КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, влияющие на совокупный спрос
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса AD.
Как уже ранее было отмечено, при макроэкономическом анализе выделяют четыре важнейших агрегатных рынка: рынок товаров и услуг; рынок труда; рынок капитала; рынок денег (национальной валюты) и ценных бумаг. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой и с внешним рынком. Начнем рассмотрение с рынка товаров и услуг.
Поскольку вся сумма произведенных в стране благ измеряется как ВВП, то рынок товаров и услуг в национальной экономике может быть определен как форма конкурентной связи рыночных субъектов по поводу купли и продажи произведенного в стране валового внутреннего продукта. Спрос на этом рынке определяет совокупный спрос, а предложение товаров и услуг – совокупное предложение. Термин «совокупный спрос» означает совокупное количество денег, которое различные секторы экономики готовы израсходовать за определенный период времени.
Таким образом, совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. В соответствии с распределением расходов между секторами экономики в структуре совокупного спроса можно выделить: - С - потребление – спрос на потребительские товары и услуги, составляют примерно 50% от НД; - I – инвестиции - инвестиционные расходы частного сектора (фирм и домохозяйств). Фирмы покупают инвестиционные товары для пополнения запасов реального капитала и восстановления изношенного. Домашние хозяйства покупают новые дома, квартиры. Составляют примерно 15-20% НД; - G – государственные закупки – спрос на товары и услуги со стороны государства (образование, здравоохранение, содержание армии, государственных чиновников все уровней власти и др.). В государственные расходы не включают трансферты, субсидии фирмам. Составляют примерно 30% НД; - Х – чистый экспорт – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Одни компоненты совокупных расходов относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы, а инвестиционные расходы более динамичны. Именно их изменение вызывает колебания экономической активности. Таким образом, совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию: AD = C + I + G + X. Вспомните, что с данной формулой вы встречались при расчете результирующего показателя функционирования национальной экономики, определении ВНП (ВВП). Поэтому можно дать и иное определение совокупному спросу.
Зависимость суммарных расходов, запланированных всеми хозяйствующими субъектами на покупку конечных товаров и услуг (или реального ВВП) от общего уровня цен в стране, представленная графически, называется кривой совокупного спроса ( рис. 2.1).
Кривая совокупного спроса только внешне похожа на кривую спроса на отдельном рынке. Различия между ними в следующем: во-первых, кривая совокупного спроса строится из предположения, что скорость денежного обращения постоянна, предложение денег фиксировано, кривая спроса из предположения, что неизменны цены на другие товары и услуги, неизменен потребительский доход; во-вторых, в случае построения кривой совокупного спроса по оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВВП), обозначаемого Y, а не объем спроса на конкретный товар или услугу, по оси ординат – уровень цен (Р) или дефлятор, а не абсолютные показатели цен (руб.). Обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса объясняется следующим образом: чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств (М/Р), и, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен совокупный спрос (Y). Если отрицательный наклон кривой спроса объяснялся эффектом дохода и эффектом замещения, то отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется тремя эффектами: 1) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса). Если происходит повышение уровня цен в стране, то при постоянном объеме денежной массы спрос на деньги увеличивается. Это приводит к повышению ставки процента. Чем выше ставка процента, тем ниже стимулы для инвестирования и получения кредитов для покупки автомобилей, домов, квартир и т.п. Таким образом, сокращение инвестиций и потребительских расходов приводит при более высоком уровне цен к уменьшению реального ВВП, на который предъявлен спрос. 2) эффектом богатства (эффект Пигу). Богатство домохозяйств представлено различными финансовыми активами (не только деньгами, но и акциями, облигациями т.п.), имеющими фиксированную номинальную стоимость. Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов. Это делает их владельцев беднее и побуждает сокращать расходы. Таким образом, уменьшение реального богатства приводит к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен. 3) эффектом импортных закупок. При повышении общего уровня цен в стране (при постоянном валютном курсе, неизменных ценах в других странах) товары иностранного производства становятся относительно дешевле. Население увеличивает потребление иностранных товаров, к тому же иностранцы сокращают спрос на товары данной страны. Это приводит к сокращению экспорта и росту импорта, сокращению чистого экспорт, следовательно, объем совокупного спроса уменьшается. Таким образом, повышение общего уровня цен при прочих равных условиях приводит к уменьшению реального ВВП, на который предъявлен спрос, и наоборот. Это изменение вызывает движение из одной точки в другую (из точки А в точку В) по стабильной кривой совокупного спроса (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Движение по кривой совокупного спроса
Однако на объем совокупного спроса воздействуют и неценовые факторы, приводящие к сдвигу кривой совокупного спроса AD (рис. 2.3) и соответственно к изменению реального ВВП.
