Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективные основы формирования рынка




Понятие рынка. В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:

рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при

помощи денег;

рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

рынок - система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами.

принимающими форму товара;

рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение

спроса и предложения;

рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой

производителей и потребителей продукции.

рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал -

стихийного, конкурентного и организующего и монопольного.

Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей с разными условиями производства, индивидуальными характеристиками товара. Они конкурируют для обеспечения собственных интересов.

Организованность, монопольное начало предполагают наличие узкой группы производителей конкретного товара, элементы сговора, определенное единообразие требований. стандарты качества; упорядоченные, согласованные, предвиденные действия.

Сочетание между конкретным и монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых таких условий оптимумов является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.

Рыночный механизм, где происходит оптимальное сочетание конкуренции и монополизма, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывает худших.

Условия возникновения рынка. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Разделение труда возникло в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного труда. Первая из них - отделение скотоводства от земледелия; вторая - выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья - возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углубляться общественное разделение труда. Еще античные авторы подчеркивали положительное значение разделения труда для роста его производительности. Примечательны высказывания Аристотеля по поводу разделения и возникающего в этой связи обмена. Поистине гениальны его высказывания о справедливом равенстве обмена. Он видел и взаимосвязь между разделением труда, обменом и деньгами.

Основоположником научной теории разделения труда считается А.Смит. В работе

"Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит рассмотрел все главные типы

разделения труда - в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и

деревней, между промышленностью и торговлей, между умственным и физическим трудом.

между различными регионами и целыми национальными хозяйствами.


Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация -форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы4); подетальную (например. завод шарикоподшипников); технологическую - стадийную (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно специализированных предприятий, развитие подетальной и технологической специализации вел; I к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации. Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старит- человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже. как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Причины возникновения рынка. Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Д аже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой - либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются независимые, автономные в принятии хозяйственных решении производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию обособленности является режим частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Частная собственность получила развитие и в республике Беларусь. Ее существование и развитие закреплены в законодательных актах.

Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Различные страны, их национальные хозяйства к рыночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:

наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и

гарантии прав собственности различных экономических субъектов;

свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

конкуренция товаропроизводителей;

свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;


образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных

бумаг и валютный рынок;

наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки.

переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции

рабочей силы, товаров и капиталов.

В бывшем СССР экономика ориентировалась на общенародную государственную собственность на средства производства, централизованное ценообразование, планирование и управление общественным производством, централизованное распределение ресурсов и т.п. В этих условиях механизмы рынка заменялись механизмами командно - административной системы управления народным хозяйством. Здесь товарно - денежные отношения выступали в >родливой форме, существовали искусственные деньги н цены.

Субъекты и объекты рынка. Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли - продажи. Это во - первых, покупатели, продавцы. предприниматели или физические лица. Во -вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности - на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности; на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной частной собственности.

В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние хозяйства. ~\\\у..: (предприниматели) и правительство.

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозя йства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы товаров и у слуг.

Бизн ес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является пос тавщи ком товаров и услуг.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями. ко торые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме этого, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой - либо корпорации, он предстазляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Объекты рынка - все то, по поводу чего возникают отношен и я купли - продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производ ства - средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.