Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Уклонение от уплаты налогов




Мировая и казахстанская налоговая теория и практика достаточно четко выработали причины, которые побуждают налогоплательщиков к снижению своих налоговых обязательств.

Среди них выделяются нравственно-психологические причины, которые связаны с характером налоговых законов. Поскольку налоговое законодательство предусматривает зачастую налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков, постольку фактические и потенциальные льготники оказываются в более выгодном положении по сравнении с другими налогоплательщиками и последние стремятся уровнять себя со льготниками. Однако следует отметить, что в последние годы в России последовательно проводится политика на сокращение налоговых льгот.

В современном Казахстане важнейшая причина необходимости минимизации налогов предприятиями связана с чрезмерным по сравнению с количеством благ, реально предоставляемых государством обществу, налоговым бременем, сформировавшимся в результате проведения в 1990-х гг. политики высоких налогов. Именно этот фактор породил практику массового ухода экономики в «теневой» (нелегальный) и «серый» (полулегальный) секторы.

Выделяются экономические факторы, вызывающие стремление налогоплательщиков к уменьшению налоговых платежей. Они делятся на факторы, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика, и факторы, порожденные общей экономической конъюнктурой. Если финансовое состояние налогоплательщика нестабильно или он находится на грани банкротства, то минимизация налогов может стать единственным средством остаться «на плаву». Если финансовое состояние налогоплательщика стабильно, значение минимизации будет зависеть от величины экономии на налогах и степени риска быть привлеченными к ответственности в случае нарушения налогового законодательства. Экономические причины, порожденные общей экономической конъюнктурой, по-разному проявляются в периоды экономических кризисов в государстве и в периоды подъема экономики и расширения международного сотрудничества.

Известны также и технико-юридические причины, т.е. причины, вызванные несовершенством налогового законодательства, что в свою очередь связано со сложностью налоговой системы. Следует обратить внимание, что само налоговое законодательство зачастую дает налогоплательщику возможности оптимизации налоговых обязательств. Это обусловлено наличием в законодательстве налоговых льгот, различных ставок налогообложения, различных источников отнесения расходов и затрат, двусмысленности толкования положений в налоговых законах в связи с не учетом законодателем всех возможных обстоятельств, возникающих при исчислении или уплате налогов, нечеткостью и расплывчатостью формулировок налоговых законов.

В налоговой практике существуют различные пути (типы) минимизации налоговых платежей, связанные как с нарушением налогоплательщиками налогового законодательства, так и с законными методами уменьшения налоговых обязательств (снижения налогового бремени).

Первый путь - это нелегальное, незаконное уменьшение налогоплательщиком своих обязательств по налоговым платежам в нарушение налогового законодательства. Данный способ минимизации налогов называется уклонением от их уплаты. Он основан на сознательном использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, уводе бизнеса в «теневую» экономику, искажении бухгалтерской и налоговый отчетности, использовании фиктивных документов и других методов уклонения, что влечет за собой налоговую, административную и уголовную ответственность налогоплательщика и его руководителей.

Таким образом, уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, которое осознавало противоправный характер деяний, желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний. Критериями умышленности могут быть неоднократность совершения противоправных действий (налогового правонарушения) в течение одного налогового периода, наличие сговора и т.д.

Уклонение от уплаты налогов обычно связано со следующими умышленно незаконными действиями (бездействиями) налогоплательщиков: уклонением от постановки на учет, осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, неуплатой или неполной уплатой налогов, сокрытием доходов и имущества, незаконным использованием налоговых льгот, непредставлением в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, нарушениями правил учета, различного рода подменами, подлогами и жульничествами с документами, использованием цепочки третьих лиц или «подставных» организаций и др.

Подобные нарушения приводят к существованию «теневых», т.е. не подпадающих под контроль и учет государства, секторов и субъектов экономики. Среди некоторых последствий уклонения от уплаты налогов можно назвать следующие: снижение объема налоговых поступлений в бюджет; невыполнение различных социально-экономических программ из-за недостаточного бюджетного финансирования; подрыв основ рыночной конкуренции, поскольку «уклонист» оказывается в более выгодном положении по сравнению с добросовестным налогоплательщиком; неуплата или недоплата налогов одним лицом предполагает переложение общего налогового бремени на других налогоплательщиков, приводит к уменьшению возможностей государства для снижения налогового бремени, заставляет его искать дополнительные способы увеличения налоговых поступлений; усиление общей криминогенной обстановки в стране с соответствующим ростом расходов на аппарат власти и управления.

Уклонение от уплаты налогов может иметь отношение к налоговому менеджменту только в тех ситуациях, когда налогоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вынужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нарушений и готов нести ответственность за содеянное.

Понятийный аппарат налогового менеджмента тесно связан с таким способом минимизации налоговых платежей, как обход налогов, который в свою очередь можно разделить на незаконный и законный.

