Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса

Рынок, несмотря на кажущуюся стихийность и анархичность, обладает определенным внутренним порядком, подчиняется определенным законам и закономерностям, способен саморегулироваться и эффективно функционировать. Основными элементами рынка являются спрос, предложение, цена, конкуренция.

Спрос — форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной денежными средствами. Величина (объем) спроса — количество товаров, на которые предъявлен спрос. Одним из важнейших факторов, определяющих величину спроса, является цена товара. Зависимость между ценой товара и величиной спроса на него можно представить графически:

 

Передвижение по кривой спроса есть изменение величины спроса, но не спроса.

При прочих равных условиях снижение цены на товар ведет к росту величины спроса на него, т. е. существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. В этом заключается закон спроса. Существуют исключения из закона спроса. Так, например, возможна ситуация, когда с ростом цен величина спроса не изменяется (например, товары первой необходимости). Это явление получило название парадокса Гиффена. Второе исключение относится к товарам, при снижении цен на которые снижается и величина спроса (высшие товары — предметы роскоши, элитные товары, подчеркивающие положение человека в обществе). Данное явление получило название эффекта Веблена. К исключениям из закона спроса относится также ситуация инфляционных ожиданий. Когда покупатели настроены на постоянный рост цен, увеличение величины спроса может происходить даже при росте цен.

Степень изменения величины спроса при изменении цены характеризует эластичность спроса по цене. Мерой эластичности выступает коэффициент эластичности спроса по цене Кэ. Прямой коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается как отношение изменения объема спроса на товар (в %) к изменению цены данного товара (в %):

Различают:

1) эластичный спрос (| Кэ |>1), т.е. величина спроса изменяется на больший процент, чем цена;

2) неэластичный спрос (| Кэ |<1), т.е. величина спроса изменяется на меньший, чем цена;

3) спрос с единичной эластичностью (|Кэ|=1), т.е. пропорциональные изменения величины спроса и цены;

4) абсолютно (совершенно) неэластичный спрос (Кэ = 0);

 

5) абсолютно (совершенно) эластичный спрос (Кэ = ∞). Это значит, что если цена продукции превысит какой-то пороговый предельный уровень, то ни одна единица товара не будет продана на рынке. При цене равной либо ниже этого уровня может быть реализовано любое количество товара.

Эластичность спроса велика при высоких ценах, причем по мере снижения цен она сокращается. В — выручка (доход) (В=Qd*P)

 

P Qd Кэ В
       
       
    1,5  
       
    0,67  
    0,25  
    0,11  

 

Существует непосредственная взаимосвязь между эластичностью спроса по цене и общей выручкой (доходом). Максимальной величины (у нас 2500) доход достигает при коэффициенте эластичности спроса по цене Кэ=1.

Существуют неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1. Цены на сопряженные товары — взаимозаменяемые товары (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (товары-комплементы). Товары-субституты — различные виды напитков; товары-комплементы — станок и лезвие, фотоаппарат и пленка. Между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой существует обратная зависимость. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая зависимость. В отношении сопряженных товаров рассчитывается перекрестный Кэ, который определяется как отношение процентного изменения величины спроса на товар А к %-ному изменению цены товара В

2. Доходы потребителей. При росте доходов спрос на товары возрастает. Существует коэффициент эластичности спроса по доходам.

3. Качество. Выделяют прямую и перекрестную эластичность спроса по качеству.

4. Вкусы покупателей.

5. Общее число покупателей.

Таким образом, величина спроса и спрос зависят от ряда факторов, которые можно рассматривать в разрезе двух ситуаций:

Изменяется цена товара, а остальные факторы остаются неизменными — происходит движение вдоль кривой спроса.

P

Цена товара остается неизменной, а изменяются другие факторы — происходит сдвиг кривой спроса.

В случае роста дохода растет спрос, что в свою очередь вызывает повышение цен, в результате этого кривая спроса сдвигается вправо и вверх.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фонды предприятия. Их кругооборот и оборот | Предложение. Закон предложения. Эластичность предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.