КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обсуждена и одобрена
Время: 2 часа ЛЕКЦИЯ №1 Степень секретности несекретно Экземпляр № 1_____
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Криминалистики_ (наименование) дисциплина Судебная бухгалтерия (наименование)
по теме №_5_: «Исследование документов и записей по учету хозяйственных операций в отдельных сегментах рыночной экономики» для студентов/курсантов (слушателей) очного/заочного отделения специальность 030501.65 Юриспруденция срок обучения 5 лет, специализация следственная профиль подготовки предварительное следствие в органах внутренних дел
Подготовил: доцент кафедры криминалистики майор милиции Е.В. Чиненов
на заседании предметно- методической секции кафедры криминалистики «____»_______200__ г. Протокол №_________
Белгород 2007 Цели лекции: Учебная: Познакомить слушателей (курсантов) с основными понятиями судебной бухгалтерии и ее использовании в правоохранительной деятельности при раскрытии и расследовании экономических преступлений. Воспитательная: Привить слушателям (курсантам) чувство требовательности к себе, овладеть необходимыми знаниями и навыками для выполнения поставленных задач в предстоящей практической деятельности. Развивающая: Дать необходимый объем информации в контексте рассматриваемой темы и направления ее дальнейшей самостоятельной проработки и изучения. Методы проведения занятия: Лекция с элементами беседы. Примерное распределение учебного времени:
Литература: 1. Федеральный Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете». 2. Практикум по судебной бухгалтерии.- Белгород, 2004. 3. Голубятников С.П., Леханова Е.С. Судебная бухгалтерия. – М., 2002. 4. Попова Л.В., Исакова Р.Е., Шибаева Н.А. Бухгалтерский учет и судебно-бухгалтерская экспертиза. – М., 2003. 5. Толкаченко А.А., Харабет К.В. Правовая (судебная) бухгалтерия. – М., 2002. 6. Еремин С.Г. Судебная бухгалтерия. – М.,2006. 7. Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия. М., 1998. 8. Климович Л.П. Судебная бухгалтерия. – Красноярск, 2000. Вопрос 1 Использование учетных документов при выявлении признаков преступлений в бюджетных организациях.
Бюджетные организации - это органы государственного управления, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры. Главное назначение бюджетных организаций и учреждений состоит в удовлетворении социально-бытовых и духовных потребностей народов России. Своеобразие хозяйственной деятельности бюджетных организаций и учреждений вызывает определенные особенности в организации бухгалтерского учета, но не освобождает их от формирования полной и достоверной информации об их деятельности и имущественном положении необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности. Организация хозяйственных операций, их целесообразность, наличие, движение имущества и обязательств, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов бюджетных учреждений ведется в соответствии с утвержденными нормативами и сметами, что предотвращает отрицательные результаты хозяйственной деятельности учреждения. Основные правила ведения бухгалтерского учета установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами. В бюджетных организациях для бухгалтерского учета операций исполнения смет расходов учреждений и исполнения сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов применяется план счетов, утвержденный Минфином РФ в составе Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. В состав плана счетов входит 15 разделов, отдельно выделены забалансовые счета. Каждый раздел сгруппирован по экономическим особенностям учитываемых документов, где отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. I, II, III разделы показывают осуществление деятельности бюджетных организаций с имуществом. Далее показаны разделы со счетами издержек производства, денежных средств, расчетов и расходов бюджетных организаций. Первые восемь разделов группируют счета имущества и расходов бюджетных организаций. Имущество отражается по разделу и принципу ликвидности - от труднореализуемых к легко реализуемым. Затем отражаются источники формирования имущества организации и покрытия расходов бюджетных организаций, финансовый результат от реализации продукции, доходы и результаты исполнения бюджета. Бюджетные учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных счетами, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств. Своеобразие хозяйственной деятельности бюджетных учреждений вызывает определенные особенности в организации бухгалтерского учета. Наиболее значимые: 1. учет расходов по бюджету; 2. учет финансирования. В соответствии с законодательством об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджетов финансирования проводятся по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капремонт. На счете 20 «Расходы по бюджету» отражаются расходы, отраженные организациями и учреждениями по исполнению смет и финансируемые из бюджетов. Счет 20 «Расходы по бюджету» имеет субсчета: 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия»; 202 «Расходы за счет других бюджетов»; 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения»; 205 «Расходы на выплату пособий и доплат к пенсиям за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований»; 207 «Кассовые расходы по сельским, поселковым и городским (города районного подчинения) бюджетам». Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденными сметами расходов. В конце года фактически произведенные в течение года расходы списываются у главных распорядителей ассигнований в дебет субсчета 230 «Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» с кредита субсчета 200 «Расходы на содержание учреждения и другие мероприятия» (кроме начисленной заработной платы рабочих и служащих, начисленной за вторую половину декабря). А в некоторых Министерствах и ведомствах субсчет 180 «Расчеты с рабочими и служащими» закрывается без остатка, т.е. там, где начисление и выдача заработной платы производится за текущий месяц. Аналитический учет фактических расходов ведется в ведомости № 6 «Исполнение сметы расходов по бюджету». Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РФ. Составлению годового баланса предшествует проведение инвентаризации. Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. В соответствии с Положением регулируются расхождения между фактическими остатками ценностей и остатками на счетах бухгалтерского учета. Остатки неиспользованных бюджетных средств учреждений и организаций, как из федерального бюджета, так и в части финансирования капвложений, закрываются учреждениями банков 31 декабря. Остатки средств из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований не закрываются в конце года, а переходят на следующий год в счет текущего финансирования. Сэкономленные сметные ассигнования по смете расходов перечисляются до 31 декабря на текущий субсчет 110 «Текущий счет сумм по поручениям» и остаются в распоряжении учреждения, а размер экономии определяется как разница между общей суммой уточненных сметных назначений и кассовым расходом за год. Обязательно расчеты с дебиторами и кредиторами к концу года должны быть завершены, а если по какой-то причине остались остатки, то они должны быть подтверждены взаимным актом выверки расчетов. По расчетам с подотчетными лицами остатки неиспользованных средств должны быть возвращены, а по использованным средствам составлены авансовые отчеты. Основные формы отчетности: 1. «Баланс исполнения сметы расходов учреждения» (форма № 1). Приложение к балансу - «Справка о движении сумм финансирования из бюджета». 2. «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации» (форма № 2). 3. «Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам» (форма № 3). 4. «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам» (форма № 4). 5. «Отчет о движении основных средств» (форма № 5). В отчете ф.№ 5 отражается стоимость основных средств, которыми располагает данная организация на начало и конец года, их движение. 6. «Отчет о движении материальных ценностей» (форма № 6). В отчете отражаются движение материалов и продуктов питания, их общая стоимость на начало и конец года. В некоторых министерствах и ведомствах формы № 5 и № 6 совмещены; на лицевой стороне данные об основных средствах, а с обратной стороны все об остатках и движении материальных ценностей. 7. «Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных организациях» (форма № 15). В отчете отражают остаток задолженности по недостачам и хищениям на начало года, сумму недостач и хищений отчетного года, суммы, взысканные с виновных лиц в возмещение причиненного ущерба и по другим причинам, а также остаток задолженности по недостачам и хищениям на конец года. Бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности составляют квартальные и годовой отчеты по налогу на прибыль (Ф. № 2) и представляют его в налоговую инспекцию по территориальной принадлежности. По окончании каждого квартала или года организации исчисляют сумму налога на прибыль самостоятельно, исходя из полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом ставок и льгот по налогу на прибыль, и перечисляют в бюджет согласно расчетам. Баланс исполнения сметы расходов составляется на основании сверенных счетов и оборотов по счетам бухгалтерского учета. Основные средства, материальные запасы, МБП отражают в балансе по фактической стоимости их приобретения. В разделе «Затраты на производство и другие цели» отражается в годовом балансе незавершенное производство; в сельском хозяйстве - озимые посевы, вспашки зяби и др. В счетах раздела «Денежные средства» отражаются денежные средства, находящиеся в распоряжении организации и финансовые вложения. Текущие счета по федеральному бюджету могут иметь остатки только в квартальных балансах. 31 декабря счета закрывают. Денежные средства в валюте отражают в пересчете на рубли по курсу Центробанка России. В разделе «Расчеты» отражают в активе баланса - дебиторскую задолженность, в пассиве - кредиторскую. Но очень часто эти показатели сворачивают, тем самым искажают бухгалтерский учет, а сама задолженность становится нереальной. Объединять эти задолженности запрещено. Эффективность в работе по выявлению и раскрытию преступлений в бюджетных организациях во многом зависит от того, насколько хорошо мы знаем особенности финансово-хозяйственной деятельности бюджетной сферы, её характеристику, а также порядок и организацию, как первичного документооборота, так и регистров бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, необходимо помнить и о различных методах при исследовании документов, в частности, таких как встречная проверка и взаимный контроль, которые наиболее часто используются оперативными работниками подразделений БЭП по выявлению признаков преступлений в сфере бюджетных учреждений. Практика показывает, что в большинстве случаев преступления в бюджетных организациях совершаются в первую очередь бухгалтерскими работниками, материально-ответственными лицами автономно, либо по сговору с третьими лицами. При этом указанные лица используют для маскировки своей преступной деятельности, как первичные документы, так и регистры синтетического учета, и другие документы отчетного характера. Так, в республике Тува в Ивановском районном департаменте народного образования главный бухгалтер, начальник отдела департамента, заместитель главного бухгалтера, главный экономист, кассир и материально-ответственные лица, вступив в преступный сговор, занимались хищением материальных ценностей и денежных средств. После получения оперативной информации сотрудником БЭП были подвергнуты встречной проверке ранее установленные сомнительные счета-фактуры. Судя по фактам, было видно, что такие материальные ценности как телевизоры, холодильники, ковры, электроплиты отправлены в детские дошкольные учреждения. В процессе дальнейшей проверки установлено, что названные товары находились фактически в личном пользовании должностных лиц отдела образования и науки. Иногда следует обращать внимание и на специфические платежные документы, в частности, такие как авизо. Зачастую родственные организации одного ведомства производят передачу ценностей друг другу. Сам процесс передачи материалов влияет на исполнение сметы расходов предприятия. Практика показывает много случаев хищений с использованием авизо, особенно с малоценными и быстроизнашивающимися предметами (в дальнейшем по тексту МБП). К МБП относят хозяйственный инвентарь и другие средства труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в оборот. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности к МБП относят: а) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости; б) предметы, стоимостью за единицу на дату приобретения не более 50-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (исходя из стоимости, предусмотренной в договоре), независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости. Из перечисленных средств в обороте молодняк животных и животные на откорме и нагуле, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, и подопытные животные на активном счете 07 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». К нему открыты субсчета: 070 - МБП на складе; 071 - МБП в эксплуатации; 072 - белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе; 073 - белье, постельные принадлежности, одежда в эксплуатации. МБП по мере их приобретения отражаются по дебету субсчета 070 и кредиту соответствующих счетов учета денежных средств и расчетов (09, 10, 11, 16, 17). Одновременно производится запись по дебету соответствующих счетов 08 «Затраты на производство и другие цели», 20 «Расходы по бюджету, 21 «Прочие расходы» и кредиту субсчета 260 «Фонд в МБП». Две организации одного ведомства передают друг другу ценности, как-то полушубки в количестве 12 штук на сумму 500 руб. (в новых ценах). В этом случае выписывается авизо в 2-х экземплярах: 1-й экземпляр остается у предприятия, которое передает предметы, второй - находится вместе с товаром у получателя. Сумма в обоих экземплярах авизо одинакова - 500 руб. При встречной проверке оказалось, что количество полушубков в 1-м экземпляре 12, а во втором - 11 штук. В ходе дальнейшего исследования установлено, что бухгалтер организации получателя исправила в своем экземпляре авизо, вместо 12 поставила 11, хотя в этой ситуации в целом баланс бюджетной организации не изменился. Бухгалтером сделаны следующие замены по первому экземпляру авизо Д-т 140 К-т 072 - 500 (балансовая стоимость) Д-т 260 К-т 200 - 500 руб. (уменьшение фонда МБП за счет сметы бюджета) по второму экземпляру записи были сделаны следующие Д-т 072 К-т 140 - 500 руб. Д-т 200/20 К-т 260 - 500 руб.