Незаконный обход налогов близок к уклонению от налогов, но отличается от последнего неумышленным характером. Он предполагает противоправные деяния налогоплательщика, повлекшие уменьшение налоговых платежей или их неуплату вовсе, совершенные налогоплательщиком по неосторожности. При этом налоговое правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо (налогоплательщик) не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий от таких деяний, хотя должно было знать и могло это осознавать. Критериями неосторожности могут быть разовость налогового правонарушения в течение одного налогового периода, отсутствие сговора и др.

Уклонение от уплаты налогов вместе с их незаконным обходом составляет основную часть налоговых правонарушений, за допущение которых на налогоплательщиков (потенциальных или фактических) накладываются наиболее существенные штрафные санкции.

На сегодняшний день наиболее актуальным является корпоративное налоговое планирование. Необходимость налогового планирования заключается в том, что предприятия стремятся к минимизации уплаты налогов.

Как правило, какая-либо деловая или коммерческая цель может быть достигнута разными путями. В зависимости от выбора этого пути размеры и даже виды сопутствующих налоговых платежей будут различными.

Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренными ими методами.

Налоговое планирование может осуществляться в трех формах:

• мониторинг налоговых вопросов выделенным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия;

• налоговое планирование и текущий финансовый контроль за налоговыми обязательствами предприятия силами специализированного отдела (группы);

• привлечение внешних консультантов либо для налоговой экспертизы новых проектов (новых инвестиций), либо и для контроля над текущими налоговыми платежами фирмы, вплоть до составления налоговой отчетности и представления ее налоговым органам.

Корпоративное налоговое планирование в основном имеет дело с налогами на доходы (прибыли) и имущество корпораций. В личном налоговом планировании особое, внимание уделяется налогам на доходы граждан и налогам на наследства. Кроме того, целый ряд налогов (на недвижимость, таможенные пошлины и т. д.) попадает в сферу действия того и другого вида налогового планирования.

В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может осуществляться различными методами.

Простейшим методом является текущий финансовый контроль за налоговыми платежами при периодическом составлении прогнозов их изменения и наблюдении за соответствием прогнозов реальным платежам налогов за те же периоды. В случае серьезных расхождений между прогнозами и реальными платежами проводится расследование причин расхождений, и разрабатываются предложения по их устранению. Базой для применения этого метода являются нормативные налоговые документы, обсуждение вопросов с налоговым органом, приобретаемая литература по налогам.

Следующим по сложности является метод предварительной налоговой экспертизы новых проектов и важнейших управленческих решений. Этот метод требует уже наличия на предприятии серьезной информационно-аналитической базы по налогам: не только текстов законов и инструкций, но и комментариев к ним ведущих юристов, материалов обсуждения налоговых вопросов в законодательных органов, решений судов по налоговым спорам и конфликтам, материалов по налогам из периодической печати, текстов обсуждаемых и готовящихся к утверждению налоговых законов и т. д.

Наиболее сложным является метод вариационно-сравнительного анализа новых проектов и деятельности предприятия в целом. В соответствии с этим методом производится сравнение различных вариантов деятельности предприятия на предмет определения их "налоговой эффективности": на короткий период деятельности (при постоянных значениях налоговых ставок и тарифов) и на длительные периоды (при различных вариантах ожидаемых изменений в налоговых законах и ставках). Учитывая большое число переменных, применение этого метода возможно только с использованием быстродействующих компьютеров и при наличии соответствующего программного обеспечения.

Результаты налогового планирования необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и полученных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

Налоговое планирование - процесс творческий, требующий строго индивидуального подхода, однако в этом процессе можно выделить ряд укрупненных последовательных этапов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из целого набора взаимосвязанных процедур:

На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи об организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи, с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы с особенностями местного налогообложения.

На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица (простое товарищество или индивидуальное предпринимательство физических лиц).

На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности - по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности (купля-продажа, посредническая деятельность, аренда и т.п.) с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода. Например, дивиденды по вложениям в корпоративные ценные бумаги облагаются по ставке 15 %, а доходы от вложений в государственные ценные бумаги вообще освобождены от налогов.

Таким образом, если первые три этапа налогового планирования имеют место лишь один раз - до регистрации предприятия, то 4 - 6 этапы относятся к текущему, повседневному налоговому планированию. При этом повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности, на всех ее уровнях и этапах и должно быть непременным и непосредственным ее элементом.

В решении вопросов налогового планирования на предприятии принимают участие:

основные участники налогового планирования;

вспомогательные участники налогового планирования.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения оптимизации налогового менеджмента?

2. Идентичны ли понятия оптимизация налогового менеджмента и минимизация налогового менеджмента? В чем заключается их принципиальное различие?

3. Что является целью корпоративного налогового менеджмента?

4. Назовите законные способы оптимизации налогового планирования в Республике Казахстан.

5. Дайте определение корпоративному налоговому менеджменту. В чем заключается принципиально специфические характеристики корпоративного налогового менеджмента в сравнении с налоговым менеджментом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.