Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы сдерживающие или останавливающие общение


Начало интервью

Под начальной стадией интервью понимается достижение предварительной договоренности с респондентом, если таковое имеет место, и первые минуты непосредственного общения с ним, включая вводную или вступительную часть беседы и первые вопросы.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет специфические функции. Эти функции связаны не с получением информации, а с установлением психологического контакта с респондентом.

Качества или характеристики психологической атмосферы, которые помогают интервьюеру добиться установления контакта.

· Первое – это теплота и отзывчивость со стороны интервьюера, которая выражается в интересе к респонденту и в принятии его как личности.

· Второе качество характеризуется как позволение выражать свои чувства. Интервьюер принимает утверждения респондента при абсолютном отсутствии какого-либо морализирующего или осуждающего отношения.

· Третья характеристика – это свобода от любого типа давления или принуждения. Умелый интервьюер воздерживается от “навязывания” своих собственных мнений, суждений или оценок в ситуации интервью.

К ним относят следующие факторы:

1. Необходимость найти время для интервью. Респондент колеблется, следует ли ему принять участие в интервью, потому что он может использовать это время как-то по-другому.

2. Угроза своему “я”. Этот фактор сопротивления часто является основным и наиболее труднопреодолимым. По понятным причинам респондент склонен скрывать информацию, которая в том или ином смысле может угрожать его “я”.

3. Этикет. Этот тип факторов является своего рода этическим фильтром, поощряющим передачу информации одного типа и препятствующим передачу информации другого типа.

Здесь возможны такие мотивы, как:

· стремление пощадить чувства интервьюера,

· нежелание разглашать чужие секреты,

· стремление скрыть негативную либо интимную информацию о лицах, которым респондент чем-то обязан, от которых зависит, с кем он в хороших либо, наоборот, в плохих отношениях.

4. Травма. Данное слово используется для обозначения неприятного опыта, связанного с каким-то критическим событием. Это неприятное чувство переживается вновь, когда человек рассказывает о пережитом.

Таким образом, сдерживающие факторы оказывают непосредственное влияние на качество проведения интервью.

Типология мотивов противодействующего характера не является исчерпывающей. Продолжая их перечень, можно назвать такие:

· цель интервью кажется респонденту маловажной, содержание – неинтересным;

· интервьюер представляется респонденту не внушающим доверия человеком;

· опрашиваемый может не стремиться к популярности, опасаться рекламы;



· мотивом отказа может быть недоверие к “науке”, в частности, к социологии (в последнем случае можно услышать фразы типа “Зачем вам это нужно?”, “Кто-то диссертацию пишет” и т.п.).

В некоторых случаях мотивом отказа от интервью может быть определенный негативный стереотип, накладываемый респондентом на интервьюера.

К примеру, если респондент ощущает недостаток образования или разницу в экономическом положении между ним и интервьюером, он может решить, что интервьюер не в состоянии понять его семейные обстоятельства или иные трудности.

Процесс установления контакта с респондентом включает в себя:

· предварительный сбор сведений о нем;

· достижение договоренности о встрече;

· само начало интервью.

Это – полная схема, поскольку на практике первые два элемента по тем или иным причинам не всегда выполняются.

Сбор сведений о респонденте. Этот этап особенно необходим при проведении наиболее важных интервью, в которых избранный респондент является уникальным, т.е. беседа с ним не может быть заменена беседой с другим лицом. Сбор сведений не только способствует установлению контакта, но и повышает качество самого интервью, содействуя лучшей ориентации интервьюера.

Договоренность о встрече может быть достигнута

· при личном контакте,

· по телефону,

· путем письменного обращения.

Все три варианта имеют между собой как общие черты, так и отличия.

Контакт с респондентами очень часто устанавливается именно на стадии достижения договоренности о встрече, поскольку согласившись и назначив время, люди в редких случаях нарушают данное ими слово. Назначенная встреча может по вине респондента несколько раз откладываться, что обычно представляет собой одну из форм психологического сопротивления, но полный отказ от данного ранее обещания – это не столь часто встречающийся случай. Интервьюер, проявивший терпение в случае откладывания встречи, как правило, бывает вознагражден хорошей беседой.

Начало интервью. Независимо от того, предпринимались ли усилия по установлению предварительной договоренности или нет, решающую роль в установлении контакта с респондентом играет момент личной встречи. Положительный или отрицательный итог этого момента в значительной мере определяется двумя группами факторов:

· внешними данными интервьюера (имеются в виду пол, возраст и внешний вид),

· его поведением.

Относительно внешнего вида интервьюера, т.е. его одежды, прически, для женщин – косметики, все исследователи сходятся на том, что этот вид должен быть “деловым” или “служебным”.

Недопустимы две крайности:

· с одной стороны – неряшливость, слишком “вольный” стиль одежды,

· с другой – чересчур дорогая или модная одежда, прическа и т.п.

Вторая группа факторов, влияющих на установление контакта с респондентом – стиль поведения интервьюера.

Стиль поведения включает в себя вербальную и невербальную компоненты.

Невербальная компонента, как показывают эксперименты, очень важна. Многие квалифицированные при установлении контакта с респондентом улыбнутся, пожмут руку, предложат удобное кресло и предпримут прочие аналогичные действия, чтобы снять первичное напряжение.

Помимо перечисленных выше, невербальные способы включают в себя:

· открытый взгляд,

· естественную позу,

· внимание,

· тон разговора.

Общепризнанно, что важным мотивирующим фактором, которым располагает интервьюер, является серьезность его намерений.

Общепринятая рекомендация интервьюеру при установлении контакта заключается в том, чтобы он вел себя естественно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Время, место и способ записи | Раскрытие темы

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 205; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.