Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Психокоррекция как один из методов психологической помощи





Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями психики человека

 

Состояние психики Вид помощи
Болезнь Психиатрия. Медицинская психотерапия
Начальные отклонения в психике от нормы Немедицинская психотерапия и психо­коррекция
Психическая норма Консультирование. Активное социально-психологическое обучение

Термин "коррекция" буквально означает "исправление". Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий "психологическая коррекция" и "психотерапия". Одна из них заключается в признании полной идентичности этих двух понятий.

Однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция, как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине (где можно указать две основные области ее применения: психопрофилактика и собственно лечение - психотерапия), но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике.

Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения психологической коррекции представляется в определенной степени искусственным. Во-первых, в области неврозов полностью развести понятия "психическая коррекция" и "психотерапия", "лечение" и "профилактика" не удается, так как невроз - это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии - одного из компонентов лечебного процесса.

Задачи психологической коррекции могут существенно варьироваться от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности задачам психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных личностно-ориентированных систем психотерапии).



Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по определенным критериям. \

Например, по характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую (предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений) и каузальную (причинную, более длительную по воздействию и более эффективную).

По наличию программ: импровизированную; программированную.

По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную, недирективную.

По продолжительности: сверхкороткую, короткую, длительную, сверхдлительную.

По форме работы с клиентом различают коррекцию: индивидуальную (работа психолога с клиентом один на один) и групповую (в закрытой естественной группе; в открытой группе для клиентов со сходными проблемами).

 

Психологами используются различные психокоррекционные методы: индивидуальная и групповая терапия, семейная работа, психодинамическая психотерапия, игровая, поведенческая и когнитивная психотерапия.

Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности пациента, снимает у него психологические барьеры, которые с трудом преодолеваются в присутствии других людей.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие: добровольное согласие на получение такой помощи, доверие клиента к психологу, активность его, право клиента принимать или не принимать оказываемую ему помощь.

К основным методам индивидуального воздействия относятся: убеждение и внушение. Убеждение начинается с выяснения того, что знает пациент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с ним цели и задачи психокоррекции, затем начинает непосредственно работать с ним. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется к маловнушаемым людям. Внушение - вид воздействия одного человека на другого (или на группу), при котором у воспринимающего человека (реципиента помимо его воли и желания возникают мысли, чувства, желания v настроения, которые вызывает внушающий человек (индуктор). Так или иначе, внушение присутствует в любой психотерапии, побуждая терапевта к осознанию и оценке своих суггестивных способностей, внушаемости пациентов, контролю суггестивных влияний в процессе психотерапии.

Применение методов внушения зависит от степени внушаемость пациента - восприимчивости к внушению, связанной с установкой субъекта на восприятие/невосприятие внушающего воздействия. Специфика групповой психокоррекции заключается целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. все совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, представляет лишь специфическую форму, при использовании которых основным инструментом воздействия выступает группа, в отличие индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является сам психолог. Группа выступает как модель реальной жизни.

Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей участнику адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.