Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Факторы, влияющие на совокупный спрос


Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса AD.

 

Как уже ранее было отмечено, при макроэкономическом анализе выделяют четыре важнейших агрегатных рынка: рынок товаров и услуг; рынок труда; рынок капитала; рынок денег (национальной валюты) и ценных бумаг. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой и с внешним рынком.

Начнем рассмотрение с рынка товаров и услуг.

Рынок товаров и услуг – это форма конкурентной экономической связи между субъектами рынка по поводу купли и продажи всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода времени и предназначенных для конечного использования.

Поскольку вся сумма произведенных в стране благ измеряется как ВВП, то рынок товаров и услуг в национальной экономике может быть определен как форма конкурентной связи рыночных субъектов по поводу купли и продажи произведенного в стране валового внутреннего продукта. Спрос на этом рынке определяет совокупный спрос, а предложение товаров и услуг – совокупное предложение.

Термин «совокупный спрос» означает совокупное количество денег, которое различные секторы экономики готовы израсходовать за определенный период времени.

Под совокупным спросом (ADaggregated demand) понимаются запланированные всеми экономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

Таким образом, совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

В соответствии с распределением расходов между секторами экономики в структуре совокупного спроса можно выделить:



- С - потребление – спрос на потребительские товары и услуги, составляют примерно 50% от НД;

- Iинвестиции - инвестиционные расходы частного сектора (фирм и домохозяйств). Фирмы покупают инвестиционные товары для пополнения запасов реального капитала и восстановления изношенного. Домашние хозяйства покупают новые дома, квартиры. Составляют примерно 15-20% НД;

- Gгосударственные закупки – спрос на товары и услуги со стороны государства (образование, здравоохранение, содержание армии, государственных чиновников все уровней власти и др.). В государственные расходы не включают трансферты, субсидии фирмам. Составляют примерно 30% НД;

- Хчистый экспорт – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Одни компоненты совокупных расходов относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы, а инвестиционные расходы более динамичны. Именно их изменение вызывает колебания экономической активности.

Таким образом, совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:

AD = C + I + G + X.

Вспомните, что с данной формулой вы встречались при расчете результирующего показателя функционирования национальной экономики, определении ВНП (ВВП). Поэтому можно дать и иное определение совокупному спросу.

Совокупный спрос - это реальный объем валового внутреннего продукта, который потребители (домохозяйства, государство, фирмы и заграница) готовы приобрести при каждом заданном уровне цен в стране.

Зависимость суммарных расходов, запланированных всеми хозяйствующими субъектами на покупку конечных товаров и услуг (или реального ВВП) от общего уровня цен в стране, представленная графически, называется кривой совокупного спроса (рис. 2.1).

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом заданном уровне цен.

 

Кривая совокупного спроса только внешне похожа на кривую спроса на отдельном рынке. Различия между ними в следующем:

во-первых, кривая совокупного спроса строится из предположения, что скорость денежного обращения постоянна, предложение денег фиксировано, кривая спроса из предположения, что неизменны цены на другие товары и услуги, неизменен потребительский доход;

во-вторых, в случае построения кривой совокупного спроса по оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВВП), обозначаемого Y, а не объем спроса на конкретный товар или услугу, по оси ординат – уровень цен (Р) или дефлятор, а не абсолютные показатели цен (руб.).

Обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса объясняется следующим образом: чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств (М/Р), и, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен совокупный спрос (Y).

Если отрицательный наклон кривой спроса объяснялся эффектом дохода и эффектом замещения, то отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется тремя эффектами:

1) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса).

Если происходит повышение уровня цен в стране, то при постоянном объеме денежной массы спрос на деньги увеличивается. Это приводит к повышению ставки процента. Чем выше ставка процента, тем ниже стимулы для инвестирования и получения кредитов для покупки автомобилей, домов, квартир и т.п.

Таким образом, сокращение инвестиций и потребительских расходов приводит при более высоком уровне цен к уменьшению реального ВВП, на который предъявлен спрос.

2) эффектом богатства (эффект Пигу).

Богатство домохозяйств представлено различными финансовыми активами (не только деньгами, но и акциями, облигациями т.п.), имеющими фиксированную номинальную стоимость. Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов. Это делает их владельцев беднее и побуждает сокращать расходы.



Таким образом, уменьшение реального богатства приводит к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен.

3) эффектом импортных закупок.

При повышении общего уровня цен в стране (при постоянном валютном курсе, неизменных ценах в других странах) товары иностранного производства становятся относительно дешевле. Население увеличивает потребление иностранных товаров, к тому же иностранцы сокращают спрос на товары данной страны. Это приводит к сокращению экспорта и росту импорта, сокращению чистого экспорт, следовательно, объем совокупного спроса уменьшается.

Таким образом, повышение общего уровня цен при прочих равных условиях приводит к уменьшению реального ВВП, на который предъявлен спрос, и наоборот. Это изменение вызывает движение из одной точки в другую (из точки А в точку В) по стабильной кривой совокупного спроса (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Движение по кривой совокупного спроса

 

Однако на объем совокупного спроса воздействуют и неценовые факторы, приводящие к сдвигу кривой совокупного спроса AD (рис. 2.3) и соответственно к изменению реального ВВП.

 

Рис. 2.3. Изменения в совокупном спросе

 

К неценовым факторам относятся:

1) изменение денежной массы.

Рост денежной массы ведет к увеличению совокупного спроса. При этом кривая совокупного спроса сдвигается вправо в положение AD1 (рис. 2.3). Сокращение денежной массы приводит к сокращению совокупного спроса, кривая AD в этом случае сдвигается влево в положение AD2;

2) инфляционные ожидания.

Инфляционные ожидания увеличивают совокупный спрос, и кривая сдвигается вправо в положение AD1 (рис. 2.3);

3) изменения в потребительских расходах.

Они зависят от:

а) благосостояния потребителей: резкое уменьшение по каким-либо причинам реальной стоимости активов (независимо от изменений в общем уровне цен) приводит к уменьшению благосостояния потребителя. Потребительский спрос уменьшается, так как население уменьшает объемы закупок, пытаясь восстановить объемы своих сбережений. Кривая AD смещается в этом случае влево в положение AD2 (рис. 2.3), и наоборот;

б) ожиданий потребителей: изменения в потребительских расходах зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, если люди считают, что их реальные доходы увеличатся, то они готовы тратить большую часть своих нынешних доходов. В результате потребительские расходы возрастают, и кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот;

в) задолженности потребителей: высокий уровень задолженности потребителей, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, заставляет сокращать сегодняшние расходы, чтобы выплатить долги, следовательно, потребительские расходы сокращаются, и кривая совокупного спроса сдвигается влево в положение AD2 (рис. 3), и наоборот;

г) налогов: уменьшение ставки подоходного налога ведет к росту располагаемого дохода и увеличению совокупного спроса. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот;

4) изменений в инвестиционных расходах.

Они зависят от:

а) уровня процентной ставки: увеличение процентной ставки (например, вследствие уменьшения объема денежной массы) приводит к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Кривая AD смещается влево в положение AD2 (рис. 2.3), и наоборот;

б) ожидания прибыли от инвестиций: оптимистические прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары, в результате кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот;

в) налогов с предприятий: увеличение налогов приводит к уменьшению прибылей от капиталовложений и, следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов. Кривая AD смещается влево в положение AD2 (рис. 2.3), и наоборот;

г) технологии: новые технологии стимулируют инвестиционные расходы и тем самым увеличивают совокупный спрос. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот;

д) избыточных мощностей: увеличение избыточных мощностей (недоиспользованного оборудования) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары. Это ведет к уменьшению совокупного спроса, кривая AD при этом смещается влево в положение AD2 (рис. 2.3). При недостатке производственных мощностей фирмы готовы увеличить инвестиционных расходы. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3);

5) изменений в расходах на чистый экспорт:

Они зависят от:

а) национального дохода в зарубежных странах: рост национального дохода (или рост производства) приводит к росту спроса на товары данной страны, ее экспорт возрастает, а импорт снижается. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот;

б) валютных курсов: при понижении курса национальной валюты экспорт возрастает и уменьшается объем импорта, следовательно, растут чистый экспорт и совокупный спрос. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот;

6) государственные расходы.

Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, и кривая AD сдвигается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот.

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Например, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к стимулированию совокупного спроса (кривая сдвигается вправо). Но финансирование этих расходов, например, через продажу облигаций, приведет к тому, что государство заберет часть денежных средств с денежного рынка. При постоянном объеме денежной массы это приведет к росту спроса на деньги и, следовательно, к росту процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиционных расходов, покупок товаров длительного пользования и т.п. В результате совокупный спрос снизится (кривая опять сдвинется влево).

Неожидаемые экономическими агентами экзогенные факторы, вызывающие сдвиги кривой совокупного спроса как влево, так и вправо, в экономической теории называют шоками совокупного спроса. Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке привело к сокращению экспорта, графически это отразится сдвигом кривой влево.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Равновесное функционирование национальной экономики | Предложения AS. Факторы, влияющие на совокупное предложение

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Qd - спрос
  2. Анализ группы факторов, влияющих на спрос.
  3. Антигипертензивные препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему
  4. В зависимости от состояния спроса
  5. В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инва­лидам войны, а впоследствии распространяются и на де­тей-инвалидов.
  6. Ветеринарный контроль по защите комплексов от заноса возбудителей инфекционных болезней и их распространения внутри хозяйства
  7. Взаимодействие спроса и предложения
  8. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
  9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
  10. Взаимосвязь рынков. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
  11. Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения
  12. Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.