Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЦЕН





СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоот­ношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может выз­вать изменения в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсе­местно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях воз­вращается в форме более дорогого оборудования, транспорт­ных средств и т.д.

Цены, действующие в рыночной экономике страны, клас­сифицируют по следующим основным признакам.

По характеру обслуживаемого оборотавыделяют:

• оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию дру­гим предприятиям и сбытовым организациям;

• закупочные цены, по которым производители сельскохо­зяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышлен­ным предприятиям для дальнейшей переработки;

• цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных, цен расширяется;

• розничные цены, по которым торговые организации ре­ализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

• тарифы грузового и пассажирского транспорта;

• тарифы на платные услуги населению;

• цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в про­центах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

Состав розничной цены приведен ниже (см. с. 272).

 

Себестои­мость продукции Прибыль предприя­тия Акциз (по под­акцизным товарам) Налог на добавлен­ную стоимость Наценки посредни­ческих организа­ций Торго­вые наценки
Отпускная цена предприятия    
Оптовая рыночная цена
Розничная цена

 

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производст­ву и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибы­ли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.



Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правитель­ством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изде­лия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие из­делия.

Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка – 20%. Вместе с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассор­тимента и ряд других).

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечи­вают им возмещение затрат, связанных с продвижением про­дукции от производителей к потребителям, и получение опре­деленной суммы прибыли.

В зависимости от сферы регулированияразличают:

• свободные цены, которые устанавливаются произво­дителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязатель­ствами;

• договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

• цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

• регулируемые цены – цены, устанавливаемые под конт­ролем государства или отдельных субъектов Федерации. Раз­личают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффи­циентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядоче­нию государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

В зависимости от территории действияразличают:

• единые или поясные цены;

• региональные (зональные) цены.

Единые цены устанавливаются и регулируются федераль­ными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социаль­но-экономические условия и особенности отдельных террито­рий. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тари­фов)» определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ пре­доставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.

Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:

газ природный (кроме реализуемого населению и жилищ­но-строительным кооперативам);

продукция ядерно-топливного цикла;

электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регули­руются Федеральной энергетической комиссией;

продукция оборонного производства;

драгоценные металлы и сплавы;

перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на же­лезнодорожном транспорте;

перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригород­ном сообщении) и др.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

газ природный, реализуемый населению и жилищным ко­оперативам;

электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регули­руются региональными энергетическими комиссиями;

топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, ре­ализуемые населению;

оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товаравыделяют:

• цену «франко-склад поставщика»;

• цену «франко-станция отправления»;

• цену «франко-склад потребителя» и др.

Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно вклю­чаются в цену товара.

Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

По времени действияцены подразделяются на:

• твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

• текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

• сезонные, действующие в пределах определенного пери­ода времени;

• скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходи­мый для их изготовления.

В классификации цен отдельно выделяются цены, использу­емые в статистике:

• текущие;

• средние;

• сопоставимые;

• неизменные.

Статистические цены являются обобщенными, агрегиро­ванными. Они позволяют анализировать и выявлять тенден­ции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.

 

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы не­обходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:

• спрос на продукцию;

• государственное регулирование цен;

• издержки по производству и реализации продукции;

• конкуренция;

• другие факторы.

Значительное влияние на цену товара оказывает спрос.Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой товара и спросом на него описывается кривой спроса, показанной на рис. 14.1.

Кривая спроса показывает обратно пропорциональную за­висимость между ценой товара и спросом на него.

Рис. 1. Кривая спроса

 

Рис. 2. Кривая предложения

 

Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая пред­ложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что по­вышение цены заинтересовывает производителей в увеличении

объемов продаж. Зависимость меж­ду ценой товара и его предложением показана на рис. 2.

Цена, при которой спрос и пред­ложение равны, называется равно­весной ценой. Это чименно та цена, по которой товар будет продан (рис. 3).

Рис. 14.3. Равновесная цена

 

В действительности соотношение спроса и предложения постоянно ме­няется в результате воздействия на них различных факторов.

Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластич­ности. Эластичность дает представ­ление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.

Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэф­фициента эластичности (Кэ):

 

 

где Q1 – объем продаж по прежним ценам;

Q2 – объем продаж по новым ценам;

Р1 – прежняя цена изделия;

Р2 – новая цена изделия.

 

Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. Й наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает боль­ших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эла­стичности менее единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относи­тельно недорогие товары и др.

Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовер­шенного рынка возникающая равновесная цена не способству­ет оптимальному состоянию и стабильности в обществе. По­этому государство путем установления регулируемых цен це­ленаправленно создает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учитывать следующие моменты:

во-первых, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затова­ривание продукции, не находящей сбыта;

во-вторых, полный отказ государства от вмешательства в процесс ценообразования лишает общество возможности воз­действовать на уровень цен отраслей и предприятий-монопо­листов, а также лишает население социальной поддержки, особенно его малообеспеченных слоев.

Поэтому в условиях рынка, особенно в переходный пе­риод, необходимость государственного регулирования цено­образования усиливается. Это подтверждается данными табл. 1.

 

Таблица 1

Темпы прироста цен и тарифов на продукцию естественных монополий

(август 1996 г. к декабрю 1995 г., %)*

 

Электроэнергетика 26,4
Газ естественный природный (без транспортировки) 28,9
Грузовой железнодорожный транспорт 20,5
Услуги связи для юридических лиц 38,7
Справочно: промышленность 18,3

 

По данным таблицы, прирост цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий значительно выше, чем в промышленности. В результате доля прибыли естественных монополий в общей прибыли по России увеличилась за первое полугодие 1996 г. с 20,1 до 39,8%, т.е. почти в два раза. Приведенные данные подтверждают необходимость совершен­ствования действующего порядка регулирования цен и тари­фов в отраслях естественных монополий. Прежде всего это касается законодательной и нормативно-методологической ба­зы, конкретных методов установления цен и тарифов, а также контроля за их уровнем и обоснованностью включаемых в них затрат.

Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия (без налога на добавленную стоимость и акцизов) составляет 83,8%, на же­лезнодорожном транспорте – 85,6%.

В состав издержек входят затраты как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Например, стои­мость сырья, материалов, топлива, энергии; транспортные тарифы – факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.

Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда и другие – непосредственно зави­сит от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, исполь­зованием вторичных ресурсов и т.д. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара.

На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца, или на рынок поку­пателя. На рынке продавца доминирующее положение занима­ет продавец – производитель товара. В таких условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находится вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлет­ворить их, зависит ее благополучие.

На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, например стадия жизненного цикла изделия, организации-участники продвижения товара от производителя к потре­бителю и др. Учет влияния всех факторов в комплексе по­зволит фирме выработать правильную политику ценообра­зования.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.