Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Локальные нормативные акты банков

 

Кредитные организации, а также НБ, как и любые юридические лица, вправе устанавливать для своих участников и членов трудового коллектива определенные правила, оформляемые локальными актами, которые в совокупности составляют корпоративное право, которое имеет следующие характерные черты:

1) оно призвано регламентировать повторяющиеся, типичные ситуации и группы общественных отношений в кредитных организациях и состоит из правил поведения общего характера (т.е. нормативность);

2) в нем выделяются гражданско-правовые, финансово-правовые, трудовые, административно-правовые и другие нормы (т.е. системность);

3) его нормы обязательны для участников и членов трудового коллектива этой кредитной организации;

4) письменная форма актов;

5) обеспечение исполнения этих правил поведения с помощью принуждения в случае их нарушения.

Локальные акты подразделяются на 2 группы:

1) внутренние акты;

2) санкционированные государством уставы, положения и решения (могут выражаться в государственной регистрации, утверждении в совместном принятии акта).

Локальные акты могут приниматься руководителями кредитных организаций (например, в форме приказов) либо коллегиальными органами управления (Совет директоров, общее собрание акционеров) в форме решений, которые преимущественно имеют нормативное содержание.

Значение локальных актов банков трудно переоценить, поскольку они регламентируют на внутреннем уровне всю работу банка. Банковское законодательство, по сути, устанавливает общие правила деятельности банков и осуществления отдельных банковских операций. Локальные акты призваны урегулировать данные вопросы более детально. Например, законодательство устанавливает общие правила проведения кредитных операций, но предоставляет каждому конкретному банку самому решать, на каких условиях будут предоставляться кредиты (конкретные сроки, ставки, цели), с какими группами клиентов будет работать банк (только с юридическими лицами или и с физическими лицами) и т.д.

В качестве локальных актов в банках обычно разрабатываются положения о филиалах и представительствах, положения об отделах и должностные инструкции специалистов, правила осуществления отдельных видов операции и т.д.

 


Тема 3: Банковская система Республики Беларусь.

 

1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь, виды банковских систем. Субъекты кредитно-банковской системы, их взаимодействие

 

Банковская система – внутренне организованная, взаимосвязанная, объединенная общими целями и задачами совокупность кредитных учреждений с выделением Центробанка.

Условно можно выделить 2 модели банковской системы:

1) жестко централизованную (Центробанк является органом управления, центром банковской системы)

2) децентрализованную – функции центрального банка распределяются между несколькими органами. Примером является Федеральная резервная система США. Здесь верхний уровень образуют Совет управляющих Федеральной Резервной Системы, двенадцать Федеральных резервных банков, Служба контролера денежного обращения и Федеральная корпорация Страхования депозитов.

Как правило, банковские системы являются двухуровневыми. Нижний или первый уровень составляют банки иные кредитные организации с их филиалами, а верхний уровень – банковские центры. Одноуровневые банковские системы присущи странам с жестко централизованной нерыночной экономикой. В данном случае центральный банк представляет собой всю банковскую систему (примером может служить Госбанк СССР).

Центральные банки, в современном смысле этого слова, начали образовываться в начале ХХ века, когда отдельные кредитные учреждения обрели функции кредитора последней инстанции, начали оказывать банкам платежные услуги, получили право регулировать банковскую систему, стали осуществлять функцию «банка правительства».

В 1920 году Международная Брюссельская финансовая конференция установила: «В странах, где нет центрального банка, его следует создать». Центральные банки создавались двумя путями: 1) выкуп определенного банка и наделение его функциями Центробанка; 2) создание нового банка.

В Республике Беларусь ст. 136 Конституции установила, что Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. БК несколько расширил характеристику банковской системы, в частности ст. 5 БК указывает на то, что банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.

Банковская система включает в себя 2 вида звеньев (субъекты):

1) Участники системы, выполняющие основные ее функции по обслуживанию физических и юридических лиц, непосредственно обеспечивающих денежный оборот страны и потребности в кредитных ресурсах. В эту группу входят Национальный банк, банки, их филиалы и представительства иностранных банков. На 25.08.2007 года по сведениям официального сайта НБ (http://www.nbrb.by/) на территории Республики Беларусь действуют 27 банков. (см. таблицу 1)

2) Создаваемые банками союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей и т.д. В частности, в Республике Беларусь в 1990 году была создана Ассоциация белорусских банков, которая в настоящее время объединяет 18 республиканских банков с разветвленной сетью филиалов и отделений по всей республике (около 500), 1 представительство иностранного банка и несколько организаций, деятельность который связана с функционированием банковской системы. Банкам-членам Ассоциации принадлежит почти 90 процентов активов и всего банковского капитала. Ассоциация белорусских банков является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей банки и другие организации, деятельность которых связана с функционированием денежно-кредитной системы. Основными целями Ассоциации являются:

- представление и защита прав и законных интересов своих членов;

- координация деятельности банков и повышение эффективности их работы;

- содействие выработке и осуществлению денежно-кредитной политики и развитию банковского дела в республике.