Аналитический учет по субсчету 140 предприятия ведут в карточках ф.№ 283 в разряде показателей, предусмотренных в справке «О движении сумм финансирования из бюджета» к балансу исполнения сметы расходов. Субсчет 140 пассивный, остаток средств показывается в пассиве ф.№ 1 «Баланс исполнения сметы расходов». В дальнейшем было установлено, что полушубок похищен бухгалтером принимающей стороны. Доверенность на получение полушубков была выписана на имя бухгалтера, о чем свидетельствовала фамилия и роспись в получении доверенности. Исправление количества подтверждено показаниями, которые в последствии дала бухгалтер. При хищении денег из фонда заработной платы в преступную группу иногда входят и работники отдела кадров. Особенно часто названные лица являются соучастниками при изъятии денег при невостребованных депонированных сумм. На протяжении длительного времени на остатках субсчета 177 находятся депонированные суммы и бухгалтер узнает в отделе кадров, по какой причине отсутствуют работники, а затем, по сговору с инспектором отдела кадров заполняют расходный кассовый ордер на получение денег. Далее сотрудник отдела кадров расписывается в расходном кассовом ордере за получателя, а бухгалтер получает деньги в кассе, предварительно работник кадров сообщает кассиру, что бухгалтеру доверено получение причитающейся суммы. Также подлоги выявляются как на основании оперативной информации, так и в процессе проверки отдельных операций. В этом случае отсутствие доверенности на получение денег может являться признаком преступления. Впоследствии можно проследить порядок составления бухгалтерских записей. 1) начислена по акту документальной ревизии сумма изъятых денег 230 руб. и отнесена на виновных лиц Д-т 170 К-т 200 -230 руб. По кредиту происходит возмещение статьи расходов. 2) удержана сумма в кассу предприятия на основе приходного кассового ордера Д-т 120 К-т 170 - 230 руб. Надо помнить, что аналитический учет по субсчету 170 ведется в карточках ф.№ 292-а или в книге ф.№ 292 по каждому виновному лицу с указанием фамилии, даты возникновения задолженности и т.п. Кроме хищения денежных средств из фонда заработной платы материально-ответственные (должностные) лица, похищая товары и деньги, используют при этом любые источники. Известно, что большую часть продуктов в системе общественного питания в производственных училищах и т.п. закупается у частных лиц, а также на рынках. Так, в течение 2-х лет главный бухгалтер производственного училища г. Кургана Б., вступив в преступный сговор с заведующей производством В., составляла подложные акты закупки продуктов у населения. При этом завышали цены на фактически закупленные товары, а разницу изымали. Для проверки данной информации были опрошены лица, у которых закупались продукты питания. В результате опроса было установлено, что таких физических лиц вообще не существует. У существующих же лиц продукты приобретались либо в меньших количествах, либо сумма в актах закупки была завышена. В дальнейшем в столовой была произведена контрольная закупка обедов, где обнаружено недовложение общего веса блюд. Одновременно проводилась инвентаризация, в ходе которой по семи наименованиям продуктов обнаружена недостача. В ходе опросов зав. производством и бухгалтер признались в совершении подлогов и изъятии продуктов. Иногда должностные лица совершают подлоги в первичных документах за счет экономии статей сметы расходов, незаконно изымают денежные средства по этим же статьям. Так, например, изъятие денег по с/счету 200 (единовременные пособия). С этой целью выписывается подложный расходный ордер на конкретного работника с указанием выплаты определенной суммы, а фактически лицо, указанное в документе денег не получает. Такое изъятие денег совершается по сговору бухгалтера и кассира. Выявляются такие подлоги при наличии конкретной оперативной информации, а впоследствии путем сличения первичных документов с данными учета и опроса лиц, указанных в исследуемых документах. В таких бюджетных учреждениях как больницы, детские комбинаты умышленно увеличивается количество койко-дней, а это в свою очередь приводит к незаконному списанию лекарственных препаратов, продуктов питания, а также других материальных средств, предназначенных для обслуживания данных лиц. Например, для выявления фактического количества койко-дней, указанных в больничном отчете, необходимо сопоставить книгу учета (регистрации) приемного отделения, целесообразно проверить наличие истории болезни, и в конечном итоге имеется ли такой человек вообще. С целью выявления таких подлогов в детских комбинатах сопоставляется книга движения детей, табель посещаемости, который ведет медицинский работник. Кроме того, целесообразно проверить в столовой количество детей, находящихся на питании и требование меню. В больницах для проверки выявленных подлогов, особенно при хищении лекарств, целесообразно привлекать специалистов - врачей, ревизоров, с целью определения правильности выписки количество лекарств и необходимости их применения при наличии данного диагноза болезни. Практика показывает, что в настоящее время многие бюджетные организации имеют право предоставлять различные платные услуги на основе договора (аренды, купли-продажи, сопровождения грузов), который заключается между организацией и работниками, привлекаемыми со стороны. Договор составляется в 2-х экземплярах. В нем должны быть отражены все необходимые реквизиты, в частности: наименование организации, фамилия, имя, отчество руководителя, с другой стороны работника исполнителя, их подписи, место и дата составления договора, его содержание, сроки выполнения работ (услуг), сумма и условия оплаты, порядок их приемки, печать организации. Все расчеты по договорам учитываются в бухгалтерии на счете 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». В этом случае должна быть сделана следующая запись Д-т 178 К-т 400, т.е. отражается сумма, начисленная по договорам. А поступление платежей должно отражаться следующим образом: Д 120, 111, 118 К 178. В данном случае бухгалтер составила преступную бухгалтерскую операцию, т.е. отразила поступление денег по договорам напрямую в доходы предприятия по счету 400. Позволяя, таким образом, часть договоров не регистрировать, а суммы не зафиксированных договоров присваивать, минуя кассу предприятия. Так, например, в УЭП УВД Белгородской области возбуждено уголовное дело по ст.160 ч.1 УК РФ в отношении главного бухгалтера и администратора финансово-экономического института. В 1997 году был заключен договор аренды между институтом и частным предпринимателем. Оплата за аренду производилась наличными деньгами, но администратор и главный бухгалтер деньги в кассу не оприходовали, хотя приходный кассовый ордер выписывался и выдавался арендатору. В дальнейшем изъятие денег было доказано и подтверждено документально показаниями и подозреваемых и свидетелей. Для проведения документальной ревизии были изъяты и представлены ревизору следующие документы: платежные поручения, кассовые книги, кассовые отчеты, книга приказов, договора аренды, главные книги, а также квартальные и годовые отчеты. Кроме документальных подлогов в процессе документальной ревизии были выявлены лица фактически не работающие в данном учреждении, но деньги в виде заработной платы получающие - главный бухгалтер, администратор и кассир, которые в содеянном признались. Как видно из приведенных примеров эффективность выявления любых подлогов зависит от правильности определения способа изъятия денег, материальных ценностей, выбора метода работы с документами и умения общения с конкретными лицами.
Вопрос 2 Использование учетных документов при выявлении признаков преступлений на предприятиях промышленности В настоящее время отечественная промышленность переживает экономический спад, обусловленный рядом причин объективного и субъективного характера. Сложившуюся ситуацию активно используют преступники, начиная от расхитителей и заканчивая организованными преступными группами, которые налаживают обеспечение предприятий сырьем, финансовыми ресурсами, а взамен присваивая готовую продукцию, что дает возможность их колоссального обогащения. В этих условиях ущерб получает прежде всего государство. Противостоять сложившейся ситуации, в настоящее время, могут только правоохранительные органы, среди которых и аппараты по борьбе с экономическими преступлениями. Хорошо известно, что многие экономические преступления, при их совершении, оставляют следы в документах и регистрах бухгалтерского учета. Выявить признаки этих следов - задача оперативных работников службы БЭП. Для решения таких задач в части промышленных предприятий, в курсе судебной бухгалтерии и предусмотрено изучение этой темы Основой производственного процесса являются производственные затраты (издержки производства), производственный процесс и готовая продукция. Под издержками производства обычно понимаются затраты живого и овеществленного труда, связанные с изготовлением продукции, оказанием услуг, выполнением работ. Например при изготовлении промышленной продукции возникают затраты по оплате труда, расходу сырья и материалов, амортизации основных средств производственного назначения и некоторые другие. Подобные затраты возникают и при оказании каких-либо услуг, например населению, или при выполнении, каких-либо работ. Издержки приходящиеся на выпущенную из производства продукцию, оказанные услуги или выполненные работы производственного характера называют себестоимостью готовой продукции (работ, услуг). Следует отметить, что величина себестоимости для целей управления производством и для целей налогообложения различная. Для целей налогообложения фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) корректируется с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. В частности, для целей налогообложения в себестоимость продукции включаются расходы по рекламе, на переподготовку кадров, представительские, связанные с компенсацией по командировкам и некоторые другие, не в полном объеме, а в пределах утвержденных органами государственного управления нормативов. Информацию о затратах на производство по статьям калькуляции можно использовать в криминалистическом анализе с целью выявления признаков преступления. Так при хищениях сырья и материалов, а также готовой продукции непосредственно из цеха, приписках в объемах выполненных работ удельный вес затрат по отдельным статьям калькуляции будет выше в тех периодах, когда совершалось преступление по сравнению с тем и периодами, когда преступления не совершались. Ниже приведен пример преступления, признаки совершения которого могли быть обнаружены при криминалистическом анализе себестоимости продукции. Пример. В аппарат БЭП поступила информация о том, что у слесаря-испытателя Ижевского автозавода П. появилась автомашина производства данного завода, которую он похитил с территории завода. Сообщили также, что П. каждый день ездит на "Москвиче" на завод, и назвали государственный номер автомашины. Выяснилось, что в ГАИ под этим номером зарегистрирован автомобиль принадлежащий Удмуртсельстрою. Был произведен осмотр автомашины, которую П. оставлял на время работы на открытой стоянке около автозавода, записаны номера двигателя и шасси. На автозаводе в цехе сборки автомобилей по журналу регистрации выходящих с конвейера автомашин установили, что автомашина с такими номерами двигателя и шасси была собрана и сошла с конвейера весной этого же года. В отделе сбыта автозавода, где регистрировались все автомобили, отпущенные организациям и частным лицам, машина с указанными номерами не регистрировалась. В ходе ревизии было установлено, что "повисли в воздухе" еще три автомобиля, сошедшие с конвейера, но не зарегистрированные в отделе сбыта, как отправленные покупателям. В ходе дальнейших оперативно-следственных мероприятий удалось доказать, что три автомашины были похищены П., а еще одна похищена другим работником автозавода. В данной ситуации, в те периоды, когда совершалось хищение себестоимость одного автомобиля сошедшего с конвейера должна быть выше, чем в те периоды, когда хищений не совершалось. Это связано с тем, что произведенные на производство затраты распределяются на меньшее, по причине хищений, количество автомобилей, и, в результате, себестоимость одного автомобиля становится более высокой. Аналогично, анализируя в динамике удельный вес затрат на сырье и материалы или оплату труда в себестоимости продукции можно определить период, в котором имелся неоправданный рост этих затрат по сравнению с другими периодами. Таким образом, будет определен период времени, за который документы целесообразно подвергнуть углубленной проверке для изучения причин роста материальных или трудовых затрат. Одной из причин может быть хищение материалов из производства или приписки объемов невыполненных работ. Имея представление о понятии издержек производства, можно перейти к рассмотрению возможностей использования учетной информации о затратах на производство в методике выявления признаков следов некоторых видов экономических преступлений. Информация, содержащаяся на счетах по учету издержек производства может быть полезна для раскрытия некоторых экономических преступлений, в частности налоговых и мошеничества. В связи с этим рассмотрим порядок отражения операций на указанных счетах. Прежде всего необходимо иметь ввиду, что затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции того периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты - предварительной или последующей. Например, начисленная рабочим оплата труда за март месяц должна включаться в издержки производства именно за март, несмотря на то, что фактически заработная плата будет выплачена в апреле. Затраты, по которым нельзя точно установить, к какому отчетному периоду они относятся, например в сезонном производстве, включаются в себестоимость продукции в сметно-нормативном порядке. Для обобщения информации о затратах основного производства по выпуску продукции предназначен активный калькуляционный счет 20 "Основное производство". По дебету этого счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства и потери от брака. По кредиту счета 20 "Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Остаток по счету 20 "Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Для обобщения информации о затратах вспомогательных производств (котельные, гараж, ремонтные мастерские и т.