КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и основные черты рыночного хозяйства
Структура и инфраструктура рынка Причины возникновения и условия развития рынка......................... Сущность и основные черты рыночного хозяйства........................ Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства
Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы. Рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие - децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы). Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на схеме 9.. Схема 9.
· Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. · Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика. · Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре. · Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами. · Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма (схема 10) не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов Схема 10.
Домохозяйство - представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг. Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы). В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей. Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена. В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа: · непосредственный (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились и в современной экономике в виде бартера; · товарный обмен. Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. К проблеме товара и его свойств каждая научная школа подходила со своей методологией. Представители классической политэкономии явились создателями трудовой теории стоимости ( объективной парадигмы стоимости ), которая получила законченное выражение в марксизме. Согласно ей товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную потребность людей. Стоимость же товара определяет затраченный на его изготовление труд. Стоимость является общественным свойством, поэтому ее величина определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, совершенными при существующих нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. При этом роль измерителя стоимости выполняет особый товар - деньги. Иной подход к проблеме продемонстрировали маржиналисты, создавшие теорию предельной полезности. Ценность, т. е. стоимость, в терминологии этой школы, зависит от полезности и редкости блага. Оценки полезности производятся субъектом, поэтому данная теория называется субъективной парадигмой стоимости. Сторонники же современного неоклассического направления в экономической теории утверждая, что противоречия между этими двумя подходами нет, рассматривают цену равновесия как синтез полезности и издержек производства. Именно эта категория является одной из основных в анализе рыночного механизма.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |