концепция «общества социалистического образца». Она вклю-

чала в себя смешанную экономику при приоритете госсекто-

ра, демократическое единство сильного центра и наделенных

широкими правами регионов, плановость народного хозяй-

ства (пятилетки с 1951 г.), плюрализм общественной мысли.

Общая оценка преобразований 50 – начала 90-х годов – это

путь к компромиссу, преобразованиям социал-реформистского

толка. Все в концепции оказалось жизненным и придало раз-

витию Индии устойчивую динамичность.

Первой серьезной реформой была аграрная. Суть ее своди-

лась к ликвидации слоя посредников-заминдаров и к передаче

земли тем, кто ее обрабатывает. Результатом реформы было

сокращение доли арендаторов и превращение основной части

крестьян в землевладельцев. При поддержке государства шло

развитие кооперации, призванной уменьшить в стране влия-

ние ростовщиков. В 60–70-е годы аграрные преобразования были

дополнены серией передовых агротехнических методов и при-

емов, связанных с «зеленой революцией» и имевших целью

резко усовершенствовать сельскохозяйственный процесс. С 1978 г.

Индия перестала импортировать продовольствие и достигла

полного самообеспечения. В наши дни страна в основном справ-

ляется с продовольственной проблемой, хотя при этом зна-

чительная доля ее населения питается крайне скудно.

В основу экономической политики были положены два

важнейших принципа: развитие госсектора в промышленности

и плановое ведение народного хозяйства. С 70-х годов развива-

ется прямое сотрудничество с частным капиталом, происходит

сращивание двух секторов. Главными направлениями экономи-

ческой политики всех правительств ИНК были: а) усиление

государственных капиталовложений в базовые отрасли промыш-

ленности; б) ослабление государственного регулирования част-

ного сектора; в) упрочение национальной валютной системы

и финансов, укрепление национального рынка. В целом к сере-

дине 60-х годов объем промышленного производства вырос в

2,5 раза. С 1980 по 1991 г. рост экономики составлял ежегодно

5,4%. Индия вышла в ряд индустриально-аграрных стран. Вмес-

те с тем в этом процессе проявились и негативные явления:

рост бюрократии, недостаточная эффективность ряда предпри-

ятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на

решение острых социальных проблем.

Ориентация на капиталистическое развитие гармонично

сочеталась в республиканской Индии с генеральными установ-

ками в сфере политической и правовой, корнями уходящими в

классическую вестминстерскую парламентарно-демократическую

систему власти. В соответствии с конституцией Республика Ин-

дия – это союз, который включает 25 штатов и 6 союзных тер-

риторий. Законодательная власть принадлежит двухпалатному

общеиндийскому парламенту, а в штатах – законодательным

собраниям; исполнительная власть в руках общеиндийского со-

вета министров в Дели и правительств штатов во главе с глав-

ными министрами. Формально президент считается верховным

главой исполнительной власти страны, фактически власть в руках

премьера.

Политический процесс в стране основан на состязатель-

ности партий с полной свободой для партийных коалиций. Об-

щеиндийским языком по-прежнему считается английский. По-

пытка сделать таковым в 1965 г. хинди не могла быть

осуществлена, ибо этому энергично противодействовал ряд

южных штатов, для которых хинди является чужим. Так как

большинство людей неграмотны, важную роль в борьбе за из-

бирателей играют символы. Для ИНК это изображение священ-

ной коровы. Партиям трудно объединить людей вокруг идеоло-

гического вопроса, т.к. общество еще расколото по многим

признакам.

Избирательные кампании свидетельствовали об устойчи-

вости симпатий основной массы избирателей: при наличии ком-

мунистического левого (с 1964 г. – две компартии с примерно

равными силами) и религиозно-коммуналистского правого кры-

ла основная доля голосов избирателей приходилась на центр.

Он был представлен, прежде всего, ИНК, позже и коалицией

оппозиционных ему группировок типа «Джаната парти», нахо-

дившейся у власти в 1977–1979 г. Если не считать этого неболь-

шого промежутка, все остальные годы во главе Индии стояло

правительство ИНК, которое после смерти Неру (1964 г.) воз-

главляла его дочь Индира Ганди (1966–1977, 1980–1984 г.), а

после ее убийства – ее сын Раджив Ганди (1984–1991 г.). Не-

редки были обострения внутриштатных политических проти-

воречий на национальной, религиозной или иной основе, для

решения или погашения которых Дели обычно вводила прези-

дентское правление (за время независимости более 116 раз).

В середине 60-х годов нарастает внутренняя нестабильность

в стране. Критику вызывает позиция ИНК по социальным воп-

росам, усиливается крестьянское движение, активизируются

правые группировки в ИНК. Стремясь восстановить популяр-

ность Конгресса, И.Ганди выступила за новые реформы: по-

ощрение мелкого производства, расширение госсектора, на-

ционализация крупных банков и оптовой торговли, ограничение

монополий, снижение земельного максимума и др. В 70-е годы

прогрессивные реформы были продолжены, однако, вскоре

проявилось влияние бюрократии и снижение эффективности

госсектора. Политическое развитие было следствием острой

экономической депрессии, поляризации классовых сил, поло-

винчатости прогрессивной экономической программы, неспо-

собности правительства решить основные проблемы страны:

сокращение безработицы, наделение крестьян землей, согла-

сование интересов государства и окрепшей монополистической

буржуазии. Все это поколебало авторитет ИНК и впервые при-

вело к поражению в 1977 г. партий консервативного толка. В

1980 г. он восстановил свои позиции и вернулся к руководству

в общеиндийском масштабе.

В 80-е годы экономическое развитие Индии замедлилось,

обнаружились негативные последствия протекционизма, мо-

нополизация внутреннего рынка промышленными кланами,

инфляция, неконкурентоспособность индийских товаров, бю-

рократизация управленческого аппарата, неэффективная ра-

бота предприятий госсектора. В 1990 г. внешний долг составил

70 млрд. долларов, приток иностранных капиталов сократился

на 59%. Заметные успехи 90-х годов связаны с реализацией с

1991 г. радикальной экономической программы. Основными

положениями ее являются либерализация политики в отноше-

нии иностранного и национального капитала, реформа гос-

сектора. Пик положительных тенденций пришелся на 1995–

1996 г. – темпы роста промышленного производства увеличились

на 12,4%. Во второй половине 90-х годов экономические темпы

замедляются, продолжается застой капиталов, не решена про-

блема низкой производительности труда и реформы госсекто-

ра. Правильные экономические решения не дали результатов

на микроуровне, поэтому в начале ХХI в. главной целью про-

возглашен «экономический рост и справедливость» (вложения

в социальную сферу и инфраструктуру).

Современная Индия владеет высокими технологиями, яв-

ляется крупным производителем и экспортером программного

обеспечения – 140 из 500 ведущих компаний мира удовлетво-

ряют свои потребности в этом за счет экспорта из Индии. Страна

занимает третье место в мире по численности научно-техни-

ческих кадров, пятое – по объему сельскохозяйственного про-

изводства и по ВВП. В середине 90-х годов заняла второе место

в мире по экспорту пшеницы, достигла самообеспечиваемости

основными продуктами питания. В 1998 г. стала ядерной держа-

вой. Сейчас индийская экономика входит в число 10 самых

быстроразвивающихся в мире.

В 80-е годы прежняя структура власти уже не соответство-

вала новой расстановке социально-классовых сил, все более

заметны изъяны в политической жизни (коррупция, наруше-

ния демократии), росло влияние радикализма и популизма,

поддержку масс получали новые политические партии. В 1989 г.

ИНК уступил власть коалиционным правительствам. Это сви-

детельствует о появлении в последние 10–15 лет тенденции (пока

не завершившейся) создания действительно многопартийной

структуры власти вместо доминирования одной партии. В 90-е

годы Индия окончательно перешла к коалициям – осенью 1999 г.

на выборах в парламент большинство получил правоцентрист-

ский Национальный демократический альянс (24 партии). На-

чался переход партий от конфронтационной к соревнователь-

ной политике. Актуализировалась проблема консолидации

общества. Сохранение регионального коммунализма и регио-

нализма мешают укреплению патриотизма. Последние годы

показали быстрый рост влияния индуистских партий.

На развитие современной Индии существенное влияние

оказывают сохраняющиеся серьезные проблемы. Важнейшая из

внутренних – это религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г.,

в республике проживают 106 млн. (11,4% населения) мусульман.

Большую и влиятельную общину составляют сикхи (2%) и буд-

дисты (0,7%). Этнорегиональные конфликты накладываются на

давние территориальные споры, перерастая в ожесточенную

сепаратистскую и террористическую борьбу. Индо-мусульманские

столкновения и борьба сикхского меньшинства вначале за по-

литическую автономию, а затем и за собственное независимое

государство Халистан (отделение Пенджаба от Индии) являют-

ся практически неразрешимыми проблемами. Переход к воору-

женной борьбе экстремистских сикхских организаций в 80-е годы

привел к убийству ими И.Ганди (31 октября 1984 г.), что вызва-

ло новую волну насилия и жертв. Акты террора продолжались и

в 90-е годы, несмотря на попытку властей найти политическое

решение пенджабского кризиса. Источником политической не-

стабильности для всей Индии остается в XXI в. проблема штата

Джамму и Кашмир. Сепаратистские группировки добиваются

создания здесь независимого государства. Проблема осложняет-

ся претензиями на этот штат со стороны Пакистана, в составе

которого находится 1/3 его территории. Взаимная неуступчивость

и жесткие позиции двух стран делают спор одним из самых опас-

ных пограничных конфликтов в мире и не раз ставили соседей

может быть добавлена напряженность, которая возникла в 80-е

годы на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и других райо-

нах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную

нестабильность. Проблемы создают и сепаратистские настрое-

ния тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималай-

ского района. Точного числа сепаратистских группировок не знает

никто (в Индии «говорят» на 179 языках и 544 диалектах). Усиле-

нию с конца 80-х годов религиозного фанатизма и межпартий-

ных распрей способствовала эволюция идеологии национализма.

После завоевания независимости Индии в национализме отдель-

ных наций уже начали проявляться гипертрофированные наци-

ональные амбиции, сепаратизм.

Другая группа проблем, внешне менее острая, но чрева-

тая далеко идущими последствиями – демографическая. Быст-

рый прирост населения (со времени деколонизации почти

вдвое) угрожает стране катастрофой. Наиболее тяжкие его по-

следствия, прежде всего, голод были смягчены успехом «зеле-

ной революции» и фермерского хозяйства (Пенджаб). Попытки

решить ее ускоренными темпами, с административным нажи-

мом, результатов не дали, более того, привели И.Ганди к по-

ражению в 1977 г. Несмотря на реализацию программы по ог-

раничению рождаемости, демографический прирост все

возрастает – в ХХI в. Индия вступила миллиардной страной.

К числу внутренних относится проблема каст. Государство

сделало много для искоренения кастового неравенства: за диск-

риминацию на кастовой основе вводилось уголовное преследова-

ние, за представителями низших каст забронированы квоты в

вузах, госучреждениях (по конституции 1950 г. –– 27% мест). Вме-

сте с тем попытка распространить такое проявление социальной

справедливости и на промежуточные касты (52% населения) выз-

вало массовое недовольство и политический кризис 1989-1990 г.

Касты играют ту же роль, что и в прошлом – роль стабилизирую-

щего фактора. Однако более значима консервирующая функция

касты и общины, явно противостоящая задачам развития страны.

Со временем эта функция ослабнет, а развитие возьмет свое. Од-

нако остаются вопросы – сумеет ли общинно-кастовая Индия в

случае демографического взрыва прокормить страну, явно не ус-

певшую превратиться к тому времени в фермерскую?

Наиболее сложными проблемами являются чрезвычайная

плотность населения, истощение природных ресурсов, безрабо-

тица, вопиющие социальные контрасты, нерешенность аграр-

ного вопроса (50–55% хозяйств носят деградирующий характер),

растущий водный дефицит (80% населения не имеет доступа к

питьевой воде), узость «среднего класса» (20 – 25%) при массо-

вой бедности, неграмотность населения (48%) и др.

Существенным элементом внешней политики Индии в 50–

60-ые годы стали неприсоединение к военным блокам и стрем-

ление к консолидации молодых независимых государств. Внеш-

неполитическая позиция страны во многом объясняется и гео-

политической конфронтацией сил в Азии, в частности,

конфронтацией с КНР и ее союзником – Пакистаном. Это при-

вело в свое время страну, декларировавшую независимость,

нейтралитет и неприсоединение в качестве принципиальных

основ политического курса, к тесному союзу с СССР. Их со-

трудничество способствовало укреплению государственной эко-

номики Индии и заключению важных договоров о мире, друж-

бе и сотрудничестве, включая Делийскую декларацию 1986 г. С

распадом СССР его место заняла Россия. С 1995 г. возрастает

внимание к сотрудничеству с Республикой Беларусь.

Внешняя политика в 70–90-е годы преследовала четыре ос-

новные цели: укрепление безопасности страны, реализация экс-

пансионистских амбиций в Южной Азии (что привело к устойчи-

вой конфронтации в системе региональных отношений), усиление

влияния среди государств мирового сообщества (становится фор-

мирующимся центром мировой политики, но без превращения в

супердержаву) и установление оптимальных внешних связей для

создания благоприятных условий для модернизации экономики.

С середины 90-х годов реализуется новый внешнеполитиче-

ский курс – нормализация отношений с большими и малыми стра-

нами. В 1995 г. с созданием ассоциации «Индоокеанское кольцо»

Индия стремится стать одним из региональных лидеров. После рас-

пада военных блоков потеряла смысл позиция неприсоединения к

ним. Поэтому особое значение приобрела «свобода принятия само-

стоятельных решений» (Дж.Неру). Несмотря на статус доминирую-

щей в регионе державы с военно-политическими функциями,

Индия неоднократно подтверждала свою роль гаранта политиче-

ской стабильности. Хорошо известно миролюбие Индии, завидная

для всего развивающегося мира внутренняя стабильность. Индия

не знакома ни с политическими переворотами, ни с попытками

армии играть политическую роль, ни с чересчур острыми соци-

альными конфликтами. За Индию никто и никогда не вел и не

ведет борьбу. Это объясняется тем, что здесь никогда не было ваку-

ума власти, а государство со стабильным политическим курсом

устойчиво и надежно, всегда опиралось на привычные нормы су-

 

ГЛАВА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Япония в 1945–1990-е г | Международные отношения во второй половине ХХ в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.