КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преимущества, разновидности и недостатки социологического наблюдения
Наблюдение имеет ряд преимуществ по сравнению с другими социологическими методами. Главные из них – это: · непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев между наблюдателем и респондентом; · оперативность получения информации. Достоинства метода наблюдения не исключают ряд недостатков, к которым относят: 1. Невольное вмешательство наблюдателя в естественный ход событий. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. 2. Ограниченная возможность изучения той или иной ситуации. Оперативность зачастую оборачивается локальностью и ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью исследователя охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. 3. Невозможность избежать субъективного отношения исследователя к изучаемому явлению. Таким образом, напрашивается вывод, что метод наблюдения субъективен и личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах.
Какими же качествами должен обладать наблюдатель? Во-первых, наблюдатель должен быть добросовестным; Во-вторых, он должен постоянно контролировать свои действия с тем, чтобы не оказывать давлеющего влияния на наблюдаемую ситуацию; В-третьих, он должен постоянно помнить не только об интересах исследования, но и о людях, за которыми ведется наблюдение. Для того, чтобы наблюдатель соответствовал этим качествам, с ним проводится серьезная предварительная подготовка. Все свои действия наблюдатель осуществляет строго в соответствии с разработанной инструкцией, в которой обусловлена вся деятельность наблюдателя от первого до последнего шага, т.е. до окончания наблюдения. Характер этих требований зависит, прежде всего, от того, какой вид наблюдения исследователь осуществляет.
В связи с этим, научное наблюдение можно классифицировать по ряду оснований: Основание первое – по позиции наблюдателя. Различают невключенное и включенное наблюдение, подразделяя включенное наблюдение на: • скрытое (естественный наблюдатель-участник); • и открытое (наблюдатель-участник); Основание второе – по требованию к обстановке. Наблюдение может быть лабораторное, полевое и лабораторно-полевое; Основание третье – по уровню стандартизации процедур. Наблюдение может быть стандартизированное, не стандартизированное и частично стандартизованное; Основание четвертое – по времени наблюдения. Различают систематические, эпизодические и случайные наблюдения. Помимо этих оснований и в зависимости от социального уровня субъекта наблюдения могут вестись за индивидами, малыми социальными группами, коллективами, социальными общностями. При этом для наблюдения могут быть использованы как аудио-визуальные и компьютерные средства, так и наблюдение без применения технических средств.
Что представляет собой каждая из перечисленных разновидностей наблюдения?
Невключенным называют наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиционного (обычного, привычного) и открытого (нескрываемого от других) поведения. Осуществляя его, наблюдатель обязан: 1. Находиться вне изучаемого объекта; 2. Воспринимать этот объект со стороны; 3. Никоим образом не вмешиваться в естественный ход событий, в том числе не задавать наблюдаемым никаких вопросов. Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал на практике недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Если наблюдатель проводит наблюдение таким методом, то ему противопоказаны: 1. Яркая (броская) одежда; 2. Экстравагантность манер поведения; 3. Излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь: 1. Устойчивую психику; 2. Флегматичный темперамент; 3. Способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации; 4. Терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя. Включенное наблюдение называется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект. Он принимает непосредственное участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что: 1. Наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя; 2. Имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется: 1. Умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми; 2. Общительность; 3. Доброжелательность; 4. Тактичность; 5. Сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям). Включенное наблюдение может проводиться инкогнито (скрыто). В этом случае наблюдаемые не знают о наблюдателе, думают, что он – один из них. Иногда включенное наблюдение отождествляется с научным шпионажем. Здесь наблюдателю понадобятся не только все вышеперечисленные качества, но и: · Артистизм; · Умение реагировать одновременно на многие сигналы (считается, что максимально возможно одновременно зафиксировать до девяти параметров наблюдаемого объекта); · Быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запоминать увиденное; · Способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств; · Сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества. Включенное наблюдение принципиально отлично от шпионажа в обычном понимании. Его цель – не вред, а польза наблюдаемым. Используемые в нем приемы получения информации должны отвечать нормативам научной этики: 1. Это значит, что исследователь-наблюдатель фиксирует лишь те акты поведения (события), на регистрацию которых нацеливает исследовательская программа. 2. Это значит, что он не имеет права разглашать полученную информацию, использовать ее не для научных, а каких-либо других целей. 3. Это значит, наконец, что исследователь несет ответственность не только за качество собранной и обработанной им информации, но и за все последствия своего вмешательства в изучаемые социальные явления.
Специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога предъявляют и другие разновидности наблюдения.
Лабораторные наблюдения проводятся в искусственно созданных условиях. Наблюдаемые могут приглашаться в отдельные помещения, где для них создается соответствующая обстановка, а результаты их деятельности фиксируются наблюдателем при помощи кино-, фото- или видио аппаратуры. При лабораторном наблюдении повышается роль исследователя в его умении · регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, · а также возрастает роль таких черт характера исследователя, как: 1. принципиальность и аккуратность; 2. техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). Основной недостаток данного метода заключается в том, что искусственно созданная ситуация не всегда в полном объеме и с высокой степенью достоверности позволяет выявить истинные действия участников наблюдения. Полевые наблюдения осуществляются в обычной социальной жизни и дают более объективную информацию об исследуемом объекте. Особую роль в этом случае играют · знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов); · оперативная память; · аналитичность мышления наблюдателя; · его способность ограничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта; · способность распределять свое внимание на все эти признаки или переключать его на один из них. Основной недостаток данного метода наблюдения состоит в том, что на наблюдаемых могут оказывать воздействие различные внешние факторы, не характерные для данной проблемной ситуации (потери рабочего времени в цехе, работа городского транспорта, проблемы, возникающие у людей вне сферы производства – детский сад, школа, магазин, парикмахерская и т.п.). В лабораторно-полевом исследовании предпринимаются попытки снять недостатки присущие как лабораторному, так и полевому наблюдению. Стандартизированное (запрограммированное) наблюдение. Ему свойственны четко формализованные процедуры и инструменты. В данном виде наблюдения исследователь заранее определяет, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследования Данный метод наблюдения предполагает: · повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях; · самоконтроль; · пунктуальность, исполнительность и педантизм. Нестандартизированное (неконтролируемое) наблюдение. В данном методе наблюдения заранее не определяются те элементы, которые подлежат наблюдению и регистрации. Все это требует от исследователя: · солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии; · умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5 - 7 параметрами ситуации; · обладание способностью быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения. Чаще всего данный метод наблюдения используется в начале исследования для того, чтобы уяснить проблемную ситуацию. Его результаты фиксируются в дневниках наблюдения. Частично стандартизованное наблюдение. В нем исследователь определяет лишь некоторую часть признаков объекта, которыемогут оказать влияние на результаты проводимого исследования. Запись результатов осуществляется при помощи протоколов или дневников наблюдения. Систематическое наблюдение нацелено на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования. Такое наблюдение проводится в соответствии с целями и задачами, предусмотренными программой исследования либо – ежедневно; либо – 1 раз в неделю; либо – 1 раз в месяц и т.д. Вести систематическое наблюдение можно: · за определенной социальной группой (рабочей бригадой, студенческой учебной группой в течение семестра, учебного года); · за определенным процессом в различных группах (усиление чувства ответственности у студентов за учебу в вузе); · за определенным процессом в определенной группе (изменение отношения к учебе по избранной специальности у студентов такой-то учебной группы). Эпизодические наблюдения проводятся за одним и тем же объектом без особой регулярности, по мере необходимости, предусмотренной программой исследования. Случайные наблюдения – это не предусмотренные исследовательской программой наблюдения. При таких исследованиях единицы наблюдения жестко не регламентированы и исследователю приходится часто иметь дело: · с заранее незапланированным явлением (связь отношения к учебе и наличие «крутых» спонсоров…); · с неожиданной ситуацией (влияние условий проживания в общежитии и дома на учебу студентов…). Они могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога.
Как видно, исследователи-наблюдатели в разных случаях исполняют принципиально отличительные функции в диапазоне от простой технической регистрации до истинно научного творчества. Успешность использования данного метода во многом зависит от того, насколько профессиональные и личностные качества исследователя соответствуют специфике типа наблюдения. Поэтому подбор, подготовка и инструктирование наблюдателей – весьма ответственный этап реализации данного метода.
Исходя из данных оснований, наблюдение строится в соответствии с программой, которая в себя включает: - определение целей и задач наблюдения; - выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения; - выбор способа наблюдения, наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации; - выбор способа регистрации наблюдаемого объекта (специальные карточки, блокноты, дневники, протоколы наблюдения и т.д.); - интерпретацию и обработку полученной информации; - написание отчета.
Завершим рассмотрение социологического наблюдения перечнем распространенных просчетов в его применении: 1. Программа наблюдения недостаточно продумана, нечетко определены категории наблюдения, в силу чего в одну категорию попадают различные классы признаков. 2. Категории наблюдения не имеют органической связи с гипотезой (гипотезами) исследования. 3. Категории наблюдения имеют только описательный или только оценочный характер. 4. В число единиц наблюдения не включены значимые свойства наблюдаемой ситуации. 5. Условия наблюдения сформулированы аморфно, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения. 6. Массовые наблюдения начаты раньше, чем готов весь инструментарий. 7. Инструментарий не получил должной апробации. 8. Не учтена специфика научного предназначения используемой разновидности наблюдения. 9. Профессиональная подготовка и личностные качества наблюдателя не соответствуют тому набору функций, который им реально придется выполнять. 10. Отсутствует классификатор контент-анализа дневников наблюдателей. 11. Кодировка карточек наблюдения не соответствует программе обработки данных. 12. Записанная с помощью технических средств информация не соотнесена с данными наблюдения, полученными иными способами. 13. Итоговый протокол наблюдения не включает всей полученной информации. 14. Не подсчитаны коэффициенты устойчивости наблюдения (КУН), согласие наблюдателей (КСН) и надежности наблюдения (КНН). 15. Результаты наблюдения не проверены другими методами.
Таким образом, наряду с другими методами, метод наблюдения находит широкое применение в социологическом исследовании и, особенно, на его начальных этапах.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |