Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность –это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования


ЛЕКЦИЯ 2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ , СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Бытие –наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

В философии этим понятием обозначают и существующий независимо от сознания людей

объективный мир (материю) и реальный процесс жизнедеятельности людей (бытие человека)

Бытие человека –философская категория, обозначающая существование человека, его реальность.

Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и духа. Оно

ограничено во времени и в пространстве.

Человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать

способностью познавать бытие, он может и влиять на него, позитивно или негативно.

 

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей.

Первым, разобрался в структуре потребностей американский психолог А. Маслоу.

Он расположил потребности в восходящем порядке от низших до высших.

 

 

Пирамида потребностей А. Маслоу.

 
 

 

 


По мнению А. Маслоу потребности

физиологические и экзистенциальные

являются врожденными (первичными)

1. Духовные (идеальные) – Социальные, престижные и духовные

в самовыражении, самореализации. –являются приобретенными

2. Престижные-в уважении, признании. (вторичными).

3. Социальные- дружбе, любви, общении. Потребности каждого следующего

4. Экзистенциальные- в безопасности, комфорте, уровня, становятся, по Маслоу,

уверенности в завтрашнем дне и т.д. насущными, когда удовлетворены

5. Физиологические- в пище, дыхании, отдыхе, жилище.. предыдущие.

 

 

Потребности лежат в основе возникновения интересов.

Интерес – это целенаправленное отношение человека к объекту.

Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые, всего общества).

Интересы разделяют по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Для успешной жизнедеятельности человек должен осознавать не только свои потребности, интересы, но и способности.

Способности человека - индивидуально-психологические особенности личности, от которых

зависит успешность выполнения им определенного вида деятельности.

 

&Современная наука рассматривает формирование и развитие способностей через призму единства биологического и социального. Биологическое начало в способностях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает способностями, потенциально присущими каждому индивиду. Наследственные программы могут оказать воздействие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида.Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физической силе.



Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематическое музыкальное образование, постоянная практика и т.д.

Чтобы установить наличие тех или иных способностей, необходимо попробовать силы в разной

деятельности. С ее помощью задатки к чему-либо можно развить до уровня способностей. Учеными

доказано, что определенного уровня музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо

которых не очень приспособлено для этого. Обученный специальным образом человек может

достичь таких же успехов, как и человек, имеющий хороший музыкальный слух от рождения.

Виды (типология) способностей:

1) общие (интеллект, память, мышление).

2) специальные (музыкальные, артистические, художественные и т.п.).

Факторы, влияющие на формирование способностей:

1) Задатки – природные предпосылки способностей

2) Социальные условия, в которых происходит формирование личности.

3) Целеустремленность личности

4) Потребности общества

Уровни развития способностей:

1) Задатки

2) Способности, одаренность.

3) Талант – такая совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности

отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

4) Гениальность- высочайший уровень развития таланта, позволяющий осуществить

принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

 

P.S. Врожденным ли свойством является талант или приобретенным?

Ласло Полгар, педагог из Венгрии, изучив истории жизни людей, которых принято называть гениями, утверждал, что великими становятся. Он написал книгу «Как воспитать гения» и объявил, что ищет женщину, которая согласна посвятить свою жизнь совместному доказательству этого тезиса. Такая женщина нашлась, они поженились и у них родились три девочки – Жужа, София и Юдит. Ласло обучал девочек дома, на что даже потребовалось отдельное разрешение из министерства. Они великолепно освоили школьную программу, еще в детстве научились говорить на нескольких языках, но главное — они занимались шахматами.

В итоге старшая дочь стала чемпионкой мира, средняя была чемпионкой мира среди мальчиков, затем стала одной из сильнейших шахматисток мира. Но лучше всего получилось у младшей — Юдит. Она стала самым юным гроссмейстером (среди мужчин!), обновив рекорд великого Фишера. На протяжении долгих лет она входила в мужскую шахматную элиту, считаясь одним из лучших гроссмейстеров мира.

Результаты дочерей подтвердили правоту семьи Полгар. Конечно, успехи одной из них можно было бы объяснить совпадением. Но вероятность того, что талантливыми по природе оказались сразу все три участницы эксперимента пренебрежимо мала.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные отличия человека от животного | ЛЕКЦИЯ 3. ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.