Предметом деятельности Ассоциации является консолидация усилий коммерческих банков для защиты общих интересов и оказание всесторонней помощи для решения стоящих перед ними задач.

Информацию о деятельности Ассоциации можно получить на сайте http://www.abbanks.by/about/. Кроме того, Ассоциация с июля 1995 года издает журнал «Вестник Ассоциации белорусских банков».

На самостоятельное изучение:

1. Изучить понятия «банковская группа», «банковский холдинг» (ст. 35 БК)

2. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций.

Термин небанковская кредитно-финансовая организация (далее - НКФО) является сравнительно новым для законодательства Республики Беларусь.

Легальное определения впервые было дано ст. 9 БК: «Небанковская кредитно-финансовая организация – юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 БК за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:

- привлечения денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещения привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытия и ведения банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком. При создании, реорганизации небанковской кредитно-финансовой организации, осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено БК и иным банковским законодательством.

НКФО, как и банки, при осуществлении банковской деятельности обеспечивают защиту информационных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

НКФО, как и банки, не вправе осуществлять:

- производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд, а также случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- страховую деятельность в качестве страховщиков.

Банки и НКФО могут привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, проводить расчеты через корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и осуществлять иные операции, указанные в лицензиях на осуществление банковской деятельности.

Законодательство содержит ряд запретов на осуществление отдельных банковских операций для НКФО. В частности, они не могут осуществлять операции по вкладам физических лиц.

НКФО может быть создана только в форме хозяйственного общества. Ее наименование должно содержать указание на характер деятельности и организационно-правовую форму.

Проблема в правовом регулировании и деятельности НКФО заключается в том, что в законодательстве нет четкого перечня организаций, которые относятся к НКФО. В литературе, обычно к ним относят ломбарды, кредитные союзы, товарищества, кооперативы, лизинговые и клиринговые компании, а иногда и страховые компании. Поскольку отнесение указанных организаций к НКФО не закреплено законодательством, то и применять к ним правила деятельности НКФО не всегда возможно.

Для более полного уяснения особенностей деятельности организаций, обычно относимых к НКФО мы рассмотрим некоторые из них:

1) ломбарды – кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. Специализация ломбардов – потребительский кредит под обеспечение в виде залога движения имущества (как правило, за исключением ценных бумаг). Ссуды выдаются в основном краткосрочные в размере от 50 до 80 % стоимости закладываемого имущества. Кроме того, практикуются операции по хранению ценностей клиентов, а также продажа заложенного имущества на комиссионных началах. Кроме филиалов и отделений, крупные ломбарды могут иметь сеть складов и магазинов.

Особенность организации кредитных операций в ломбардах – отсутствие кредитного договора с клиентом и залогового обязательства. При выдаче ссуды под залог клиент получает залоговый билет, как правило, на предъявителя, имеющий регистрационный номер в журнале регистрации, где указываются реквизиты заемщика и основные условия сделки.

По большинству кредитных сделок предусматривается льготный срок, только по истечение которых заложенное имущество может быть продано.

2) кредитные союзы – кредитные кооперативы, организованные определенными группами частных лиц или мелких кредитных учреждений. Может быть двух основных типов: а) организованные группой физических лиц по профессиональному или территориальному признаку в целях предоставления краткосрочного потребительского кредита; б) в виде добровольных объединений ряда самостоятельных кредитных товариществ, обществ взаимного кредита, кооперативов и т.д.

Капитал кредитных союзов формируется путем оплаты паев, периодических взносов их членов, а также выпуска займов. Основные операции: привлечение вкладов, выпуск займов, предоставление ссуд под обеспечение своим членам, учет векселей, консультационные и аудиторские услуги для своих членов.

3) клиринговые учреждения. Клиринг – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Клиринговых учреждений в Республике Беларусь нет, но они достаточно распространены и активно работают в других странах, например в Российской Федерации, на примере которой мы и рассмотрим их деятельность. Клиринговое учреждение – юридическое лицо, заявившее себя в качестве центра взаимных расчетов, которые на основании лицензии, выдаваемой Центробанком, предоставлено право осуществлять клиринговые операции, а также ограниченное число банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга: привлечение вкладов и депозитов; предоставление краткосрочных кредитов; открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов; оказание брокерских и консультационных услуг и др. Эти операции могут производится в рублях и валюте (лицензия).

Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центробанк, другие юридические и физические лица, за исключением политических организаций и специализированных общественных фондов.

Клиентами клирингового учреждения могут быть учредители, а также привлекаемые на договорной основе коммерческие банки, биржи и другие кредитные учреждения.

Клиринговое учреждение, оснащенное программно-техническими комплексами, должно обеспечивать: прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом; надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения; контроль достоверности данных на всех этапах. В связи с этим обязательным условием для выдачи лицензии на совершение клиринговых операций является техническая лицензия Центробанка.

 

Таблица 1 Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах на 25.08.2007 г

Полное наименование банка (сокращенное) Рег. номер, дата регистрации Кол-во филиалов
1. Открытое акционерное общество "Белагропромбанк" (ОАО "Белагропромбанк") 20, 03.09.1991  
2. Открытое акционерное общество "Белпромстройбанк" (ОАО "БПС-Банк") 25, 28.12.1991  
3. Открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк" (АСБ "Беларусбанк") 56, 27.10.1995  
4. Открытое акционерное общество "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк" (ОАО "Белинвестбанк") 807000028, 03.09.2001  
5. "Приорбанк" Открытое акционерное общество ("Приорбанк" ОАО) 12, 12.07.1991
6. Открытое акционерное общество "Белвнешэкономбанк" (ОАО "Белвнешэкономбанк") 24, 12.12.1991  
7. Открытое акционерное общество "Паритетбанк" (ОАО "Паритетбанк") 5, 15.05.1991  
8. Открытое акционерное общество "Белорусский народный банк" (ОАО "БНБ") 27, 16.04.1992  
9. Открытое акционерное общество "Белорусский Индустриальный Банк" (ОАО "Белорусский Индустриальный Банк") 23, 30.10.1991  
10. Cовместное белорусско—российское oткрытое акционерное общество "Белгазпромбанк" (ОАО "Белгазпромбанк") 16, 19.08.1991  
11. Закрытое акционерное общество "Абсолютбанк" (ЗАО "Абсолютбанк") 34, 29.12.1993  
12. Закрытое акционерное общество "Акционерный банк реконверсии и развития" (ЗАО "РРБ–Банк") 37, 22.02.1994  
13. Закрытое акционерное общество "Минский транзитный банк" (ЗАО "Минский транзитный банк") 38, 14.03.1994  
14. Открытое акционерное общество "Технобанк" (ОАО "Технобанк") 47, 05.08.1994
15. Открытое акционерное общество банк "Золотой Талер" (ОАО Банк "Золотой талер") 50, 05.10.1994  
16. Закрытое акционерное общество "Трастбанк" (ЗАО "Трастбанк") 53, 09.11.1994  
17. Закрытое акционерное общество "Славнефтебанк" (ЗАО "Славнефтебанк") 57, 07.10.1996  
18. Закрытое акционерное общество "Банк международной торговли и инвестиций" (ЗАО "Межторгбанк") 58, 28.01.1999  
19. Унитарное предприятие "Иностранный банк "Москва–Минск" (УП "ИБ "Москва–Минск") 807000002, 07.04.2000  
20. Закрытое акционерное общество "Атом–Банк" (ЗАО "Атом–Банк") 807000015, 25.01.2001
21. Закрытое акционерное общество "Кредэксбанк" (ЗАО "Кредэксбанк") 807000030, 27.09.2001
22. Открытое акционерное общество "Международный резервный банк" (ОАО "Международный резервный банк") 807000043, 25.02.2002
23. Открытое акционерное общество "Лоробанк" (ОАО "Лоробанк") 807000056, 10.07.2002
24. Закрытое акционерное общество "Астанаэксимбанк" (ЗАО "Астанаэксимбанк") 807000071, 25.07.2002
25. Закрытое акционерное общество "Белорусско–Швейцарский Банк "БелСвиссБанк" (ЗАО "БелСвиссБанк") 807000069, 07.10.2002
26. Закрытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Банк "Белросбанк" (ЗАО АКБ "Белросбанк") 807000097, 22.07.2003
27. Закрытое акционерное общество "СОМБелБанк" (ЗАО "СОМБелБанк") 807000122, 24.04.2004

 


Тема 4. правовое положение национального банка республики беларусь

 

1. Правовое положение НБ. Его цели, функции

 

В соответствии со ст. 24 БК Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

НБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, БК, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

НБ подотчетен Президенту Республики Беларусь. Подотчетность НБ Президенту Республики Беларусь означает:

- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета НБ с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли НБ.

НБ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения НБ – город Минск.

Основными целями деятельности НБ являются (ст. 25 БК):

1) защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

2) развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности НБ.

НБ выполняет ряд функций:

1) разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

2) осуществляет эмиссию денег;

3) регулирует денежное обращение;

4) регулирует кредитные отношения;

5) организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

6) является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

7) осуществляет валютное регулирование;

8) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

9) выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

10) выполняет иные функции, установленные ст. 26 БК.

НБ самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставленных ему БК. Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность НБ, осуществляемую в рамках его полномочий.

НБ ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет Президенту отчет о своей работе, баланс и сводный баланс банковской системы республики. После утверждения Президентом баланс НБ и сводный баланс публикуются в печати.

НБ получает свои доходы исключительно от банковской деятельности, часть прибыли в размере, установленном законом Республики Беларусь о бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год передается в республиканский бюджет, остальная часть используется на создание резервного и иных фондов.

НБ освобождается от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин.

Ревизия деятельности НБ проводится ежегодно аудиторской организацией по поручению Президента Республики Беларусь, аудиторское заключение прилагается к ежегодному отчету, предоставляемому Президенту Республики Беларусь.

 

2. Органы управления НБ, его организационная структура

 

НБ представляет собой единую централизованную систему, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему учреждений.

Национальный банк создает на территории Республики Беларусь на правах своих филиалов Главные управления (ГУ) и их отделения, действующие от имени НБ. Главные управления возглавляются начальниками, отделения – управляющими.

Национальный банк несет ответственность по обязательствам своих учреждений, так же как учреждения несут ответственность оп обязательствам НБ.

Органы управления являются Правление НБ и Совет директоров НБ.

Высшим органом управления является Правление НБ – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности НБ и осуществляющий руководство и управление им.

Количественный состав Правления Национального банка определяется Президентом Республики Беларусь.

Компетенция Правления НБ и порядок созыва его заседаний определяются Уставом НБ. Правление НБ организует свою работу в соответствии с регламентом.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь. Освобождение от должности Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка осуществляется Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных ст. 62 БК.

Председатель Правления Национального банка руководит деятельностью Национального банка, а также представляет Национальный банк как государственный орган и центральный банк Республики Беларусь.

Полномочия Председателя Правления Национального банка определяются Уставом Национального банка.

В соответствии с п. 50 Устава НБ, Правление НБ выполняет следующие функции:

1. Рассматривает для представления совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

2. Утверждает годовой отчет о работе Национального банка для ежегодного его представления Президенту Республики Беларусь не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;

3. Устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь;

4. Принимает решения:

· о регулировании кредитных отношений, денежного обращения, об определении порядка расчетов, валютного регулирования;

· о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно–финансовых организаций;

· о выдаче специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности;

· об участии в международных организациях;

· о регулировании деятельности банков и небанковских кредитно–финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению;

· о создании по согласованию с Президентом Республики Беларусь организаций, обеспечивающих деятельность Национального банка, и (или) об участии в них;

5. Назначает членов Совета директоров Национального банка по представлению Председателя Правления Национального банка;

6. Утверждает в установленном порядке размеры и порядок создания и использования резервного и других фондов (кроме уставного), а также специальных резервов общих банковских рисков Национального банка;

7. Определяет порядок формирования резервов банков и небанковских кредитно–финансовых организаций;

8. Определяет порядок применения к банкам и небанковским кредитно–финансовым организациям мер воздействия;

9. Рассматривает и решает другие вопросы, возникающие в деятельности Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом НБ является Совет директоров НБ. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления Национального банка. Члены Совета директоров Национального банка назначаются Правлением Национального банка сроком на пять лет из числа работников Национального банка по представлению Председателя Правления Национального банка.

Совет директоров Национального банка осуществляет следующие функции (п. 58 Устава НБ):

1. Организует выполнение Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь;

2. Определяет структуру центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка;

3. Устанавливает условия найма, увольнения и оплаты труда, права и обязанности работников Национального банка в соответствии с законодательством;

4. Утверждает:

· порядок проведения операций НБ;

· национальные стандарты финансовой отчетности для НБ, банков и небанковских кредитно–финансовых организаций;

· методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для НБ, банков и небанковских кредитно–финансовых организаций;

· положения о структурных подразделениях, уставы организаций Национального банка, а также положения о структурных подразделениях центрального аппарата НБ;

· о выпуске в обращение банкнот и монет, являющихся законным платежным средством на территории Республики Беларусь;

· о предельных процентных ставках по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц;

5. выполняет иные функции, отнесенные Правлением Национального банка к компетенции Совета директоров Национального банка.

Организационную структуру НБ (помимо органов управления) составляют центральный аппарат, структурные подразделения и организации НБ. В общем виду структуру НБ можно представить в виде таблицы. (Таблица 2)

Работники НБ подразделяются на работников, являющихся государственными служащими, и работников, которые осуществляют техническое обслуживание и обеспечение деятельности НБ и не являются государственными служащими (ст. 68 БК).

Правовой статус работников НБ, являющихся государственными служащими, определяется законодательством Республики Беларусь о государственной службе.

Помимо ограничений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о государственной службе, работники НБ, являющиеся государственными служащими, не имеют права:

1) иметь и (или) приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций;

2) занимать должности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях и иных организациях на условиях штатного совместительства.

Работники НБ, являющиеся государственными служащими, могут получать кредиты только в НБ.

Отдельные категории работников Национального банка согласно перечню, утверждаемому Советом директоров Национального банка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право на ношение форменной одежды, а также на хранение и ношение оружия, находящегося на вооружении.

 

3. Операции Национального банка

 

В соответствии со ст. 52 БК и п. 14 Устава НБ, к операциям, осуществляемым НБ, относятся:

1. кредитование банков в порядке рефинансирования;

2. расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе НБ, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

3. переучет векселей;

4. операции на рынке ценных бумаг;

5. инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

6. управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

7. открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

8. передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

9. привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в депозиты;

10. продажа в Республике Беларусь и за ее пределами памятных и слитковых (инвестиционных) монет по цене не ниже номинальной;

11. выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;

12. межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

13. прием ценностей на хранение;

14. денежные переводы и иные расчетные операции;

15. покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;

16. банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;

17. посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг;

18. операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь;

19. открытие и обслуживание карт-счетов своих работников;

20. кредитование своих работников.

НБ не вправе оказывать услуги по осуществлению банковских операций юридическим лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности, и физическим лицам, за исключением п. 6, 7, 10, 13, 14, 15, 19, 20.

НБ осуществляет банковские операции за плату, если иное не предусмотрено БК или иными законодательными актами Республики Беларусь.

НБ в области кредитной деятельности:

1. осуществляет рефинансирование банков под залог государственных ценных бумаг или другое обеспечение, определяемое Правлением НБ;

2. предоставляет своим работникам кредиты в порядке, устанавливаемом Советом директоров НБ.

НБ имеет право на удовлетворение своих требований по кредиту и получение процентов за пользование им при наступлении срока платежа путем бесспорного списания денежных средств с корреспондентского счета соответствующего банка на основании распоряжения Председателя Правления НБ.

НБ не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и Президентом Республики Беларусь.

НБ организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Министерства финансов и его территориальных органов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Комитета государственного контроля, Департамента по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета пограничных войск, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (п.16 Устава НБ).

 

4. Полномочия НБ в сфере обеспечения стабильности банковской деятельности. Нормативы безопасного функционирования

 

В соответствии со ст. 109 БК, в целях обеспечения финансовой надежности банк обязан:

1. Осуществлять своевременное выявление, контроль и минимизацию рисков, угрожающих его финансовой надежности.

2. Для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате деятельности банка, он обязан формировать резервы (фонды), размеры и порядок использования которых определяются НБ. В частности, банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в НБ. Посредством фонда обязательных резервов производится регулирование денежного обращения в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также страхуются ликвидность и платежеспособность банка. НБ на основании распоряжения Председателя Правления Национального банка вправе взыскивать недовнесенные в фонд обязательных резервов денежные средства путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

3. Постоянно осуществлять классификацию активов по степени их надежности и создавать специальные резервы на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, в том числе резервы под обесценивание активов, с отнесением сумм созданных резервов на расходы до налогообложения в порядке, устанавливаемом Национальным банком, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

4. Организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и объемам осуществляемых банковских операций. Головная организация банковской группы и (или) банковского холдинга обязана организовать систему внутреннего контроля за рисками на консолидированной основе.

5. Соблюдать устанавливаемые в соответствии с БК нормативы безопасного функционирования, запреты и ограничения, обеспечивающие его безопасную и надежную деятельность. В частности, БК устанавливает для банков следующие нормативы безопасного функционирования (ст. 111 БК):

1) минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;

2) предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка, но не более двадцати процентов размера этого фонда;

3) минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;

4) нормативы ликвидности банка;

5) нормативы достаточности нормативного капитала банка;

6) нормативы ограничения кредитных рисков;

7) нормативы ограничения валютного риска;

8) нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций;

9) иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

НБ устанавливает методики расчета нормативного капитала, активов и обязательств, размеров риска для каждого из нормативов безопасного функционирования с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими союзами и ассоциациями.

НБ информирует банки о предстоящем изменении нормативов безопасного функционирования и методик их расчета не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

В целях определения размера и достаточности нормативного капитала банка НБ вправе проводить оценку его активов и пассивов на основании устанавливаемых им методик. Банк обязан отражать в своей отчетности размеры нормативного капитала, активов и обязательств, определенные НБ в соответствии с требованиями БК.

Для небанковских кредитно-финансовых организаций нормативы безопасного функционирования устанавливаются НБ в зависимости от перечня банковских операций, которые могут осуществлять эти организации.

6. Предоставлять в НБ в установленном порядке отчетность. Банк в порядке, устанавливаемом НБ, публикует в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, отчетность о своей деятельности, а годовой отчет – после подтверждения его достоверности аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем).

 

Таблица 2 Структура Национального банка Республики Беларусь по состоянию на 25.08.2007 года

Центральный аппарат 1. Управление Секретариата Правления НБ 2. Управление информации 3. Главное управление внутреннего аудита 4. Главное управление монетарной политики и экономического анализа 5. Главное управление платежного баланса и банковской статистики 6. Главное управление внешнеэкономической деятельности 7. Главное управление валютного регулирования и валютного контроля 8. Главное управление банковского надзора   9. Главное юридическое управление     10. Главное управление информационных технологий   11. Управление кадровой политики 12. Управление безопасности и защиты информации 13. Главное управление администрации 14. Главное управление бухгалтерского учета и отчетности     15. Главное управление регулирования банковских операций 16. Финансово–экономическое управление 17. Главное управление монетарных операций 18. Главное управление международных операций     19. Главное управление эмиссионно–кассовых операций 20. Главное управление платежной системы  
Управление комплексного аудита  
Отдел информационного аудита  
Управление монетарной политики  
Управление экономического анализа и прогнозирования  
Отдел стратегических исследований  
Управление платежного баланса  
Управление банковской статистики  
Отдел сводной статистической информации  
Управление международных финансово–экономических связей  
Управление межбанковского сотрудничества со странами СНГ  
Управление валютного контроля  
Управление валютного регулирования  
Управление методологии пруденциального надзора  
Управление анализа устойчивости банковской системы  
Управление дистанционного надзора  
Управление инспекции  
Отдел регистрации и лицензирования  
Управление правового обеспечения банковской деятельности  
Управление законопроектных работ и экспертизы нормативных правовых актов  
Управление информационных технологий  
Управление информационных систем  
Отдел разработки информационных систем  
Управление организационной работы  
Управление хозяйственного и материального обеспечения  
Управление капитального строительства и технического развития  
Управление социального развития  
Управление организации и методологии бухгалтерского учета и отчетности
Управление бухгалтерского учета банковских операций
Управление бухгалтерского учета международных операций
Управление бухгалтерского учета внутрибанковских операций
Управление методологии банковского учета  
Управление регулирования расчетов  
Управление регулирования кредитно–финансовых инструментов  
Управление реализации монетарной политики  
Управление операций с ценными бумагами  
Депозитарий  
Управление операций с драгоценными металлами и камнями  
Управление "Геммологический центр"  
Управление финансового проектирования  
Управление контроля за операциями с валютными ценностями  
Управление валютных операций и корреспондентских отношений  
Управление организации и методологии кассовой работы  
Управление методологии и регулирования денежного обращения  
Отдел организации инкассации и перевозки ценностей  
Управление организации и развития платежных систем
Управление межбанковских расчетов
Управление программно–технической инфраструктуры платежной системы
                           

 

Структурные подразделения 1.Главное управление по г. Минску и Минской области 2.Главное управление по Гомельской области 3.Главное управление по Гродненской области 4.Главное управление по Могилевской области 5.Главное управление по Брестской области 6.Главное управление по Витебской области 7. Специализирова-нное управление 8. Учебный центр 9.Центральное хранилище 10. Расчетный центр     Отделения в г. Борисове и г. Молодечно     Отделения в г. Жлобине и г. Мозыре     Отделение в г. Лиде     Отделение в г. Бобруйске   Отделения в г. Барановичи, г. Дрогичине, г. Пинске   Отделения в г. Орше, г. Полоцке
Организации 1. УО «Полесский государственный университет» 2. РУП «Центр банковских технологий» 3. ЗАО «Белгран» 4. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» 5.Санаторий «Озерный» 6. Детский санаторий «Ружанский»  

 


Тема 5: понятие и порядок деятельности банков

 

1. Понятие, признаки и виды банков

 

В соответствии со ст. 8 БК, банк – это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);

2) размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк вправе осуществлять иные банковские операции, указанные в лицензии на осуществление банковской деятельности в рамках перечня, содержащегося в ст. 14 БК. При этом, банк не вправе осуществлять:

- производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд, а также случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- страховую деятельность в качестве страховщиков.

Можно выделить следующие признаки банка, как организации:

1) банк является коммерческой организацией;

2) законодательством определяется организационно-правовая форма создания банка (АО или УП (ст. 71 БК));

3) банк является кредитной организацией, т.е. привлекает денежные средства на основе возвратности, платности, срочности;

4) деятельность банка, круг его операций ограничен лицензией;

5) банк обладает специальной, а в ряде случаев, исключительной правоспособностью;

6) является элементом финансово- кредитной системы.

Существующие банки можно классифицировать по ряду оснований:

1. По территориальному признаку:

а) международные;

б) региональные;

в) национальные.

2. По форме собственности:

а) государственные;

б) частные.

3. В зависимости от способа формирования уставного капитала:

а) акционерные (уставной фонд сформирован путем выпуска акций);

б) паевые (уставной фонд сформирован на основании денежных средств ограниченной группы лиц);

в) частные (уставной фонд сформирован на основании денежных средств одного лица).

4. По составу уставного фонда:

а) банки, основанные на белорусском капитале;

б) банки с иностранными инвестициями.

5. По набору оказываемых услуг:

а) универсальные – банки, имеющие лицензия на осуществление всех видов банковских операций;

б) специализированные – банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

В литературе можно встретить и иные критерии классификации банков, например по размеру уставного капитала, или в зависимости от отраслевой специализации.

 

2. Правоспособность банка. Лицензирование банковской деятельности

 

Правоспособность банка определяется через единство правоспособности и дееспособности.

Выделяют три вида правоспособности:

1. Общая. Она присуща всем юридическим лицам, в т.ч. и банку. Включает в себя следующие права:

- иметь имущество в собственности;

- заниматься предпринимательской деятельностью;

- создавать другие юридические лица;

- совершать не противоречащие законодательству сделки;

- избирать место нахождения;

- иметь иные имущественные и неимущественные права.

2. Специальная, т.е. правоспособность банка как участника финансово-кредитной системы. Данный вид правоспособности может быть определен двумя способами:

а) в объективном смысле – путем перечисления в БК банковских операций, которые банки могут (обязаны) совершать, и установления запретов для деятельности банка;

б) в субъективном смысле – путем выдачи лицензии на осуществление банковских операций конкретному банку.

Таким образом, специальная правоспособность означает, что любой банк в принципе может совершать все те банковские операции, которые предусмотрены законом, но каждый конкретный банк вправе осуществлять только те операции, которые указаны в его лицензии и в той валюте, которая там же определена.

3. Исключительная – выражается в наделении банка контрольными функциями в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, банки выполняют функции агентов валютного контроля, т.е. контролируют соблюдение своими клиентами правил осуществления валютных операций; осуществляют контроль за соблюдением клиентами правил ведения кассовых операций, а также осуществляют функции в рамках законодательства о мерах по предупреждению легализации доходов, полученных незаконным путем и финансирования террористической деятельности. Данные полномочия являются административно-контрольными, возлагаются на банки законодательством и их осуществление не связано для банка с извлечением прибыли.

Правоспособность определяется учредителями в момент создания банка и приобретается с момента регистрации. Однако существуют ограничения, которые прямо или косвенно влияют на правоспособность банка. В частности, ст. 122 БК устанавливает следующие ограничения:

1) банки не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь, а также льготные условия инсайдерам и работникам банка;

2) должностным лицам и специалистам банков запрещается одновременно принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью и иной оплачиваемой деятельностью (выполнять иную оплачиваемую работу), за исключением осуществления преподавательской, научной и творческой деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

3) банки не могут передаваться в управление другим банкам и лицам, за исключением случаев, предусмотренных БК;

4) банк не вправе уменьшать свой уставный фонд без предварительного получения письменного разрешения НБ;

5) участие банка в уставном фонде другого банка допускается только с согласия НБ;

6) участие банка в уставном фонде юридического лица, не являющегося банком, в размере, превышающем размер, установленный НБ, допускается только после получения разрешенияНБ.

7) учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка (собственник имущества банка не имеет права принимать решение о его ликвидации) в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Правоспособность может быть изменена либо в добровольном порядке (например, расширение круга выполняемых операций), либо в принудительном (например, внесение изменений в выданную лицензию).

Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются НБ в порядке, установленном БК и Инструкцией о государственной регистрации банков и НКФО и лицензировании банковской деятельности (Утверждена Постановлением Правления НБ Республики Беларусь от 28.06.2001 N 175 (с изменениями и дополнениями).

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

Лицензии, выданные НБ, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. При отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, и приостановлении либо восстановлении ее действия в указанном реестре делается соответствующая запись.

Реестр лицензий на осуществление банковской деятельности подлежит опубликованию НБ в журнале «Банкаускi веснiк» не реже одного раза в год. Изменения и дополнения, вносимые в указанный реестр, публикуются НБ в тридцатидневный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

За выдачу лицензии на осуществление банковской деятельности взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь. Лицензионный сбор за выдачу лицензии на осуществление банковской деятельности направляется в доход республиканского бюджета.

Национальный банк, выдает одновременно со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) может быть предоставлено банку не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условиях его устойчивого финансового положения в течение последних двух лет и наличия нормативного капитала в размере, установленном НБ.

Лицензия на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку на основании документов, представленных для государственной регистрации банка.

Изменения и (или) дополнения в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности, вносятся:

- по ходатайству банка;

- по инициативе Национального банка.

На основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности, НБ выдает банку лицензию, оформленную на новом бланке, с указанием в ней измененного перечня банковских операций, которые этот банк вправе осуществлять. При этом банк обязан возвратить НБ ранее выданную ему лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат) и копии такой лицензии.

Национальный банк вправе отказать в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности по основаниям, предусмотренным для отказа в государственной регистрации банка. Основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности, определяются Национальным банком.

НБ вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, в случае:

1. Если выявленные в деятельности банка нарушения не были устранены в указанный НБ срок и ранее по этим нарушениям принималось решение о приостановлении действия лицензии;

2. установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия на осуществление банковской деятельности либо были внесены изменения и (или) дополнения в указанный в ней перечень банковских операций;

3. неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

4. установления факта недостоверности отчетных данных, которые привели к нарушению интересов вкладчиков и иных кредиторов банка;

5. неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

6. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

7. неоднократного (не менее двух раз) неисполнения по вине банка в течение одного года исполнительных документов судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка при наличии средств на их счетах;

8. нарушения иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к банку неоднократно (не менее двух раз) применялись меры воздействия, установленные БК;

9. неудовлетворительного финансового положения банка, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

10. наличия оснований для признания банка банкротом в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

11. реорганизации банка путем его слияния, или присоединения (у присоединенного банка), или разделения, или преобразования в небанковскую кредитно-финансовую организацию (внесения соответствующих изменений в устав банка);

12. принятия решения о ликвидации банка (ст. 97 БК).

На самостоятельное изучение:

1. Ст. 97 БК «Основания для приостановления, восстановления действия лицензии на осуществление банковской деятельности и ее отзыва»

2. Ст. 98 БК «Приостановление и восстановление действия лицензии на осуществление банковской деятельности»

3. Ст. 99 БК «Отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности и его последствия»

 

3. Порядок создания банка

 

Условно порядок создания банка может быть разделен на III этапа: 1 – подготовительный; 2 – этап регистрации; 3 – расширение круга выполняемых операций или иные изменения, вносимые в учредительные документы.

I – Подготовительный этап. На данном этапе проводится следующая работа:

1. Устанавливаются взаимоотношения между учредителями. При этом исходя из правил ст. 82 БК, учредителем не может выступать:

- лицо, в отношении которого не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

- физическое лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;

- лицо, которое имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;

- лицо, которое является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;

- общественное объединение, преследующее политические цели.

2. Изыскиваются средства для формирования уставного фонда.

3. Осуществляется подбор кандидатур на должности руководителя и главного бухгалтера будущего банка. При этом, ст. 80 БК устанавливает, что руководителем банка может быть лицо, имеющее высшее юридическое или экономическое образование, стаж работы не менее 3-х лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки. Главным бухгалтером может быть лицо, имеющее высшее экономическое образование, стаж работы не менее 3-х лет на должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки.

Государственная регистрация банка не производится в случае несоответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, или установления специальной квалификационной комиссией НБ недостаточной квалификации указанных лиц.

Под несоответствием кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям, предъявляемым к ним, понимаются:

- отсутствие у кандидата, предлагаемого на должность руководителя банка, высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка;

- отсутствие у кандидата, предлагаемого на должность главного бухгалтера банка, высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка.

Под несоответствием руководителя, главного бухгалтера банка (кандидата на должность) требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, понимаются:

- наличие непогашенной или неснятой судимости;

- привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу на день принятия решения о государственной регистрации банка;

- совершение в течение последнего года адм

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общее и специальное банковское законодательство. Виды актов Национального банка | Осн-я и усл-я возникновения деликтных обяз-в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.342 сек.