п.) предназначен активный калькуляционный счет 23 "Вспомогательные производства". По дебету этого счета отражаются прямые расходы, непосредственно связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. По кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Остаток по счету 23 "Вспомогательные производства" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Информация о расходах по обслуживанию основного и вспомогательного производств (на уровне цеха и другого аналогичного по уровню управления звена) обобщается на активном собирательно-распределительном счете 25 "Общепроизводственные расходы". Согласно действующих инструкций, учет движения деталей и полуфабрикатов в производстве должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить контроль за их движением в производстве и остатками незавершенного производства, предупредить возможность сокрытия брака, недостач, появления приписок, обеспечить ответственность лиц, связанных с приемом, выдачей и транспортировкой деталей и полуфабрикатов. Порядок организации и учета движения деталей и полуфабрикатов зависит от особенностей технологии и организации производства, номенклатуры деталей и полуфабрикатов, порядка хранения межоперационных заделов и приемки готовой продукции. Передача полуфабрикатов из цеха в цех обычно осуществляется по месячным картам (применительно к лимитным картам по отпуску материалов), а отпуск готовых деталей в сборку - по спецификациям, комплектовочным картам или другим аналогичным по назначению документам. В массово-поточных производствах (например автозавод), может применяться бездокументная передача деталей и узлов на сборку или с составлением документа один раз в месяц. Однако при этом необходимы мероприятия по обеспечению сохранности указанных материальных ценностей. С целью проверки незавершенного производства периодически осуществляется его инвентаризация. При инвентаризации определяется фактическое наличие незаконченных переработкой полуфабрикатов и продукции, а по некоторым видам их количество основного вещества из которого они состоят; определяется фактическая комплектность незавершенного производства и выявляется неучтенный брак; проверяются данные учета движения деталей и полуфабрикатов и общая сумма затрат по счету 20 "Основное производство", а также правильность распределения этой суммы по видам продукции и уточняется себестоимость выпущенной продукции. Порядок оценки фактической себестоимости незавершенного производства определяется в отраслевых инструкциях. Так, для отдельных отраслей промышленности с кратким технологическим циклом, оценка незавершенного производства производится только по фактической себестоимости использованных в производстве сырья, материалов и полуфабрикатов. В цехах с крупносерийным и массовым характером производства допускается оценка деталей и полуфабрикатов по действующей нормативной себестоимости. В любом случае следует иметь ввиду, что оценка незавершенного производства прямо влияет на величину фактической себестоимости готовой продукции, и как следствие, на величину прибыли от реализации, а следовательно и на величину налога на прибыль. Таким образом при раскрытии налоговых преступлений этот вопрос является одним из первостепенных. Аналитический учет затрат на производство по счету 20 ведут обычно в карточках, ведомостях или, при обработке учетной информации на ЭВМ, в машинограммах. Аналитический учет ведется в разрезе статей затрат на производство, местам возникновения затрат (цех, участок) и видам выпускаемой продукции. Синтетический учет ведется, при обработке учетной информации на ЭВМ, в машинограммах, а при ручной форме учета, например журнально-ордерной, в журнале-ордере N 10. Следует отметить, что построение журнала-ордера N 10 обеспечивает группировку по экономическим элементам. С целью учета списания затрат и остатков незавершенного производства на начало и конец месяца, кроме названных регистров используется еще и Ведомость сводного учета затрат на производство. При помощи данной ведомости производится исчисление себестоимости выпущенной из производства продукции. Методика использования документов и бухгалтерских записей при выявления признаков следов преступлений впроизводстве продукции следующая: в настоящее время особенно актуальным становится выявление неучтенной продукции и хищений сырья. Такая продукция спиртзаводов или похищенное сырье ликеро-водочных заводов могут служить сырьем в производстве подпольной алкогольной продукции; на нефтеперерабатывающих заводах неучтенная продукция или похищенное сырье могут служить предметом контрабанды, когда они вывозится из страны под видом смеси отработанных нефтепродуктов; во всех случаях неучтенная продукция или похищенное сырье служат источником преступных доходов, которые естественно не декларируются, в связи с чем появляются признаки налоговых преступлений. Для выявления неучтенной продукции необходимо, прежде всего, проверить баланс "затраты - выпуск"; другими словами следует убедиться в том, что количество израсходованного сырья, материалов и затрат на оплату труда соответствует объему выпущенной продукции. При этом могут возникнуть следующие ситуации: 1) сырья и материалов списано в расход больше, чем требуется для изготовления фактически выпущенной и оприходованной по учету продукции. В этом случае может иметь место хищение сырья и материалов или готовой продукции или и того и другого одновременно; 2) сырья и материалов списано в производство по учету меньше, чем необходимо для изготовления фактически выпущенной продукции, часть которой оприходована по учету, а часть выявлена как неучтенная. В этом случае может иметь место экономия сырья за счет нарушения технологии с целью изготовления именно неучтенной продукции, качество которой, естественно, не будет соответствовать стандартам. Причина может крыться и в организации производства на данном предприятии неучтенной продукции из завезенного со стороны, также неучтенного сырья. Однако в обоих случаях может иметь место укрытие от налогообложения доходов от реализации неучтенной продукции; 3) количество списанного сырья и материалов на производство продукции соответствует объему оприходованной по учету готовой продукции, но на данном предприятии выявлена еще и неучтенная готовая продукция. Причины могут быть те же самые, что и в предыдущей ситуации, и, также, может иметь место укрытие от налогообложения доходов от реализации неучтенной продукции. Аналогичные ситуации могут иметь место и с балансом "расходы на оплату труда - готовая продукция". Например: 1) затраты на оплату труда больше, чем требуется по нормативам для изготовления фактически оприходованной по учету готовой продукции. В этом случае мы можем столкнуться либо с приписками в оплате труда, либо с изготовлением неучтенной продукции, доходы от реализации которой, естественно не будут декларироваться для уплаты налогов; 2) затраты на оплату труда меньше, чем