КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вскармливание ребёнка первого года жизни
Антитеза Асиндетон Ирония Метонимия Синекдоха Перифраза ( парафраза) 2. Фигуры как особые формы выражения содержания. Фигуры речи ПОВТОРЫ, определение, а затем определения повторов Анафора Эпифора Ассонанс Аллитерация Полисиндетон Симплока Плеоназм (анфликация 2. Повтор синтаксических конструкций Синтаксический параллелизм Инверсия Эллипс Парцелляция Хиазм Мейозис Оксюморон III Фигуры диалогизации (предложения) 1) Риторический вопрос 2) Риторическое восклицание 3) Риторическое обращение - 4)Афоризм
Прикорм –– любая жидкая или твердая пища (кроме женского молока и его искусственных заменителей), дополняющая рацион пищевыми веществами, необходимыми для гармоничного роста и развития ребенка. Необходимость расширения рациона питания ребенка возникает в возрасте 4 –– 6 мес. К этому возрасту истощаются запасы минеральных веществ, значительно возрастает потребность в витаминах в связи с интенсивным ростом и ежемесячной прибавкой массы тела. Грудное молоко уже не в состоянии удовлетворить эти потребности, несмотря на сбалансированность питания кормящей матери.
Признаками готовности ребенка к введению прикорма являются: Ø угасание рефлекса «выталкивания» пищи языком при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи; Ø ребенок готов к жевании, у него прорезываются зубы, малыш самостоятельно или с небольшой поддержкой сидит; Ø умеет показать головой (рукой) эмоциональное отношение к пище; Ø зрелость функций ЖКТ, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продуктов прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт. Основные правила введения прикорма 1. Вводить прикорм только здоровому ребенку. Не рекомендуется вводить в рацион новые блюда и продукты прикорма при острых заболеваниях либо изменениях условий жизни младенца (поездки, переезды, смена ухаживающих лиц), в период проведения профилактических прививок. 2. Предлагать вводимый продукт многократно. Согласно научным данным, для восприятия новых вкусовых ощущений продукт следует предлагать ребенку до 10 –– 15 раз. При исключении прикорма из рациона после первой безуспешной попытки его введения утрачивается возможность доступа к новым продуктам и вкусовым ощущениям. 3. Давать прикорм перед кормлением грудью, начиная с 1 –– 2 чайных ложек, и постепенно в течение 5 –– 7 дней увеличивать объем до возрастной нормы. Максимальный объем блюд прикорма для ребенка первого года жизни составляет 180 –– 200 г. 4. Вводить новый вид прикорма после полной адаптации к предыдущему, соблюдая интервал 10 –– 14 дней. Одновременно не рекомендуется вводить два новых вида прикорма. 5. Использовать для первоначально вводимых прикормов гомогенные по консистенции блюда, не вызывающие у ребенка затруднений при глотании. Постепенно переходить к более густой, затем –– к более плотной пище, приучая ребенка к жеванию и приему пищи с ложки. С 9 –– 10 мес рекомендуется давать прикормы, в составе которых имеются кусочки пищи. 6. Вводить новые блюда и продукты прикорма в утренние часы, чтобы проследить за ответной реакцией организма ребенка. Особое внимание следует обращать на поведение ребенка, характер стула, состояние кожных покровов. 7. Вводить на начальных этапах прикормы только из одного вида продуктов (монокомпонентные). После привыкания постепенно вводить прикормы, состоящие из нескольких продуктов (многокомпонентные), например, каши из смеси злаков, каши с кусочками овощей и фруктов. 8. Предлагать ребенку прикорм в теплом виде с ложечки. Желательно, чтобы ребенок сидел за специальным детским столом. 9. Прикладывать ребенка к груди после каждого кормления в период введения продуктов и блюд прикорма для сохранения лактации. 10. При введении прикорма следует придерживаться принципа максимальной индивидуализации питания, как и при назначении молочных смесей. Сроки введения прикорма Принимая во внимание рекомендации, изложенные в проекте «Национальной программы по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» Союза педиатров России, первый прикорм следует вводить не ранее 4,5 мес жизни. Подходы к вскармливанию детей первого года жизни, принятые в нашей стране, безусловно, нуждаются в переработке в соответствии с международными рекомендациями и с учетом новейших научных данных в области детской нутрициологии. Однако незыблемым при организации питания детей первого года жизни остается принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. При вскармливании современными адаптированными смесями, содержащими комплекс витаминов и минеральных веществ, нет необходимости вводить прикорм в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком. Следовательно, сроки введения прикорма детям, находящимся на исключительно грудном и искусственном (или смешанном) вскармливании адаптированными молочными смесями, одинаковые. Схема введения прикорма Первый прикорм –– каша промышленного производства, обогащенная железом, кальцием, цинком, йодом. Каши могут быть молочными или безмолочными. Предпочтительны инстантные каши, которые нуждаются только в разведении и готовы к употреблению без варки. Безмолочные каши могут быть разведены грудным молоком или смесью, которую получает ребенок. Каша является энергоемким прикормом, содержащим в достаточном количестве нутриенты, дефицит которых формируется к 4 –– 6–месячному возрасту. Она вводится в рацион не ранее 4,5 мес и не позднее 6 мес жизни. Допустимый суточный объем каши: 5 мес –– от 50 до 100 г, 6 мес –– 150 г, 7 мес –– 150 г, 8 мес –– 150 г, 9 мес –– 180 г, 9 –– 12 мес –– 200 г. Второй прикорм –– овощное пюре. Вводится через 2 нед после каши. Допустимый суточный объем овощного пюре: 5 мес –– от 10 г до 100 г, 6 мес –– 150 г, 7 мес –– 150 г, 8 мес –– 170 г, 9 мес –– 180 г, 9 –– 12 мес –– до 200 г. Третий прикорм –– мясо. Вводится через 2 нед после введения овощного пюре. Мясо животных или птицы добавляют к основному прикорму и дают ежедневно. С 8 –– 9 мес вводят рыбу один–два раза в неделю в качестве альтернативы мясу животных и птицы или дополнительно к нему. Допустимый объем мясного пюре: до 8 мес –– 30 г/сут, с 8 мес –– 50 г/сут, с 9 мес –– в среднем 60 –– 70 г/сут. Последовательность введения трех основных прикормов может меняться. При дефиците массы тела, учащенном стуле предпочтение в качестве первого прикорма отдается каше, при избыточной массе тела, запорах –– овощному пюре. Если сначала вводится овощное пюре, вслед за ним рекомендуется вводить в рацион мясо. Каша в этом случае вводится третьим прикормом. Детям с уровнем гемоглобина ниже 115 г/л мясо вводится в рацион в качестве второго прикорма через 10 –– 14 дней после каши, затем вводится овощное пюре. С 7 –– 8 мес в рацион питания вводят желток сваренного вкрутую куриного яйца. Допустимое количество: 7 мес –– ¼ желтка, 8 –– 12 мес –– ½ желтка. Дискуссионным остается вопрос о введении в рацион питания ребенка грудного возраста творога. Творог показан только при наличии дефицита белка в рационе. Ориентировочный срок его введения –– 6,5 мес. Допустимое количество в сутки: 6,5 мес –– 10 –– 30 г, 7 –– 9 мес –– 40 г, 9 –– 12 мес –– 50 г. В возрасте 7 мес ребенку дают печенье или сухарик из белого хлеба. Допустимое количество: 7 мес –– 3 –– 5 г, 8 –– 9 мес –– 5 г, 9 –– 12 мес –– 10 –– 15 г. С 8 мес рекомендуется кусочек несдобного пшеничного (белого) хлеба в количестве 5 г, в 9 –– 12 мес –– 10 г. Адаптированную «последующую» молочную смесь как правило назначают с 8 месяцев с сухариком или печеньем. Смесью заменяют еще одно кормление грудью. Использование в рационе грудных детей цельного коровьего или козьего молока в качестве самостоятельного продукта питания приводит, как правило, к развитию анемии, так как оно содержит незначительное количество железа. В связи с этим цельное молоко сельскохозяйственных животных не рекомендуется использовать в питании детей первого года жизни в качестве самостоятельного продукта [ESPGHAN, 2007]. Но оно может входить в состав других блюд и использоваться для приготовления каш. Кефир, детский йогурт рекомендуется вводить в рацион не ранее 8 мес жизни, при этом их объем не должен превышать 200 мл в сутки. В случае, если у кормящей матери вырабатывается достаточное количество грудного молока, указанные продукты можно рекомендовать в более позднем возрасте. Фруктовые пюре и соки рекомендуются после введения основных энергоемких прикормов (каша, овощное пюре, мясо). Согласно современной точке зрения их целесообразно вводить не ранее 6 мес жизни, причем количество не должно превышать 50 –– 60 мл в сутки. Эта позиция существенно отличается от ранее существовавших представлений о необходимости раннего введения в рацион питания грудного ребенка фруктовых соков. Свежевыжатые соки превосходят консервированные по вкусовым качествам, но последние имеют гарантированное качество, исключающее возможность микробного, радионуклидного и химического загрязнения. Ниже представлена примерная схема введения прикорма детям первого года жизни (рис. 1).
[Проект «Национальной программы по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации»]. В питании ребенка могут быть использованы продукты и блюда, приготовленные как в домашних, так и в промышленных условиях. Последние обладают рядом преимуществ и соответствуют высоким мировым стандартам качества. Для их приготовления используется только экологически чистое сырье, технология отвечает строгим гигиеническим стандартам. Продукты промышленного приготовления имеют гарантированный химический состав и соответствующую возрастным особенностям младенца степень измельчения, обогащены витаминами и минеральными элементами.
Благодаря современным технологиям в последние годы разработан и широко используется в питании детей такой сбалансированный вид прикорма, как сухие инстантные молочные и безмолочные каши. Они не требуют варки и после разведения водой или молоком готовы к употреблению. Это обеспечивает сохранность витаминно–минерального компонента, что чрезвычайно важно для растущего организма ребенка. Каши и продукты прикорма на зерновой основе. Первая каша, которую рекомендуется вводить в рацион младенцев, –– монокомпонентная безглютеновая гречневая или рисовая каша. Кашей заменяют обычно одно кормление грудью, как правило, второе по счету после утреннего кормления грудным молоком или молочной смесью. Согласно современным представлениям каши, содержащие глютен, предпочтительно вводить не ранее 4 мес и не позднее 7 мес жизни, что уменьшает риск глютеновой энтеропатии и других ассоциированных с глютеном заболеваний [ESPGHAN, 2007]. После введения в рацион монокомпонентной каши переходят к поликомпонентным кашам, состоящим из нескольких видов круп или муки. Эти каши могут содержать различные наполнители (фруктовые, овощные) и добавки (мед, орехи, какао, шоколад, ванилин), повышающие пищевую ценность и улучшающие вкусовые качества продукта. Каши, содержащие порошок цитрусовых и мед, рекомендуются не ранее 6 мес жизни, каши с шоколадом и какао –– с 9 мес. По составу и срокам введения детские каши для детей первого года жизни подразделяются на три ступени: • Каши ступени 1 предназначены для начального этапа прикорма. Они монокомпонентные, могут быть молочными и безмолочными, имеют тончайшую консистенцию, облегчающую глотание. • Каши ступени 2 (молочные и безмолочные) предназначены для расширения рациона питания грудного ребенка. Консистенция этих каш позволяет ребенку научиться есть с ложки. Каши имеют фруктовые (чернослив, абрикос, яблоко, груша, банан) или овощные (тыква) добавки. • Каши ступени 3 используются с 8 мес жизни. Они поликомпонентные, по составу молочные и безмолочные. Некоторые из каш содержат фруктовые наполнители в виде небольших твердых кусочков и позволяют ребенку научиться пережевывать пищу без риска поперхивания. Период введения прикорма сопровождается риском нарушения биоценоза кишечника грудного ребенка. Для сохранения полезной микрофлоры в необходимом количестве используют продукты, в состав которых входят пробиотики и/или пребиотики. Эти продукты получили название функциональных. Продукт питания относится к категории функциональных, если он способен улучшать состояние здоровья и снижать риск развития заболеваний, сохраняя при этом свою ценность как источник необходимых пищевых веществ. Овощное пюре. По степени измельчения овощные пюре подразделяют на гомогенизированные (с 4,5 мес жизни) и протертые (старше 9 мес). Сначала вводят в рацион монокомпонентные пюре: из кабачков, цветной капусты, картофеля, моркови. Это позволяет проанализировать реакцию ребенка на введение нового продукта и оценить его индивидуальную переносимость. Затем вводят поликомпонентные пюре с расширением ассортимента овощей за счет тыквы, капусты, в последующем –– томатов и свеклы. С 7 мес добавляют зеленый горошек, с 8 мес в состав может входить лук и чеснок, с 9 мес –– специи (белый перец, лавровый лист) и пряные овощи (сельдерей, укроп). Вторым прикормом в виде овощного пюре заменяют еще одно кормление грудью (чаще третье по счету при 5-разовом кормлении). Мясные продукты. Мясные консервы для детского питания можно разделить по составу их компонентов на чисто мясные, мясо–растительные и консервы на растительной основе с добавлением мяса. Чисто мясные консервы представляют из себя измельченное в различной степени мясо (говядина, свинина, телятина, мясо ягненка, курицы, индейки, кролика и др.), к которому могут быть добавлены соответствующий мясной бульон или питьевая вода, сливочное или растительное масло, формообразователи (крахмал, крупа, мука), пряности, соль. В нашей стране и в России выпускаются мясные пюре трех степеней измельчения: • гомогенизированные, или тонкоизмельченные. Размер частиц в основной массе продукта –– 0,3 мм, предназначены для детей старше 6 мес; • пюреобразные. Размер частиц в основной массе продукта –– до 1,5 мм. Рекомендуются для детей старше 8 мес; • крупноизмельченные. Размер частиц в основной массе продукта –– до 3,0 мм. Предназначены для детей старше 9 –– 10 мес. В пюреобразных и крупноизмельченных консервах содержатся специи (укроп, петрушка, сельдерей, лук, чеснок, кориандр, гвоздика, лавровый лист). Мясные консервы могут служить источником животного белка (5 –– 15 г/100г), а также жира (3 –– 12 г/100г), витамина В12 и железа. Мясорастительные консервы и консервы на растительной основе с мясом представляют собой готовые блюда прикорма, в составе которых имеются растительные компоненты и мясо. Мясо составляет не менее 30 % в мясорастительных консервах и не более 10 –– 15 % в консервах на растительной основе с мясом. Как отечественные, так и зарубежные мясные, мясо–растительные и растительно–мясные консервы дифференцированы по возрасту ребенка и подразделяются на консервы для трех этапов (или стадий) развития: –– для детей до 6 мес (I стадия); –– от 6 до 9 мес (II стадия); –– для детей старше 9 мес (III стадия). Консервы III стадии часто содержат мясо и овощи в виде мелких кусочков. Сначала в рацион вводятся монокомпонентные пюре из говядины, телятины, курицы или индейки. Мясные пюре сочетают с овощными и дают ежедневно. С 8 мес в рацион питания можно включать субпродукты. С 8 –– 9 мес вводят рыбу один–два раза в неделю вместо мяса. В последние годы выпускаются в основном растительно–рыбные консервы. Это готовые блюда прикорма, которые содержат 10 –– 20 % рыбы в сочетании с растительными компонентами. Растительно–рыбные консервы могут иметь различную степень измельчения: пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм) для детей 8 –– 9 мес и крупноизмельченные для детей 11 –– 12 мес. Количество продукта к 11 –– 12 мес составляет 100 –– 150 г. Детям в возрасте 9 –– 10 мес растительно–рыбные консервы следует давать вместо мясного блюда. К концу года их можно назначать дополнительно к мясным блюдам, например, в обед –– мясное блюдо, на ужин –– растительно–рыбные консервы. Фруктово–ягодные соки. Фруктовые соки промышленного изготовления подразделяются на моносоки, изготовленные из одного вида сырья, и купажированные соки, выработанные из двух и более видов фруктов и/или ягод. Выпускаются осветленные соки и соки с мякотью. Соки с добавлением сахара называются нектарами. Содержание фруктовой и/или ягодной части в них должно быть не менее 50 %. Нектары могут быть также изготовлены из одного или нескольких видов фруктов и/или ягод и выпускаются с мякотью или осветленными. Сначала в рацион питания ребенка первого года жизни вводят монокомпонентные осветленные соки. Первый сок может быть яблочным, грушевым или сливовым. Затем в рацион питания включают многокомпонентные фруктовые мякотные соки. Соки цитрусовых и экзотических фруктов вводятся в питание в последнюю очередь, так как они обладают высоким аллергизирующим потенциалом. Фруктовые–ягодные и фруктово–овощные пюре. Производят пюре различной степени измельчения: гомогенизированные и протертые. Наряду с фруктово–ягодными и фруктово–овощными пюре предприятия пищевой промышленности выпускают достаточный ассортимент комбинированных фруктово–зерновых и фруктово–молочных пюре. Фруктово–зерновые пюре включают плоды, различные виды муки или хлопья. Фруктово–молочные пюре производят на основе различных фруктов с добавлением йогурта, сливок, молока или творога, а также небольших количества крахмала или муки как формообразователей. Фруктово–зерновые пюре сочетают в себе свойства двух прикормов –– зернового и фруктового. Они требуют большего напряжения ферментных систем, чем чисто фруктовые. Вводят фруктовые пюре после сока. При организации питания детям первого года жизни следует принимать во внимание рекомендуемый срок введения в рацион продуктов и блюд прикорма. Термин рекомендуемый срок означает возраст, начиная с которого применение данного продукта питания является безопасным для здорового ребенка. Однако основополагающий принцип рационального питания детей грудного возраста –– максимальная индивидуализация и учет особенностей состояния здоровья. Так, срок введения первого прикорма детям, находящимся исключительно на грудном вскармливании, может существенно отличаться от рекомендуемых сроков, указанных на продуктах детского питания. Начало и вид прикорма детей группы риска по развитию аллергии определяется в индивидуальном порядке и может также отличаться от общепринятых стандартов. Признаками адекватности питания ребенка первого года жизни независимо от вида вскармливания являются: • гармоничное физическое развитие; • соответствующее возрасту нервно–психическое развитие; • высокая резистентность; • нормальные поведенческие реакции; • соответствующее возрасту функциональное состояние органов и систем.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |