КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебно-медицинская экспертиза транспортных травм
Введение. Омск 2007 ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ Г. А.А. Кузнецов Полковник милиции
По дисциплине «Судебная медицина и судебная психиатрия» для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 «Юриспруденция» по теме №4 «Транспортная травма. Огнестрельные повреждения»
План: Введение стр. 3 1. Судебно-медицинская экспертиза транспортных травм: стр. 3 а) автомобильной; стр. 3 б) железнодорожной; стр. 8 в) воднотранспортной; стр. 9 г) авиационной. стр. 10 2. Огнестрельные повреждения. стр. 10 Заключение стр. 28
Литература
1. Судебная медицина: Учебник под ред. Крюкова В.Н. – М.: Медицина, 1990. 2. Судебная медицина: Учебник под ред. Томилина В.В. – М.: Юридическая литература, 1987. 3. Судебная медицина: Учебник/ Под ред. проф. Г.А. Пашиняна, проф. Г.М. Харина.– М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. 4. Гурочкин Ю.Д., Витер В.И. Судебная медицина. Курс лекций. – М.: Право и закон, 2004.
Большинство транспортных аварий и катастроф, сопровождающихся человеческими жертвами, происходит в течение очень короткого промежутка времени, часто при отсутствии свидетелей или когда показания свидетелей крайне противоречивы. Это весьма затрудняет расследование происшествия. Поэтому проведение судебно-медицинской экспертизы в таких случаях наряду с другими видами экспертизы (криминалистической, автотранспортной и т.д.) имеет большое значение.
В соответствии с особенностями повреждений, механизмами их возникновения и типами транспортных средств принято выделять повреждения, причиняемые дорожно-транспортными средствами, средствами водного транспорта, авиационную травму. В судебно-медицинской практике дорожно-транспортные средства делят на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы) и рельсовые (поезда, трамваи). А) Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы. Смертность от автотравм стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Для разрешения вопросов, связанных с установлением и механизмом автомобильной травмы, нередко применяется комплексная экспертиза с участием судебно-медицинских, автотехнических экспертов, криминалистов, судебных химиков и т.д. Установление характера повреждения и механизма их образования при автотранспортных происшествиях производится с помощью осмотра места происшествия, исследования одежды пострадавшего, осмотра и вскрытия трупа, исследования вещественных доказательств, осмотра автомашины и проведения следственного эксперимента. При осмотре места происшествия могут быть обнаружены следы от колес автомобиля на грунте, следы торможения автомобиля, следы краски от автомашины или предметов, которыми она загружена, следы масла, бензина, части и детали автомобиля, отломавшиеся на месте происшествия в связи с аварией. По этим следам и предметам можно в ряде случаев установить не только модель (марку), но и конкретный экземпляр автомашины. Не меньшее значение в этом отношении имеет осмотр трупа на месте происшествия и нахождение на окружающих предметах следов крови, волос, мозгового вещества, позволяющих в ряде случаев представить картину происшествия. На месте происшествия необходимо установить местоположение, позу и взаиморасположение трупа по отношению к автомашине, ее следам и окружающим предметам, произвести точные измерения соответствующих расстояний, а также измерить длину тела трупа. При осмотре трупа необходимо тщательно осмотреть одежду и обувь. Обнаружение следов протектора автомашины на одежде позволяет судить о том, что имел место переезд пострадавшего колесами. Нахождение на подошвах обуви следов скольжения о дорожное покрытие свидетельствует о наезде (столкновении) автомашины со стоящим или идущим пешеходом, а по направлению этих следов можно говорить о том, с какой стороны произошел наезд. Обнаружение на одежде повреждений, следов крови, краски, отпечатков выступающих частей автомобиля в ряде случаев помогает определить вид и механизм автомобильной травмы. Естественно, что тщательный осмотр трупа, его одежды и обуви невозможен в людных местах. В таких случаях труп после фотосъемки и отражения его контура отправляют в морг, где производится детальный осмотр. При транспортировке трупа нужно принять меры, исключающие получение дополнительных загрязнений и повреждений одежды и кровных покровов. При наружном осмотре трупа необходимо отражать вид и характер повреждений, их локализацию, величину, взаимное расположение, а также их расстояние от подошв, что может помочь в решении вопроса о виде автомобиля. Различают следующие виды автомобильных травм: 1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком. 2. Травма от переезда тела колесами автомобиля. 