требуется по нормативам для изготовленния продукции, часть которой оприходована по учету, а часть выявлена как неучтенная. В этом случае возможна организация на предприятии неучтенной продукции, оплата за изготовление которой также не отражается по учету. Здесь возникает ситуация укрытия от налогообложения доходов; 3) затраты на оплату труда соответствуют необходимым, согласно нормативам, для изготовления оприходованной по учету продукции, но выявлена и неучтенная продукция. Здесь ситуация аналогичная предыдущей. Во всех вышеперечисленных случаях имеют место доходы полученные преступным путем, которые могут быть использованы и в качестве источника финансирования организованных преступных групп. Для выявления подобных преступлений может быть использована следующая методика. Вначале негласно фиксируется объем вывезенной с предприятия готовой продукции, например за сутки. Устанавливаются направления ее сбыта, с тем, чтобы впоследствии можно было документально подтвердить количество вывезенной продукции. Затем на складе готовой продукции производится инвентаризация и определяется: 1) количество числящейся по учету готовой продукции на начало дня, соответствующего дате начала наблюдения; 2) количество полученной из цеха и возвращенной от покупателей готовой продукции за время, соответствующее времени наблюдения; 3) количество отпущенной со склада на сторону готовой продукции за это же время. Затем подсчитывается остаток по учету и сопоставляется с фактическим наличием готовой продукции на складе и определяется результат - излишек или недостача. В инвентаризации желательно участие специалиста-технолога, который может проверить соответствие находящейся на складе готовой продукции стандартам или техническим условиям. Впоследствии это может быть полезным при доказывании хищений сырья или изготовления неучтенной продукции за счет выпуска нестандартной продукции. В том случае, если будет зафиксировано, что вывезено продукции больше, чем отражено по данным складского учета, необходимо проверить, не было ли отгрузки непосредственно из цеха, минуя склад готовой продукции. Такую информацию можно получить от водителей, вывозивших готовую продукцию или от рабочих цеха. Затем в цехе проводится инвентаризация незавершенного производства, не подвергавшихся обработке материалов, а также готовой продукции, еще не переданной из цеха на склад готовой продукции. В инвентаризации обязательно участие специалистов-технологов, поскольку без них практически невозможно определить количество материалов, находящихся в незавершенном прозводстве. Зафиксировав фактическое наличие по этим объектам можно перейти к документальной проверке. Прежде всего, необходимо с помощью технологов проверить правильность применяемых норм расхода сырья и материалов, по которым в производственных отчетах цехов производилось списание материалов на изготовление готовой продукции. Они же должны проверить соответствие наименований материалов израсходованных на производство продукции, согласно производственным отчетам, данным технологической и конструкторской документации. Специалисты-технологи также должны проверить технологическую документацию предприятия на выпускаемую продукцию, в частности, не включены ли в технологические карты излишние операции, излишние комплектующие детали и узлы или материалы. При инвентаризации готовой продукции они же должны проверить ее соответствие утвержденным стандартам, техническим условиям или другой аналогичной по назначению документации. Уже на этом этапе проверки могут быть выявлены завышенные нормы расхода материалов, нарушения технологического процесса, которые позволяют "экономить" сырье и материалы для их последующего хищения или использования для изготовления неучтенной готовой продукции. Так, в практике встречался случай, когда при фактическом увеличении, по сравнению с предусмотренной технологией, ширины ткани, из которой шились чехлы для автомобилей, карта раскроя ткани не была пересмотрена. В результате для раскроя более широкой ткани применялась карта, предназначенная для раскроя ткани меньшей ширины, соответственно могли увеличиться отходы ткани. Однако закройщик нашел более рациональный способ раскроя широкой ткани и, в результате, он получил не отходы, а неучтенную продукцию, которая в дальнейшем похищалась. Следующим этапом, с помощью специалиста по труду и заработной плате, необходимо проверить правильность применяемых норм времени и расценок, по которым производилось начисление оплаты труда рабочим за изготовление продукции. В ходе такой проверки могут быть выявлены факты завышения расценок, что повлияет на удорожание себестоимости продукции и, следовательно, на занижение налогооблагаемой прибыли. Т.е. могут встретиться признаки налоговых преступлений. Остальную документальную проверку может выполнить бухгалтер-ревизор или непосредственно оперативный работник. В ходе этой проверки необходимо установить соответствие количества и номенклатуры списанных на производство материалов согласно производственного отчета цеха, объему фактически изготовленной продукции, нормам расхода и технологическим операциям, проверенным специалистом-технологом. Затем проверяется правильность начисления оплаты труда рабочим за изготовленную продукцию, указанную в нарядах на оплату труда или заменяющих их документах. При этом необходимо исходить из ранее проверенных специалистами перечня технологических операций и норм времени и расценок указанных в нарядах на оплату труда. После чего проводится взаимный контроль объемов выполненных работ указанных в нарядах на оплату труда и в производственных отчетах на списание сырья и материалов. При этом могут быть выявлены факты завышения объемов работ в нарядах на оплату труда по сравнению с производственными отчетами или наоборот - в производственных отчетах по сравнению с нарядами на оплату труда. В первом случае мы имеем признак приписок по оплате труда, которые повлекут удорожание себестоимости и занижение налога на прибыль, а во втором случае - признак излишнего списания материалов с целью создания их резерва для хищения или изготовления неучтенной продукции. Следующим этапом необходимо провести взаимный контроль соответствия объемов готовой продукции по данным производственного отчета, приемо-сдаточных накладных на передачу готовой продукции из цеха на склад и записям в складском учете. В том случае если будет установлено, что выпущено из производства готовой продукции больше, чем передано на склад и она отсутствует в цехе, мы имеем дело с признаком изготовления неучтенной продукции и ее последующим хищением. При этом необходима встречная проверка по документам о передаче готовой продукции из цеха на склад, поскольку возможна ситуация, когда в экземпляре приемо-сдаточной накладной склада или карточках складского учета количество продукции умышленно занижается с целью создания на складе резерва для хищения готовой продукции. Изложенное выше иллюстрирует пример, взятый из практики работы аппаратов по борьбе с экономической преступностью. Пример. На одном из опытно-эксперементальных предприятий действовала преступная группа, занимающаяся хищением готовой продукции. Преступники путем недовложения полиэстирола в технологический процесс создавали его излишки, из которых впоследствии изготавливалась неучтенная продукция, реализовавшаяся через розничную торговую сеть. Таким образом, ими было изготовлено около 1,5 млн. штук кнопок для крепления деталей к автомобилям марки "Жигули". Неучтенную продукцию начальник кузнечно-прессового цеха данного предприятия сбывал по ценам ниже рыночных в торговые предприятия через их руководителей, не оформляя документами. С каждой кнопки 70 процентов выручки передавалось изготовителю, а 30 процентов - работникам торговли. При инвентаризации в магазинах было установлено, что наличие этих товаров в них намного превышало количество указанное в приходных документах. Всего в магазинах было выявлено около 600 тыс. штук неучтенных кнопок. Инвентаризацией, проведенной на заводе, излишков или недостач сырья (полиэстирола) у материально ответственных лиц установлено не было. Однако, технологической экспертизой выпускаемой заводом продукции было установлено недовложение полиэстирола, из которого и изготавливалась неучтенная продукция. Всего по уголовному делу было привлечено к ответственности 11 человек. Бухгалтер-ревизор или оперативный работник должен проверить и обоснованность первичными документами записей на счетах бухгалтерского учета, особенно по списанию затрат в дебет счетов 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы". Бездокументные записи на указанных счетах или записи, выполненные по подложным документам могут быть признаком хищения или мошеничества. Аналогично, с целью создания неучтенных излишков готовой продукции на складе, предназначенных для последующего хищения, могут занижаться против документов записи по дебету счета 40 "Готовая продукция".
Вопрос 3 Исследование операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками; с покупателями и заказчиками Операции по расчетам, в процессе или под видом которых чаще всего совершаются преступления, обычно осуществляются через коммерческую организацию, которая является с одной стороны покупателем, а с другой стороны поставщиком, т.е. совершающую торговые операции. Как правило, в преступной схеме задействована организация, продающая свою продукцию (обычно по заниженной цене) и организация, покупающая эту продукцию и продающая ее как товар третьим лицам, как юридическим, так и физическим, по реальной рыночной цене. Может быть и другая схема, при которой одна организация закупает товар по реальной рыночной цене и перепродает его по завышенной цене другой организации, в которой данные приобретаемые материальные ценности используются в качестве сырья и материалов для производства продукции. В обоих случаях отличительным признаком операций является их экономическая невыгодность для одной из сторон сделки. Как правило, эта сторона является государственным предприятием или предприятием с большой долей государственной собственности в уставном капитале. Другими словами менеджеры таких предприятий, включая высших менеджеров, являются наемными работниками, контроль за деятельностью которых со стороны собственников осуществляется неэффективно. Однако невыгодность сделки для юридического лица не означает ее невыгодность для физических лиц – менеджеров данного юридического лица, которые обычно получают скрытое вознаграждение за осуществление подобных операций. Вместе с тем следы и признаки преступной деятельности, как было отмечено выше, закономерно остаются в первичных бухгалтерских документах, а также в договорах, контрактах и т.п.Рассмотрим основные из этих документов. Основные документы, в которых отражается отгрузка готовой продукции промышленного предприятия. К таким документам можно отнести договор купли-продажи, в котором оговариваются условия поставки материальных ценностей, их количество, цена, стоимость, юридические адреса сторон и другие данные. Другим таким документом является приказ-накладная или другой документ (извещение об отправке, приказ на отпуск и т.п.), в которых указываются наименование, количество, адрес получателя и другие данные на отгружаемую продукцию. Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то должна оформляться "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере". Могут составляться и некоторые другие подобные документы, подтверждающие факт отгрузки продукции получателям. Получатель ценностей обычно обеспечивается пропуском, дающим право на вывоз или вынос с территории предприятия отпущенных материальных ценностей. Отпуск на сторону и пропуск оформляются при предъявлении получателем доверенности на получение ценностей. Факт оплаты отгруженной продукции может подтверждаться счетами поставщиков, платежными требованиями, платежными поручениями, приходными (у продавца) и расходными (у покупателя) кассовыми ордерами. Для предоставления в бухгалтерию сведений об остатках и движении материальных ценностей в подотчете материально ответственных лиц применяется Отчет о движении товарно-материальных ценностей в местах хранения (ф. № М-20, 20а). Может использоваться и Отчет экспедитора (ф. № МХ-21), который применяется для учета товарно-материальных ценностей доставленных грузополучателям через экспедицию организации-поставщика. Этот отчет составляется экспедитором для отчета перед бухгалтерией своей организации за доставленные товарно-материальных ценности по каждому рейсу автотранспорта. Отчет составляется на основании товарно-транспортных документов. Движение поступивших в промышленную организацию материальных ценностей оформляется такими же документами, однако вместо накладной на отпуск или товарно-транспортной накладной выписывается приходный ордер ф. № М-1. Основные документы, в которых отражается движение приобретенных и реализованных товаров в организациях торговли. Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом - фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Она должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д. Счет - фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Счет - фактура является для розничной торговой организации приходным товарным документом и выступает основанием для оплаты поступившего товара. Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации. Учет первичных документов по приходу товаров материально ответственные лица обычно ведут в "Журнале поступления товаров", который содержит название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах. Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Оформление и учет реализации товаров в торговой организации зависит от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом. Товары в организациях торговли реализуются как за наличный расчет, так и по безналичному расчету. В розничных организациях денежные расчеты с населением ведутся с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с Законом РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины" (с изменениями и дополнениями). Если киоски, ларьки и т.д. принадлежат розничной торговой организации, то материально ответственным лицам, работающим в них, выдается в одном экземпляре "Товарная книга работника мелкорозничной сети" по форме N 1-РТ. Отпуск товаров оформляется расходной накладной. Данные об отпуске товаров и получении выручки отражаются в книге по совершению операций на основании приходно-расходных документов с выводом каждый раз нового остатка товаров. Записи в книге производятся ответственными лицами, отпускающими товар или принимающими выручку. Если товары отпускаются на день (смену) работы материально ответственным лицам, то отпуск оформляется расходно-приходной накладной по форме N 16-ОН. Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером. Номер, дата приходного ордера и сумма, на которую продан товар, указываются в расходно-приходной накладной. Количество и сумма нереализованных за день товаров указывается в соответствующих графах расходно-приходной накладной. Затем суммы выручки, полученные кассой, сверяются с суммой проданных товаров. Полный отчет материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен. Реализация товаров мелким оптом осуществляется на основании письма-требования на отпуск товара от покупателя, счета на оплату товара, а отпуск товаров осуществляется после оплаты счетов и оформляется расходной накладной, в которой делается отметка об отпуске и получении товара и ставится круглая печать организации. Материально ответственные лица в структурных подразделениях организации обычно ведут "Журнал учета поступления товара" и "Журнал учета отпуска товара", в которых должны быть указаны номер п/п, дата поступления (или отпуска), наименование товара, количество единиц и сумма поступления (или отпуска), фамилии, инициалы и подпись лица, принявшего (выдавшего) товар. Материально ответственные лица также составляют отчетность о наличии и движении товаров в сроки от 1 до 10 дней, установленные руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы. Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления товарного отчета. В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отчета и поступление товаров и тары по сопроводительным документам. В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период. Каждый расходный документ отражается отдельной строкой (продажа товаров мелким оптом, возврат недоброкачественных товаров, переброска товаров). Товарные отчеты составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица. Если материальная ответственность за материальные и денежные ценности объединена в одном лице или бригаде, то может составляться товарно-кассовый отчет. В приходной части товарно-кассового отчета указывается остаток товаров на начало отчетного периода и поступление товаров по датам в хронологическом порядке. При этом указывается наименование поставщика, номер и дата сопроводительного документа, сумма поступившего товара по каждому поставщику. В расходной части товарно-кассового отчета отражается сумма выручки по кассе за каждый день отчетного периода в целом по предприятию в хронологическом порядке и суммируется расход (сумма выручки) по организации. Затем рассчитывается остаток товаров на дату составления товарно-кассового отчета. Учет товаров в организациях торговли организуется: - в бухгалтерии - по материально ответственным лицам (бригадам) в стоимостном выражении; - на складах - по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках. Материально ответственные лица, отпустившие товары в мелкорозничную сеть, включают расходно-приходные накладные в товарные отчеты и сдают в бухгалтерию торговой организации, где проверяется соблюдение правил отпуска товаров продавцам, законченность расчетов по каждой накладной. В соответствии со статьей 169 Налогового Кодекса РФ «Счета-фактуры» налогоплательщики обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Эти документы также могут использоваться при выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых в процессе или под видом расчетных операций, поэтому рассмотрим их подробнее. В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры. Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению). Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых машин, бланков строгой отчетности, выписываемых в установленных случаях вместо счетов-фактур), составляемых продавцом при совершении операций, в том числе и не облагаемых НДС. В счете-фактуре указывается количество, цена за единицу, стоимость, ставка и сумма НДС и другие реквизиты. Подписывается этот документ руководителем и главным бухгалтером. Книги покупок и продаж подписываются главным бухгалтером. Рассмотрим, как вышеназванные документы могут использоваться при выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых под видом или в процессе некоторых видов расчетных операций. В настоящее время преступления, совершаемые под видом или в процессе расчетов, осуществляются различными способами. Рассмотрим некоторые из этих способов, документы в которых отражаются признаки и следы преступной деятельности а также приемы судебной бухгалтерии, используемые для их обнаружения. 1. Занижение цены отгружаемой продукции на промышленном предприятии и продажа этой продукции по реальной рыночной цене в торговом предприятии. Сделка экономически нецелесообразна для промышленного предприятия и выгодна для торгового предприятия. Документы, необходимые для обнаружения и доказывания преступной деятельности: а) в промышленном предприятии: договор купли-продажи, приказ-накладная или другой документ на отпуск готовой продукции, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная со спецификациями и упаковочными листами, доверенность на получение ценностей, пропуск на вывоз груза с территории предприятия, счета поставщика, платежные требования или поручения, выписки из лицевого счета в банке, приходные кассовые ордера (при оплате за отгруженную продукцию наличными), отчет о движении товарно-материальных ценностей в местах хранения (ф. № М-20, М-20а), отчет экспедитора (ф. № МХ-21), счета-фактуры (по НДС), журнал учета выставленных счетов-фактур, книга продаж. б) в торговом предприятии: договор купли-продажи, накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная со спецификациями и упаковочными листами, журнал поступления товаров, счета поставщика, платежные требования или поручения, выписки из лицевого счета в банке, расходные кассовые ордера (при оплате за полученный т
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |