КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность инфляции
ВВЕДЕНИЕ Во второй половине XX в. инфляционные процессы в мировой экономике значительно ускорились. Не последнюю роль в этом процессе сыграли реформы мировой денежной системы, в результате которых инфляция стала неотъемлемой частью экономики. Последствия инфляции затрагивают в разной степени всех членов общества. В связи с этим понимание причин и природы данного явления имеет важное теоретическое и практическое значение. Инфляция тесно связана с деньгами и их покупательной способностью. Деньги, как и все другие вещи, имеют цену. Цена денег — это их покупательная способность. Другими словами, цена денег — это тот объем товаров, которые можно на них купить. Покупательная способность денег определяется количеством товаров, которые можно приобрести за одну денежную единицу.
Под устойчивостью денег понимают стабильность их покупательной способности и стабильность валютного курса страны. В рыночной экономике покупательная способность денег, как и любая цена других товаров, не является постоянной величиной. Она колеблется под воздействием различных факторов: изменения производительности труда, спрос населения на кассовые остатки, форс-мажорные обстоятельства и др. Деньги не могут быть нейтральными и обладать стабильной покупательной способностью. Это, однако, не означает, что их покупательная способность будет неизбежно снижаться. Как связана ценность денег и их покупательная способность? В эпоху золотых денег можно было говорить, что деньги обладают реальной ценностью или полезностью, поскольку из золота всегда можно что-либо сделать, например украшения. Современные деньги — это просто бумага или даже абстрактные числа (безналичные деньги). Однако их покупательная способность гораздо выше цены бумаги, на которой они напечатаны. Это обусловлено тем, что все согласны принимать их в качестве оплаты и платежа. Однако каждый субъект согласен принимать их в качестве оплаты и платежа только потому, что их покупательная способность велика. Таким образом, спрос на деньги зависит от их покупательной способности, а покупательная способность — от спроса на деньги.
Может показаться, что получается замкнутый круг: ценность денег для субъекта (или величина его спроса на деньги) определяется их покупательной способностью, а покупательная способность определяется ценностью денег для него — однако это не так. Необходимо помнить, что любая человеческая деятельность, в том числе и экономическая, неизменно развивается во времени. Она всегда направлена в будущее. Однако люди, субъекты смотрят в будущее через призму прошлого и истории. Прошлое не определяет будущее, но мнение субъектов о будущих явлениях во многом зависит от прошлого опыта. Решая, стоит ли и какое количество денег, принять в качестве оплаты за товар, человек исходит из их покупательной способности, но не настоящей, которая ему неизвестна, а из прошлой. Мнение о покупательной способности денег человек формирует на основании своих знаний о прошлых ценах. Таким образом, решая принять деньги в обмен на что-либо, человека исходит из своего знания об их вчерашней покупательной способности. После того как человек получил деньги в качестве оплаты, он может их тратить для приобретения товаров. В результате формируется текущая покупательная способность денег. Анализируя текущую ситуацию, человек корректирует свои знания исходя из сегодняшней покупательной способности денег, которая, скорее всего, изменится. Таким образом, завтрашняя ценность денег будет определяться сегодняшней покупательной способностью. Логическое противоречие разрешается.
Вчерашняя покупательная способность денег определяется спросом на деньги, опирающимся на знание людей позавчерашней покупательной способности денег. Этот процесс ведет в прошлое, вплоть до той точки истории, когда впервые появился спрос на определенный товар как на средство обмена. Рассмотрев как формируется ценность денег, перейдем к проблемам инфляции. Наиболее распространенные определения инфляции состоят в следующем: 1. «Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг». 2. «Инфляция представляет собой общее повышение уровня цен, которое может вызываться не только денежными факторами, которые хотя и занимают основное место в развитии инфляции». Эти определения исходят из того, что инфляция — это повышение уровня цен. Однако оно имеет целый ряд недостатков. С одной стороны, в экономике не существует «общего уровня цен». Существуют лишь постоянно меняющиеся цены отдельных товаров. Определение уровня цен невозможно по той простой причине, что товарный ассортимент не является постоянным, он тоже постоянно меняется. С другой стороны, данное определение приводит к тому, что любые явления, связанные с изменением цен товаров, могут являться инфляцией. Так, рост цен товаров может происходить как за счет увеличения количества денег, так и за счет снижения количества товаров (например, в случае природных катастроф). Вместе с тем снижение количества товаров и последующий рост цен сложно назвать инфляцией. Эта ситуация принципиально отличается от той, когда рост цен происходит вследствие увеличения денежной массы. Рассмотрение инфляции с точки зрения роста цен чрезмерно расширяет круг рассматриваемых явлений. В-третьих, данное определение не говорит о том, что должны расти цены всех товаров, включая заработную плату. Рост цен, вызванный снижением количества товаров, не приведет к росту ставок заработной платы. В то время как увеличение количества денег при сохранении того же количества товаров и рабочей силы поднимет цены всех товаров и заработную плату тоже. Если же произойдет одновременный рост количества товаров, денег и рабочей силы, то при условии неизменного товарного ассортимента роста цен не произойдет. Однако в этом случае все равно будет существовать перераспределение реальных благ между субъектами, вызванных увеличением количества денег, т.е. чисто инфляционного явления.
В итоге приведенное определение не способно четко выделить круг явлений, называемых инфляцией. Современная государственная политика ориентируется на определение инфляции как роста цен. При этом понятие цен определяется предельно узко: как средняя цена фиксированной группы потребительских товаров. Заработная плата в нее не включается. Отождествление инфляции с ростом цен потребительских товаров, с одной стороны, скрывает суть экономических процессов и «затуманивает» понимание экономических явлений. С другой стороны, экономическая политика государства направляется на борьбу с ростом цен, а не его причинами. «Безнадежные попытки борьбы с неизбежными последствиями инфляции — ростом цен маскируются как попытки борьбы с инфляцией»1. Более того, правительство сознательно манипулирует статистическими показателями роста цен для оправдания безрезультатной экономической политики. Другая точка зрения на сущность инфляции состоит в том, что инфляция — это увеличение предложения денег или увеличение количества денег в обращении. Как было показано в предыдущей главе, существует прямая связь между увеличением количества денег и ростом цен на товары. Вместе с тем увеличение количества денег в обращении может и не приводить к росту цен. Например, в случае если дополнительные деньги оседают в кассовых остатках субъектов экономики или в случае роста производительности труда, достаточного для компенсации денежной эмиссии. Однако отсутствие роста цен потребительских товаров нисколько не снижает того негативного воздействия, которое оказывает на экономику инфляция, т. е. увеличение количества денег в обращении. Необходимо также отметить, что «само понятие инфляции впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861 — 1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения».
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |