Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4: Метод опроса в социологии

Вопросы 1. Опросные методы2. Разновидности социологических опросов: · Интервьюирование· Анкетирование· Прессовый опрос· Почтовый опрос· Телефонный опрос· Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос· Телевизионный экспресс-опрос

Литература:

1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. – М.: МГУ, 1988.

2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.

3. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1990.

4. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Ростов н / Д., Феникс,1996.

5. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиторал УРСС, 2003.

6. Социология: Учебное пособие / В.В. Бурега, В.А. Калганов, И.М. Чернин, И.В. Ляшко. – Донецк: ДонГАУ, 1998.

7. Соціологія: Навчальний посібник для тих, хто вивчає проблеми соціального управління / Під заг. ред. В.В. Буреги, О.В. Мазурика. Вид. друге, доп. та перероб. – Донецьк: «Норд-компьютер», 2005.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1998.

ВВЕДЕНИЕ Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. Опрос является, пожалуй, самым важным методом сбора социальной информации. Во-первых, потому, что с его помощью можно получать информацию о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и т.д.; Во-вторых, поскольку этот метод является методом изучения непосредственных фактов сознания, он позволяет получить информацию практически о всех, в том числе и внешне не выраженных проблемах жизнедеятельности людей, коллективов, социальных групп.Сфера использования метода опроса при изучении социальных аспектов труда – самая широкая. С его помощью могут изучаться: · вопросы работы с кадрами;· состояние трудовой дисциплины;· уровень трудовой активности работников;· ценностные ориентации работников;· социально-психологический микроклимат в коллективах; · общественное мнение и т.д. 1. Опросные методы Опросы проводятся социологами настолько часто, что кое-кто оценивает их как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. Такая оценка ошибочна, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, - в арсенале социологии имеется множество неопросных методов, о которых говорилось ранее и речь пойдет дальше. Во-вторых, - этот способ не является только социологическим. В последнее время он широко используется в политологических, журналистских, экономических, демографических, культурологических, психологических, правоведческих и иных социальных исследованиях.Основное предназначение социологических опросов - получение информации: · о мнениях людей, их мотивах поведения и оценках социальных явлений; · о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку мнения людей, мотивы и феномены их поведения выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает в следующих случаях: · если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации; · если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками. Исследовательские возможности опросов не безграничны. Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую возможно получить другими способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами. Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным методом анкетирования они могут быть представлены в виде: · интервьюирования; · почтовых;· телефонных; · прессовых;· факсовых; · экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опроса имеет свою специфику, о которой будет сказано ниже. Сейчас охарактеризуем их общие принципы. Во-первых, любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Во-вторых, каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству или опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во всех отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. В-третьих, социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять-таки исследовательской программной. Любой опрос представляет собой акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.2. Респондент заинтересован в опросе.3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях. В этом случае опросы можно выделить по ряду оснований:
Основания  
Интервью
По форме контакта    
  Анкетирование
 
Массовые
По носителю информации    
    Экспертные
 
По широте охвата Сплошные
   
Выборочные
Таким образом, опрос – это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога с респондентом путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом и вытекающие из целей и задач исследования. 2. Разновидности социологических опросов2.1 Интервью Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, при котором запись ответов респондента производится либо интервьюером, либо механически (на пленку). Таким образом, при проведении интервью исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования и других методов социологического опроса потому, что:· вопросов без ответов при интервью практически не бывает;· неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;· имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;· получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с информацией, полученной в анкете.Главный недостаток метода интервьюирования – · малая оперативность; · существенные затраты времени; · необходимость большого числа интервьюеров; · невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.В интервью, как методе сбора социальной информации, различают: · Стандартизированное (формализованное) интервью;· Полустандартизированное интервью;· Фокусированное интервью;· Свободное интервью;· Разведывательное (глубинное) интервью.Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.Только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервью. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации. Разведывательное (глубинное) интервью используют при определении или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, сколько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:· однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);· в межличностной (интервьюер-респондент) форме; · в личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) форме; · в форме группа-группа (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).Диапазон требований, предъявляемых к интервьюерам, работающим в различных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, и педагогическом, и конфликтологическом, и в журналистском и иных отношениях. Для проведения, например, разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). В то же время, без квалифицированных социологов невозможно получить достоверную информацию во всех других разновидностях интервью. 2.2 Анкетирование Для опосредованного общения исследователя с респондентом применяется анкетирование. Это наиболее распространенный метод сбора информации в социологии.Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз (метод беседы).Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности). Чаще всего оно носит выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета. Анкета – это объединенная единым замыслом система вопросов, направленных на выявление качественных и количественных характеристик индивида, коллектива, социальной группы.Таким образом, анкета включает в себя: 1. Преамбульно-инструктивный раздел (вводную часть). Значимость вводной части нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой. 2. Главную часть анкеты (опросного листа). Главная часть анкеты разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. Поэтому главная часть включает в себя: · блок контактных вопросов, ставящих своей целью – заинтересовать респондента и облегчить ему вхождение в проблему. Контактные вопросы должны быть: а) просты в своих формулировках, б) ответы на них должны быть достаточно легки, в) вопросов этой группы в анкете не должно быть много, чтобы не перегружать анкету;· группа основных вопросов, которые являются поставщиками основной информации по исследуемой проблеме. Их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. Как правило, в анкете каждой отдельной задаче соответствует свой блок основных вопросов;· блок заключительных вопросов. Заключительные вопросы призваны: а) снять психологическое напряжение у респондента, б) дать ему понять, что проделана большая и важная работа. 3. Паспортичку. Как правило, паспортичка стоит в конце анкеты и предполагает ответы на вопросы о социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, образование, национальность, профессия, семейное положение, социальное происхождение и т.д.Следовательно, анкетирование позволяет социологу определить путем разработки системы вопросов качественные и количественные характеристики исследуемого объекта. Помимо интервью и анкетирования в социологическом исследовании могут быть применены следующие виды опроса. 2.3. Прессовый опрос Прессовый опрос представляет собой разновидность анкетирования. Осуществляется посредством публикации анкет в периодической печати (газеты, журналы и др.). Основные преимущества прессового опроса: · оперативность; · массовость;· экономичность; · откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные недостатки прессового опроса: · низкая репрезентативность (представительность показателей опроса из-за невозможности определить выборочную совокупность); · невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой (возврат анкет не превышает, как правило, 5 % от опубликованного); · малочисленность вопросов в анкете; · преобладание в анкете закрытых вопросов; · ограниченные возможности применения других видов вопросов (шкальных, табличных, диалоговых, вопросов-меню, контрольных и вопросов-фильтров); · вероятность влияния на респондента других лиц (анкета может заполняться в кругу семьи, в трудовом коллективе и т.д.). Обязательные требования к методу прессового опроса: 1. предварительная апробация (пилотаж) анкеты среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;2. предельная простота формулировок вопросов в анкете и инструкции к заполнению;3. использование в анкете разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);4. повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации;5. оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременного проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям. 2.4. Почтовый опрос Почтовый опрос. Это форма анкетирования посредством почтовой рассылки, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект. Достоинства метода: · возможность получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера;· охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться;· иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом;· экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования). Недостатки: · низкий возврат анкет;· перекосы репрезентативности, связанные с определением выборки;· неизбежность выбраковки;· нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов. Обязательные требования данного метода: 1. тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;2. обстоятельная инструкция к ее заполнению;3. шифровка конвертов;4. вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;5. напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами). 2.5. Телефонный опрос Телефонный опрос представляет собой специфический синтез анкетирования и интервьюирования. Используется, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний. Основные преимущества телефонного опроса: · оперативность;· краткосрочность; · экономичность. Главный недостаток телефонного опроса: · обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство телефонного опроса обусловлено: · отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; · большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам и многими другими факторами. Обязательные требования к методу: 1. предварительное изучение карты города, мест компактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;2. разработка специального инструментария, включающего картограмму опроса, опросные бланки и кодировочные листы, дневники и протоколы опроса, обстоятельную инструкцию интервьюерам;3. наличие телефонных справочников;4. соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;5. особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров;6. повышенная требовательность к их честности;7. обязательный контроль за деятельностью интервьюеров;8. перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов. 2.6. Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос. Данный вид опроса – редко используемая в научных целях форма проведения анкетирования. При факсовом (телетайпный, телеграфный) опросе в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов: В первой - респондентами выступают руководители обозначенных предприятий и учреждений. Во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса. Главное достоинство метода: · сверхоперативность; · экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: · предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций); · закрытость вопросов; · ограниченность вариантов ответов (не более семи). 2.7. Телевизионный экспресс–опрос Телевизионный экспресс-опрос – это метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации. Как правило, он используется ведущими телевизионных политических программ. Техника этого метода предполагает:1. формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;2. мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо «да», либо «нет»;3. просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);4. оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;5. комментирование полученных результатов.Этот привлекательный для многих прием тележурналистики, способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще и по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.Телевизионные экспресс - опросы представляют собой специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемых ею. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: Первый - он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию. Второй - социологический метод исследования позволяет успешно прогнозировать и планировать свою деятельность индивиду, коллективу, социальной группе и исходя из этого – проектировать некоторые социальные процессы.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые основы специального образования | Лекция 4. Минеральные вещества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.