Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Понятие о языковой норме. Разновидности языковых норм




Читайте также:
  1. I. Понятие и значение.
  2. I. Понятие и значение.
  3. I. ПОНЯТИЕ О КОНЪЮНКТИВИТАХ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
  4. I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  5. II. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях
  6. II. Понятие и формы вины
  7. III вопрос. Полевые работы при теодолитной съемке.
  8. III. Вменяемость, понятие невменяемости
  9. А. Вопросы
  10. А. Вопросы
  11. А. Вопросы
  12. А. Понятие биологической продуктивности

Норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Характерные особенностинормы литературного языка:

· относительная устойчивость;

· распространенность;

· общеупотребительность;

· общеобязательность;

· соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

 

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

К основным источникам становления языковой нормы относятся

· произведения писателей-классиков и современных писателей;

· анализ языка средств массовой информации;

· общепринятое современное употребление;

· данные живого и анкетного опросов;

· научные исследования ученых-языковедов.

 

Нормы помогают сохранить языку свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия.

Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность.

Официальное признание литературной нормы и описание ее в грамматиках, словарях и справочниках, имеющих авторитет во мнении общества, называется кодификацией литературной нормы.

Кодифицированная норма прочнее некодифицированной, в особенности, если кодификация известна широким кругам населения. Кодификация открывает возможность обеспечить большую устойчивость нормы, предотвратить ее полустихийные изменения. Об этих возможностях кодификации можно судить по следующему примеру: разговорная речь упорно навязывает носителям литературного языка ударение зво'нишь, зво'нит. Такое ударение поддерживается законом аналогии: мы произносим: хо'дишь, хо'дит; но'сишь, но'сит; про'сишь, про'сит. Эти глаголы: ходи'ть, носи'ть, проси'ть имеют с глаголом звони'ть сходное строение, так почему же личные формы звони'шь, звони'т, звони'м и т.д. нужно произносить иначе? Но таково предписание кодифицированной нормы и, несмотря на наличие в языке базы для переноса ударения, правильным надо признать произношение звони'т, звоня'т с ударением на окончании.

Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии, сегодня может восприниматься как отклонение от нее. Например, в 30-40-е годы XX века словом абитуриент называли и выпускников школ и поступающих в вузы. Но уже в послевоенные годы за оканчивающими школу закрепилось слово выпускник, а за теми, кто сдает вступительные экзамены в вузе или техникуме, закрепилось слово абитуриент. Или же в качестве примера можно рассмотреть слово кофе. Еще десять лет назад это слово могло употребляться только как существительное мужского рода и отступление от этой нормы рассматривалось как грубое ее нарушение. Сегодня в «Орфоэпическом словаре» наряду с формой мужского рода (крепкий кофе) отмечается допустимая в разговорной речи форма среднего рода (крепкое кофе).



Историческая смена норм литературного языка – закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, развитие литературы и искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

По свидетельству ученых, процесс изменения языковых норм особенно активизировался в последние десятилетия.

 

Различают нормы обязательные (императивные) и вариантные (диспозитивные).

Обязательная норма – норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный.

Например: магази'н, но не мага'зин; катало'г, но не ката'лог; кварта'л, ноне ква'ртал.

Вариантная норма – это норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, оба из которых признаются допустимыми в современном языке.

Например: машу, машет – допустимо и махаю, махает. Или лангустлангуста, манжетманжета.

Варианты – это формальные видоизменения одной и той же единицы, обнаруживаемые на различных уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом).

Варианты могут быть равноправными и неравноправными.

Равноправные варианты могут взаимозаменять друг друга во всех ситуациях общения, независимо от стиля речи, времени употребления и т.д.

Например: ржа'веть – ржаве'ть (фонетические варианты),

лингвистика – языкознание (лексические варианты),

бункера' – бу'нкеры (морфологические варианты),

гулять по вечерам – гулять вечерами (синтаксические варианты).

Неравноправные варианты не могут взаимозаменять друг друга во всех ситуациях общения, так как

· могут различаться по значению. Такие варианты называются семантическими.

Например: и'рис – ири'с (фонетические варианты),

фальшивый – искусственный (лексические варианты),

учители – учителя (морфологические варианты),

по окончании (временное значение)по комнате (значение места) (синтаксические варианты);

· могут относиться к разным языковым стилям. Такие варианты называются стилистическими.

Например: ко'мпас (литературный вариант) – компа'с (профессионализм) (фонетические варианты),

кофе (м.р. – литературный вариант) – кофе (ср.р. – разговорный вариант) (морфологические варианты);

· могут проявляться во времени их употребления – современные и устаревшие варианты. Такие варианты называются нормативно-хронологическими.

Например: ра'курс(современный вариант) – раку'рс (устаревший вариант) (фонетические варианты),

рельс (м.р. – современный вариант) – рельса (ж.р. – устаревший вариант) (морфологические варианты) и т.п.

 

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3446; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.