Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные ресурсы общества и предприятия





Говоря об информатике и информатизации, необходимо сформулировать, что же понимается под информацией. ''Информация, - по определению Норберта Винера, - это обозначение содержания, полученного человеком из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде". К информации относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях (непосредственно, по телефону, радио, телевидению), в управленческих документах (отчетах, планах, предписаниях и т.п.), проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т.д.

Информация - это овеществленная, отчужденная от создателя и обобществленная форма знания. С одной стороны, информация обеспечивает превращение знания в общественное достояние. С другой стороны, информация представляет собой модель, т.е. упрощенное и огрубленное представление знания. Таким образом, текст, закрепленный на материальном носителе, является информационной моделью знания.

Информация - это отчужденное знание, записанное в определенном формате на определенном языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.

Информация является важнейшим ресурсом общества и предприятия. Под ресурсами обычно понимают ма­териальные средства (минеральные, энергетические, лесные и т. п.). Однако с древних времен опыт поколений, фиксируемый в различных формах (от наскальных рисунков до современных типо­графских средств и ЭВМ) является основой технического, затем научно-технического прогресса, а по мере развития и усложнения технологий "информационная поддержка" способностей разума человека становится все более значимой.

Осознание того факта, что информация является важным ресур­сом любой деятельности, что развитие информационной сферы (инфраструктуры) является основой развития технологий и цивилизации в целом, пришло не сразу. Более того, на предприятиях значимость их информационной сферы не всегда осознается и в настоящее время.

Долгое время такое положение пытались объяснить отсутствием хорошей "инструментальной поддержки" информационных процессов.Однако и в настоящее время, когда в большинстве организа­ций имеются персональные ЭВМ, локальные вычислительные сети, доступк международным информационным системам, положение меняется достаточно медленно.

По-видимому, дело не только в техническом обеспечении, а в каких-то принципиальных особенностях информации как ресурса, в недостаточном понимании необхо­димости комплексного использования информационных ресурсов.



Исследованием феномена информации и ее особенностей занимаютсяфилософы, экономисты, психологи, специалисты по техническим наукам. Обобщая и преломляярезультаты этих исследований применительно к проблеме использования информации как ресурса развития предприятий и организаций,можно выделить следующие основные специфические особенности информации, обусловливающие ее отличие от других видов ресурсов:

Практически неубывающая потенциальная эффективность ин­формации, которая часто реализуется далеко не сразу, а спустя многие годы (как бывало, например, с рядом открытий, изобретений или новых идей, не понятых поколениями при жизни их авторов).

Основная характеристика ресурсов - их потенциальная эффективность. Потен­циальная эффективность минеральных ресурсов, сырья уменьшается по мере их использования. В случае возобновляемых ресурсов их потенциальная эффективность может восстанавливаться, но для этого требуется определенный (часто значитель­ный) период. Потенциальная эффективность искусственно создаваемых технических средств, в том числе оборудования, также имеет предел, определяемый их сроком службы, и исчезает после списания станка или другого технического средства.

Иначе обстоит дело с информационными ресурсами: их потенциальная эффек­тивность не исчезает после не только однократного, но и многократного использо­вания одной и той же информации (уменьшение эффективности может быть связано только с устареванием информации).

Тиражируемость и многократность использования, что является одним из условий неубывающей потенциальной эффективности информации и приводит к относительной независимости информа­ции от ее создателей.

Иногда говорят, правда, и о тиражируемости станка, но опять-таки в этом случае речь идет о тиражируемости конструкции станка, идеи, т. е. информации, а на создание каждого экземпляра станка одного и того же типа снова нужнозатра­тить труд, в то время как при тиражировании информации труд умственный) на ее создание больше не тратится, а труд, затрачиваемый на размножение информа­ции, незначителен и им, как правило, можно пренебречь при оценке эффективности использования информации.

Неаддитивность, некоммутативностъ и неассоциативность ин­формации.

Отсутствие свойств аддитивности, коммутативности и ассоциатив­ности у информации, на что впервые обратил внимание В.И.Сифоров означает, что содержащаяся в каком-либо сообщении информация не есть просто арифметичес екая сумма составляющих это сообщение элементов информации (например, слов), что эти элементы нельзя без искажения смысла располагать в сообщении в любой произвольной последовательности и группировать в произвольные сочетания. Эта особенность информации относится к научной и социальной информации.

Кумулятивность информации.

Это свойство, характеризующее также в основном научную и социальную ин­формацию, связано с одной из основных закономерностей развития науки и общест­ва - ее преемственностью. Предшествующие достижения науки и культуры являются фундаментом для дальнейшего развития научной мысли и общества. Поэтому необ­ходимы не только новые открытия, но и специальная работа по систематизации, оценке и обобщению информации. (Наше общество богато потенциальными информационными ресурсами, но бедно активными, широкодоступными знаниями.) Активными информационными ресурсами считается часть информационных ресурсов, доступная для промышленной эксплуатации и коммерче­ского использования.

Со свойством кумулятивности тесно связано и явление концентрации информа­ции во времени, т.е. переход знания о мире на все более высокие уровни абстракции. Крупные научные открытия в целом упрощают структуру знания - благодаря введению новых, более общих понятий, что и является следствием и проявлением свойства кумулятшности информации.

Зависимость фактической реализуемости и эффективности от степени использования информации. В случае материальных ресурсов эффективность можно оценить коэффициен­том использования материалов (древесина), сырья, электроэнергии, коэффициентом по­лезного действия оборудования и др. технических средств.

Сообщение становится информацией только в случае, когда есть источник, переносчик (в т. ч. передатчик, носитель) и приемник (потребитель), который должен хотеть воспринять информацию и быть способным ее понять и использовать.

Эта особенность является определяющей при оценке, как потенциальной эффективности, так и фактически реализуемой эффективности информационных ресурсов.

Материя и информация - парные философские категории, так что появление новой информации всегда сопутствует появлению (созданию) новых форм существования материальных объектов и процессов, независимо от того, осознают ли этот факт их создатели.

Поэтому вклад в формирование информационных ресурсов вносят практически все профессиональные группы работников предприятия: рабочие, которые создают новые образцы изделий и принимают участие в совершенствовании технологии (рационализаторская и изобретательская деятельность), инженерно-технические работники, которые проектируют изделия, системы, новые технологические процес­сы и т. п., ученые и научные работники, которые изучают явления и процессы естественного и искусственного (созданного руками человека) мира, делают от­крытия, разрабатывают фундаментальные основы будущих новых изделий, систем, технологий, а также руководители предприятии (организаций) и управленческие работники, которые занимаются непосредственно регистрацией, хранением и обра­боткой производственной и управленческой информации разного рода.

Исследуется и ряд менее общих особенностей информации. В частности, такие специфические свойства как:

наличие ценности,

общественная природа,

независимость от языка и носителя информа­ции,

старение,

рассеяние,

дифференциация и интеграция информации,

зависимость получаемой информации от априорной информации.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.