Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патерналистская теория


За невыполнение приказа или его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости от страны, о которой будет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всем известно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и терять кормильцу работу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались на любые условия, отношения и обращения которым они подвергались.

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Патримониальная теория

Право устанавливается и обеспечивается государством.

Право выражает волю народа.

Неперсонифицированность, т.е. отсутствие адресата. НП адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права (НП) закрепляются эталон, масштаб модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность, т.е. НП[16] обязательны для всех членов общества, и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность. Это означает, что НП всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму – законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, т.е. не имеющим юридической силы.

С древних времен пошло так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди. Земля покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И власть собственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьяне были обязаны соблюдать, сохранять и чтить законы и значимые желания и повеления их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого феодала, который их покупал, или не хотели. Исполнение воли «хозяина» не обсуждалось и выполнялось беспрекословно.

Возникла от слова патер - отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.



Суть данной теории похожа на патриархальную теорию, только в патриархальной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.Филмер делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. А в патерналистской теории государство приравнивается к понятию «семья».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Либертарно - юридическая теория | Понятия погрешности и неопределенности результатов измерений

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.