Рис. 2.3. Изменения в совокупном спросе
К неценовым факторам относятся: 1) изменение денежной массы. Рост денежной массы ведет к увеличению совокупного спроса. При этом кривая совокупного спроса сдвигается вправо в положение AD1 (рис. 2.3). Сокращение денежной массы приводит к сокращению совокупного спроса, кривая AD в этом случае сдвигается влево в положение AD2; 2) инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания увеличивают совокупный спрос, и кривая сдвигается вправо в положение AD1 (рис. 2.3); 3) изменения в потребительских расходах. Они зависят от: а) благосостояния потребителей: резкое уменьшение по каким-либо причинам реальной стоимости активов (независимо от изменений в общем уровне цен) приводит к уменьшению благосостояния потребителя. Потребительский спрос уменьшается, так как население уменьшает объемы закупок, пытаясь восстановить объемы своих сбережений. Кривая AD смещается в этом случае влево в положение AD2 (рис. 2.3), и наоборот; б) ожиданий потребителей: изменения в потребительских расходах зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, если люди считают, что их реальные доходы увеличатся, то они готовы тратить большую часть своих нынешних доходов. В результате потребительские расходы возрастают, и кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот; в) задолженности потребителей: высокий уровень задолженности потребителей, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, заставляет сокращать сегодняшние расходы, чтобы выплатить долги, следовательно, потребительские расходы сокращаются, и кривая совокупного спроса сдвигается влево в положение AD2 (рис. 3), и наоборот; г) налогов: уменьшение ставки подоходного налога ведет к росту располагаемого дохода и увеличению совокупного спроса. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот; 4) изменений в инвестиционных расходах. Они зависят от: а) уровня процентной ставки: увеличение процентной ставки (например, вследствие уменьшения объема денежной массы) приводит к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Кривая AD смещается влево в положение AD2 (рис. 2.3), и наоборот; б) ожидания прибыли от инвестиций: оптимистические прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары, в результате кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот; в) налогов с предприятий: увеличение налогов приводит к уменьшению прибылей от капиталовложений и, следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов. Кривая AD смещается влево в положение AD2 (рис. 2.3), и наоборот; г) технологии: новые технологии стимулируют инвестиционные расходы и тем самым увеличивают совокупный спрос. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот; д) избыточных мощностей: увеличение избыточных мощностей (недоиспользованного оборудования) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары. Это ведет к уменьшению совокупного спроса, кривая AD при этом смещается влево в положение AD2 (рис. 2.3). При недостатке производственных мощностей фирмы готовы увеличить инвестиционных расходы. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3); 5) изменений в расходах на чистый экспорт: Они зависят от: а) национального дохода в зарубежных странах: рост национального дохода (или рост производства) приводит к росту спроса на товары данной страны, ее экспорт возрастает, а импорт снижается. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот; б) валютных курсов: при понижении курса национальной валюты экспорт возрастает и уменьшается объем импорта, следовательно, растут чистый экспорт и совокупный спрос. Кривая AD смещается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот; 6) государственные расходы. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, и кривая AD сдвигается вправо в положение AD1 (рис. 2.3), и наоборот. Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Например, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к стимулированию совокупного спроса (кривая сдвигается вправо). Но финансирование этих расходов, например, через продажу облигаций, приведет к тому, что государство заберет часть денежных средств с денежного рынка. При постоянном объеме денежной массы это приведет к росту спроса на деньги и, следовательно, к росту процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиционных расходов, покупок товаров длительного пользования и т.п. В результате совокупный спрос снизится (кривая опять сдвинется влево). Неожидаемые экономическими агентами экзогенные факторы, вызывающие сдвиги кривой совокупного спроса как влево, так и вправо, в экономической теории называют шоками совокупного спроса. Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке привело к сокращению экспорта, графически это отразится сдвигом кривой влево.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |