Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность инфляции

ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XX в. инфляционные процессы в мировой экономике значительно ускорились. Не по­следнюю роль в этом процессе сыграли реформы мировой денежной системы, в результате которых инфляция стала неотъемлемой частью экономики.

Последствия инфляции затрагивают в разной степени всех членов общества. В связи с этим понимание причин и природы данного явления имеет важное теоретическое и практическое значение.

Инфляция тесно связана с деньгами и их покупатель­ной способностью. Деньги, как и все другие вещи, имеют цену. Цена денег — это их покупательная способность. Другими словами, цена денег — это тот объем товаров, которые можно на них купить. Покупательная способ­ность денег определяется количеством товаров, которые можно приобрести за одну денежную единицу.

 

 

Под устойчивостью денег понимают стабильность их покупательной способности и стабильность валютного курса страны. В рыночной экономике покупательная способность денег, как и любая цена других товаров, не является постоянной величиной. Она колеблется под воздействием различных факторов: изменения произво­дительности труда, спрос населения на кассовые остатки, форс-мажорные обстоятельства и др. Деньги не могут быть нейтральными и обладать стабильной покупатель­ной способностью. Это, однако, не означает, что их по­купательная способность будет неизбежно снижаться.

Как связана ценность денег и их покупательная спо­собность? В эпоху золотых денег можно было говорить, что деньги обладают реальной ценностью или полезнос­тью, поскольку из золота всегда можно что-либо сделать, например украшения. Современные деньги — это просто бумага или даже абстрактные числа (безналичные деньги). Однако их покупательная способность гораздо выше цены бумаги, на которой они напечатаны. Это обусловлено тем, что все согласны принимать их в качестве оплаты и платежа. Однако каждый субъект согласен принимать их в качестве оплаты и платежа только потому, что их по­купательная способность велика. Таким образом, спрос на деньги зависит от их покупательной способности, а покупательная способность — от спроса на деньги.

Может показаться, что получается замкнутый круг: ценность денег для субъекта (или величина его спроса на деньги) определяется их покупательной способностью, а покупательная способность определяется ценностью денег для него — однако это не так. Необходимо пом­нить, что любая человеческая деятельность, в том числе и экономическая, неизменно развивается во времени. Она всегда направлена в будущее. Однако люди, субъекты смотрят в будущее через призму прошлого и истории. Прошлое не определяет будущее, но мнение субъектов о будущих явлениях во многом зависит от прошлого опыта. Решая, стоит ли и какое количество денег, при­нять в качестве оплаты за товар, человек исходит из их покупательной способности, но не настоящей, которая ему неизвестна, а из прошлой. Мнение о покупательной способности денег человек формирует на основании своих знаний о прошлых ценах. Таким образом, решая принять деньги в обмен на что-либо, человека исходит из своего знания об их вчерашней покупательной способности.

После того как человек получил деньги в качестве оплаты, он может их тратить для приобретения товаров. В результате формируется текущая покупательная спо­собность денег. Анализируя текущую ситуацию, человек корректирует свои знания исходя из сегодняшней по­купательной способности денег, которая, скорее всего, изменится. Таким образом, завтрашняя ценность денег будет определяться сегодняшней покупательной способнос­тью. Логическое противоречие разрешается.

Вчерашняя покупательная способность денег опреде­ляется спросом на деньги, опирающимся на знание людей позавчерашней покупательной способности денег. Этот процесс ведет в прошлое, вплоть до той точки истории, когда впервые появился спрос на определенный товар как на средство обмена.

Рассмотрев как формируется ценность денег, перей­дем к проблемам инфляции. Наиболее распространенные определения инфляции состоят в следующем:

1. «Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг».

2. «Инфляция представляет собой общее повышение уровня цен, которое может вызываться не только денежными факторами, которые хотя и занимают основное место в развитии инфляции». Эти определения исходят из того, что инфляция — это повышение уровня цен. Однако оно имеет целый ряд недостатков. С одной стороны, в экономике не сущест­вует «общего уровня цен». Существуют лишь постоянно меняющиеся цены отдельных товаров. Определение уровня цен невозможно по той простой причине, что товарный ассортимент не является постоянным, он тоже постоянно меняется.

С другой стороны, данное определение приводит к тому, что любые явления, связанные с изменением цен товаров, могут являться инфляцией. Так, рост цен товаров может происходить как за счет увеличения коли­чества денег, так и за счет снижения количества товаров (например, в случае природных катастроф). Вместе с тем снижение количества товаров и последующий рост цен сложно назвать инфляцией. Эта ситуация принципиально отличается от той, когда рост цен происходит вследствие увеличения денежной массы. Рассмотрение инфляции с точки зрения роста цен чрезмерно расширяет круг рас­сматриваемых явлений.

В-третьих, данное определение не говорит о том, что должны расти цены всех товаров, включая заработную плату. Рост цен, вызванный снижением количества това­ров, не приведет к росту ставок заработной платы. В то время как увеличение количества денег при сохранении того же количества товаров и рабочей силы поднимет цены всех товаров и заработную плату тоже. Если же про­изойдет одновременный рост количества товаров, денег и рабочей силы, то при условии неизменного товарного ассортимента роста цен не произойдет. Однако в этом случае все равно будет существовать перераспределение реальных благ между субъектами, вызванных увеличением количества денег, т.е. чисто инфляционного явления.

В итоге приведенное определение не способно четко выделить круг явлений, называемых инфляцией.

Современная государственная политика ориентиру­ется на определение инфляции как роста цен. При этом понятие цен определяется предельно узко: как средняя цена фиксированной группы потребительских товаров. Заработная плата в нее не включается.

Отождествление инфляции с ростом цен потреби­тельских товаров, с одной стороны, скрывает суть эко­номических процессов и «затуманивает» понимание эко­номических явлений. С другой стороны, экономическая политика государства направляется на борьбу с ростом цен, а не его причинами. «Безнадежные попытки борь­бы с неизбежными последствиями инфляции — ростом цен маскируются как попытки борьбы с инфляцией»1. Более того, правительство сознательно манипулирует статистическими показателями роста цен для оправдания безрезультатной экономической политики.

Другая точка зрения на сущность инфляции состоит в том, что инфляция — это увеличение предложения денег или увеличение количества денег в обращении. Как было пока­зано в предыдущей главе, существует прямая связь между увеличением количества денег и ростом цен на товары. Вместе с тем увеличение количества денег в обращении может и не приводить к росту цен. Например, в случае если дополнительные деньги оседают в кассовых остатках субъектов экономики или в случае роста производительности труда, достаточного для компенсации денежной эмиссии. Однако отсутствие роста цен потребительских товаров нисколько не снижает того негативного воздейс­твия, которое оказывает на экономику инфляция, т. е. увеличение количества денег в обращении.

Необходимо также отметить, что «само понятие инф­ляции впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861 — 1865 гг. Означало оно некий процесс, приводя­щий к увеличению бумажно-денежного обращения».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебные вопросы. по теме«Инфляция. Формы ее проявления, причины, социально-экономические последствия» | Механизм инфляции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.