3. Травма при выпадении из движущегося автомобиля. 4. Травма в кабине автомобиля. 5. Травма в результате сдавления телами между частями автомобиля и другими предметами или преградами. 6. Комбинированные виды автомобильной травмы. Первый вид автотравмы слагается из четырех фаз: 1) столкновение выступающей частью автомашины с пострадавшим; 2) падение последнего на автомобиль; 3) отбрасывание тела и падение пострадавшего на землю; 4) скольжение по земле. В первой фазе образуются повреждения местные от удара выступающими частями автомашины и общее сотрясение тела, во второй – в результате удара телом о корпус автомобиля, в третьей – вследствие соударения о дорожное покрытие при падении потерпевшего, эти повреждения располагаются обычно на стороне, противоположной месту первичного приложения силы. В четвертой фазе повреждения одежды и кожных покровов образуются от скольжения пострадавшего по грунту. Различают следующие повреждения и следы: - специфичные для автомобильной травмы; - характерные для автомобильной травмы; - нехарактерные для автомобильной травмы. К специфичным проявлениям автомобильной травмы относятся отпечатки частей автомашины в виде следов повреждения и следов наложения. Они имеют своеобразную форму и рисунок, отображающие конструктивные особенности характерных деталей автомашины. Специфичность определяется тем, что они встречаются в связи с автодорожным происшествием и не наблюдаются при травмах иного происхождения. К ним относятся отпечатки протектора шины колеса, отпечатки облицовки радиатора (молдингов), отпечатки фар, их ободков, подфарников, некоторых болтов крепления. При переезде тела колесами автомобиля отпечаток протектора шины на коже может наблюдаться в виде следов повреждения или следов наложения. Следы повреждения обычно представлены ссадинами и кровоподтеками. Следы протектора на одежде обычно имеют характер следов-наложений, отображающих выступающие его детали, а в результате вдавливания одежды между выступающими частями протектора встречаются следы в виде объемного рисунка. При подозрении на автомобильную травму одежду необходимо внимательно осматривать как до, так и после снятия с трупа. Характерные повреждения возникают часто и имеют выраженные особенности, свойственные автомобильной травме. Они обнаруживаются как при наружном осмотре, так и при внутреннем исследовании трупа. Наружные повреждения возникают от удара бампером, от перерастяжения мягких тканей или вследствие волочения тела. При бампер-повреждениях, обычно возникающих на нижних конечностях, образуются линейные или дугообразные ссадины и кровоподтеки кожных покровов, а иногда и рвано-ушибленные раны, располагающиеся обычно поперек кости конечности. Ссадины могут отображать грани бампера или одну из них, а кровоподтеки часто приобретать прямоугольную или неправильную удлиненную форму. Рвано-ушибленные раны чаще встречаются на передней поверхности голени вследствие более близкого расположения кости, чем на задней ее поверхности. В месте повреждения мягких тканей возникают своеобразные переломы костей голени или бедра (бампер-переломы) с трещинами или отломками клиновидной формы (ромбовидной), вершина которого указывает направление движения автомобиля. В зависимости от скорости, массы и направления травмирующего воздействия, положения конечности, анатомических особенностей кости на данном участке вместо клина могут возникать косой или оскольчатый перелом. Локализация бампер-повреждений зависит от высоты расположения бампера и от позы пострадавшего в момент столкновения с автомобилем. В связи с этим такие повреждения могут наблюдаться как на одной, так и на обеих конечностях, на одном или на разных уровнях от подошвенной поверхности стоп. Для решения вопроса о позе пострадавшего в момент столкновения важно измерить расстояние от подошвенной поверхности стоп (с поправкой на толщину подошвы и каблука до уровня нижнего и верхнего краев каждого бампер-повреждения). При наезде автомобиля с последующим скольжением тела по дорожному покрытию (после отбрасывания тела) характерными являются обширные осаднения и кровоподтеки в виде полос с наличием на них множественных параллельных царапин (следы скольжения). Сходные повреждения могут возникать и в тех случаях, когда тело перетаскивается по грунту транспортным средством. Возникающие при этом повреждения кожи получили название следов волочения. Рваные раны линейной формы могут причиняться некоторыми частями автомобиля – болтами, крюками, кузовом, дверными ручками, боковым зеркалом, подножкой и др. В подобных случаях в ранах могут оказаться следы металла, краски, кусочки стекла, смазки и др., что важно бывает подтвердить путем лабораторного исследования. В настоящее время в связи с обязательным применением ремней безопасности при автомобильных авариях могут наблюдаться характерные повреждения, причиняемые этими ремнями, в виде кровоизлияний и осаднений полосовидной формы, а иногда переломов подъязычной кости, ребер и грудины по ходу ремней. В связи с конструктивной особенностью ремней безопасности при оценке повреждений важно иметь сведения о конструкции ремня, точках его фиксации, расположении замка ремня и других его особенностях. Нехарактерные повреждения – это повреждения, которые причиняются при автодорожном происшествии, но по существу аналогичны тем, которые наблюдаются при тупой травме любого происхождения и по своим свойствам указывают либо на удар тупым твердым предметом, либо на падение тела на твердую поверхность. Комплексная судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза. Экспертиза позволяет более обоснованно разрешать сложные вопросы о взаимном расположении потерпевшего и транспортного средства, о причинении повреждений данным транспортным средством и отдельными его частями, о скорости и направлении движения транспортного средства, о том, кто управлял транспортным средством. К участию в таких комплексных экспертизах помимо судебных медиков и экспертов-автотехников, при необходимости, должны быть привлечены специалисты в области транспортной трасологии, теоретической механики.
Б) Железнодорожная травма. Различают повреждения, возникающие при перекатывании колес подвижного состава через тело, и повреждения, образующиеся при ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием тела на полотно железной дороги. К разновидностям такой травмы относят сдавление тела между буферами вагонов, падение с движущегося состава и повреждения, полученные внутри вагона. Вследствие перекатывания нескольких колес через тело могут произойти отделение головы от туловища, разделение туловища и расчленение конечностей. При ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием тела специфичными повреждениями являются скольжения. Следы волочения образуются в момент протаскивания тела по железнодорожному полотну. При сдавлении вагонами (или их частями) возникают повреждения в виде отрывов, разрывов, смещения органов, наличия множественных переломов ребер, позвоночника, лопаток. Осмотр места происшествия при железнодорожной травме может быть затруднен в связи с тем, что труп проволакивается на много сотен метров (и даже километров) от места происшествия выступающей частью подвижного состава. В процессе волочения может произойти расчленение трупа, и отдельные его части будут находиться на значительном расстоянии друг от друга. При осмотре трупа очень важно зафиксировать позу и расположение трупа по отношению к железнодорожному пути, насыпи, а также характер повреждений и загрязнений одежды и трупа. Если же осмотру подвергают железнодорожный состав, то выявляют следы и характер брызг крови, наложений в виде кусочков мягких тканей и внутренних органов, а также частиц одежды. В) Воднотранспортная травма. Этот вид травмы возникает от действия подводных крыльев, гребных винтов, якорей, при сдавлении тела человека между бортом и причалом. Повреждения причиняемые частями подводных крыльев быстродвижущихся судов, напоминают раны от воздействия некоторых рубящих предметов. При этом наблюдается осаднения по краям ран и скальпирование кожных покровов. Повреждения гребными винтами образуется при засасывании человека струей воды под судно. При судебно-медицинском исследовании трупа наряду с повреждениями можно выявить признаки утопления, которые могли явиться причиной смерти. Г) Авиационная травма. Под авиационной травмой понимают комплекс повреждений причиняемых наружными или внутренними частями самолета при его эксплуатации в полете или на земле. При авиационных происшествиях необходимо решить комплекс вопросов, среди которых главными являются: установление рабочих действий экипажа, установление причины смерти экипажа и пассажиров, а также воспроизведение их позы. Осмотр места происшествия, трупов и их частей при авиационной катастрофе представляет особые сложности и проводится бригадой экспертов. При этом фиксируются особенности расположения трупов и их частей по отношению к самолету и отдельным его частям, состояние одежды, определяют принадлежность отдельных частей трупу. Особое внимание уделяют повреждениям, обнаруженным у членов экипажа, отпечаткам частей приборов управления на теле и одежде.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |